Оценка духовных и нравственных ценностей молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 01:08, курсовая работа

Описание работы

В целом анализ системы ценностей молодежи, значительные деформации, продолжающиеся трансформации, в которых преобладает, к сожалению, негативная направленность, отнюдь не предрасполагают к развитию у подрастающего поколения гражданственности и любви к Отечеству.
Важное значение приобретают поиски и разработки принципиально новых подходов к созданию качественно новых основ в воспитательной деятельности с подрастающим поколением, ориентированных на обновленную структуру его ценностей и интересов, соответствующих важнейшим тенденциям развития нашего общества
Практическая часть выполнена на основе анкетирования

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 76.67 Кб (Скачать файл)

Введение

 В духовном содержании  человека важнейшую роль играют  духовно-нравственные ценности, выражающиеся  в природе нравственного сознания  и социальной практике людей,  в их воззрениях и поступках.

Духовно-нравственные ценности не могут существовать как без  предмета (объекта), так и без человека (субъекта). Это вполне очевидно, ибо  интерес к духовности, духовно-нравственным ценностям каждый раз в истории  общественного развития порождается  новыми социальными отношениями, в  которых оказывается человек, как  личность и в которых протекает  его жизнедеятельность. С каждой исторической эпохой в развитии общества органически связан всякий человек, с ней непосредственно связаны  его взгляды, мироощущение, дела и  поступки. В такой обстановке человек  является как объектом, так и субъектом  общественных отношений. Следовательно, духовно-нравственные и другие ценности существуют, поскольку существует как  реальность субъектно-объектное отношение, через это отношение.

Духовно-нравственные и другие ценности проявляют себя, обнаруживают только в процессе человеческой деятельности по освоению мира, через оценку. В  этом смысле духовно-нравственные, как  и другие социальные ценности, неразрывны с деятельностью, с оценкой, либо актуальной, либо потенциально присутствующей в возможности деятельности.

В такой ситуации духовно-нравственные ценности активно воздействуют на формирование и развитие личности в процессе её деятельности.

Обращение государства и  системы образования к идее духовно-нравственного  воспитания как основного условия  возрождения современного российского  общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот  те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют  о духовном кризисе общества и  утрате духовного здоровья личности.

С одной стороны, духовный кризис – глобальное явление, которое  связывают с преобладающим характером цивилизационного развития человечества. Современное постиндустриальное общество, ориентированное на максимальное потребление  материальных благ и преобразование окружающего мира для более полного  их удовлетворения, породило особый тип  технократической личности – «кибернетического  человека» (Э.Фромм), интеллектуально  развитого и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры. Последствия данного явления отчетливо проявляются в системе социальных, межличностных отношений, в экологическом кризисе, который является ярким показателем духовной ограниченности современного технократа, зачастую лишенного чувства ответственности и осознания своего человеческого долга перед окружающим миром.

С другой стороны, духовный кризис, характеризующийся бездуховностью и безнравственностью – явление  отечественное, которое особенно стало  явным, начиная с 90-х гг. XX века. Это связано не только с реалиями социальной жизни, но прежде всего с утратой прежних основ и ценностей воспитания, порожденной долгими годами идеологической неопределенности и аксиологическим кризисом.

Безусловно, поиск тех  идеалов и ориентиров, которые  служили бы основой воспитания, осуществлялся  на протяжении всех этих лет. Неоднократно проводились различные конференции  и семинары, где обсуждались проблемы духовно-нравственного воспитания, существовало множество различных  программ духовно-нравственного воспитания. В 90-е годы в данный процесс активно  включились различные религиозные  конфессии (например, американская международная  школьная программа «Христианская  мораль и этика – основа общества», 1992 г.). Радует то, что сегодня, во-первых, эта проблема перестала быть делом  небольшой группы энтузиастов, что  формирование духовно-нравственной культуры подрастающего поколения стало  одним из приоритетов государственной  образовательной политики. Во-вторых, эта проблема перестает быть преимущественно  делом различных, подчас чуждых нам  конфессий и деструктивных сект. Обнадеживает, что ее разрешение осуществляется в сотрудничестве, объединении усилий государства, общественности, системы  образования и православной церкви. (Вместе с тем, эти же позитивные обстоятельства могут породить и  ряд проблем).

Проблема человека как  социального субъекта в ходе радикальных  преобразований в Российской Федерации  существенно проявляется в его  духовном самоопределении, самоутверждении  и духовно-нравственном выражении. А это, в свою очередь, уже вопросы  мировоззрения, активной жизненной  позиции и ценностных ориентации личности, представляющих собой мировоззренческие, политические и нравственные убеждения, определенные устойчивые привязанности  и принципы поведения. Осмысление духовного смысла жизнедеятельности россиянина, понимание сути и роли его духовно-нравственных ориентации, ныне представляются крайне важными в поисках выхода из определившейся сложной ситуации в стране.

В условиях становления гражданского общества и рыночных отношений в  Российской Федерации недооценка правовой культуры и демократических ценностей  в стране порождает порой негативные процессы, выражающиеся в забвении традиционных духовно-нравственных ценностей  некоторой частью молодёжи, в росте  преступности, в проявлениях ксенофобии и русофобии. Здесь следует подчеркнуть, что свободный, но социально невоспитанный  «дух индивидуализма», эгоизм и бездуховность  среди молодёжи вырываются на поверхность  российской действительности, отбрасывая на своём пути вековую мудрость поколений, девальвируя такие высокие духовно-нравственные ценности как честь, совесть, долг, уважение к человеческому достоинству  и другие.

