Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 18:52, реферат
Он видный мыслитель средневекового Востока, автор уникальной по содержанию и социальной значимости поэмы «Кутадгу Билиг». Согласно имеющимся сведениям Жусуп родился в городе Баласагун, известном под именем Куз-Орду, месторасположение которого не установлено с достаточной степенью достоверности. Предположительно этот город следует искать в Семиречье, в Чуйской долине, неподалеку от современного города Токмака.
Крайнее возмущение Ч. Валиханова вызывало то обстоятельство, что мусульманское духовенство, будучи само совершенно невежественным, сосредоточивало в своих руках все дело народного образования. Та критика, с которой обрушился на духовенство и религию Ч. Валиханов, была обусловлена обстоятельствами общественной жизни конкретного исторического времени.
Его непримиримая борьба против клерикализма и проповедуемой им религиозной веры была, в сущности своей, борьбой против духа бездушных порядков, против вопиющей несправедливости и общественных пороков, превращавших человека в послушного раба власть имущих.
Как показывает анализ работ Ч. Валиханова, он превосходно знал религиозную догматику ислама, буддизма, христианства и т.д. Это дает основание рассматривать его не только как выдающегося борца против религии, но и как одного из крупных религиоведов дореволюционного Казахстана, внесшего довольно серьезный вклад как в русское, так и в мировое религиоведение. Ч. Валиханов с поразительной для своего времени глубиной раскрывает антинаучную сущность мусульманских догм, их полную и коренную противоположность научным данным. Ч. Валиханов вовсе не ограничивался простой и справедливой констатацией нелепости религиозных вымыслов ислама, их антинаучного характера. Он исследует ислам более основательно, сравнивая его догматы с догматами других религиозных течений, с религиозными представлениями древних и приходит к выводу, что ислам, в сущности, является ни чем иным, как своеобразным сборником ложных, основанных лишь на невежественных домыслах, примитивных воззрениях древних людей об окружающем их мире. Постоянно вскрывая и подчеркивая несостоятельность и абсурдность религиозных догм ислама, Ч. Валиханов не менее решительно отмечает лживость идей и других религиозных течений. Одну из наиболее реакционных черт ислама Ч. Валиханов видел в том, что религия эта гасит у народов, исповедующих ее, «всякую искру самобытности, всякую рациональность». Само по себе стремление Ч. Валиханова добиться преодоления казахским народом периода господства ислама в степи было, разумеется, прогрессивным. Но отсталые условия окружающей действительности не дали ему возможности открыть и указать правильное, научно обоснованное средство борьбы против распространения ислама в Казахстане. Ч. Валиханов не только вскрыл несостоятельность и реакционную роль религии, не только боролся против нее, но и пытался дать естественно-научное объяснение ее сущности, раскрыть подлинные причины ее происхождения.
Атеистический характер мировоззрения Ч. Валиханова отмечали многие из его друзей и современников. В условиях почти поголовной неграмотности народа формальное отречение от мусульманства не дало бы никакой пользы, зато могло бы вызвать недоверие народа, что было крайне нежелательно для Ч. Валиханова, стремившегося влиять на народ.
Политическая мысль Казахстана ХХ века (Букейханов Алихан Нурмухамедович)
Осмысление проблем истории Казахстана первых двух десятилетий XX века являются одними из актуальнейших, сложнейших во многом противоречивых вопросов современной исторической науки. Начало XX века в истории казахов занимает особое место. Широкое рассмотрение вопросов истории казахского народа, тесно связанно с элитой, сформировавшаяся в конце ХIХ - начале XX века, интеллигенцией представляющая собой «не однородный пласт». Ни по происхождению, ни по взглядам путей развития казахского народа. Стремление царизма подавить все зачатки казахской самобытности прослеживающее на протяжении лет с воссоединения Казахского ханства и Российской империей. Попытки искусственной замены культуры, идеологии, традиции казахского народа приводят к большому упадку степного народа. Предпринимаются различные пути колонизации казахского народа; казачья экспансия, переселение крестьян. Одним из главных целей колониальной политики было стремление расколоть общество на разрозненные группы. Существует много различных путей, одним из них было обучения в российских учебных заведениях детей казахов, их обрусение, привитие им чувства превосходства русского над родным и в дальнейшем проведении через них политики царизма. Но получив блестящее образование и понимая все тяготы проводимой политики царизма в степи, казахская интеллигенция стремиться к освобождению народа и активно включается в борьбу с несправедливостью данной политики. Этот период представлен плеядой ярких личностей такие как: А. Байтурсынов, Ж.Акпаев, М. Тынышпаев, Ж. Сейдалин и другие.
