Общественное мнение и электоральное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:39, контрольная работа

Описание работы

Общественное мнение — совокупность индивидуальных отношений и верований, которая характеризует совершеннолетних граждан. Теоретические подходы к изучению общественного мнения можно разделить на 4 категории.
1. Первый подход опирается на количественное измерение параметров общественного мнения.
2. Второй заключается в исследовании различных способов взаимодействия мнений индивидов, в результате чего появляется общественное мнение по какому-либо вопросу.
3. Третий подход заключается в анализе роли общественного мнения в процессах общества и политики.
4. И четвертая группа теорий строится на изучении средств массовой информации, механизмов пропаганды и технологий влияния на общественное мнение.

Файлы: 1 файл

Общественное мнение.docx

— 40.29 Кб (Скачать файл)

Общественное мнение — совокупность индивидуальных отношений и верований, которая характеризует совершеннолетних граждан. Теоретические подходы к изучению общественного мнения можно разделить на 4 категории.

1. Первый подход опирается на количественное измерение параметров общественного мнения.

2. Второй заключается в исследовании различных способов взаимодействия мнений индивидов, в результате чего появляется общественное мнение по какому-либо вопросу.

3. Третий подход заключается в анализе роли общественного мнения в процессах общества и политики.

4. И четвертая группа теорий строится на изучении средств массовой информации, механизмов пропаганды и технологий влияния на общественное мнение.

Теории общественного мнения

Термин «общественное мнение»  впервые встречается ещё у  Монтеня, в работе опубликованной в 1588 году. Но в поле научного интереса оно попало только в XIX веке, когда роль масс в политике и жизни государства стала расти. Важность этого конструкта возросла в связи с процессом урбанизации, и других тенденций политической и общественной жизни. Важно то, что впервые перед общественными науками встал вопрос о том, что люди думают, во что верят и какими нормами руководствуются, тогда как раньше эти науки занимались в основном поведением масс.

Адам Смит: что общественное мнение нужно для того, чтобы правитель  убедился, что его действия служат благу большинства.Юрген Хабермас ввел в дискуссию об общественном мнении понятие «публичной сферы». Это «та область общественной жизни, где формируется общественное мнение».

Херберт Блюмер предложил другую концепцию «публичности». Согласно Блюмеру, общественное мнение — это на самом деле дискуссионное коллективное поведение, которое состоит из тех, кто обсуждает некоторую тему — одну за раз. Поэтому опрос общественного мнения на самом деле не измеряет эту публичную сферу. Участие в общественной дискуссии интеллигента важнее, чем пьяного безработного. А «масса», в которой люди независимо принимают решения о покупке определенной марки зубной пасты, это другая форма коллективного поведения, отличающаяся от публики.

Пьера Бурдье. Он утверждал, что общественного мнения на самом деле не существует, по следующим причинам: во-первых, не все люди способны к производству своего мнения. Во-вторых, значимы далеко не все мнения. В-третьих, в обществе почти никогда не бывает консенсуса по поводу того, что же считать темой для производства мнения, тогда как социолог в опросе задает один и тот же вопрос всем респондентам, предполагая, что существует некоторое соглашение по поводу «повестки дня».

Общественное мнение играет важную роль в политике. Изучение позиций  общественного мнения по разным вопросам взаимоотношений правительства  и общества — необходимая часть  работы для прогнозирования поведения избирателей. Выделяются три основных категории людей, влияющих на производство общественного мнения: лидеры мнения, образованные люди и обычные люди.

Частное мнение и публичная  политика

Самая главная проблема, которая  делит на два лагеря исследователей общественного мнения, очень напоминает деление философов на лагерь монистов и плюралистов. Главный вопрос состоит  в том, является ли структура социальных и политических действий следствием более или менее централизованных процессов управления и отражает структуру распределения влияний, или же это результат взаимодействия независимых мнений и групп влияния  с лицами, принимающими решения.

