Нормативная правовая база США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 02:29, реферат

Описание работы

Нормативная правовая база США, регламентирующая вопросы борьбы с терроризмом, включает в себя законодательные акты двух уровней: действующие на всей территории США (общефедеральные) и действующие на территории конкретного штата как самостоятельная система.
Общефедеральными нормативными актами являются Конституция США, федеральные законы и подзаконные акты.

Файлы: 1 файл

vseeeee.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то, что проблема борьбы с терроризмом находится в центре внимания мирового сообщества уже долгое время, точного общепринятого определения этого феномена не существует. А в его отсутствие реализация мер по предотвращению, пресечению и наказанию преступлений терроризма существенно осложняется.

В США, как и в большинстве других государств, универсального понятия терроризма до сих пор нет. И более того, мнения ученых и практиков значительно отличаются друг от друга.

Для определения того, что же такое терроризм с точки зрения американского права, рассмотрим ряд положений.

В основном законодательном документе государства — Своде законов США — под терроризмом понимается "преднамеренное политически мотивированное насилие, совершаемое против невоюющей стороны наднациональными группами или тайными агентами с целью оказать влияние на общественность"6.

Интересен тот факт, что именно это определение использует в своих отчетах Госдепартамент США. А вот его структурный орган — Бюро по борьбе с терроризмом — выбрал для себя иное: под терроризмом он понимает "угрозу применения или применение насилия в политических целях отдельными лицами или группами, действующими либо в поддержку, либо против установленной правительственной власти. U. S. Departament of State. Patterns of Global Terrorism: 1999. Title 22 of the United States Code Sec. 2656f (d.

Что касается законодательного закрепления, то только ядерный терроризм и наркотерроризм (наряду с международным) в качестве самостоятельных видов вошли в Свод законов США. United States Code 1994. Edition title 22. W. 1995

В Акте США о патриотизме, принятом по следам трагедии 11 сентября 2001 г., есть попытка дополнить существующее определение терроризма. 'В ст. 802 дается формулировка "внутреннего" терроризма как противоположность "международному терроризму", содержащемуся в § 2331 гл. 18 Свода законов США. Внутренний терроризм определяется как опасное для жизни людей и нарушающее законодательство США или отдельных штатов деяние, которое "замышляется и совершается с целью запугать гражданское население, путем запугивания или принуждения повлиять на политику правительства либо же путем массового уничтожения людей и имущества, совершения иного террористического акта или похищения детей либо угрозой совершения таких деяний повлиять на способность правительства руководить страной". Конкретной целью включения такой формулировки в законодательство было стремление привлечь к борьбе с террористами органы расследования американских штатов, расширив полномочия органов территориальной юрисдикции.

В плане законодательного определения терроризма нельзя пройти мимо ст. 808 Акта о патриотизме, которая предусмотрела новые виды терроризма как федеральное преступление, внеся соответствующее изменение в § 2332 b (g) 5 гл. 18 Свода законов США, где содержится перечень федеральных преступлений, расширив последний.

В своем желании не оставить без специальной репрессии ни одного деяния, хоть в какой-то мере граничащего с терроризмом, американский законодатель в ст. 713 Акта о патриотизме пошел на определенный алогизм, включив некоторые преступления, связанные с терроризмом, в определение бандитизма. Это осуществлено посредством внесения поправки в Закон о борьбе с рэкетирством и коррупцией (RICO). Таким путем власти позволяют преследовать за бандитизм по указанному закону многочисленные террористические акты, в частности расширяются возможности обвинителей по судебному преследованию членов существующих на местах террористических шаек.United States Code 1994. Edition title 18. 2332в (5). W. 1995.

Согласно законодательству США, терроризм относится к разряду федеральных преступлений. За подобного рода деяния в Соединенных Штатах предусматривается уголовная ответственность, а кроме того, для юридических лиц (наряду с уголовной) — еще и гражданская ответственность.

Закон выделяет несколько видов ответственности:

•  уголовная ответственность за поведение другого — когда 
одно лицо осуществляет поведение, представляющее собой 
преступное посягательство, то другое лицо несет уголовную 
ответственность за такое поведение, если оно сознательно 
просит, требует, приказывает или намеренно содействует 
осуществлению преступления, т. е. в данном случае речь 
идет об ответственности за соучастие;

•  уголовная ответственность корпораций — наступает за 
неисполнение возложенной на нее правом специальной 
обязанности совершить определенное положительное действие или если преступное поведение корпорации было 
санкционировано, испрошено, потребовано, приказано, 
или неосторожно допущено ее правлением;

•  уголовная ответственность индивидуума за корпоративное 
поведение — лицо несет уголовную ответственность за 
поведение, представляющее преступное посягательство, 
осуществляемое им от имени корпорации так же, как если 
бы он осуществлял эти действия от своего имени.

