Общество как сложная динамическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:10, курс лекций

Описание работы

1.1. Общество как сложная динамическая система:
Системе (греч.) – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство.
Общество – понятие многогранное (филателисты, охрана природы и т.п.); общество как противопоставление природе;
общество – устойчивое объединение людей, не механическое, а имеющее определенную структуру.
В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни:раткий конспект по обществознанию..хороший справочник для урока)

Содержание работы

1. Общество
1.1. Общество как сложная динамическая система:
1.2. Науки, изучающие общество:
1.3. Развитие взглядов на общество:
1.4. Общество и природа:
1.6. Сферы жизни общества и их взаимосвязь:
1.7. Развитие общества, его источники и движущие силы:
1.8. Формация:
1.9. Цивилизация:
1.10. Традиционное общество:
1.11. Индустриальное общество:
1.12. Информационное общество:
1.13. НТР и ее социальные последствия:
1.14. Глобальные проблемы (дополнение к докладу)

2. Человек:
2.1. Человек:
2.2. Природные и социальные факторы о становлении человека:
2.3. Личность и социализация личности:
2.4. Бытие человека:
2.5. Творчество:
2.6. Цель и смысл жизни человека:
2.7. Личность, ее социализация и воспитание:
2.8. Самопознание, поведение, свобода и ответственность личности:
2.9. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное:
2.10. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное:
2.11. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание:
2.12. Науки, изучающие человека

3. Экономическая сфера:
3.1. Экономическая сфера жизни общества, взаимосвязь ее основных элементов:
3.2. Измерители экономической деятельности:
3.3. Факторы производства:
3.4. Воздействие НТР на экономику:
3.5. Экономические системы:
3.6. Сущность рынка, типы рынков и взаимосвязь между ними:
3.7. Закон спроса. Закон предложения:
3.8. Деньги:
3.9. Инфляция:
3.10. Конкуренция:
3.11. Инфраструктура рынка:
3.12. Предпринимательство:
3.13. Прибыль:
3.14. Предприятие:
3.14. Трудовые отношения:
3.15. Формирование и распределение доходов различных групп населения:
3.16. Прожиточный минимум. Семейный бюджет:
3.17. Открытая экономика:
3.18. Закрытая экономика:
3.19. Рыночный механизм и государственное регулирование:
3.20. Государственный бюджет:
3.21. Налоговая политика:
3.21. Денежно-кредитная политика:
3.22. Мировая экономика:
3.23. Экономические реформы в России. Основные направления экономической политики правительства РФ

4. Политическая сфера:
4.1. Власть, ее происхождение и виды:
4.2. Политика. Политическая система:
4.3. Государство (признаки, функции, формы):
4.4. Структура государственного аппарата в соответствии с ветвями государственной власти в демократических странах:
4.5. Законодательная власть:
4.6. Исполнительная власть и ее функции:
4.7. Судебные органы:
4.8. Формы государства:
4.9. Формы национально-государственного устройства:
4.10. Избирательные системы:
4.11. Политическая идеология:
4.12. Политические режимы:
4.13. Политическая партия:
4.14. Общественные движения:
4.15. Основные черты гражданского общества:
4.16. Политический плюрализм:
4.17. Местное самоуправление:
4.18. Правовое государство:
4.19. Политическая жизнь современной России:
4.20. Политическая культура

5. Правовая сфера:
5.1. Право в системе социальных норм:
5.2. Право и мораль:
5.3. Закон, правовые акты и источники права:
5.4. Правовое государство:
5.5. Система права, основные отросли, институты, отношения:
5.6. Публичное и частное право:
5.7. Правонарушения:
5.8. Юридическая ответственность и ее виды

6. Основные понятия и нормы права:
6.1. Конституционное (государственное) право:
6.2. Административное право:
6.3. Гражданское право:
6.4. Трудовое право:
6.5. Уголовное право:
6.6. Права человека. Международные документы по правам человека:
6.7. Правовая культура

