Общественные организации и общественные движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:00, контрольная работа

Описание работы

В политическую систему общества наряду с государством и институтами государственной власти входят и негосударственные органы – политические партии и разнообразные общественные организации и движения. Они выполняют функции посредников между государством и обществом, выражают интересы граждан в сфере государственной жизни, формируют общественное мнение и политическое сознание. Их существование – это показатель реализации права населения на любые формы негосударственной деятельности, развитости гражданского общества.

Содержание работы

1 Партия, как политический институт, их возникновение и функции.................3
2 Партийные системы и их типы.............................................................................7
3 Проблемы становления многопартийности в Республике Беларусь.................9
4 Общественные организации и движения и их место в политической системе..............................................................................................................................13
5 Общественные организации и движения Беларуси..........................................17

Файлы: 1 файл

кр 1 моя.docx

— 51.06 Кб (Скачать файл)

В рамках двухпартийной системы  различают двух с половиной (два  плюс) партийные системы. Они характеризуются  наличием двух основных партий, однако не способных самостоятельно, без  поддержки третьей, менее влиятельной  партии обеспечить парламентское большинство  и получить право на формирование правительства. Такая двух с половиной  партийная система длительное время  существует в ФРГ, где спор между  ХДС/ХСС и СДПГ за формирование правительства  соответственно решают Свободная демократическая  партия и Партия зеленых.

Двухпартийные системы считаются  наиболее приемлемыми. Они позволяют  формировать стабильные правительства, обеспечивать эффективное управление. Малое количество партий заставляет их в целях привлечения избирателей  учитывать разнообразный спектр общественных интересов, вести постоянную работу в массах.

Многопартийная  система

Многопартийная система  характеризуется тем, что в ней  реальный шанс завоевания государственной  власти имеет более двух партий. Эта система существует в подавляющем  большинстве демократических государств – Италии, Бельгии, Голландии и  многих других. Особенностью многопартийной системы является то, что при ее существовании обычно создаются  коалиционные правительства, опирающиеся  на парламентское большинство. Коалиционные правительства менее устойчивы, в чем и главный недостаток многопартийной политической системы.

В последние годы в странах  с многопартийной системой в борьбе за власть все чаще участвуют союзы, блоки партий. Вне блоков многие партии практически не имеют шансов на победу в борьбе за власть. Об этом свидетельствует опыт политической жизни Франции, где накануне президентских, парламентских, кантональных выборов обычно формируются два блока – правых и левых сил. Левый блок возглавляет Социалистическая партия, правый – Объединение в поддержку Республики.

Многопартийность не исключает  устойчивого преобладания в политической жизни страны одной партии. В этом случае имеет место многопартийная система с доминирующей партией. Такие системы существуют в Швеции (Социал-демократическая партия), Индии (Индийский Национальный Конгресс), Японии (Либерально-демократическая  партия) и ряде других стран. Причина  такого явления заключается в  слабости оппозиции, наличии избирательной  системы, которая отдает предпочтение традиционно влиятельным партиям, отсутствие коалиций и др. В заключение вопроса следует отметить, что  типология партийных систем не является универсальной. Она постоянно изменяется в соответствии с изменениями  в общественном строе государств. Например, в бывшем СССР существовала однопартийная система, сейчас, в  том числе и Беларуси, идет становление  многопартийной политической системы.

 

3 Проблемы  становления многопартийности в  Республике Беларусь

 

Проблемы становления  многопартийности

Многопартийность является мощным средством общественного  прогресса. Она свидетельствует  о демократичности государства, позволяет поставить на службу народа многообразие интересов, плюрализм мнений. Многопартийность дает в руки народа свободу выбора общественных сил, партий и лидеров, способных реализовать намеченные задачи.

Преимущества многопартийности и в том, что она создает  условия для конкуренции, чередования  партий у власти, а вместе с этим исключает возможность узурпации  власти одной партией. Опыт СССР и  многих других стран показывает, что  однопартийная система, из-за отсутствия конкурентной борьбы, ведет общество к длительному застою, его деградации, стремлению сохранить власть любой  ценой, в т.ч. и с помощью насилия.

В середине 90-х годов ХХ в. в бывшем Советском Союзе начался переход от однопартийной системы, которая сформировалась в 1922 г., к политическому плюрализму и демократии. В марте 1990 г. на III съезде народных депутатов была отменена 6 статья Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС, которая закрепляла монополию одной партии на власть. В начале 1991 г. принят Закон «Об общественных объединениях», определявший порядок создания и деятельности различных политических партий и объединений. С этого времени начался стремительный процесс формирования политических партий и общественных объединений во всех суверенных государствах, возникших после распада СССР, в том числе и в Республике Беларусь.

