Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 02:29, реферат
Нормативная правовая база США, регламентирующая вопросы борьбы с терроризмом, включает в себя законодательные акты двух уровней: действующие на всей территории США (общефедеральные) и действующие на территории конкретного штата как самостоятельная система.
Общефедеральными нормативными актами являются Конституция США, федеральные законы и подзаконные акты.
В силу того, что уголовное преследование внутри Соединенных Штатов Америки обвиняемого, который совершил преступление за пределами Соединенных Штатов Америки, является столь необычным, в законе имеются специальные положения, направленные на то, чтобы гарантировать, что закон используется только для уголовного преследования за террористические акты, а не в других целях. В одном разделе закона о международном терроризме требуется, чтобы Министерство юстиции рассматривало каждое уголовное преследование, осуществление которого предлагается в соответствии с законом о международном терроризме. Уголовному преследованию может быть дан ход только в том случае, если министр юстиции или его самый высший по должности подчиненный подтвердят, что он пришел к выводу о том, что преступление было направлено на принуждение, запугивание или осуществление мер возмездия против гражданского населения, — другими словами, что преступление являлось террористическим актом. Тем самым любое уголовное преследование по закону о терроризме за нанесение вреда, убийство или попытку убийства гражданина Соединенных Штатов Америки за пределами Соединенных Штатов Америки должно быть санкционировано на высшем уровне Министерства юстиции. U. S.C. § 2331-2332
В еще одном федеральном законе делается акцент на типе оружия, использованного международными или внутренними террористами, причем вне зависимости от того, убили ли террористы на самом деле кого-либо или нанесли фактически вред кому-либо42U. S.C. § 2332а..
Этот закон применяется к лицам, которые используют оружие массового уничтожения (1) против граждан Соединенных Штатов Америки вне Соединенных Штатов Америки, (2) против любого лица в пределах Соединенных Штатов Америки вне зависимости от того, является ли оно гражданином Соединенных Штатов Америки, и (3) против любого имущества, которое находится в собственности, арендуется или используется Соединенными Штатами Америки внутри или вне Соединенных Штатов Америки. Термин "оружие массового уничтожения" включает в себя (1) бомбы, мины и ракеты, а также любое оружие с использованием (2) отравляющего газа, (3) болезнетворных организмов или (4) радиации.
В отличие от закона, рассмотренного выше и касавшегося убийства или нанесения вреда гражданам Соединенных Штатов Америки за пределами границ Соединенных Штатов Америки, здесь нет формального требования того, чтобы министр юстиции или назначенное им лицо определяло, что в террористических целях было использовано оружие массового уничтожения, прежде чем можно будет начать уголовное преследование. Вместо этого презюмируется, что любое лицо, которое использует такое оружие, является террористом. В дополнение к этому, поскольку указанный закон применяется к обстоятельствам, когда оружие массового уничтожения наносит ущерб имуществу Соединенных Штатов Америки (как это определено выше), властям Соединенных Штатов Америки не нужно доказывать, что обвиняемый намеревался убить кого-либо или нанести вред кому-либо, когда он использовал оружие
Не существует проблем в связи с юрисдикцией, когда речь идет об уголовном преследовании за террористические акты, которые совершаются в пределах Соединенных Штатов Америки. Те же самые законы, которые запрещают насильственные действия, не обязательно относящиеся к числу террористических, такие как убийство или нападение на оговоренных сотрудников правоохранительных органов федерального уровня или уровня штатов, похищение человека с целью выкупа и незаконное владение или использование определенного огнестрельного оружия или взрывчатого устройства в равной степени применяются к террористическим актам, которые имеют место на территории Соединенных Штатов Америки. При уголовном преследовании за внутренний терроризм также могут быть применены законы против угроз и вымогательства. В дополнение к этому, как указывалось выше, закон, запрещающий использование оружия массового уничтожения, применяется к актам терроризма, совершаемым как внутри, так и вне Соединенных Штатов Америки. United States Code 1994. Edition title IS, W. 1995.
Если совершенное деяние относится к юрисдикции Соединенных Штатов, то они в лице своих органов могут осуществлять уголовное преследование.