Практическое применение исследований общественного мнения

Постоянно растет количество методик  и способов измерения общественного  мнения. Правительственные и частные  фонды постоянно проводят опросы общественного мнения, чтобы получать информацию для ориентирования в  обществе, для грамотного проведения пропагандистской работы и формирования направления политической деятельности. Министерство Сельского хозяйства  США было одной из первых правительственных  структур, которые спонсировали систематические  и масштабные исследования общественного  мнения. Сейчас этому примеру последовали  многие правительственные организации  и министерства, включая информационное агентство США, которое проводит исследования по всему миру.

На общественное мнение влияют технологии PR и политическая пропаганда. Также  общественное мнение постоянно подвергается обработке самыми разными рекламными сообщениями, доставляемыми по разнообразным  каналам СМИ.

Общественное мнение активизируется в период значительных политических событий, например, выборов.

Методы исследования общественного  мнения

Методы исследования общественного  мнения традиционно делятся на две  группы: качественные и количественные методы. Качественные исследования направлены на обнаружение тенденций и факторов, на выяснение того, что имеет место  быть, что происходит, если или нет  некое явление. Количественные методы направлены на измерение и соотношение  выявленных в процессе качественных исследований факторов и характеристик. К качественным методам относятся  наблюдение, личное интервью, store-check (проверка продукции в магазине), фокус-группы. Основной метод количественного исследования общественного мнения — анкетирование (в том числе, в форме телефонного интервью, после которого анкета заполняется социологом).

                СОЗДАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И НАСТРОЕНИЙ  ЭЛЕКТОРАТА

    Важную роль в выборе  своего электорального  "мы"  играют  стереотипы  и

установки. Стереотипом, как известно, считается "относительно  устойчивый  и

упрощенный образ социального  объекта (группы, человека, события,  явления  и

т.п.),  складывающийся  в  условиях  дефицита   информации   как   результат

обобщения личного  опыта  индивида  и  нередко  предвзятых  представлений  в

обществе".  Установка -  это "готовность,  предрасположенность   субъекта,

возникающая  при предвосхищении  им  появления определенного   объекта   и

обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания  деятельности

по отношению к данному объекту". Совпадение ряда признаков,  характеризующих

оба понятия, позволяет рассматривать  стереотип  как  проявление  установки,

возникающее   в   процессе   социального   или   политического    (в    т.ч.

электорального) взаимодействия  и  отличающееся  значительной  эмоциональной

интенсивностью и высокой степенью стабильности. Эти  особенности  стереотипа

компенсируют избирателю недостаток информации и поэтому позволяют  хоть  как-

то  ориентироваться  в  перипетиях  предвыборной  борьбы   либо,   напротив,

блокировать  даже  рациональные  сведения,  идущие  от  "чужого"  кандидата.

Обычно  стереотипы   и   установки   выражение   присутствуют   в   массовом

электоральном сознании в форме эмоционально  окрашенных  образов "своих"  и

"чужих",  "нас"  и  "их".  Нетрудно  заметить,  что  особенности   стереотипа

резонансно накладываются на особенности  сознания  избирателя  и  усиливаются

самой электоральной ситуацией, что  максимально полно  используется  лидерами

в предвыборной борьбе.

    Наиболее  употребительным   в  этом  смысле  является  весьма  привычное

противопоставление  "хорошо  —  плохо".  В  таком  дихотомическом  диапазоне

даются оценки "своим" и  "чужим"  лидерам,  партиям,  движениям,  социальным

группам,  институтам  власти,  самому  политическому  режиму,  что   заметно

проявилось в ходе кампании по избранию Президента РФ летом  1996  г.,  когда

электорат в очередной  раз  бык  поставлен  в  ситуацию  судьбоносного  фор-

мационного выбора, а это психологически нивелировало  программы кандидатов,

предлагавшуюся ими стратегию,  факты  предыдущей  политической  деятельности

либо отсутствие нужного  опыта  в  этой  сфере,  физическое  и  нравственное

самочувствие. Свой возможный проигрыш на выборах лидеры пытались  обозначить

как  "вселенскую  катастрофу",  а  не  рутинную  процедуру  конкуренции   за

чередование у власти.