Становлению многопартийности содействовало и национальное законодательство суверенной Беларуси. Деятельность политических партий санкционировали ст. ст. 4, 5 Конституции  Республики Беларусь, а также принятый в октябре 1994 г. Закон «О политических партиях». Правда, Закон значительно  ужесточал процедуру образования  партий. Так, если раньше для регистрации  политической партии необходимо было 10 человек, то по Закону 1994 г. уже 500 человек.

Сейчас, в соответствии с  Декретом Президента Республики Беларусь № 2 от 26 января 1999 г. «О некоторых мерах  по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» для регистрации  партии нужно 1000 человек. При этом они  должны проживать в не менее 4-х областей республики и в городе Минске в совокупности.

Формирование многопартийности в Беларуси обусловлено: во-первых, развалом Советского Союза и КПСС; во–вторых, провозглашением суверенитета Республики Беларусь и размежеванием  политических сил, в выборе дальнейших путей развития нашего государства; в–третьих, ростом политического сознания части населения, убежденностью  их в непригодности однопартийной  политической системы; в–четвертых, кризисом экономической и политической системы  советского общества и переходом  к рыночным отношениям; в–пятых, дифференциацией социальной структуры общества, ее неоднородностью и поляризацией сил, борющихся за власть.

Становление многопартийности в Беларуси проходит сложно и противоречиво. Наглядно об этом свидетельствует динамика возникновения политических партий. Так, в 1991 г. в республике зарегистрировано 15 политических партий. Первой 28 марта 1991 г. была зарегистрирована Объединенная демократическая партия, второй – 11 апреля 1991 г. Белорусская крестьянская партия, третьей – 22 мая 1991 г. Белорусская  социал-демократическая громада  и т.д. В 1995 г. действовало уже 34, а  в 1998 г. ¬¬– 46 политических партий. Однако после проведения перерегистрации  на основании Декрета Президента № 2 от 26 января 1999 г. численность политических партий в Беларуси сократилась. На 1 сентября 2004 г. было зарегистрировано 17 политических партий. Эта численность  сохраняется и сейчас. Это такие партии, как Партия коммунистов Белорусская, Коммунистическая партия Беларуси, Объединенная гражданская партия, Республиканская партия, Либерально-демократическая партия, Белорусская социал-демократическая партия «Народная громада», Социал-демократическая партия «Народное согласие», Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская партия женщин «Надзея», Партия Белорусского Народного Фронта, Консервативно-христианская партия БНФ, Аграрная партия, Белорусская социал-демократическая громада, Белорусская политическая партия «Зеленые», Белорусская экологическая партия зеленых, Белорусская социально-спортивная партия, Белорусская патриотическая партия.

Группы политических партий

Уменьшение числа политических партий произошло по ряду причин. Во-первых, сказывается сложность и противоречивость перехода от тоталитарного режима к демократическому; во-вторых, углубляющийся экономический и политический кризис нашего общества ведет к падению доверия народа к полезности деятельности политических партий; в-третьих, ряд партий не были перерегистрированы в связи с тем, что Верховный суд Республики Беларусь постановил считать их недействующими. Среди них Белорусский научно-производственный конгресс, Белорусская гуманитарная партия, Белорусская партия «Очищение»; в-четвертых, деятельность отдельных партий приостановлена по причине участия их в несанкционированных митингах (Белорусская партия любителей пива); в-пятых, некоторые мелкие партии слились, объединились в более крупные.

В многообразии политических партий Беларуси можно выделить четыре группы политических партий: 1) левые  партии коммунистической и социалистической направленности; 2) левоцентристские партии; 3) правые партии антикоммунистического  толка; 4) правоцентристские партии.

К первой группе относятся  партии, которые выступают за социалистический путь развития, построение бесклассового  общества, за социальную справедливость, за активную роль государства в экономике  и общественной жизни. Это, прежде всего  партия коммунистов Белорусская, Коммунистическая партия Беларуси, Белорусская социалистическая партия и др. Здесь важно отметить, что хотя обе коммунистические партии преследуют практически единые цели, между ними есть различия. КПБ стремится  во всем оказать поддержку Президенту республики, ПКБ – находится в  оппозиции к нему.

Вторую группу составляют левоцентристские партии – это Аграрная партия, Либерально-демократическая  партия. Их программы носят более  либеральный характер. Они выступают  за регулируемую государством рыночную экономику, за демократию, свободу.

