Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:00, контрольная работа
В политическую систему общества наряду с государством и институтами государственной власти входят и негосударственные органы – политические партии и разнообразные общественные организации и движения. Они выполняют функции посредников между государством и обществом, выражают интересы граждан в сфере государственной жизни, формируют общественное мнение и политическое сознание. Их существование – это показатель реализации права населения на любые формы негосударственной деятельности, развитости гражданского общества.
1 Партия, как политический институт, их возникновение и функции.................3
2 Партийные системы и их типы.............................................................................7
3 Проблемы становления многопартийности в Республике Беларусь.................9
4 Общественные организации и движения и их место в политической системе..............................................................................................................................13
5 Общественные организации и движения Беларуси..........................................17
В рамках двухпартийной системы различают двух с половиной (два плюс) партийные системы. Они характеризуются наличием двух основных партий, однако не способных самостоятельно, без поддержки третьей, менее влиятельной партии обеспечить парламентское большинство и получить право на формирование правительства. Такая двух с половиной партийная система длительное время существует в ФРГ, где спор между ХДС/ХСС и СДПГ за формирование правительства соответственно решают Свободная демократическая партия и Партия зеленых.
Двухпартийные системы считаются
наиболее приемлемыми. Они позволяют
формировать стабильные правительства,
обеспечивать эффективное управление.
Малое количество партий заставляет
их в целях привлечения
Многопартийная система
Многопартийная система
характеризуется тем, что в ней
реальный шанс завоевания государственной
власти имеет более двух партий.
Эта система существует в подавляющем
большинстве демократических
В последние годы в странах с многопартийной системой в борьбе за власть все чаще участвуют союзы, блоки партий. Вне блоков многие партии практически не имеют шансов на победу в борьбе за власть. Об этом свидетельствует опыт политической жизни Франции, где накануне президентских, парламентских, кантональных выборов обычно формируются два блока – правых и левых сил. Левый блок возглавляет Социалистическая партия, правый – Объединение в поддержку Республики.
Многопартийность не исключает
устойчивого преобладания в политической
жизни страны одной партии. В этом
случае имеет место многопартийная
система с доминирующей партией.
Такие системы существуют в Швеции
(Социал-демократическая
3 Проблемы
становления многопартийности
Проблемы становления многопартийности
Многопартийность является мощным средством общественного прогресса. Она свидетельствует о демократичности государства, позволяет поставить на службу народа многообразие интересов, плюрализм мнений. Многопартийность дает в руки народа свободу выбора общественных сил, партий и лидеров, способных реализовать намеченные задачи.
Преимущества многопартийности
и в том, что она создает
условия для конкуренции, чередования
партий у власти, а вместе с этим
исключает возможность
В середине 90-х годов ХХ в. в бывшем Советском Союзе начался переход от однопартийной системы, которая сформировалась в 1922 г., к политическому плюрализму и демократии. В марте 1990 г. на III съезде народных депутатов была отменена 6 статья Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС, которая закрепляла монополию одной партии на власть. В начале 1991 г. принят Закон «Об общественных объединениях», определявший порядок создания и деятельности различных политических партий и объединений. С этого времени начался стремительный процесс формирования политических партий и общественных объединений во всех суверенных государствах, возникших после распада СССР, в том числе и в Республике Беларусь.
Становлению многопартийности
содействовало и национальное законодательство
суверенной Беларуси. Деятельность политических
партий санкционировали ст. ст. 4, 5 Конституции
Республики Беларусь, а также принятый
в октябре 1994 г. Закон «О политических
партиях». Правда, Закон значительно
ужесточал процедуру
Сейчас, в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 2 от 26 января 1999 г. «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» для регистрации партии нужно 1000 человек. При этом они должны проживать в не менее 4-х областей республики и в городе Минске в совокупности.
Формирование многопартийности в Беларуси обусловлено: во-первых, развалом Советского Союза и КПСС; во–вторых, провозглашением суверенитета Республики Беларусь и размежеванием политических сил, в выборе дальнейших путей развития нашего государства; в–третьих, ростом политического сознания части населения, убежденностью их в непригодности однопартийной политической системы; в–четвертых, кризисом экономической и политической системы советского общества и переходом к рыночным отношениям; в–пятых, дифференциацией социальной структуры общества, ее неоднородностью и поляризацией сил, борющихся за власть.
Становление многопартийности
в Беларуси проходит сложно и противоречиво.
Наглядно об этом свидетельствует динамика
возникновения политических партий.
Так, в 1991 г. в республике зарегистрировано
15 политических партий. Первой 28 марта
1991 г. была зарегистрирована Объединенная
демократическая партия, второй – 11
апреля 1991 г. Белорусская крестьянская
партия, третьей – 22 мая 1991 г. Белорусская
социал-демократическая
Группы политических партий
Уменьшение числа политических партий произошло по ряду причин. Во-первых, сказывается сложность и противоречивость перехода от тоталитарного режима к демократическому; во-вторых, углубляющийся экономический и политический кризис нашего общества ведет к падению доверия народа к полезности деятельности политических партий; в-третьих, ряд партий не были перерегистрированы в связи с тем, что Верховный суд Республики Беларусь постановил считать их недействующими. Среди них Белорусский научно-производственный конгресс, Белорусская гуманитарная партия, Белорусская партия «Очищение»; в-четвертых, деятельность отдельных партий приостановлена по причине участия их в несанкционированных митингах (Белорусская партия любителей пива); в-пятых, некоторые мелкие партии слились, объединились в более крупные.
