Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:39, контрольная работа
Общественное мнение — совокупность индивидуальных отношений и верований, которая характеризует совершеннолетних граждан. Теоретические подходы к изучению общественного мнения можно разделить на 4 категории.
1. Первый подход опирается на количественное измерение параметров общественного мнения.
2. Второй заключается в исследовании различных способов взаимодействия мнений индивидов, в результате чего появляется общественное мнение по какому-либо вопросу.
3. Третий подход заключается в анализе роли общественного мнения в процессах общества и политики.
4. И четвертая группа теорий строится на изучении средств массовой информации, механизмов пропаганды и технологий влияния на общественное мнение.
Общественное мнение — совокупность индивидуальных отношений и верований, которая характеризует совершеннолетних граждан. Теоретические подходы к изучению общественного мнения можно разделить на 4 категории.
1. Первый подход опирается на количественное измерение параметров общественного мнения.
2. Второй заключается в исследовании различных способов взаимодействия мнений индивидов, в результате чего появляется общественное мнение по какому-либо вопросу.
3. Третий подход заключается в анализе роли общественного мнения в процессах общества и политики.
4. И четвертая группа теорий строится на изучении средств массовой информации, механизмов пропаганды и технологий влияния на общественное мнение.
Теории общественного мнения
Термин «общественное мнение» впервые встречается ещё у Монтеня, в работе опубликованной в 1588 году. Но в поле научного интереса оно попало только в XIX веке, когда роль масс в политике и жизни государства стала расти. Важность этого конструкта возросла в связи с процессом урбанизации, и других тенденций политической и общественной жизни. Важно то, что впервые перед общественными науками встал вопрос о том, что люди думают, во что верят и какими нормами руководствуются, тогда как раньше эти науки занимались в основном поведением масс.
Адам Смит: что общественное мнение нужно для того, чтобы правитель убедился, что его действия служат благу большинства.Юрген Хабермас ввел в дискуссию об общественном мнении понятие «публичной сферы». Это «та область общественной жизни, где формируется общественное мнение».
Херберт Блюмер предложил другую концепцию «публичности». Согласно Блюмеру, общественное мнение — это на самом деле дискуссионное коллективное поведение, которое состоит из тех, кто обсуждает некоторую тему — одну за раз. Поэтому опрос общественного мнения на самом деле не измеряет эту публичную сферу. Участие в общественной дискуссии интеллигента важнее, чем пьяного безработного. А «масса», в которой люди независимо принимают решения о покупке определенной марки зубной пасты, это другая форма коллективного поведения, отличающаяся от публики.
Пьера Бурдье. Он утверждал, что общественного мнения на самом деле не существует, по следующим причинам: во-первых, не все люди способны к производству своего мнения. Во-вторых, значимы далеко не все мнения. В-третьих, в обществе почти никогда не бывает консенсуса по поводу того, что же считать темой для производства мнения, тогда как социолог в опросе задает один и тот же вопрос всем респондентам, предполагая, что существует некоторое соглашение по поводу «повестки дня».
Общественное мнение играет важную роль в политике. Изучение позиций общественного мнения по разным вопросам взаимоотношений правительства и общества — необходимая часть работы для прогнозирования поведения избирателей. Выделяются три основных категории людей, влияющих на производство общественного мнения: лидеры мнения, образованные люди и обычные люди.
Частное мнение и публичная политика
Самая главная проблема, которая
делит на два лагеря исследователей
общественного мнения, очень напоминает
деление философов на лагерь монистов
и плюралистов. Главный вопрос состоит
в том, является ли структура социальных
и политических действий следствием
более или менее
Практическое применение исследований общественного мнения
Постоянно растет количество методик и способов измерения общественного мнения. Правительственные и частные фонды постоянно проводят опросы общественного мнения, чтобы получать информацию для ориентирования в обществе, для грамотного проведения пропагандистской работы и формирования направления политической деятельности. Министерство Сельского хозяйства США было одной из первых правительственных структур, которые спонсировали систематические и масштабные исследования общественного мнения. Сейчас этому примеру последовали многие правительственные организации и министерства, включая информационное агентство США, которое проводит исследования по всему миру.
На общественное мнение влияют технологии PR и политическая пропаганда. Также общественное мнение постоянно подвергается обработке самыми разными рекламными сообщениями, доставляемыми по разнообразным каналам СМИ.
Общественное мнение активизируется в период значительных политических событий, например, выборов.
Методы исследования общественного мнения
Методы исследования общественного
мнения традиционно делятся на две
группы: качественные и количественные
методы. Качественные исследования направлены
на обнаружение тенденций и
СОЗДАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И
Важную роль в выборе своего электорального "мы" играют стереотипы и
установки. Стереотипом, как известно, считается "относительно устойчивый и
упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и
т.п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат
обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений в
обществе". Установка - это "готовность, предрасположенность субъекта,
возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и
обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности
по отношению к данному
оба понятия, позволяет рассматривать стереотип как проявление установки,
возникающее в процессе социального или политического (в т.ч.
