Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 23:40, реферат
Взаимоотношении политики и морали – одна из вечных проблем. На политиков возглавляется выполнение государственных задач в интересах общества, как целого; они располагают в связи с этим особыми средствами принуждения и могут ими злоупотреблять, используя их к собственной выгоде и в ущерб многим людям. Следовательно, постоянно существует озабоченность тем, чтобы политика с ее целями и средствами вписывалась в рамки существующих представлений о добре и зле.
Введение…………………………………………………………………………3-5
1.Этическое обоснование политики…………………………………………...6-8
2.1 Соотношение целей и средств в политике……………………………….9-12
2.2 Ряд причин, объясняющих аморальность политики…………….……..13-14
3.1Взаимодействие морали и политики……………………….………..…..15-16
3.2Нравственная оценка политических решений и личности политика……………………………………………………………....………17-18
Заключение…………………………………………………………….….….19-20
Список литературы…………………………………………………….………...21
Министерство образования и науки Российской Федерации Калужский филиал федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального «Московский
государственный технический (КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана) |
ФАКУЛЬТЕТ |
"Социально-экономический" |
КАФЕДРА |
"Философия и политология" |
ДИСЦИПЛИНА: |
"Политология" | |
ТЕМА: |
" Мораль и политика: граница совместимости " |
Выполнил: студент гр. ПТМ-52 |
Соболев Д.Д. ___________________
|
Проверил: |
Максимов М.А._________________ |
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Этическое обоснование
2.1 Соотношение целей и средств в политике……………………………….9-12
2.2 Ряд причин, объясняющих аморальность политики…………….……..13-14
3.1Взаимодействие морали и
3.2Нравственная оценка
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Взаимоотношении политики и морали – одна из вечных проблем. На политиков возглавляется выполнение государственных задач в интересах общества, как целого; они располагают в связи с этим особыми средствами принуждения и могут ими злоупотреблять, используя их к собственной выгоде и в ущерб многим людям. Следовательно, постоянно существует озабоченность тем, чтобы политика с ее целями и средствами вписывалась в рамки существующих представлений о добре и зле. Но такова лишь одна сторона взаимоотношения политики и морали. В свою очередь, и мораль может подходить к политике с ожиданием, которых та не может оправдать. Попытки политически добиваться реализации определенных моральных представлений или притязаний также могут приводить к опасному извращению политики.
Во-первых, стоит разобраться как мораль влияет на политику, а политика на мораль и, что имеет первенство.
Мораль как совокупность норм, правил поведения и отношений людей друг к другу, закрепленных в обычаях и традициях, имеет первенство по отношению к политике. Она старше политики, более глубока по содержанию, более человечна. Мораль имеет первенство функциональное, ибо отсутствие надлежащего этического гуманистического обоснования, прочных нравственных предпосылок ведет к деформации политики и ее результатов. Устойчивый авторитет веками выработанной человеческой нравственности выше престижа любой политики. Но и для политики не могут быть безразличны существующие в обществе моральные ценности. Не случайно в стабильных высокоразвитых странах требование к политике и политикам предъявляются строгие нравственные требования. Достаточно вспомнить импичменты президентов США Никсона и Клинтона, отставки многих министров, запятнавших себя с точки зрения нравственных правил поведения.
В современных условиях особое значение приобретают проблемы совместимости моральных представлений:
о добре и зле и политической целесообразности;
применимости моральных оценок к политическим действиям;
вопросы соотношения целей и средств в политике;
пределов допустимого насилия по отношению к личности, социальной группе, нации и государству; и т.п.
Особое неприятие вызывают попытки
некоторых политиков и
Мораль в отличии от политики не имеет вещественных воплощений в аппаратах власти, но она как бы присутствует во всех проявлениях политики. И, к сожалению, нравственный прогресс не всегда сопровождается соответствующим прогрессом в политике. В политике действуют жестокие законы и правила, борьба различных сил. Но и в этой борьбе есть граница переступать которую никому не позволено. Ведь в борьбе за власть действуют люди, несущие в себе приобретенные за тысячелетия законы и нравственные правила.
Еще Ж. Ж. Руссо писал о том, что “переход из естественного состояния в гражданское производит в человеке чрезвычайно важную замену, заменяя в его поведении инстинкт справедливостью и придавая его действиям тот моральный характер, которого до этого не было“. Поскольку важной сферой действий людей является политика, то и понятие справедливости применимо так же и к ней. “Справедливость, - писал Прудон, - это центральное светило, управляющее обществами, полюс, вокруг которого вращается политический мир, принцип и масштаб всех наших поступков”. Справедливость, по мнению Прудона, это уважение к человеческому достоинству, но в мире политики, где “каждый становится на ту или иную сторону в зависимости от своих интересов и склонностей, справедливость невозможна“. Хорошо известен постулат К. Маркса о том, что закона морали и справедливости должны стать обязательными в отношении между народами.
Нравственные категории “добро”
Итак, возможны следующие варианты взаимодействий между политикой и моралью:
Этическое обоснование политики, провозглашение первенства морали перед политикой вплоть до полного подчинения моралью политики.
Обоснование автономности морали и политики до полного разрыва между ними.
