Национальные стили ведения переговоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данного исследования заключается в исследовании сущности деловых переговоров, влияния национальных особенностей на эффективность деловых переговоров, а также рассмотрении национальных стилей ведения деловых переговоров на примере сравнительного анализа России и Китая.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
•изучаются теоретические основы деловых переговоров, определяются сущность, стратегии ведения, динамика, тактические приемы деловых переговоров;
•дается краткая характеристика влияния национальных особенностей на эффективность деловых переговоров;
•проводится сравнительный анализ российского и китайского национальных стилей ведения деловых переговоров.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические основы деловых переговоров 5
1.1.Переговоры как разновидность общения 5
1.2.Стратегии ведения переговоров и динамика переговоров 6
2. Стадии переговорного процесса……………………………………….…...9
2.1.Подготовка к переговорам 9
2.2.Ведение переговоров 13
2.3.Анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей. 16
2.4.Тактические приемы ведения переговоров 18
3. Анализ влияния национальных стилей на деловые переговоры 21
3.1. Роль национальных стилей в ходе деловых переговоров. 21
3.2. Сравнительный анализ национальных стилей ведения деловых переговоров на примере России и Китая 22
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Национальные стили ведения переговоров.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Переговоры  на основе взаимного учета интересов  предпочтительнее: ни одна из сторон не получает преимуществ, и участники переговоров рассматривают достигнутые договоренности как справедливое и наиболее приемлемое решение проблемы. Это, в свою очередь, позволяет оптимистично оценивать перспективы пост переговорных отношений, развитие которых осуществляется на столь прочной основе. Кроме того, соглашение, позволяющее максимально удовлетворить интересы участников переговоров, предполагает, что стороны будут стремиться к соблюдению достигнутых договоренностей без какого-либо принуждения.

Стратегию ведения  переговоров на основе взаимного  учета интересов, при всех имеющихся  достоинствах, не следует абсолютизировать, поскольку при ее реализации возникают  определенные трудности:

  1. выбор этой стратегии не может быть сделан в одностороннем порядке. Ведь основной ее смысл состоит в ориентации на сотрудничество, которое может быть только обоюдным;
  2. использование этой стратегии переговоров в условиях конфликта становится проблематичным потому, что конфликтующим сторонам весьма непросто, оказавшись за столом переговоров, сразу же перейти от конфронтации и противоборства к партнерству. Им требуется определенное время для изменения взаимоотношений;
  3. эта стратегия не может считаться оптимальной в тех случаях, когда переговоры ведутся по поводу ограниченного ресурса, на обладание которым претендуют участники. В этом случае взаимоисключающие интересы скорее требуют решения проблемы на основе компромисса, когда раздел предмета разногласий поровну воспринимается сторонами как наиболее справедливое решение.

При реализации в процессе переговоров позиционного торга или стратегии их ведения  на основе взаимного учета интересов  следует соотносить свой выбор с  предполагаемыми результатами, учитывать  специфику каждого подхода, его  достоинства и недостатки. Кроме того, жесткое разграничение этих стратегий возможно лишь в рамках научного исследования, в реальной же практике переговоров они могут иметь место одновременно. Речь идет лишь о том, на какую стратегию участники переговоров ориентируются в большей степени.

 

 

 

2. Стадии  переговорного процесса

 

Переговоры  представляют собой неоднородный процесс, включающий несколько стадий, каждая из которых отличается своими задачами. Самая простая и в то же время  содержательная модель переговорного  процесса предложена  М. М. Лебедевой в работе «Вам предстоят переговоры». В соответствии с этим подходом можно выделить три стадии переговоров:

  1. подготовка к переговорам;
  2. процесс ведения переговоров;
  3. анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей.[7]
    1. Подготовка к переговорам

Чтобы достичь  успеха на переговорах, необходима тщательная, как долгосрочная, так и краткосрочная (непосредственно перед тем как  сесть за стол переговоров), подготовка.[4] Тщательная подготовка к переговорам – это залог их успешного проведения. Зачастую люди испытывают соблазн идти по пути наименьшего сопротивления и экономят время и силы на подготовке к переговорам. Представьте себе простую жизненную ситуацию: оказавшись в незнакомом городе, вы решили добраться куда-либо на такси. Велика вероятность того, что доставят вас на место, выбрав самый длинный и дорогой маршрут. Если такое произойдет, значит, вы заплатили за то, что не подготовились к данной ситуации. Даже этот простой пример демонстрирует важность подготовительной работы, в условиях же деловых переговоров она является совершенно необходимой.