Уголовная ответственность наступает за оконченное преступление, а также за приготовление или покушение на преступление.

Основные виды наказания — смертная казнь, лишение свободы и штраф.

По законам США к уголовной ответственности за совершение террористических актов могут привлекаться и физические лица, и юридические, за исключением правительственных организаций.

Смертная казнь — высшая мера наказания может применяться к террористам, совершившим убийства или иные действия, повлекшие смерть людей18.

Смертной казнью могут караться такие преступные действия, как акты насилия в международных аэропортах, убийства иностранных должностных лиц, использование оружия массового уничтожения или взрывчатых средств и т. п.

Поскольку возраст уголовной ответственности законодательно закреплен не во всех штатах, то к смертной казни может быть приговорено любое лицо, не моложе 15 лет19.

Приговоры о смертной казни приводятся в исполнение различными способами: казнь на электрическом стуле (наиболее распространена), отравление смертоносным газом, инъекции снотворного и парализующего вещества, расстрел, повешение.

Помимо этической стороны вопроса о целесообразности высшей меры наказания, существует и другая — процесс приведения приговора в исполнение (включая апелляционную процедуру и непосредственно казнь) очень длительный и громоздкий. Заключенный может ожидать более 10 лет, прежде чем смертную казнь приведут в исполнение или заменят иным наказанием.

Другой вид наказания — лишение свободы. В США лишение свободы исполняется в исправительных учреждениях, в систему которых входят федеральные тюрьмы, тюрьмы штатов и местные (окружные и муниципальные) тюрьмы.

Одна из особенностей американского законодательства — неоднозначный подход к вопросу о сроках тюремного заключения.18 United States Code. Edition 1994, title 18. W. 1995.

До 1989 г. к смертной казни могли приговариваться даже дети от 7 лет. Однако Верховный суд США постановил, что назначать смертную казнь лицам моложе 15 лет антиконституционно (подробнее: Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества. М., 1995).Уголовное право зарубежных стран / Под ред. А. А. Малиновского. М., 1998. С. 27-28.

Кроме того, в УК многих штатов получила закрепление система "неопределенных приговоров". При вынесении приговора суд, опираясь на такую норму, устанавливает лишь пределы срока заключения (например, от 5 лет до 30), а сколько реально будет в заключении преступник, решает администрация того исправительного учреждения, где он должен отбывать наказание.

Однако относительно преступлений, квалифицируемых как террористические действия, наряду с "неопределенными сроками" законодатель часто устанавливает верхний предел срока заключения.

В Своде законов США вопрос о сроках наказания за преступления терроризма решен следующим образом: (А) убийства или террористические акты, поатскшие смерть людей, могут караться (наряду со смертной казнью) заключением на неопределенный срок или пожизненным заключением; (В) за похищение людей — заключение на неопределенный срок или пожизненное заключение; (С) за действия, повлекшие увечья людей, — не более 35 лет; (D) за нападение с использованием опасного оружия или нападение, закончившееся серьезным ущербом, — не более 30 лет; (Е) за разрушение или повреждение любого сооружения, транспортного средства или личного имущества — не более 25 лет; (F) в случае угрозы совершить любое из перечисленных действий (А—Е) — не более 10 лет22. 22 United States Code. Edition 1994, title IS, 2332b (c), W. 1995.

И последним видом наказания, применяемым к лицам, виновным в террористических актах, является штраф.

Система штрафов представлена тремя группами:

Фелония — категория особо тяжких преступлений по американскому праву.

— для физических лиц (назначаются обычно совместно с 
лишением свободы);

— для юридических лиц;

— альтернативные штрафы21.

Размеры штрафов могут быть предусмотрены в специальных нормативных актах, регулирующих те или иные вопросы борьбы с терроризмом; или в УК штатов.

Но по общему правилу, штраф для физических лиц не должен превышать 250 тыс. дол., а для юридических лиц — 500 тыс. дол.24

Кроме того, при рассмотрении вопроса о применении наказания в виде штрафа суд должен учитывать доходы подсудимого, наличие третьих лиц, находящихся в фактической зависимости от него, размер убытков, причиненных террористическим актом, и т. п.