Поскольку терроризм относится к числу федеральных преступлений, его расследованием занимаются федеральные органы. К числу таковых относятся Министерство юстиции, возглавляемое Генеральным атторнеем (прокурором); Федеральное бюро расследования (ФБР), формально подведомственное Министерству юстиции; Министерство финансов и Министерство обороны; Агентство национальной безопасности; ЦРУ и др. Каждый орган действует в рамках своей компетенции, а по ряду вопросов предусматривается их совместная деятельность. Например, по вопросам, связанным с финансовой деятельностью террористов и гражданскими штрафами, обязательно взаимодействие министра юстиции с министром финансов. Бобопюв С.В.. Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М., 1997. С. 174-177.
Судебные разбирательства проходят в судах федеральной судебной системы, в которую входят окружные суды Соединенных Штатов, апелляционные суды Соединенных Штатов и Верховный суд США. Buckelew A. N. Terrorism and the American response. Cal. 1984
Важнейший принцип успешной борьбы с преступностью — ни одно совершенное преступление не должно оставаться безнаказанным. Исходя из этого, уголовное право большинства стран, в том числе и США, в ситуациях, когда преступление не подпадает под их юрисдикцию или осуществление уголовного преследования по каким-либо причинам затруднено, предусматривает выдачу преступников.
Под выдачей следует понимать основанный на международных договорах и общепризнанных принципах международного права акт правовой помощи, состоящий в передаче обвиняемого или осужденного государством, на территории которого он находится, требующему его передачи государству, на территории которого требуемое лицо совершило преступление или гражданином которого оно является, или государству, потерпевшему от преступления, для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора. Валеев P. M. Выдача преступников в современном международном праве. Киев, 1976. С. 28.
Свод законов США содержит специальные нормы, посвященные регулированию выдачи преступников — экстрадиции (титул 18, раздел 209). Однако применяться они могут только при наличии соглашения о выдаче, заключенного с соответствующим государством, т. е. единственным основанием для обязательной выдачи является договор, построенный на принципе взаимности.
Выдачу преступника Соединенные Штаты допускают только при предъявлении запрашивающей страной доказательств, свидетельствующих о виновности данного лица. Такими признаются доказательства, на основании которых дело может быть передано в суд в соответствии с местными законами (имеются в виду законы того штата, где преступник был задержан).
Решение об экстрадиции принимает Государственный секретарь, но ему обязательно должно предшествовать рассмотрение дела в суде. Судья, рассматривающий дело о выдаче, вправе поместить лицо, в отношении которого иностранным правительством заявлено ходатайство, под стражу, если считает, что есть все основания полагать, что данное лицо виновно. Затем, если суд своим решением санкционирует выдачу, последнее слово — удовлетворить ходатайство или нет — останется за правительством. Если же суд принимает решение об отказе в выдаче, то тем самым он лишает
Взаимность предполагает единообразное поведение государств. Если одно государство удовлетворяет требования о выдаче другого государства, то оно может претендовать на такое же поведение своего контрагента.
Если касаться изменений в нормах об уголовном преследовании террористов после событий И сентября 2001 г., то они в основном касаются деятельности военных комиссий как разновидности военных трибуналов по указу Президента США от 13 ноября 2001 г., их компетенции и формирования.
В Акте о патриотизме изменения в большей мере (почти исключительно) относятся не к процессуальным, а к розыскным действиям в процессе борьбы с терроризмом, особенно в области прослушивания переговоров и перлюстрации почты и электронных носителей информации. К тому, что было сказано об этом выше, можно указать еще на ст. 209 Акта о патриотизме, которая уполномочивает правительственные и иные компетентные государственные органы на доступ к "голосовой" почте в соответствии с судебным ордером, выданным на основании внушающих доверие доводов. Подобно тому, как это имеет место в отношении электронной почты, ст. 209 Акта о патриотизме санкционирует создание общенациональной службы с единым ордером на обыск для голосовой почты. Существующий § 2510 (1) гл. 18 Свода законов США включает в понятие телефонных переговоров "любое электронное хранение таких переговоров", вследствие чего государственные административные органы должны использовать ордер на прослушивание телефонных переговоров раньше, чем можно будет получить закрытые сообщения голосовой почты, которая охраняется провайдером. Поэтому предусмотренное ст. 209 изменение состоит в специальном указании в § 2703 гл. 18 Свода о том, что администрация может использовать ордер на обыск (вместо ордера на прослушивание телефонных разговоров), чтобы получить доступ к неоткрытой голосовой почте в целях раскрытия преступления, связанного с терроризмом. 20Уголовное право зарубежных стран / Под ред. А. А. Малиновского. М., 1998. С. 27-28.