В современной социальной философии, как и вообще в философской  мысли, проблемы духовности, духовно-нравственных и других ценностей имеют актуальное значение не только в теории, но и  в этносоциальной практике. Они особенно остро выражаются в современной  России, которой предстоит найти  свой путь и достойное место в  мировом сообществе народов, преодолевая  свой социально-экономический и  духовно-нравственный кризис, а также  негативные последствия недавнего  тоталитарного прошлого.

Таким образом, современные  научные исследования, посвященные  духовно-нравственным ценностям (особенно в этносоциальных отношениях), крайне актуальны и необходимы. Они концептуально  должны вбирать в себя всё сущностное о человеке, духовно обогащая его, способствовать гуманизации этносоциальных отношений как на федеральном, так  и на региональном уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные показатели при оценке духовных и нравственных ценностей молодёжи

Изначально сущность, основное назначение воспитания заключается  в формировании духовного стержня  человека – его внутреннего, духовного  мира, который проявляется в системе  его эмоционально-ценностных отношений  к окружающему миру и к самому себе. Разложив воспитание на отдельные  составляющие (интеллектуальное, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое и  т.д.), педагогическая наука сослужила  плохую службу педагогу-практику, побудив  его поверить в возможность формирования и развития человека «по частям», в то время как целостность  человека и проявление его человеческой сущности в любых видах деятельности возможны только на основе становления  его целостного духовного мира.

В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? И почему мы настаиваем на единстве духовного и нравственного, а  не обращаемся к одному из этих понятий?

Существуют разные точки  зрения на этот счет. Одна из них заключается  в том, что в их объединении  проявляется стремление соединить  религиозное и светское понимание  духовности (духовность – понятие  религиозное, нравственность – светское). По мнению А. Лихачева, «в наше время, когда  говорят о смысловых, идейных  исканиях отдельного человека или целого культурного течения, но при этом желают подчеркнуть их автономность от религиозной сферы, термины "духовный" и "нравственный" зачастую соединяют, образуя новое слово: духовно-нравственный. ... Речь в подобных случаях идет все о том же поиске Истины и Смысла, который осуществляется и в религии, но при этом с опорой на интуитивный поиск самого человека, его совести, а не на то или иное религиозное учение или Откровение».

Согласно другой точки  зрения, нравственность распространяется на повседневную жизнь, а духовность – на жизнь в ее высшем качестве – бытии человека. Но думается, что причины здесь более глубокие. Надо, прежде всего разобраться, что такое духовность и нравственность? И всегда ли духовное воспитание может быть нравственным, а нравственное – духовным?

Духовность, на наш взгляд, – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание.

Второе понятие, важное для  осознания сущности духовного воспитания, – «духовная жизнь», или «духовное бытие» человека. «Духовность» и «духовное бытие» – взаимопроникающие, но не синонимичные понятия. Духовное бытие личности проявляет ее духовность, а духовность выступает основой и результатом ее духовного бытия.

Если религиозная традиция чаще всего рассматривает духовное бытие как трансцендентный выход  человека за пределы своей реальной жизни, то светская включает в нее  всю сферу духовно-практической жизнедеятельности личности: поиск  и обретение смысла жизни, своего призвания; духовное самосовершенствование  и обогащение внутреннего мира посредством  приобщения к культуре, духовного  общения между людьми; духовно-практическую деятельность, направленную на служение и помощь окружающим.

Было бы неоправданно сводить  процесс становления человека как  существа духовного лишь к способности  совершенствовать свою духовную сущность на основе выхода за пределы собственного «я» и подготовки к иной, высшей цели своего бытия. Духовные искания  могут привести человека как к  просветлению, к совершенствованию  своей человеческой природы, так  и разрушению, фанатизму, отвержению всего человеческого, нарушению  нравственных связей с близкими и  другими людьми. Не случайно говорят  о двойственном характере духовного  становления, о светлой и темной духовности.

По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и  др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной  чуткости, отзывчивости, способности  к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.

Анализируя различные  философские подходы к определению  сущности человека, Г. Федотов пишет: «Сам человек становится предметом  отрицания, унижения, подавления в передовых  явлениях современной культуры. Он подавляется во имя мира идеального (кантианство) и мира социального (марксизм, фашизм), ради духа и ради материи, во имя Бога и во имя зверя. Свободно и окружено почетом тело, освобождается, хотя и в очень ограниченной степени, и дух; гибнет только душа. Но это  «только»! Телесный человек живет  звериной жизнью, духовный – ангельской. Лишь душевный остается человеком... Духовность, оторванная от разума и чувства, бессильна  найти критерий святости: смотря на многих современных "духоносцев", трудно решить, от Бога они или от дьявола? Внеэтическая духовность и  есть самая страшная форма демонизма». Человек реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность: способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность прийти на помощь другому человеку, ответственность за все, что совершается вокруг него.

Необходимо отметить, что, в отличие от некоторых других религиозных мировоззрений, православие  выступает во многом как бытийное, реально-практическое педагогическое мировоззрение и рассматривает  духовность не как отвлеченное, но как  реально-практическое свойство человека, проявляющееся во внимательном, глубоком, уважительном отношении к жизни  другого человека, к собственной  жизни как к внутреннему подвигу.

Понимание Другого, взаимодействие с Другим рассматривается в качестве сущностных характеристик духовного  воспитания как в светской, так  и в православной педагогике, где  постоянно подчеркивается направленность человеческого бытия на благо  ближнего и на приближение к Богу как абсолютно значимому Другому. Итак, истинно духовное воспитание всегда нравственно ориентировано.

Рассмотрим сущность и  специфику нравственного воспитания. Можно ли утверждать, что нравственное воспитание – это всегда духовное воспитание личности?

Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития. В частности, нравственным считается человек, который руководствуется принципами «общественного договора» или Золотым правилом нравственности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой».

Информация о работе Оценка духовных и нравственных ценностей молодёжи