Межличностный конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 00:35, реферат

Описание работы

Некоторые считают, что конфликт — это зло. Признак ума и лидерских качеств - умение избегать конфликта. На самом же деле, спокойствие, бесконфликтность - характеристика скучного существования, а не реально текущей жизни, наполненной разнообразными отрицательными эмоциями. Конфликтные ситуации не только вызывают в нас негативные эмоции и напряжение, но и приводят к реальной пользе, так как помогают разрешить противоречия и выяснить исходные позиции сторон.

Содержание работы

Введение
Межличностный конфликт
Особенности межличностного конфликта
Функции межличностного конфликта
Основные типы межличностных конфликтов
Динамика межличностных конфликтов
Стили поведения в межличностном конфликте
2. Способы разрешения межличностных конфликтных ситуаций
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

конфликтология.docx

— 50.63 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

 

 

КАФЕДРА

ПОЛИТИЛОГИИ

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Межличностный конфликт»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Иванова К. Н.

Студент 3 курса, гр. 3301

Проверил: Доктор социальных наук, профессор Семенов В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.

 

 

 

Оглавление

 

Введение 

  1. Межличностный конфликт

 

    1. Особенности межличностного конфликта
    2. Функции межличностного конфликта
    3. Основные типы межличностных конфликтов
    4. Динамика межличностных конфликтов
    5. Стили поведения в межличностном конфликте

     2. Способы разрешения межличностных конфликтных ситуаций

    Заключение

    Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Некоторые считают, что конфликт — это зло. Признак ума и  лидерских качеств - умение избегать конфликта. На самом же деле, спокойствие, бесконфликтность - характеристика скучного существования, а не реально текущей жизни, наполненной разнообразными отрицательными эмоциями. Конфликтные ситуации не только вызывают в нас негативные эмоции и напряжение, но и приводят к реальной пользе, так как помогают разрешить противоречия и выяснить исходные позиции сторон. Так что конфликт может не только разрушать взаимоотношения, но, напротив, улучшать их динамику, служить мощным стимулом к эмпатии, прояснению скрытых целей и взглядов, рычагом к сотрудничеству. По замечанию Б.Ф. Ломова ( Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал), «потребности людей диктуют их поведение с такой же властностью, как сила тяготения - движения физических тел».

Но, если конфликт – явление негативное. Как его избежать? Какую стратегию  выбрать, чтобы разрешить конфликтную  ситуацию?

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Межличностный конфликт

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих  субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных  целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

Межличностный конфликт проявляется  во взаимодействии между двумя и  более лицами. В межличностных  конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения  непосредственно, лицом к лицу. Это  один из самых распространенных типов  конфликтов. Они могут происходить  как между сослуживцами, так и  между самыми близкими людьми. [2, 15-16]

    1. Особенности межличностного конфликта

В межличностном конфликте  каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение  вызывает у субъектов конфликта  острые негативные эмоции, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие. Человек вновь и вновь анализирует фрагменты ситуации, рассуждает, как можно или следовало было поступить, какие слова сказать..

Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся  системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные  мнения, интересы, точки зрения, взгляды  на одни и те же проблемы, которые  на соответствующем этапе взаимоотношений  нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно  действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах. [2, 17-18] Также конфликт может быть исчерпан, если интересы сторон больше не соприкасаются. То есть, территория конфликта меняется. Например,  одного из коллег, который постоянно соперничал с другим, руководитель перевел на другое место работы.

Любое урегулирование конфликта  или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы  межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.

    1. Функции межличностного конфликта

К конструктивным функциям относят:

  • познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);
  • функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
  • инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);
  • перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками). [3, 35-36]

Простой жизненный пример : компания по осуществлению грузоперевозок соперничает с другой аналогичной по роду деятельности компанией. И для того, чтобы быть первой, ей приходится заключать все больше и больше контрактов с разными фирмами, узнавать более выгодные условия и т.д. То есть осуществляется познавательная функция.

Деструктивные функции конфликта связаны с:

  • разрушением существующей совместной деятельности;
  • ухудшением или развалом отношений;
  • негативным самочувствием участников;
  • низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

Эта сторона конфликта  вызывает у людей негативное отношение  к ним и они стараются их избегать. [3, 37]

Я наблюдала картину, когда  у женщины, сильно поругавшейся с  сыном, произошел сердечный приступ. И это далеко не единственный случай.

 

 

    1. Основные типы межличностных конфликтов и их развитие

Межличностные конфликты  – это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми. Они характеризуются  теми же признаками, что и любые  конфликты: наличие значимых для  сторон противоречий; необходимость  их разрешения для нормализации отношений  сторон и их эффективного взаимодействия; действия сторон, направленные на преодоление возникших противоречий, реализацию собственных интересов и т. д.

Таким образом, межличностный конфликт – это ситуация, в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или, по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.

Аналогично тому, как личностные конфликты различаются тем, какие  именно проблемы затрагиваются возникшим  противоречием, можно выделить следующие  основные типы межличностных конфликтов.

Ценностные конфликты  – это конфликтные ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особенно значимый характер. Система ценностей человека отражает то, что является для него наиболее значимым, исполненным личностного смысла, смыслообразующим. Например, если речь идет о работе, ценностью будет то, в чем человек видит для себя основной смысл работы (является ли она для него источником средств существования, возможностью самореализации и др.); ценностями семейных отношений будет то, в чем супруги видят для себя смысл существования семьи и какой соответственно она должна быть, и т. д. Наконец, в систему основных ценностей человека могут входить его мировоззренческие, религиозные, нравственные и иные значимые для него представления.

