Национальные стили ведения переговоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данного исследования заключается в исследовании сущности деловых переговоров, влияния национальных особенностей на эффективность деловых переговоров, а также рассмотрении национальных стилей ведения деловых переговоров на примере сравнительного анализа России и Китая.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
•изучаются теоретические основы деловых переговоров, определяются сущность, стратегии ведения, динамика, тактические приемы деловых переговоров;
•дается краткая характеристика влияния национальных особенностей на эффективность деловых переговоров;
•проводится сравнительный анализ российского и китайского национальных стилей ведения деловых переговоров.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические основы деловых переговоров 5
1.1.Переговоры как разновидность общения 5
1.2.Стратегии ведения переговоров и динамика переговоров 6
2. Стадии переговорного процесса……………………………………….…...9
2.1.Подготовка к переговорам 9
2.2.Ведение переговоров 13
2.3.Анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей. 16
2.4.Тактические приемы ведения переговоров 18
3. Анализ влияния национальных стилей на деловые переговоры 21
3.1. Роль национальных стилей в ходе деловых переговоров. 21
3.2. Сравнительный анализ национальных стилей ведения деловых переговоров на примере России и Китая 22
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Национальные стили ведения переговоров.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

 

Введение

 

Каждому человеку приходится сталкиваться с тем, что принято называть деловым общением. Как правильно составить официальное письмо или приглашение, принять партнера и провести переговоры с ним, разрешить спорный вопрос и наладить взаимовыгодное сотрудничество? Всем этим вопросам во многих странах уделяется весьма большое внимание.

 Особую роль деловое общение играет для людей, занятых бизнесом.[8] В основе любого бизнеса лежит умение договариваться. По статистике менеджеры верхнего звена 80% процентов своего рабочего времени проводят в переговорах и совещаниях. От успешности тех или иных переговоров зависит будущее компании и всех работников. [9]

Обучение искусству  ведения переговоров вплоть до недавнего  времени шло стихийно. А сегодня  уже накоплен богатейший опыт проведения переговоров, написаны сотни книг в виде руководства к действию во время переговоров.

В повседневной жизни мы даже не замечаем, что постоянно  ведем переговоры. Переговоры являются основным средством получить от других людей то, чего вы хотите. Каждый человек  хочет участвовать в принятии решений, которые его затрагивают; все меньше и меньше людей соглашаются с навязанными кем-то решениями. Будь то в деловой сфере, правительственных кругах или в семье, люди достигают большинства решений путем переговоров.[5] Переговоры становятся все более значимой составляющей жизни современного человека. Они возникают не в ситуации иерархической зависимости, а в случае необходимости достигнуть согласия у двух автономных участников.[6]

К сожалению, в  нашей стране в течение долгого  времени той стороне делового общения, которая связана с психологией и технологией ведения деловых переговоров вообще не уделяли внимания, полагая, что здесь итак все понятно.

Но сейчас времена изменились. Значительно расширился круг лиц, по роду своей деятельности связанных с партнерами из других стран.[8]

Особое влияние  на эффективность международных  деловых переговоров оказывают  национальные особенности. В разных культурах на первое место ставятся диаметрально противоположные ценности. И взаимопонимание сторон может быть достигнуто только тогда, когда каждая из сторон будет заранее изучать и принимать во внимание национальные особенности ведения переговоров своих коллег.[13]

Умение вести  переговоры, беседы, знать правила  и нормы делового этикета – вот необходимое условие для ведения бизнеса. Во-вторых, становясь частью делового единого мира, мы все больше и в большей мере переносим существующие общие закономерности на нашу действительность, требуя и от отечественных партнеров цивилизованного общения.

Умение общаться с деловым партнером, понимание психологии другого человека, интересов другой организации можно считать одним из определяющих факторов в процессе ведения переговоров. Это умение главенствует не только на деловых переговорах. Если человек умеет побуждать к деятельности других людей, то он состоится в качестве руководителя.[8]

Вышесказанное определяет особую актуальность исследуемой темы.

