Общество как сложная динамическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:10, курс лекций

Описание работы

1.1. Общество как сложная динамическая система:
Системе (греч.) – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство.
Общество – понятие многогранное (филателисты, охрана природы и т.п.); общество как противопоставление природе;
общество – устойчивое объединение людей, не механическое, а имеющее определенную структуру.
В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни:раткий конспект по обществознанию..хороший справочник для урока)

Содержание работы

1. Общество
1.1. Общество как сложная динамическая система:
1.2. Науки, изучающие общество:
1.3. Развитие взглядов на общество:
1.4. Общество и природа:
1.6. Сферы жизни общества и их взаимосвязь:
1.7. Развитие общества, его источники и движущие силы:
1.8. Формация:
1.9. Цивилизация:
1.10. Традиционное общество:
1.11. Индустриальное общество:
1.12. Информационное общество:
1.13. НТР и ее социальные последствия:
1.14. Глобальные проблемы (дополнение к докладу)

2. Человек:
2.1. Человек:
2.2. Природные и социальные факторы о становлении человека:
2.3. Личность и социализация личности:
2.4. Бытие человека:
2.5. Творчество:
2.6. Цель и смысл жизни человека:
2.7. Личность, ее социализация и воспитание:
2.8. Самопознание, поведение, свобода и ответственность личности:
2.9. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное:
2.10. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное:
2.11. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание:
2.12. Науки, изучающие человека

3. Экономическая сфера:
3.1. Экономическая сфера жизни общества, взаимосвязь ее основных элементов:
3.2. Измерители экономической деятельности:
3.3. Факторы производства:
3.4. Воздействие НТР на экономику:
3.5. Экономические системы:
3.6. Сущность рынка, типы рынков и взаимосвязь между ними:
3.7. Закон спроса. Закон предложения:
3.8. Деньги:
3.9. Инфляция:
3.10. Конкуренция:
3.11. Инфраструктура рынка:
3.12. Предпринимательство:
3.13. Прибыль:
3.14. Предприятие:
3.14. Трудовые отношения:
3.15. Формирование и распределение доходов различных групп населения:
3.16. Прожиточный минимум. Семейный бюджет:
3.17. Открытая экономика:
3.18. Закрытая экономика:
3.19. Рыночный механизм и государственное регулирование:
3.20. Государственный бюджет:
3.21. Налоговая политика:
3.21. Денежно-кредитная политика:
3.22. Мировая экономика:
3.23. Экономические реформы в России. Основные направления экономической политики правительства РФ

4. Политическая сфера:
4.1. Власть, ее происхождение и виды:
4.2. Политика. Политическая система:
4.3. Государство (признаки, функции, формы):
4.4. Структура государственного аппарата в соответствии с ветвями государственной власти в демократических странах:
4.5. Законодательная власть:
4.6. Исполнительная власть и ее функции:
4.7. Судебные органы:
4.8. Формы государства:
4.9. Формы национально-государственного устройства:
4.10. Избирательные системы:
4.11. Политическая идеология:
4.12. Политические режимы:
4.13. Политическая партия:
4.14. Общественные движения:
4.15. Основные черты гражданского общества:
4.16. Политический плюрализм:
4.17. Местное самоуправление:
4.18. Правовое государство:
4.19. Политическая жизнь современной России:
4.20. Политическая культура

5. Правовая сфера:
5.1. Право в системе социальных норм:
5.2. Право и мораль:
5.3. Закон, правовые акты и источники права:
5.4. Правовое государство:
5.5. Система права, основные отросли, институты, отношения:
5.6. Публичное и частное право:
5.7. Правонарушения:
5.8. Юридическая ответственность и ее виды

6. Основные понятия и нормы права:
6.1. Конституционное (государственное) право:
6.2. Административное право:
6.3. Гражданское право:
6.4. Трудовое право:
6.5. Уголовное право:
6.6. Права человека. Международные документы по правам человека:
6.7. Правовая культура

7. Социальная сфера:
7.1. Социальные отношения и взаимодействия:
7.2. Социальная структура и ее основные элементы:
7.3. Многообразие социальных групп:
7.4 Социальная мобильность
7.5 Социальные нормы, отклоняющееся поведение
7.6 Социальные конфликты
7.7. Семья, как социальный институт и социальная группа
7.8 Молодежь как социальная группа
7.9 Этнические общности. Межнациональные отношения
7.10. Социальный статус личности и социальной группы:
7.11. Основные направления социальной политики государства