Подготовительный  период может начаться задолго до фактического начала переговоров и  включает два основных аспекта: организационный  и содержательный.

Вне зависимости  от темы предстоящих переговоров в ходе их подготовки стороны должны согласовать ряд вопросов процедурного характера. Прежде всего, необходимо осуществить выбор места и времени встречи. Здесь могут быть реализованы различные варианты. [7]

Где предпочтительнее проводить переговоры – в своем офисе или на территории оппонента? Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества. Если встреча происходит на вашей территории то плюсы таковы:

  • всегда можно посоветоваться с партнерами или лицом, поручившим вести переговоры, и если нужно – заручиться одобрением и поддержкой;
  • оппонент не имеет возможности по собственной инициативе свернуть переговоры и уйти, что ему было бы нетрудно сделать при нахождении на своей территории;
  • вы можете заниматься и другими делами, а также будете окружены привычными удобствами;
  • психологическое преимущество – на вашей стороне: оппонент пришел к вам, а не вы к нему;
  • это экономит время и деньги на дорогу;
  • вы можете так организовать пространственную среду, чтобы эффективно использовать возможности невербальной информации.[4]

Перед встречей необходимо подготовить помещение: на столах не должно быть никаких лишних документов, сейфы и шкафы должны быть заперты, на столе должны лежать блокноты, карандаши, сигареты, спички, пепельницы, стоять вода, фужеры. Не следует ставить на стол бутерброды, фрукты, конфеты, так как люди собираются не закусывать, а работать. Бутерброды, чай (или кофе), фрукты и т.д. подают в том случае, если беседа длится в течение многих часов.

Если встреча  проводится как гостевая (первый или прощальный визит), то можно предложить гостям чашку кофе или чая. В редких и особо торжественных случаях, в частности, когда люди хорошо и долго знают друг друга, можно предложить к кофе небольшую рюмку коньяка или ликера.

Если вы поставили  на стол пепельницу, это является сигналом, что можно курить, однако прежде нужно спросить разрешения у присутствующих женщин. Если пепельницы на столе нет, курить нельзя. В этом случае должно быть подготовлено помещение для курения.

Комната для  переговоров должна иметь надлежащий вид. В ней должно быть очень чисто, не душно и не шумно. Стулья и кресла должны быть удобными и не располагаться напротив окон: может помешать солнечный свет, отвлечь неблаговидный пейзаж.

Встречать прибывших  иностранных гостей у входа в  ваше здание следует не руководителю фирмы, а кому-нибудь из сотрудников, лучше симпатичной и приветливой девушке. Она должна проводить гостей в офис, предложить снять пальто, удобно расположиться.[2]

«На чужом поле» проведение переговоров также имеет преимущества:

  • вы можете сосредоточиться исключительно на переговорах, тогда как «в родных стенах» слишком многое отвлекает;
  • можно придержать информацию, сославшись на то, что у вас ее нет с собой;
  • существует возможность перешагнуть «через голову» оппонента и обратиться непосредственно к его шефу;
  • бремя организационных вопросов ложится на оппонента;
  • находясь на территории партнера и анализируя его окружение, вы легко определите его психологический тип, и это даст возможность для выбора наиболее эффективного сценария взаимодействия с ним.[4]

Возможен и выбор нейтральной территории.

Что касается временного параметра переговоров, то их начало зависит, прежде всего, от реальных возможностей подготовки.[7] При определении времени встречи не принято оказывать давление на партнера по переговорам, в особенности, если вы сами являетесь инициатором встречи. Поэтому прибегают к различного рода оговоркам типа: «Любое удобное для вас время. Со своей стороны мы предлагаем 10 часов».