Основная  цель данного исследования заключается в исследовании сущности деловых переговоров, влияния национальных особенностей на эффективность деловых переговоров, а также рассмотрении национальных стилей ведения деловых переговоров на примере сравнительного анализа России и Китая.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

      • изучаются теоретические основы деловых переговоров, определяются сущность, стратегии ведения, динамика, тактические приемы деловых переговоров;
      • дается краткая характеристика влияния национальных особенностей на эффективность деловых переговоров;
      • проводится сравнительный анализ российского и китайского национальных стилей ведения деловых переговоров.

Объектом изучения выступают деловые переговоры.

Предметом исследования в данной работе явились национальные стили ведения деловых переговоров на примере сравнительного анализа России и Китая.

Структура курсовой работы изложена на 30 листах машинописного текста, состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

В процессе работы были использованы книги и статьи ведущих российских и зарубежных авторов.

 

 

    1. Теоретические основы деловых переговоров
    1. Переговоры как разновидность общения

Переговоры – специфический вид деловой коммуникации, имеющий свои правила и закономерности, использующий разнообразные пути к достижению соглашения, совместный анализ проблем. [4]

Переговоры как особая форма социального взаимодействия имеют давнюю историю. Люди испокон веков ведут переговоры, заключая торговую сделку или завершая войну мирным соглашением, договариваясь о разделе имущества или собирая караван кораблей на поиски новых неизведанных земель. Однако объектом широкого научного исследования переговоры становятся лишь во второй половине XX века, когда искусству их ведения стали уделять особое внимание.[7]

Мир переговоров  чрезвычайно обширен. Это очевидно уже потому, что разные сферы общественной деятельности предполагают разные сюжеты переговоров.[3]

Несомненно, что  переговоры – это неотъемлемая часть  деловых контактов. И их успех  зависит не только от хорошего знания предмета обсуждения, но и от владения техникой ведения переговоров, которая вряд ли может быть представлена в виде некоего исчерпывающего набора готовых рецептов. Чтобы грамотно и уверенно вести переговоры, важно понимать, в чем состоит их специфика, какие цели ставят перед собой участники, какова общая модель переговорного процесса.

Необходимо  учитывать и тот факт, что переговоры, имеющие место как в рамках сотрудничества, так и в условиях конфликта, обязательно предполагают общение участников.

Переговоры  как одна из разновидностей общения  имеют ряд отличительных особенностей. Важная особенность переговоров состоит в том, что они ведутся в условиях ситуации с разнородными интересами сторон, то есть их интересы не являются абсолютно идентичными или абсолютно противоположными. Обратимся к следующему примеру. В составе делегации фирмы, формируемой для деловой поездки, скажем в США, есть одно вакантное место. На него претендуют двое. Но один из сотрудников стремиться попасть в состав делегации потому, что для него это возможность лишний раз встретиться с братом, проживающим в США. Другой же рассматривает включение в состав делегации как признание его профессионализма, высокую оценку его деятельности, знак благожелательного отношения руководства фирмы. Есть и то, что объединяет оппонентов: они связаны совместной деятельностью и не планируют менять место работы.

Сложное сочетание многообразных  интересов делает участников переговоров взаимозависимыми. В этом заключается еще одна особенность переговорного процесса. Его участники ограничены в своих возможностях односторонним путем реализовать собственные интересы. Вернемся к приведенному выше примеру. Если кто-то из оппонентов решил, добиваясь цели, воспользоваться имеющимися каналами влияния на руководство фирмы, то это вызовет обострение отношений с коллегой, ухудшение морально-психологического климата в группе и может привести к конфликту. И чем больше стороны зависят друг от друга, тем важнее для них договориться путем переговоров.

Взаимозависимость участников переговоров позволяет говорить  о том, что их усилия направлены на совместный поиск решения проблемы.

Итак, переговоры в деловом общении – это процесс взаимодействия сторон с целью достижения согласованного и устраивающего их решения. [7] Цель переговоров – найти взаимоприемлемое решение, избегая крайней формы проявления конфликта.[4]

    1. Стратегии ведения переговоров и динамика переговоров

Вступая в переговоры, участники могут использовать различные  стратегии их ведения. Выбор той  или иной стратегии зависит от ситуации, в которой ведутся переговоры, готовности сторон реализовать интересы друг друга, понимания успеха переговоров их участниками. Выделяют две основные стратегии ведения переговоров:

1) позиционный торг, ориентированный на конфронтационный тип поведения;

2) переговоры на основе взаимного учета интересов, что предполагает партнерский тип поведения сторон. Каждая из обозначенных стратегий имеет свою специфику.