В третью группу входят правые партии – партия БНФ, Консервативно-христианская партия БНФ, Объединенная гражданская  партия. Они ориентируют свою деятельность на построение независимой и суверенной Беларуси, создание демократического государства с самостоятельной  внешней политикой, за либеральную  экономику, максимальную интеграцию республики в мировое сообщество, развитие национальной культуры, языка, за плюрализм. Партии решительно выступают за реформирование экономики по западному образцу, за введение частной собственности, как основы экономической свободы и независимости.

Четвертую группу составляют правоцентристские партии. К ней  относятся Белорусская партия женщин «Надзея», Белорусские социал-демократическая громада, Белорусская социал-демократическая партия «Народная громада». Эти партии выступают за построение правового государства, гражданского общества, за суверенитет республики, возрождение белорусской нации. В экономической сфере они ставят задачу создания рыночной экономики при слабой роли государства, развитие разных форм собственности.

Отмечая многообразие и относительно большое количество политических партий Беларуси, следует обратить внимание на слабость большинства из них. Многим белорусским политическим партиям  характерны: заимствование основных теоретических положений из практики политических партий западных стран, при  слабом учете прошлого и особенностей республики; размытость, аморфность представлений  об основных чертах будущего общества; отсутствие политического опыта. Слабость партий находит свое выражение в  их небольшой численности, отсутствии структур (организаций) на местах (кроме  ОГП, ПКБ, партии БНФ, БСДП), незначительном влиянии на граждан, неспособности  влиять на власть. Многие партии своевременно не анализируют и не дают оценку политическим событиям, практически  не проводят массовых мероприятий.

Популярность  политических партий, рейтинг политических партий

Рейтинг популярности белорусских  политических партий не достаточно высокий. Причин подобного много. Одна из них  заключается в том, что политические партии не востребованы властью. Сказывается  и то, что в республике пока отсутствует  полноценная социальная база для  многопартийности. Белорусское общество пока слабо структурировано, не дифференцировано в социально-политическом плане, социальные слои и группы со своими специфическими интересами только начинают складываться. Причина кроется и в характере  городского населения, которое более  чем на 60 % состоит из выходцев из деревни в первом поколении. Эта  группа горожан менее склонна  к переменам, борьбе. Сказывается  и отсутствие в Беларуси значительного  оппозиционного движения в прошлом, весомого числа недовольны бывшей советской  властью, идеи национального возрождения  и развития.

На положении партий сказывается  и слабая проработка закона о политических партиях. В нем лишь номинально регламентировано создание и регистрация партий, но отсутствует четкое определение  места партии в политической системе, ее права, принципы взаимоотношений  с органами государственной власти. Немаловажной причиной невысокой популярности политических партий является то, что между самими партиями не достигнуто взаимопонимание. Об этом свидетельствует существование однотипных партий – действуют две экологические партии, две коммунистические, две партии БНФ и т.д. Несомненно, каждая из них имеет право на свое существование, свою социальную базу, но оборачивается это недоверием населения к партиям и их лидерам.

Очень серьезно сказывается  на положении белорусских политических партий и стремление властей принизить, не заметить партии, умение манипулировать. Властям удалось подменить, перехватить  многие ранее существовавшие идеи, лежащие в основе программ деятельности партий: пролетарский интернационализм – заменить идеей единения славянских народов; государственный контроль над экономикой заменить упором на «позитивные стороны рынка»; воинствующий материализм – православием и  т.д.

Препятствием для развития политических партий республики служит и официальная информационная политика. Государственные СМИ, которые доминируют в общественной жизни, практически  исключили партии из сферы своего внимания, в результате создан эффект их отсутствия. Сказываются и другие причины, в частности, мажоритарная избирательная система, отсутствие демократических традиций, бойкот выборов  самими партиями, отсутствие их финансирования и многое другое.

В целом многопартийная система  в нашей республике находится  в стадии формирования. Она испытывает большие трудности, отличается нестабильностью  и имеет переходный характер. Это  подрывает национальное согласие, устойчивость политической и неполитической среды. Исторический опыт и современная  практика свидетельствуют, что стабильная партийная система оказывает  положительное влияние на национальное согласие, развитие государства в  целом. Поиск, нахождение и отлаживание механизма отношений властей с политическими партиями позволит включить в политический процесс разнообразные политические силы, многообразие идей, программ развития республики в целях ее процветания, повышения благосостояния народа.

 

4 Общественные  организации и движения и их  место в политической системе

 

Общественные  организации и движения и их место  в политической системе

Информация о работе Общественные организации и общественные движения