В многообразии политических партий Беларуси можно выделить четыре группы политических партий: 1) левые партии коммунистической и социалистической направленности; 2) левоцентристские партии; 3) правые партии антикоммунистического толка; 4) правоцентристские партии.
К первой группе относятся партии, которые выступают за социалистический путь развития, построение бесклассового общества, за социальную справедливость, за активную роль государства в экономике и общественной жизни. Это, прежде всего партия коммунистов Белорусская, Коммунистическая партия Беларуси, Белорусская социалистическая партия и др. Здесь важно отметить, что хотя обе коммунистические партии преследуют практически единые цели, между ними есть различия. КПБ стремится во всем оказать поддержку Президенту республики, ПКБ – находится в оппозиции к нему.
Вторую группу составляют левоцентристские партии – это Аграрная партия, Либерально-демократическая партия. Их программы носят более либеральный характер. Они выступают за регулируемую государством рыночную экономику, за демократию, свободу.
В третью группу входят правые партии – партия БНФ, Консервативно-христианская партия БНФ, Объединенная гражданская партия. Они ориентируют свою деятельность на построение независимой и суверенной Беларуси, создание демократического государства с самостоятельной внешней политикой, за либеральную экономику, максимальную интеграцию республики в мировое сообщество, развитие национальной культуры, языка, за плюрализм. Партии решительно выступают за реформирование экономики по западному образцу, за введение частной собственности, как основы экономической свободы и независимости.
Четвертую группу составляют правоцентристские партии. К ней относятся Белорусская партия женщин «Надзея», Белорусские социал-демократическая громада, Белорусская социал-демократическая партия «Народная громада». Эти партии выступают за построение правового государства, гражданского общества, за суверенитет республики, возрождение белорусской нации. В экономической сфере они ставят задачу создания рыночной экономики при слабой роли государства, развитие разных форм собственности.
Отмечая многообразие и относительно большое количество политических партий Беларуси, следует обратить внимание на слабость большинства из них. Многим белорусским политическим партиям характерны: заимствование основных теоретических положений из практики политических партий западных стран, при слабом учете прошлого и особенностей республики; размытость, аморфность представлений об основных чертах будущего общества; отсутствие политического опыта. Слабость партий находит свое выражение в их небольшой численности, отсутствии структур (организаций) на местах (кроме ОГП, ПКБ, партии БНФ, БСДП), незначительном влиянии на граждан, неспособности влиять на власть. Многие партии своевременно не анализируют и не дают оценку политическим событиям, практически не проводят массовых мероприятий.
Популярность политических партий, рейтинг политических партий
Рейтинг популярности белорусских политических партий не достаточно высокий. Причин подобного много. Одна из них заключается в том, что политические партии не востребованы властью. Сказывается и то, что в республике пока отсутствует полноценная социальная база для многопартийности. Белорусское общество пока слабо структурировано, не дифференцировано в социально-политическом плане, социальные слои и группы со своими специфическими интересами только начинают складываться. Причина кроется и в характере городского населения, которое более чем на 60 % состоит из выходцев из деревни в первом поколении. Эта группа горожан менее склонна к переменам, борьбе. Сказывается и отсутствие в Беларуси значительного оппозиционного движения в прошлом, весомого числа недовольны бывшей советской властью, идеи национального возрождения и развития.
На положении партий сказывается и слабая проработка закона о политических партиях. В нем лишь номинально регламентировано создание и регистрация партий, но отсутствует четкое определение места партии в политической системе, ее права, принципы взаимоотношений с органами государственной власти. Немаловажной причиной невысокой популярности политических партий является то, что между самими партиями не достигнуто взаимопонимание. Об этом свидетельствует существование однотипных партий – действуют две экологические партии, две коммунистические, две партии БНФ и т.д. Несомненно, каждая из них имеет право на свое существование, свою социальную базу, но оборачивается это недоверием населения к партиям и их лидерам.
Очень серьезно сказывается
на положении белорусских
Препятствием для развития политических партий республики служит и официальная информационная политика. Государственные СМИ, которые доминируют в общественной жизни, практически исключили партии из сферы своего внимания, в результате создан эффект их отсутствия. Сказываются и другие причины, в частности, мажоритарная избирательная система, отсутствие демократических традиций, бойкот выборов самими партиями, отсутствие их финансирования и многое другое.
В целом многопартийная система в нашей республике находится в стадии формирования. Она испытывает большие трудности, отличается нестабильностью и имеет переходный характер. Это подрывает национальное согласие, устойчивость политической и неполитической среды. Исторический опыт и современная практика свидетельствуют, что стабильная партийная система оказывает положительное влияние на национальное согласие, развитие государства в целом. Поиск, нахождение и отлаживание механизма отношений властей с политическими партиями позволит включить в политический процесс разнообразные политические силы, многообразие идей, программ развития республики в целях ее процветания, повышения благосостояния народа.
4 Общественные организации и движения и их место в политической системе
Общественные организации и движения и их место в политической системе
Информация о работе Общественные организации и общественные движения