8. Духовно-нравственная сфера:
8.1. Культура и духовная жизнь:
8.2. Формы и разновидности культуры:
8.3. Религия как феномен культуры:
8.4. Мировые религии:
8.5 Свобода совести:
8.6 Наука. Ее роль в развитии общества. Основные черты современной науки:
8.7 Образование:
8.8 Самообразование:
8.9. Искусство:
8.10 Мораль, ее основные нормы и ценности:
8.11 Тенденции духовной жизни современной России:
8.12 Основные направления политики государства в области культуры:

Файлы: 1 файл

Краткий конспект по обществу.Экзамен.doc

— 613.50 Кб (Скачать файл)

Первый уровень: ЦБ, выполняющий функцию регулирования денежной и кредитной системы через выпуск банкнот в соответствии с потребностями национальной экономики.

Второй уровень: коммерческие банки.

Государство использует ЦБ не только для осуществления денежно-кредитной, но и монетарной политики (меры, проводимые правительством в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого финансирования экономики). Цель монетарной политики в обеспечении наибольшей занятости и отсутствии инфляции. ЦБ продает государственные ценные бумаги, а также он осуществляет контроль за ставкой процента (депозита) в экономике через установление ставки рефинансирования (процентная ставка, по которой ЦБ продает кредиты коммерческим банкам, а они их продают своим клиентам. Резервы коммерческих банков хранятся в ЦБ.

Главная функция коммерческих банков в кредитовании промышленности, сельского хозяйства, торговли и  пр. Кроме этого они занимаются приемом депозитов, а так же покупкой-продажей ценных бумаг и валюты.

Коммерческие банки  подразделяются на виды:

1) Инвестиционные (финансирование и долгосрочное кредитование)

2) Ипотечные 

3) Инновационные (кредитование  нововведений и внедрений научно-технических  достижений)

4) Сбербанки (привлекают  и хранят свободные денежные  средства населения).

Одна из важнейших  функций – кредитование, как предоставление возможности лицам или организациям, нуждающимся в денежных средствах, осуществлять свои расходы за счет банка при условии гарантированного возвращения банку израсходованных сумм и внесения платы за пользование банковскими средствами.

Принципы кредитования:

1) Срочность

2) Платность

3) Возвратность

4) Гарантированность. 

 

3.22. Мировая экономика:

Это торговые, финансовые и другие отношения между правительствами  и экономическими субъектами национальных экономик.

Существует мировой рынок – совокупность рыночных отношений между странами на основе международного разделения труда (МРТ). 

МРТ – это специализация  различных стран в производстве отдельных видов продукции, не производимых в других странах.

Развитие МРТ приводит к перерастанию мирового рынка в мировое хозяйство, которое представляет собой взаимосвязанное единство стран, различных по степени развития.

Для России основой внешнеэкономической  деятельности должно стать развитие экспорта. Пока его основой остается топливно-энергетическое сырье, химические продукты, металлы и древесина. Исключение составляют аэрокосмическая и оборонная промышленности, энергетическое машиностроение.

Для успешной конкуренции  с крупными иностранными корпорациями необходимо образование финансово-промышленных групп и поддержка со стороны правительства. Россия импортирует технологическое оборудование, продовольственные и промышленные товары, лекарства и т.п.

Формы международных  экономических отношений:

1) Торговля товарами  и услугами

2) Движение капиталов из зарубежных инвестиций

3) Миграция труда

4) Межотраслевая кооперация  производства

5) Обмен в области  науки и техники

6) Валютно-кредитные отношения.  

 

Структура международных  отношений (экспорт и импорт):

Основной показатель внешнеэкономических связей – экспортная квота (отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП и объему экспорта на душу населения данной страны).

Объекты международной  торговли:

1)      Промышленные товары

2)      Машины

3)      Оборудование

4)      Торговля лицензиями и ноу-хау.

Международная торговля выгодна, т.к. благодаря импортеру  расширяется выбор товаров и  услуг, которые не производятся в  стране, и снижаются цены.

Движение капиталов:

Для этой цели необходим  валютный курс (цена денежной единицы  одной страны, выраженная в денежной единицы другой страны). Движение осуществляется в трех формах:   1) Прямые частные инвестиции

2) Государственные займы

3) Кредиты международных  финансовых организаций.

При инвестировании учитываются  следующие характеристики местного рынка:

1) Доступность

2) Качество рабочей  силы

3) Валютный риск

4) Возможность репатриации  капитала

5) Защита интеллектуальной  собственности

6) Торговая политика

7) Государственное регулирование

8) Налогообложение

9) Политическая стабильность

10) Инфраструктура 

и пр.