Одним из них является – Букейханов Алихан Нурмухамедович (1870, по др. данным, 1866, аул Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области - 27 сентября 1937). Выходец из знатной (султанской) семьи. Окончил Омское техническое училище. Затем (1894г) блестяще окончил Императорский Лесной Институт экономический факультет в Санкт- Петербурге. Ученый, преподаватель, журналист, этнограф, публицист и социолог, на долю которого выпала тяжелая, сложная историческая миссия возглавить народ национального освободительного движения, быть главой первой казахской автономии Алаш-Орда. Просто невозможно охватить многогранную деятельность этого выдающегося человека. В попытке проследить хронологическую последовательность становлении политических, научных и других на взглядов А. Букейханова обратимся к истории. В 1903 году в Петербурге вышел 18 том собрания под общим названием "Россия. Полное географическое описание нашего края". В этом томе, посвященном Казахстану, одним из авторов был Букейханов, написавший раздел "Распределение населения киргизского (т.е. казахского) края по территории, его этнографический состав, быт и культура". В этом разделе он дал общую характеристику культуры казахского народа, привлекая материалы "народной литературы", остановившись в особенности на анализе поэмы "Козы-Корпеш и Баян". Примечательно то, что он специально выделяет Абая, высоко оценивая его как "представителя нового течения" в казахской поэзии. Букейханов и позже старался представить Абая русскому читателю, и это не случайно, поскольку поколение интеллигентов-казахов начала XX в., ратовавших за государственное самоопределение казахского народа, всячески подчеркивало свое идейное родство с Абаем, стремилось широко освоить культурное наследие прошлого как стимул к пробуждению и развитию национального самосознания.
Также Букейханов в рядах казахских просветителей, принимает активное участие в разработке «новометодной» или джангирской школы, которая стремиться более творчески и ближе подойти к нуждам национального образования, синтезировать лучшее из традиционной этнопедагогики с передовыми идеями русско-европейской школы. Вооруженные знаниями родной, восточной, русской, европейской культурами казахская интеллигенция сформировывало идеологию национально-освободительного движения начала ХХ века.
В 1904 году Букейханов работал в составе экспедиции Ф.А.Щербиным, подготавливавшей материалы к широкому переселению русских крестьян на земли казахов. С 1905 года состоял в конституционно-демократической партии, провел собрание в Уральске и Семипалатинске с целью организации казахского отделения партии кадетов. В 1905 году участвовал в Каркалинском движении протеста против притеснений царизма, организовал подписи 14500 человек под петицией, известной как Каркалинская петиция. В 1905 г. по Семипалатинскому округу был избран депутатом в Первую Государственную Российскую думу, участвовал в составлении документа, названного Выборгским манифестом, осуждающим роспуск царской Думы. За интенсивную деятельность против колониальной политики царского самодержавия сидел в тюрьмах Семипалатинска и Павлодара.
После революции 1905- 1907 годов, вышедший царский манифест «дарующий» народам России относительную политическую свободу. В этот период Букейханов работал в кадетских газетах "Иртыш", "Омич", "Голос" в качестве редактора. Также это событие в России вносит свой коррективы и в деятельность казахской интеллигенции, а именно она энергично берется за создание своих печатных изданий. Так первым подобным изданием становиться журнал «Айкап», который выпускался на казахском языке (на основе арабской графики). Разрешение на его издание было дано 18 января 1910 года. Данное издание фактически освещает все стороны казахского общества. Авторы сгруппировавшиеся вокруг журнала, представляли прогрессивную казахскую интеллигенцию. Наиболее активные и известные из них: А. Байтурсынов, Г. Карашев, Ж.Сейдалин, С.Торайгыров, С.Сейфуллин. Главенствующее место на страницах журнала заняло обсуждение аграрного вопроса. Обсуждая аграрный вопрос, авторы пытались донести до рядовых членов казахского общества те законы, на основании которых отчуждались исконно казахские земли, разъясняли цели и планы царизма, предупреждали о том, что отчуждение излишков – только начало жесткой политики российской империи.
После роспуска Первой Государственной Думы лишенный возможности привлечь внимание к проблемам Казахстана, Букейханов пытается сделать это через российскую печать. Публикуются в «Сибирских вопросах» его статьи; Такие как «Переселенческие наделы в Акмолинской области», «Русские поселения в глубине Степного края», Отчуждение киргизских орошаемых пашен и другие. Эти объемные работы убедительно доказывают, что традиционная форма хозяйствования казахов – кочевое скотоводство- не прихоть казахов не дань «природной лени» , а единственная возможность выжить в условиях сурового и засушливого климата. Во-вторых, Букейханов пишет об искажениях результатов обследования хозяйств, о невозможности обработки земли обычными экстенсивными методами.
Переселение – бедствие не только для казахов, лишившихся пастбищ, зимовок, водопоев, но и для самих переселенцев. А. Букейханов разоблачает лживость призывов царского правительства «облагородить степь». Высокие пустые слова о внесении в «нашу азиатскую окраину» не имеют основании и несут только бедствие народам степи. Анализ политической деятельности Алихана Букейханова в период в 1905-1913 годах, его политические взгляды этого периода дают возможность сделать ряд методологически важных выводов способствующих воссозданию картины общественно-политического развития Казахстана в начале века.