При определении  времени начала переговоров обычно исходят из их продолжительности: если переговоры длятся 1,5 – 2 часа, то они, как правило, назначаются на 9.30 или 10.00. Если переговоры проводятся во второй половине дня, то нужно выбрать такое время их начала, чтобы они закончились не позднее 17.00 – 17.30. [2] С другой стороны, длительность переговоров может быть весьма различна: от одного-двух дней до нескольких месяцев. Например, внеочередной саммит Организации Африканского Единства (Сирия, 1999) проходил всего два дня, а Венский конгресс (1814-1815), созванный после завершения войн против наполеоновской Франции, продолжался около 10 месяцев.

Определение повестки дня – не менее важная составляющая подготовки к переговорам. Повестка дня выступает неким инструментом для регулирования хода переговоров. В процессе ее составления определяется круг вопросов для обсуждения, устанавливается порядок их обсуждения, решается вопрос о длительности выступлений оппонентов. Разработка повестки дня может превратиться в непростую проблему. Однако она вносит ясность в процедуру проведения заседаний, что особенно важно при наличии целого ряда проблем и в ситуациях многосторонних переговоров.

Организационная сторона подготовительного периода  связана и с решением такой  задачи, как формирование состава участников переговоров.[7]

При подготовке к переговорам важно решить вопрос о полномочиях того, кто в них  участвует. Это должен быть человек, способный на уровне высокой компетентности по предмету переговоров успешно  провести стратегическую линию фирмы  и решить оперативные проблемы. В зависимости от степени важности переговоров, их сложности и сроков  в них от фирмы участвует один человек или команда. Создавая команду, привлекайте людей, способных к коммуникативному взаимодействию, слаженности в работе, во имя достижения общей цели. Иногда возникает необходимость включить в команду специалиста по связям с общественностью. В любом случае нужно помнить, что если у вашего оппонента (особенно в политике) большая команда, полезно обеспечить баланс один к одному. [4]

В ходе подготовительного периода стороны обязательно решают ряд задач, которые и составляют собственно подготовку к предстоящим переговорам:

    1. анализ проблемы и интересов сторон;
    2. оценка возможных альтернатив переговорному соглашению;
    3. определение переговорной позиции;
    4. разработка различных вариантов решения проблемы и формулирование соответствующих предложений;
    5. подготовка необходимых документов и материалов.
  1. Важнейшая составляющая содержательной стороны подготовительной работы – анализ проблемы и интересов сторон. Ни один хороший боксер не выйдет на ринг, не изучив сильные и слабые стороны будущего противника, его любимые приемы и специфику стиля. Будущие переговоры могут увенчаться успехом лишь в том случае, если стороны досконально проанализируют ситуацию и соберут необходимую информацию. Пренебрежение такого рода действиями может значительно ослабить позиции той или иной стороны, привести к срыву переговоров или заключению невыгодной для кого-либо из участников сделки.
  1. До начала переговоров каждая из сторон должна оценить возможные альтернативы переговорному соглашению. Это необходимо на тот случай, если переговоры не завершатся успехом. Р. Фишер и У. Юри предложили специальный термин BATNA (аббревиатура от английского Best Alternative To a Negotiated Agreement) – наилучшая альтернатива переговорному соглашению, которую они определяют так: мера, которая способна защитить от принятия нежелательного соглашения и одновременно предотвратить отказ от договоренности, на которую можно было бы пойти.
  2. Так, например, если вы ведете переговоры о повышении заработной платы с руководством своей фирмы, то наилучшей альтернативой переговорному соглашению может быть решение о переходе на работу в другую фирму, куда вас давно приглашают.
  3. Стоит определить не только наилучшую альтернативу, но и подумать над вторым и третьим альтернативными вариантами. Можно составить список всех возможных альтернатив, которые имеются в вашем распоряжении на тот случай, если переговоры не заверш<span class

Информация о работе Национальные стили ведения переговоров