Для привлечения инвестиций в отсталые регионы создаются территории с льготным режимом хозяйствования.  

 

Миграция труда:

Это добровольное перемещение  людей за пределы страны с целью  осуществления ими оплаченной трудовой деятельности. Существует внерыночная  миграция труда, связанная с социальными конфликтами, проблемами перенаселенности, политической нестабильностью.

Проблемы мирового хозяйства:

1) Глобализация – растущая  взаимозависимость национальных  финансовых рынков.

2) Превращение мировой  экономики в целостный организм. Изменяется положение национальных экономик, они испытывают влияние из вне. На смену экономической зависимости бедных стран от богатых приходит обратная зависимость, т.к. бедные для них – рынок сбыта.

3) Внешняя задолженность  стран третьего мира. Их долг составляет почти 2 триллиона долларов.

4) Критической проблемой  является способность мировых  финансовых рынков обеспечивать  огромные потребности в капитале  стран Восточной Европы и бывших  республик СССР.

России для модернизации требуется 150 миллиардов долларов, а на ближайшие 15 лет эта потребность составляет 800 – 2 500 миллиардов долларов. Сложность вхождения России в мировое хозяйство в том, что сохраняется спрос на топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, что оттесняет РФ на уровень оттесняющихся стран. РФ вошла в МФС в качестве заемщика. На современном этапе в РФ идут прямые иностранные инвестиции.  

 

 

 

3.23. Экономические реформы  в России. Основные направления  экономической политики правительства  РФ:

Переход к рыночной модели был одобрен в октябре 1991 года. В январе 1992 года была проведена либерализация цен при сохранившейся монополизации производства и рынка, что привело к росту цен к концу 1992 года в 150 раз.

Правительство проводит жесткую монитористскую политику: задержка зарплаты, пособий и пр. Только к 1996 году удалось снизить инфляцию до 1% в месяц. Была проведена конфискация денежных сбережений людей, снижение жизненного уровня, социальная незащищенность населения. В итоге удалось насытить рынок потребительскими товарами, благодаря чему началось реформирование рыночного механизма ценообразования.

Относительная финансовая стабильность была достигнута за счет внешнего долга. Происходит отказ от системы централизованного планирования, сокращение дотаций промышленности и сельскому хозяйству привели к банкротствам и падению ВВП. Оставалась жесткая налоговая система. Происходит либерализация внешней торговли, что привело к затовариванию российского внутреннего рынка относительно дешевой и качественной продукцией. Это привело к еще большему усугублению кризиса отечественной промышленности. В тяжелом положении оказались наукоемкие отросли промышленности:

1) Машиностроение

2) Электронная промышленность

3) Электротехническая  промышленность

4) Военная промышленность.

Сократилось производство сельскохозяйственной продукции, т.к. были сокращены государственные субсидии, произошли утечка рабочей силы и разрушение технической базы. Не была реализована программа по приватизации и разгосударствлению (процесс сужения государственного сектора в экономике, создание условий для развития иных, негосударственных форм собственности в экономике).

Формы приватизации:

1) Бесплатная раздача  гражданам части государственной  собственности

2) Аренда с последующим  выкупом

3) Преобразование государственных  предприятий в АО

4) Выкуп предприятия  на конкурсной основе

В 1992 – 1993 годах всем гражданам  РФ раздали ваучеры. Приватизация была малоуспешной, т.к. их скупали директора  предприятий, номенклатурные работники, дельцы теневого бизнеса и т.п.

С середины 90-ых годов начинается фактический передел собственности. Так с аукционов по заниженным ценам продавались государственные пакеты акций промышленных предприятий. Цель приватизации – создание широкого слоя частной собственности, достигнута не была, а возникла олигархия.  

 

Кредитно-денежная политика:

С 1992 года государство  перестало искусственно поддерживать обменный курс рубля к другим валютам, из-за чего произошел его обвал. В 1995 году государство ввело «валютный  коридор», поддерживаемый ЦБ РФ.  

 

Положительные итоги реформ:

1) Насыщение потребительского  рынка товарами

2) Создание рыночной  инфраструктуры

3) Возникновение частного  сектора экономики

4) Либерализация ценообразования  и внешней торговли

5) Относительная стабилизация  финансовой ситуации и курса  рубля

6) Процесс разработки  правовой базы. 

 

 

 

Отрицательные итоги  реформ:

1) Не удалось остановить  спад промышленности и сельского  хозяйства.