7. Социальная сфера:
7.1. Социальные отношения и взаимодействия:
7.2. Социальная структура и ее основные элементы:
7.3. Многообразие социальных групп:
7.4 Социальная мобильность
7.5 Социальные нормы, отклоняющееся поведение
7.6 Социальные конфликты
7.7. Семья, как социальный институт и социальная группа
7.8 Молодежь как социальная группа
7.9 Этнические общности. Межнациональные отношения
7.10. Социальный статус личности и социальной группы:
7.11. Основные направления социальной политики государства

8. Духовно-нравственная сфера:
8.1. Культура и духовная жизнь:
8.2. Формы и разновидности культуры:
8.3. Религия как феномен культуры:
8.4. Мировые религии:
8.5 Свобода совести:
8.6 Наука. Ее роль в развитии общества. Основные черты современной науки:
8.7 Образование:
8.8 Самообразование:
8.9. Искусство:
8.10 Мораль, ее основные нормы и ценности:
8.11 Тенденции духовной жизни современной России:
8.12 Основные направления политики государства в области культуры:

Файлы: 1 файл

Краткий конспект по обществу.Экзамен.doc

— 613.50 Кб (Скачать файл)

4) Политическая социализация  личности 

 

Политика делится на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя политика:

Деятельность государства на международной арене, установление дипломатических отношений, партнерство с партиями и движениями, ведение воин, участие в различных международных организациях (ОБСЕ, НАТО, ООН и пр.).

Внутренняя политика:

Совокупность экономических, культурных, социальных мероприятий, функции контроля, управления, прогнозирования в обществе. 

 

Предназначение политической системы в выполнении двух главных  функций:

1) Распределять ценности  в обществе

2) Побуждать большинство  членов общества принять это распределение как обязательное в течении длительного времени. 

 

Политика – система  государственных институтов.

1) Государство (президент,  парламент, суд, органы безопасности, МИД, вооруженные силы, финансы,  социальное обеспечение)

2) Политические организации, партии, и общественные движения

3) Система ценностей,  мнений, установок (общественное  мнение) 

 

Взаимодействие политической системы с другими сферами  человеческой жизни:

1) Взаимодействие экономики  и политики

2) Соотношение права и политики, подчинение закону – одно из условий политической стабильности

3) Соотношение морали  и политики (в политике можно  говорить о принципах политической  этики, как о идее гражданского  мира, соблюдение прав человека, парламентская этика, этика переговорного  процесса и пр.) 

 

4.3. Государство (признаки, функции, формы):

Государство – центральный  институт политической системы.

Понятие «государство»  используется в двух значениях:

1) Гос-во – организатор  политической жизни общества

2) Гос-во – политическая  организация общества, система публичной  власти, воплощающая право и силу.

Признаки:

1) Отделение публичной  власти от общества, ее несовпадение  организацией всего населения,  появление слоя профессиональных  управленцев

2) Территория, ограниченная  четко-определенной границей.

3) Суверенитет, т.е.  наличие верховной власти государственных органов на данной территории.

4) Монополия на легальное  применение силы и физическое  принуждение. 

5) Право взимания налогов  и сборов с населения

6) Обязательность гражданства

7) Претензия на представительство  общества как целого и на  защиту общих интересов и общего блага. 

 

Функции государства:

1) Политическая

2) Экономическая

3) Социальная

4) Идеологическая

В соответствии с функциями  гос-ва создается структура органов  управления. К ним относятся:

1) Представительные

2) Исполнительно-распорядительные

3) Судебные

4) Охраны общественного  порядка

5) Национальной безопасности

6) Надзорно-контрольные.  

 

Структура органов управления:

Государственный аппарат  – совокупность органов, учреждений, организаций, осуществляющих в обществе государственную власть. Основную роль в нем играют должностные лица. Государственный аппарат состоит из государственных органов, как учреждений, создаваемых для осуществления определенного вида государственной деятельности. Они обладают определенными признаками:

а) Действуют от имени государства

б) Имеют право издавать определенные государственные акты и осуществлять контроль за их исполнением

в) Выполняют четко  определенные виды государственной  деятельности

г) Имеют ресурсы для  осуществления намеченных функций 

 

4.4. Структура государственного аппарата в соответствии с ветвями государственной власти в демократических странах:

Принципы разделения властей. 

 

4.5. Законодательная власть:

Осуществляется представительными  органами власти. В РФ – это федеральное  собрание, в США – конгресс.