1. Именно рассматриваемый период политические взгляды А. Букейханова окончательно оформившись, способствуют четко выраженной политической деятельности.
2. Деятельность А. Букейханова оказала немалое влияние на процесс консолидации разных течений национально-освободительного движения.
В этот период ярко выразились такие черты Букейханова- политика, как умение объединить людей противоположных взглядов, аргументировано и последовательно отстаивать свою позицию, сохраняя способность к компромиссу.
3. Букейханову в этот период были свойственны иллюзии относительно возможности изменения положения казахов в рамках существующего монархического строя путем конституционных методов борьбы.
4. Политические взгляды А. Букейханова получили отражение, в основном, в русской периодике. Печатная полемика с представителями реакции ускорила процесс дифференциации общественной мысли, явилась важным фактором нарастающего национально-освободительного движения.
В 1910-1914 годах Букейханов пишет ряд научных статей в "Новом энциклопедическом словаре", в сборнике "Формы национального движения в современных государствах" статью "Казахи". Крупной вехой в стремлении разбудить национальное самосознание казахов и организации среди них учебно-просветительской деятельности стало издание газеты "Казах", в чем приняли участие наряду с А.Букейхановым, А.Байтурсынов и М.Дулатов. Это было замечательное трио, обозначившее рождение демократической, патриотической и прогрессивной казахской интеллигенции. Под псевдонимом "Кыр баласы" ("Сын степей", "Степняк") он опубликовал в газете "Казак" статьи "Думские партии", "Дума и казахи", "Август Бебель". В 1916 году Букейханов возглавил отделение отсталых народов всероссийского земского съезда. Идея земства как широкого местного самоуправления, существующего наряду с центральной властью и ее существенным образом дополняющая - важный элемент политической программы Букейханова.
Вступив в партию кадетов и имея большой авторитет в ней А.Н. Букейханов считал, что именно с кадетами ему удается достичь своих целей: вместе с Россией и под ее патронажем добиться автономии Казахстана, включающий в себя собственный парламент, самоуправление, т.е. право на управления финансами и наличие собственного законодательства и рядом других атрибутов самостоятельной государственности.
Февральская революция «была правильно понята и с радостью встречена киргизами, потому что, во- первых, она освободила их от гнёта и насилия царского правительства, и во-вторых, укрепила у них надежду осуществить свою заветную мечту – управляться самостоятельно»- писал соратник В 1910-1914 годах Букейханов пишет ряд научных статей в "Новом энциклопедическом словаре", в сборнике "Формы национального движения в современных государствах" статью "Казахи". Крупной вехой в стремлении разбудить национальное самосознание казахов и организации среди них учебно-просветительской деятельности стало издание газеты "Казах", в чем приняли участие наряду с А.Букейхановым, А.Байтурсынов и М.Дулатов. Это было замечательное трио, обозначившее рождение демократической, патриотической и прогрессивной казахской интеллигенции. Под псевдонимом "Кыр баласы" ("Сын степей", "Степняк") он опубликовал в газете "Казак" статьи "Думские партии", "Дума и казахи", "Август Бебель". В 1916 году Букейханов возглавил отделение отсталых народов всероссийского земского съезда. Идея земства как широкого местного самоуправления, существующего наряду с центральной властью и ее существенным образом дополняющая - важный элемент политической программы Букейханова Ахмет Байтурсынов. О полной поддержке Временного правительства как легитимного органа государственного управления заявили газеты «Казах», казахские комитеты, представляющие в тот период органы национального самоуправления. А. Букейханов приступает к выполнению обязанностей комиссара Временного правительства в Тургайской области.
В июле 1917 пути А. Букейханов и партии кадетов и разошлись после февральской революции, поскольку он перестал находить поддержку среди них в самом главном вопросе - предоставление автономии казахскому народу, а также по другим принципиальным вопросам (взаимоотношение государства и церкви, в несогласие стремлении кадетами, сохранить частную собственность на землю). Свои мотивы он изложил в статье "Почему я вышел из партии кадетов", отметив в качестве сути расхождений стремление товарищей по партии "сохранить империю при существующих границах".
Самоопределившись, А. Н. Букейханов создает национальную политическую партию "Алаш", идейные предпосылки которой были заложены газетой "Казах", выходившей с 1913 года. В декабре 1917 года по инициативе А. Букейханова на Всеказахском учредительном курултае была провозглашена "Алаш-орда", т. е. автономия казахов. Он участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске, на котором было принято решение предоставлении в составе Сибирской республики автономии казахам.
Информация о работе Общественно-политические взгляды Юсуфа Баласагуни