электорального) взаимодействия и отличающееся значительной эмоциональной
интенсивностью и высокой
компенсируют избирателю недостаток информации и поэтому позволяют хоть как-
то ориентироваться в перипетиях предвыборной борьбы либо, напротив,
блокировать даже рациональные сведения, идущие от "чужого" кандидата.
Обычно стереотипы и установки выражение присутствуют в массовом
электоральном сознании в форме эмоционально окрашенных образов "своих" и
"чужих", "нас" и "их". Нетрудно заметить, что особенности стереотипа
резонансно накладываются на особенности сознания избирателя и усиливаются
самой электоральной ситуацией, что максимально полно используется лидерами
в предвыборной борьбе.
Наиболее употребительным в этом смысле является весьма привычное
противопоставление "хорошо — плохо". В таком дихотомическом диапазоне
даются оценки "своим" и "чужим" лидерам, партиям, движениям, социальным
группам, институтам власти, самому политическому режиму, что заметно
проявилось в ходе кампании по избранию Президента РФ летом 1996 г., когда
электорат в очередной раз бык поставлен в ситуацию судьбоносного фор-
мационного выбора, а это психологически нивелировало программы кандидатов,
предлагавшуюся ими стратегию, факты предыдущей политической деятельности
либо отсутствие нужного опыта в этой сфере, физическое и нравственное
самочувствие. Свой возможный проигрыш на выборах лидеры пытались обозначить
как "вселенскую катастрофу", а не рутинную процедуру конкуренции за
чередование у власти.
Автократическая, по существу, поляризация электорального сознания
образует один из важных каналов, через который действуют механизмы
манипуляции общественным мнением, в частности со стороны СМИ. Функция
последних состоит в том, чтобы способствовать выработке такого образа
партии или личности, который имел бы наибольшие (наименьшие) шансы на
успех, на поддержку политически активных граждан. Структура образа обычно
состоит из сравнительно устойчивых и ряда переменных характеристик. К
устойчивым относятся прежде всего социальные и социально-политические
оценки. Например, партия может принять образ "защитницы угнетенных и
бедных", покровительницы "привилегированных и богатых", партии реформ,
консервативной стабильности или "отката к прошлому" и т.п.
Переменными являются характеристики, отражающие набор актуальных
электоральных ожиданий. При относительной экономической и политической
стабильности в образе партии могут привлекать демократичность, строгая
приверженность законности, терпимое отношение к политическим оппонентам. В
состоянии же кризиса, массового разочарования в результатах деятельности
управителей, падения доверия к органам власти и их руководителям в образе
лидера в большей степени импонируют способность "навести порядок",
восстановить "поруганную честь" отечества, готовность к чрезвычайным мерам,
непримиримость к коррупции и т.п.
Избирательные кампании
последних лет показали
от "партии власти", которые в
своих интересах
интересы правящей и корпоративных элит, "приближенных и прикормленных"
представителей СМИ, частично интеллигенции и тех, кого уже привычно
называют "новыми русскими", иными словами, всех, кто желает сохранить в
целом неизменным существующий порядок, личное социальное, институциональное
и имущественное положение. Именно в их руках в федеральном и региональном
масштабах сосредоточены такие действенные средства влияния на электорат,
способные создать благоприятный имидж лидера, как телевидение, радио,
газеты, связь, финансы, государственные структуры и механизмы. Вместе с
тем, когда столь внушительная "команда" играет на стороне совершенно
определенной категории лидеров, это может закончиться опасной
дестабилизацией общества и быстрой утратой поддержки со стороны электората
отдельных политиков или всей "партии власти" в целом, что мы и наблюдаем с
лета 1998 г.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Авторитет избранного на какие-либо посты лидера, самого органа власти
("кредит доверия") зависит от качественного уровня кандидатов на власть;
адекватности их программ и предвыборной деятельности интересам и ожиданиям
электората; условий и характера предвыборной борьбы; уровня политического
сознания и поведения избирателей. Последнее, как уже говорилось выше,
представляет для исследователей особый интерес. Электорат нельзя
рассматривать как простую совокупность голосующих индивидов. Необходимо
учитывать индивидуальные и социальные характеристики избирателей, внешние
условия, в которых находятся конкретные, пусть самые малые, электоральные
группы. Социологами и политологами, выработаны различные подходы к
определению факторов, влияющих на позицию избирателей во время голосования.
Среди них:
— изменение в ту
или другую сторону
— описание, анализ и оценка электората как такового (дифференциация по
принадлежности к социальным группам и особого рода общностям,
Информация о работе Общественное мнение и электоральное поведение