Современный парламент  – это высший орган народного  представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать общественные отношения путем принятия законов. Парламент состоит из депутатов, считающихся представителями народа, но не обязанных выполнять наказы жителей своего округа. Депутаты не могут быть досрочно отозваны избирателями. Во многих странах члены парламента обладают депутатским иммунитетом, т.е. они не могут быть подвергнуты полицейскому аресту, против них не может быть возбуждено уголовное дело без согласия палаты, членом которой он является.

Парламент формирует  или принимает участие в формировании высших органов государства. В РФ Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение председателя правительства. Парламент ратифицирует международные договоры, заключенные правительство, объявляет амнистию, принимает бюджет, осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти.  

 

4.6. Исполнительная власть  и ее функции:

Исполнение принятых законов, распорядительная деятельность.

Во главе исполнительной власти стоит глава государства, как конституционный орган и  должностное лицо государства. Он представляет гос-во и вовне и внутри его. Глава  гос-ва – символ государственности, наравне с флагом, гербом и гимном.

В некоторых странах  глава государства рассматривается  как непосредственная часть парламента (Великобритания, Индия). В других гос-вах  глава гос-ва – глава исполнительной власти (США, Египет). В отдельных  странах он не может входить в  состав какой-либо ветви власти (Германия). Глав гос-ва – национальный символ (Япония). Глава гос-ва – единоличный правитель (Саудовская Аравия). Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. 

 

 

 

Правительство:

Состоит из министров  и осуществляет административно  распорядительную деятельность. Под его руководством находятся государственные учреждения, ВС, финансы, международные дела.  

 

4.7. Судебные органы:

Осуществляют правосудие, а органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным  исполнением законов органами государства, должностными лицами и гражданами. 

 

4.8. Формы государства:

Существуют две формы  правления: монархия и республика. В  монархиях формальным источником власти является одно лицо, получающее свой пост по наследству. Виды монархического правления: абсолютная и конституционная. Последняя бывает дуалистической и парламентской (правительство формируется парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту).

Республика:

Источник власти –  народное большинство. Высшие органы власти избираются гражданами. Виды:

1) Президентская:

Президент – глава  гос-ва и правительства, которое  ответственно перед президентом  и не ответственно перед парламентом. Президент имеет право издавать указы, имеющие силу закона.

2) Полупрезидентская  (парламентско-президентская):

Президент – глава  гос-ва, но разделяет высшую исполнительную власть с главой правительства. Правительство  ответственно перед парламентом  и частично перед президентом. Президент  не ответственен за действия правительства, он имеет право издавать указы только с санкции правительства.

3) Парламентская:

Президент – глава  гос-ва, а исполнительная власть принадлежит  главе правительства. Правительство  ответственно перед парламентом. Президент  имеет право издавать распоряжения, согласованные с правительством.  

 

4.9. Формы национально-государственного  устройства:

1) Унитарное государство:

Единая, политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных  единиц, не обладающих собственной  государственностью. Для него характерна единая система гражданства, права, государственного аппарата, суда, налогообложения, мононациональное население. Унитарное гос-во бывает:

а) централизованным (Великобритания, Швеция, Дания), могут предоставлять  широкую самостоятельность местным  низовым органам управления;

б) децентрализованные (Франция, Испания, Италия), крупные регионы  пользуются широкой автономией.  

 

2) Федерация:

Устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенной между ними и центром компетенции, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, конституцию, а часто и право на двойное гражданство. На федеративном уровне создается двухпалатный парламент, верхняя палата выражает интересы субъектов федерации, а нижняя – страны в целом.  

 

 

 

3) Конфедерация:

Постоянный союз самостоятельных  государств для осуществления совместных конкретных целей. Ее члены полностью  сохраняют государственный суверенитет  и передают в компетенцию союза  решение ограниченного числа  вопросов.  

 

 

 

4.10. Избирательные системы:

Выборы – процедура  формирования государственных органов  и наделения полномочиями должностных  лиц путем голосования.

Политический режим  является демократическим, если он обеспечивает реализацию ряда условий:

1) Все взрослое население  должно иметь право участвовать в голосовании за кандидатов в государственные органы.