2) Не увеличились иностранные  инвестиции

3) Несовершенство системы  налогообложения

4) Гигантский разрыв  между очень богатыми и очень бедными

5) Доходы 1/3 населения  ниже прожиточного минимума

6) Рост безработицы.

В августе 1998 года – экономический  кризис. Правительство было вынуждено  пойти на девальвацию национальной валюты, в следствии чего происходит удар по банковской системе, над страной нависла угроза национального дефолта (невыполнение обязательств). РФ оказалась не в состоянии выплачивать долги, а международные организации отказались предоставлять новые кредиты.

В 2000 году произошел резкий скачек цен на энергоносители, давший возможность пополнить бюджет дополнительными доходами, были решены насущные социальные проблемы. В 2000 году ВВП вырос на 7%, промышленность – на 10%, а валютные резервы выросли до 30 миллиардов долларов.

Такая тенденция сохранялась  в 2001 – 2002 годах. Было введено новое налоговое законодательство с единой для всех ставкой подоходного налога в 13% и единым социальным налогом.

Критическая ситуация продолжает существовать в естественных монополиях: РАО ЕЭС, ГазПром, АО РЖД, заключающаяся  в износе оборудования. Сохраняется неопределенность экономического положения РФ, что связано с конъюнктурой мировых цен и внутренним экономическим положением. 

 

 

  

 

 

 

4. Политическая сфера:

4.1. Власть, ее происхождение  и виды:

Власть – влияние, способность властвующего желательным для него способом воздействовать на подчиненных.

Власть – авторитет, добровольное согласие подвластного подчиняться  приказам властвующего.

Власть – принуждение, давление властвующих на подвластных  с помощью силы.

Власть – могущество, способность использовать все виды влияния для воздействия на поведение других.

Существует два метода логических подходов к трактовке  происхождения политической власти:

1) Власть дана отдельному  человеку, или целому народу Богом,  либо природой.

2) Власть – двустороннее взаимодействие объекта и субъекта. 

 

Немецкий ученый Макс Вебер обосновал теорию социального  господства, рассмотрев его идеальные  типы:

1) Традиционное господство (монархия)

2) Рационально-легальное  господство (демократия)

3) Харизматическое господство (Ленин, Сталин, Гитлер и пр.)

Политическая власть может рассматриваться как функция  политической системы. Власть – способность  и умение реализовывать функцию  общественного управления.

Виды власти:

1) Экономическая:

Осуществляет контроль над экономическими ресурсами, регулирует собственность на различного рода материальные ценности.

2) Социальная:

Осуществляет контроль над распределением статусов, льгот  и привелегий.

3) Принудительная:

Осуществляет контроль над людьми с помощью применения и угрозы применения физической силы.

4) Культурно-информационная:

Осуществляет контроль над людьми с помощью информации и СМИ, манипулирование сознанием  и поведением людей вопреки их интересам. 

 

Принципы устойчивости политической власти:

1) Лигетивность: признание  власти меньшинства над большинством.

2) Результативность: степень  выполнения властью тех функций,  которые на нее возложены.  

 

4.2. Политика. Политическая  система:

Политика (греч.) – все, что связано с делами города.

Политика – деятельность по организации внутренней и международной жизни государства.

Политические отношения  включают в себя политические:  - инструменты;

-         учреждения;

-         процессы;

-         сознание. 

 

Политические институты:

1) Властные (монархические,  республиканские, диктаторские)

2) Процедурные (выборы  и назначения)

3) Представительские  (формы прямого и опосредованного  волеизъявления).

Политические учреждения:

Органы управления (все  на международном, государственном  и местном уровнях, конституционный  суд, СМИ, общественные организации и ассоциации).

Политические процессы:

Отношения между государственными учреждениями, партиями, общественными  организациями, лидерами и группами поддержки, между обществом, государством и индивидом. Проявляются они  в согласьях и конфликтах.

Политическое сознание:

Содержит программные  цели, идеологические установки субъекта политических отношений, ценности и  идеалы.

В сфере политики мы имеем  дело с коллективными общественными  субъектами, которые делятся на первичные (народы, социальные группы, классы) и вторичные (политические партии, союзы, движения, реализующие волю первичных субъектов политики).

Функции современной  политики:

1) Выражение интересов  всех групп и слоев общества

2) Объединение различных  слоев населения, поддержание  целостности общественной системы, стабильности и порядка

3) Управление и руководство  общественными процессами, обеспечение  цивилизованного диалога граждан  и государства

Информация о работе Общество как сложная динамическая система