    Автократическая,  по  существу,  поляризация  электорального   сознания

образует  один  из  важных  каналов,  через  который   действуют   механизмы

манипуляции общественным  мнением,  в  частности  со  стороны  СМИ.  Функция

последних состоит в том,  чтобы способствовать  выработке такого  образа

партии или личности,  который  имел  бы  наибольшие  (наименьшие)  шансы на

успех, на поддержку политически  активных граждан.  Структура  образа  обычно

состоит из  сравнительно  устойчивых  и  ряда  переменных  характеристик.  К

устойчивым  относятся  прежде  всего социальные  и   социально-политические

оценки.  Например,  партия  может  принять  образ  "защитницы  угнетенных  и

бедных",  покровительницы  "привилегированных  и  богатых",  партии  реформ,

консервативной стабильности или "отката к прошлому" и т.п.

    Переменными  являются  характеристики,  отражающие   набор   актуальных

электоральных  ожиданий.  При  относительной  экономической  и  политической

стабильности в  образе  партии  могут  привлекать  демократичность,  строгая

приверженность законности, терпимое отношение к политическим  оппонентам.  В

состоянии же кризиса, массового разочарования в результатах деятельности

управителей, падения доверия к  органам власти и их  руководителям  в  образе

лидера  в  большей  степени  импонируют   способность   "навести   порядок",

восстановить "поруганную честь" отечества, готовность к чрезвычайным  мерам,

непримиримость к коррупции  и т.п.

    Избирательные кампании  последних лет показали высокие  шансы  кандидатов

от "партии власти", которые в  своих интересах аккумулировали  возможности  и

интересы правящей  и корпоративных элит,  "приближенных  и прикормленных"

представителей  СМИ,  частично  интеллигенции  и  тех,  кого  уже   привычно

называют "новыми русскими", иными  словами,  всех,  кто  желает  сохранить  в

целом неизменным существующий порядок, личное социальное,  институциональное

и имущественное положение. Именно в их руках в  федеральном  и региональном

масштабах сосредоточены такие действенные средства  влияния на  электорат,

способные  создать  благоприятный  имидж  лидера,  как  телевидение,  радио,

газеты, связь, финансы, государственные  структуры  и  механизмы.  Вместе  с

тем,  когда  столь  внушительная  "команда"  играет  на  стороне  совершенно

определенной   категории   лидеров,   это    может    закончиться    опасной

дестабилизацией общества и быстрой  утратой поддержки со  стороны  электората

отдельных политиков или всей "партии власти" в целом, что мы и  наблюдаем  с

лета 1998 г.

 

                  ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО  ПОВЕДЕНИЯ

 

    Авторитет избранного  на какие-либо посты лидера, самого  органа  власти

("кредит доверия") зависит  от качественного  уровня  кандидатов  на  власть;

адекватности их программ и предвыборной деятельности интересам  и  ожиданиям

электората; условий и характера  предвыборной  борьбы;  уровня  политического

сознания и  поведения  избирателей.  Последнее,  как  уже  говорилось  выше,

представляет   для   исследователей   особый   интерес.   Электорат   нельзя

рассматривать как  простую  совокупность  голосующих  индивидов.  Необходимо

учитывать индивидуальные и социальные  характеристики  избирателей,  внешние

условия, в которых находятся  конкретные, пусть  самые  малые,  электоральные

группы.  Социологами  и  политологами,  выработаны   различные   подходы   к

определению факторов, влияющих на позицию  избирателей во время  голосования.

Среди них:

    — изменение в ту  или другую сторону материальных  условий жизни;

    — описание, анализ и оценка электората как такового (дифференциация  по

принадлежности   к   социальным   группам   и   особого   рода    общностям,

Информация о работе Общественное мнение и электоральное поведение