Наряду с уголовной ответственностью за некоторые действия, связанные с террористическими, предусмотрена и гражданская ответственность. Так, финансовая организация, узнавшая, что она распоряжается или контролирует денежные средства террористической организации, должна:

а) сохранять контроль над ними; и б) сообщить министру финансов в соответствии с выпущенными им инструкциями.

Если финансовая организация эти положения сознательно не выполняет, то она подлежит штрафу в размере 50 тыс. дол. за нарушение, или в двойном размере от суммы ущерба, вследствие несоблюдения данных требований.

Акт США о патриотизме ввел уголовную ответственность за ряд новых видов преступлений, преследуемых в качестве террористических преступлений большей или меньшей тяжести — фелоний или мисдиминоров.

 Альтернативный  штраф назначается, если какое-либо лицо извлекает 
из преступления имущественную выгоду или преступлением причиняются 
убытки кому-либо. Размер штрафа в этом случае не может превышать 
двойного размера общей выгоды или общих убытков от преступления. United States Code. Edition 1994, title 18. 3571. W. 1995.

Согласно ст. 801 этого Акта установлена уголовная ответственность за террористические атаки и другие насильственные действия против всеобщей транспортной системы. Это положение должно быть кодифицировано путем изменения § 1993 гл. 18 Свода законов США. Имеются в виду диверсии на массовом транспорте и иные насильственные действия, нарушающие нормальное функционирование транспортной системы городов, штатов и сообщение между штатами, взрыв транспортных средств и сооружений, акты террора против служащих транспортной системы и пассажиров, сообщение ложной информации, направленной на дезорганизацию работы массового транспорта. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок до 20 лет или штрафом. Если в результате преступления последовала смерть людей, возможно назначение пожизненного лишения свободы.

К укрывательству шпионов (§ 792 гл. 18 Свода законов США) со всеми вытекающими из этой нормы последствиями ст. 803 Акта о патриотизме приравнивает укрывательство террориста.

Ст. 373 Акта о патриотизме вносит поправки в § 1960 гл. 18 Свода законов США, разъясняя особенности незаконного перевода денег в террористических целях путем посылки нелицензированных (по закону штата) или незарегистрированных (по федеральному закону) денежных переводов. Вносятся изменения в § 981 (а) гл. 18 — санкционируется конфискация денежных средств, использованных для совершения террористических актов. United States Code. Edition 1994, title 18. 3 (2) W. 1995.

Вводятся изменения в § 470—480 Свода законов США относительно максимальных мер наказания за подделку внутренней и иностранной валюты. В определение подделки включается в качестве нового признака создание аналога цифрового или электронного образа любой облигации или иной ценной бумаги США или иностранного государства.

Акт о патриотизме (ст. 376) расширил рамки преступлений, состоящих в отмывании преступных доходов от терроризма, включив в их число предоставление материальной поддержки и ресурсов террористическим организациям, предусмотренное § 2339 гл. 18 Свода законов США.

Отмывание денег через иностранный банк отныне может преследоваться по уголовному законодательству США (§1956 и § 1957 гл. 18 Свода законов США) в силу ст. 318 Акта о патриотизме.

Вообще данная норма и ст. 315 того же Акта вносят в гл. 18 Свода законов США, которая является основным источником американского уголовного законодательства, изменения с целью включения иностранных коррупционных правонарушений, преступных нарушений экспортного контроля, некоторых преступных деяний, связанных с компьютерным мошенничеством, и фелонию по Акту о регистрации иностранных представителей 1938 г. в перечень преступлений, особо опасных в плане борьбы с отмыванием незаконно добытых денег.

В законодательных актах США, регламентирующих вопросы борьбы с терроризмом, соучастие чаще всего обозначается двумя терминами: "Accessory" (соучастие, принадлежность к преступлению); и "conspiracy" (преступный сговор).

Законодатель не проводит между этими терминами существенного различия, и они оба означают намерение лица обеспечить или способствовать совершению преступления. Оно может выражаться в помощи или планировании подстрекательства, покушения или исполнения преступления. Таким образом, соучастниками в террористических действиях могут быть исполнитель, пособник и подстрекатель.

Исполнитель— лицо, которое осуществляет преступление против Соединенных Штатов или помогает его совершению, инспирирует, даст советы, побуждает, руководит или обеспечивает его совершение, а также умышленно вызывает совершение другим лицом действия, которое может считаться преступлением против США25. "United States Code. Edition 1994, title 18. Sec. 2 W. 1995.

Информация о работе Нормативная правовая база США