Позиционный торг представляет собой такую стратегию ведения переговоров, при которой стороны ориентированы на конфронтацию и ведут спор о конкретных позициях.[7]

Конфронтационный  подход к переговорам – это  противостояние сторон, а стол, за которыми они ведутся, - своеобразное поле битвы, где участники переговоров –  «солдаты», их главная задача состоит  в «перетягивании каната» по типу «кто-кого». Степень такой конфронтации различна: от стремления «выторговать» как можно больше до попыток не только получить максимально возможное, но и не дать партнерам реализовать свои интересы. [4]

В целом позиционный  торг имеет следующие особенности:

    • участники переговоров стремятся к реализации собственных целей в максимально полном объеме, мало заботясь о том, насколько оппоненты будут удовлетворены итогами переговоров;
    • переговоры ведутся на основе первоначально выдвинутых крайних позиций, которые стороны стремятся отстаивать;
    • подчеркивается различие между сторонами, а сходство, даже если оно имеется, часто отвергается;
    • действия участников направлены, прежде всего, друг на друга, а не на решение проблемы;
    • стороны стремятся скрыть или исказить информацию о своих истинных намерениях и целях;
    • перспектива провала переговоров может подтолкнуть стороны к определенному сближению и попыткам выработать компромиссное соглашение, но совместные действия при этом носят вынужденный характер;
    • в результате зачастую достигается соглашение, удовлетворяющее каждую из сторон в меньшей степени, чем это могло бы быть.

Выделяют два  стиля позиционного торга: мягкий и  жесткий. Жесткий стиль предполагает стремление твердо придерживаться выбранной позиции с возможными минимальными уступками, мягкий – ориентирован на ведение переговоров через взаимные уступки ради достижения соглашения. В ходе торга выбор одной из сторон мягкого стиля делает ее позицию уязвимой для приверженца жесткого стиля, а итог переговоров – менее выгодным. Однако, с одной стороны, реализация каждой из сторон жесткого стиля может привести к срыву переговоров (и тогда интересы участников вообще не будут удовлетворены).

Американские  исследователи Р. Фишер и У. Юри  отмечают следующие основные недостатки позиционного торга:

    1. приводит к неразумным соглашениям, то есть таким, которые в той или иной степени не отвечают интересам сторон;
    2. не эффективен, так как в ходе переговоров растет цена достижения договоренностей и затрачиваемое на них время, а также возрастает риск того, что соглашение вообще не будет достигнуто;
    3. угрожает продолжению отношений между участниками переговоров, так как они считают друг друга чуть ли не врагами, а борьба между ними ведет, как минимум, к нарастанию напряженности, если не к разрыву отношений;
    4. может усугубить ситуацию, если в переговорах принимает участие более двух сторон, и чем больше число сторон, вовлеченных в переговоры, тем серьезнее становятся недостатки, свойственные этой стратегии.

При всех этих недостатках  позиционные торг весьма часто используется в различных ситуациях, особенно в тех случаях, когда речь идет о разовом взаимодействии, и стороны не стремятся наладить долговременные взаимоотношения. Кроме того, позитивный характер торга проявляется в том, что отказ от него может означать отказ от ведения переговоров вообще. Однако, выбирая стратегию позиционного торга, стороны должны ясно представлять, к каким результатам могут привести такие переговоры.

В отличие от позиционного торга, который ориентирован на конфронтационный тип поведения  участников, переговоры на основе взаимного  учета интересов являются реализацией партнерского подхода. Эта стратегия предполагает взаимное стремление сторон к выработке решения, максимально удовлетворяющего интересы каждой из них.[7]

Партнерский подход реализуется путем совместного  с партнером анализа проблем  и поиска взаимоприемлемого решения, при котором в выигрыше оказываются оба участника. Если стороны настроены на сотрудничество, есть вероятность, что они добьются обоюдного выигрыша, причем выгода при этом, не обязательно будет равноценной. [4]

Информация о работе Национальные стили ведения переговоров