2) Выборы должны проводиться  регулярно.

3) Ни какую существующую  группу взрослого населения нельзя  лишить права формировать партии  и выставлять кандидатов на  выборах.

4) Все места в законодательной палате должны быть заняты в результате конкуренции.

5) Компании должны  проводиться честно и справедливо.

6) Голоса должны подаваться  свободно и тайно и обнародоваться  честно. 

 

Функции выборов:

1) Выборы лигитируют  власть.

2) Служат барометром  политической жизни.

3) Являются средством  отбора политических руководителей.

4) На современном этапе  появляется апсонтизм, т.е. неучастие  в выборах. 

 

Совокупность установленных  критериев и процедур, с помощью  которых определяются результаты голосования, называются избирательной системой. Он бываем мажоритарной и пропорциональной.

Мажоритарная: избранными считаются те кандидаты, которые  получили большинство голосов, которое  делятся на относительное большинство (избирается тот кандидат, который  получил наибольшее число голосов, и партия, получившая большинство мест в парламенте, может сформировать устойчивое правительство) и абсолютное большинство (для избрания необходимо более 50% голосов. Их число может быть:   а) от общего числа зарегистрированных избирателей;

б) от общего числа поданных голосов;

в) от общего числа поданных действительных голосов). 

 

Пропорциональная: каждая политическая партия, избирательное  объединение получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу  поданных за нее голосов избирателей.

В ряде стран применяются  смешанные избирательные системы.  

 

4.11. Политическая идеология:

Политическое сознание – система теоретических и  обыденных знаний, оценок, настроений, по средствам которых происходит осознание сферы политики социальными субъектами.

Политическое сознание образует несколько уровней:

1) Государственное сознание (выработка законопроектов, программ, обоснование существующего политического  режима).

2) Теоретическое сознание (разработка политических концепций,  идей).

3) Обыденное сознание (участие в политическом процессе)

4) Идеология (выражается  в виде политических теорий, концепций,  принципов и лозунгов). 

 

Этапы развития идеологии:

1) XVII – XVIII века: идеи борьбы против феодально-религиозной идеологии.

2) XIX – начало XX века: либеральные и коммунистические идеи.

3) ХХ век: обоснование  несостоятельности коммунистических  идей и поиски новых идеологических  обоснований современного общества.  

 

Идеология выражается в  виде политических теорий и концепций, политических идей и идеалов, принципов и лозунгов.

Феномен идеологии проявляется  на трех уровнях:

1) Теоретико-концептуальный (формирование основных положений,  раскрывающих интересы и идеалы  социальной группы нации и  государства).

2) Программно-аналитические  (разработка программ, манифестов и лозунгов)

3) Актуализированный  (степень освоения гражданами  целей и принципов идеологии,  форма их политического участия).  

 

Идеология оформлена  в политических партиях, движениях, союзах и выполняет ряд функций:

1) Образовательно-воспитательная

2) Интегрирующая (сплочение  общества на базе общегосударственных  , патриотических или групповых  ценностей)

3) Пропагандистская (создание  позитивного образа проводимой  политической линии). 

 

Идеологические направления:

1) Либерализм (учение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сфер деятельности государства).

Первыми либеральным  документом была Декларация Независимости  США 1776 года и Декларация Прав Человека и Гражданина 1789 года во Франции (человек рождается свободным и равным в правах с другими, право на собственность и пр.)

Идеалом либерализма  является индивидуализм, «человек сам, лучше любого правительства знает, что ему нужно». Частная собственность  – гарант и мера свободы, господство принципов свободного рынка и свободной конкуренции, а государство играет роль «ночного сторожа».

На современном этапе  существует неолиберализм – признание  необходимости участия масс в  политическом процессе. Неолибералы  стояли у истоков идей всеобщего  благоденствия, информационного общества и конвергенции.

Основные принципы либерализма:

а) Приверженность парламентскому строю

б) Негативное отношение  к вмешательству государства  в экономику

в) Необходимость разделения властей, политический плюрализм и  верховенство закона.

г) Обеспечение политических прав и свобод граждан

д) Компромисс в решении  важных политических проблем. 

Информация о работе Общество как сложная динамическая система