Обоснование права политики в необходимых случаях действовать не согласуясь с нормами морали.
Оправдание аморализма политики, игнорирование ею морали.
Взаимодействие политики и морали в процессе их взаимного влияния друг на друга.
1.Этическое обоснование политики
Политика должна быть нравственной,
то есть система ее идей, целей, практических
действий должна быть направлена на реализацию
принципов гуманизма и
Аристотель, например, связывал этику и политику и считал, что справедливость должна быть масштабом политического действия и политических состояний. Государство, по его мнению, существует ради лучшей жизни своих граждан. И только внутри этого государства люди смогут процветать, так как оно воплощает справедливость и право, выражает общие интересы граждан. Политику Аристотель считал наукой, а ее основной задачей – знание справедливости.
В христианской философии Средневековья справедливость действий и суждений рассматривается как основа и критерий моральности политики, причем сама справедливость рассматривается как следование заповедям христианского учения, велениям святой церкви. Однако символ Бога как воплощение справедливости позже используется и в светской литературе. Так, российский ученый Ю. Крижанич утверждал, что из всех грехов, из–за которых правитель становится мерзким и людям и Богу, первое место занимает тиранство. “Две узды, - писал он, - кои связывают короля и напоминают о его долге, это – правда и уважение или заповедь божья и стыд перед людьми. Тот же, кто не думает ни о страхе божьем, ни о стыде перед людьми, ни о славе грядущих времен, - тот истинный и подлинный тиран. Король не подвластен никаким людским законам, и никто не может его ни судить, ни наказывать. Однако божьему закону и людскому суждению (или общему мнению) он подвластен”.
От века к веку многое менялось
в трактовке этических
Просветители 16 – 18 вв. призывали подчинить политическую деятельность нравственным запросам и гуманным идеалам. Для И. Канта политика не может быть отделена от этики и не может быть автономной. Немецкий идеализм в абстрактной форме постулировал соответствие политики и морали. “Мнение о мнимой несправедливости, согласно которой политике всегда следует прибывать в состоянии мнимой противоположности морали, - писал Г. Гегель, - покоится на поверхностном представлении о моральности, о природе государства и его отношении к моральным воззрениям”.
Политика пропускается через наше
сознание и соизмеряется с первичными
представлениями о
В наше время ведется дискуссия
между политическими “
Вместе с тем, понимая роль и значение для политики моральных норм, ряд ученых высказывают сомнение в возможности применения их современных условиях в полном объеме. Ж. Мартен считает, что политика должна быть справедливой. Дж. Кеннан называет иллюзорными представления о том, что политические доктрины могут оцениваться и направляться более высокими моральными и рациональными стандартами. Дж. М. Джильберт высказал мысль, что все формы экономического, политического, культурного роста должны в результате иметь рост нравственный. Он увязал деятельность правительства с нравственностью людей: если люди хороши, то правительство не может быть плохим, но если люди плохи, то правительство не может быть хорошим, ибо они будут стараться изменять и портить его в соответствии со своей выгодой.
В современных условиях позиция отказа от нравственных критериев политики неприемлема по следующим основаниям:
Многократно возросла “цена” политических решений в плане возрастания их воздействия на судьбу людей;
В условиях демократизации резко повышается зависимость политиков от общественного мнения;
Намного больше, чем прежде, стала
информированность людей о
Однако все это не означает, что политика стала гуманной и нравственно обоснованной.
2.1 Соотношение целей и средств в политике.
С появлением политики, чувствуется состояние напряженности между ей и моралью. Еще Аристотель проводил различие между хорошим человеком и хорошим гражданином. Следуя этой идеи, исследования постоянно подчеркивали несовпадения мира нравственного и мира политического. В отношениях между моралью и политикой возникает разрыв, который связан с государственной выгодой. Государственная выгода охватывает всеобщее, в то время как частная сводится только к личному интересу. Государство может служить универсальным воплощением того, что для отдельного гражданина является частным интересом. Если государственный интерес выражает по преимуществу политика, то частный интерес больше затрагивает область морали. Некоторые ученые исходят из того, что политика и мораль не пересекаются, поскольку политика стремится удовлетворить свои интересы с использованием наиболее эффективных средств, тогда как мораль стремится удовлетворять интересы большинства даже за счет отдельного человека. Шаффер А. говорил: ”политика – это дело государства, а мораль – дело индивида”.
Н. Макиавелли же делит преступления на полезные и бесполезные и отвергает последнее, принимая первые необходимыми в государстве. Имя Макиавелли связанно с коварством и хитростью в политике. Лозунг макиавеллизма – “Не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо”.
Макиавелли рассматривал политику как исследование борьбы за власть среди людей. Он отделил политику от этики, полагая, что любая наука должна отделить себя от этики. Научные писания и теории, по его мнению, должны быть основаны на фактах, а не на этической системе. В макиавеллизме можно выделить следующие основные идеи: о постоянстве и несовершенстве человеческой природы, которая определенным образом действует на характер и динамику политической жизни общества; о том, что государство с его интересами является самоцелью; о решающей роли в политике фактора силы; о разделенности политики и морали (“цель оправдывает любые средства”).
Информация о работе Мораль и политика: граница совместимости