Различия в ценностях, однако, не обязательно ведут к  конфликтам, и люди разных убеждений, политических и религиозных взглядов могут успешно работать вместе и иметь хорошие отношения. Конфликт ценностей возникает тогда, когда эти различия оказывают влияние на взаимодействие людей или же они начинают «посягать» на ценности друг друга. Доминантные ценности выполняют регулятивную функцию, направляя действия людей и создавая тем самым определенные модели их поведения во взаимодействии. Если в основе поведения участников взаимодействия лежат разные доминирующие ценности, они могут приходить в противоречие друг с другом и порождать конфликты. Наконец, люди нередко склонны переубеждать друг друга, навязывая свои взгляды, вкусы, точки зрения и т. д., что также может вести к конфликтам. [4, 27-28]

Очень серьезным ценностным конфликтом может выступать конфликт на основе религиозных представлений. Когда православная девушка решает выйти замуж за мусульманина, ей приходится соглашаться и с тем  фактом, что необходимым будет  также и принятие ислама.

Конфликты интересов – это ситуации, затрагивающие интересы участников (их цели, планы, устремления, мотивы и т. д.), которые оказываются несовместимыми или противоречащими друг другу. Например, у супругов оказываются разные планы по поводу проведения предстоящего отпуска, начальник намеревается послать в командировку подчиненного, который никак не собирался отлучаться из города до конца месяца, и т. д. Их интересы противоречат друг другу, но, возможно, им удастся найти вариант их совмещения. Другая разновидность конфликта интересов касается случаев, где они оказываются несовместимыми. Такие ситуации часто называются ресурсными конфликтами, поскольку их участники претендуют на один и тот же ресурс – материальный предмет, финансы, одну и ту же должность и т. д. Каждая сторона заинтересована в получении нужного ей ресурса или более выгодной (с точки зрения количества и (или) качества) части общего ресурса. Они стремятся к одному и тому же, у них одинаковые цели, но в силу единичности или ограниченности ресурсов их интересы противоречат друг другу. К этому виду конфликтов относятся все конфликтные ситуации, затрагивающие проблемы распределения (ресурса, который может быть поделен) или возникающие на почве соперничества за обладание чем-то (ресурсом, который является неделимым, например одна должность, на которую претендуют двое). [4, 28-29] С проблемами такого рода мы постоянно сталкиваемся и в нашей повседневной жизни: например, имеющиеся у семьи финансовые средства – это делимый ресурс, ставящий проблему распределения средств, а единственный телевизор – это неделимый ресурс, и поэтому в споре о том, какую программу смотреть, предпочтение можно отдать только одному.

Еще один вид распространенных межличностных конфликтов – это конфликты, возникающие из-за нарушения норм или правил взаимодействия. Нормы и правила совместного взаимодействия являются его неотъемлемой частью, выполняющей функции регуляции этого взаимодействия, без которых оно оказывается невозможным. Они могут иметь имплицитный (скрытый, подразумеваемый) характер (например, соблюдение норм этикета, о чем не обязательно договариваться, следование им считается само собой разумеющимся) или быть результатом особых договоренностей, иногда даже письменных (допустим, оговоренный вклад каждого из участников в общее трудовое взаимодействие), но в любом случае их нарушение может повлечь за собой возникновение разногласий, взаимных претензий или конфликтов между участниками взаимодействия. [4, 29]

Причины нарушений норм и  правил могут иметь разный характер. Кто-то может невольно нарушить принятые в коллективе правила просто потому, что как новичок он их еще не знает. Сознательное нарушение норм или правил коллектива или семейной жизни связано с желанием их пересмотра (например, подросток приходит домой позже обозначенного родителями времени и ведет с ними дискуссию о том, что он уже взрослый и не должен соблюдать эти правила, как ребенок).

Различать характер конфликта  – связан ли он с ценностями людей, их интересами или правилами взаимодействия – считается важным, так как  это во многом определяет и характер их разрешения. Как мы видели, эти  типы конфликта отличаются тем, какие  именно аспекты межличностных отношений  или межличностного взаимодействия затронуты конфликтом. При этом одни и те же причины могут порождать  разные типы конфликтов. Например, такая повседневная конфликтная ситуация, как ссоры отца с дочерью из-за того, что она не убирает за собой, не содержит в порядке свои вещи и т. д., может иметь разный характер – нарушения норм и правил взаимодействия («ты не выполняешь свои обязанности по дому, о которых мы договаривались»), противоречия интересов («я вынужден иногда встречаться со своими коллегами дома, и я не хочу каждый раз заниматься уборкой или краснеть за беспорядок в нашем доме») или ценностных расхождений («если у человека в комнате беспорядок, он и в своих делах не сможет добиться порядка»).

Таким образом, характер конфликта (конфликт ценностей, или интересов, или норм и правил взаимодействия) определяется характером проблемы, порождающей противоречия между участниками ситуации, а причина его возникновения – конкретными обстоятельствами их взаимодействия. Наряду с этими факторами возникновения конфликта (проблема и причина) целесообразно упомянуть также повод возникновения конфликта, представляющий собой конкретное событие, переводящее скрытые трудности в пласт открытого конфликтного взаимодействия. Повод нередко присутствует в тех ситуациях, где конфликт развивается постепенно, иногда в форме нарастающего скрытого напряжения, и переходит в открытое столкновение под влиянием события, которое, как последняя капля, переполняет чашу терпения или намеренно используется как предлог для «нападения» на партнера. [4, 34-35]

Информация о работе Межличностный конфликт