Оценка духовных и нравственных ценностей молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 01:08, курсовая работа

Описание работы

В целом анализ системы ценностей молодежи, значительные деформации, продолжающиеся трансформации, в которых преобладает, к сожалению, негативная направленность, отнюдь не предрасполагают к развитию у подрастающего поколения гражданственности и любви к Отечеству.
Важное значение приобретают поиски и разработки принципиально новых подходов к созданию качественно новых основ в воспитательной деятельности с подрастающим поколением, ориентированных на обновленную структуру его ценностей и интересов, соответствующих важнейшим тенденциям развития нашего общества
Практическая часть выполнена на основе анкетирования

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 76.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практическая часть

Согласно теоретическим представлениям поведение человека в значительной степени определяется системой его  ценностей. В самих ценностных категориях выражены предельные ориентации знаний, интересов и предпочтений различных  общественных групп и личностей.

Задача изучения и измерения  трансформации социальных ценностей  и установок существенно сложнее  задачи оценки экономических изменений. Теоретические трудности, связанные  с измерением и ранжированием  важности или значимости базовых  нравственных ценностей, их сравнительной  потребности, привлекательности или  предпочтительности, возникают уже  на начальном уровне их содержательного  осмысления и определения. Хотя статистика довольно полно отражает сложившиеся  социально-экономические условия  жизни населения, но всё же не может  отразить, насколько они важны  для тех или иных групп, в какой  степени люди удовлетворены этими  условиями, чего хотят и какие  ценности и цели выбирают. Без получения  такой информации не может быть целенаправленного общественного развития. Поэтому изучение изменений системы нравственных ценностей является особенно важным.

В данной курсовой работе представлены результаты анализа нравственных и  духовных  ценностей студентов  некоторых вузов Ярославля за 2011-2012 год. В качестве источника информации использованы данные анкетирования, проведённого в университетах. Респондентам предлагалось оценить свое отношение к таким  нравственным ценностям, как: любовь, дружба, справедливость, отзывчивость, добросовестное отношение к гражданскому долгу и т. п. Ответы на вопросы анкеты производились с использованием шкалы и выбором конкретного ответа, а также ответа в раскрытой форме. В ходе статистической обработки данных использовались средние величины.

В анкетировании приняло участие 290 человек.

Большинству женщин и мужчин на момент анкетирования исполнилось 19 лет.

 

Большинство студентов проживает  и воспитывается в полных семьях, имеет средний уровень образования, родственники рабочие.

 

 

Что касается религии, то тут  преобладает вера в Бога и преимущественно причисление себя к православию.

 

Несмотря на существующую неоднородность мнений о степени важности тех  или иных показателей, по многим преобладают  оценки "5" и "4", что свидетельствует  об их высокой значимости для молодёжи.

Наибольшую ценность для  большинства студентов  представляет здоровье. На втором месте наличие  хороших и верных друзей, а на третьем  любовь. Меньшую ценность для большинства представляет творчество.

В людях ценят доброту, отзывчивость, воспитанность. Меньше всего  обращают внимание на силу и красоту  человека.

Важным для достижения успеха в жизни, по мнению большинства, является хорошее образование. Удачное  стечение обстоятельств меньшим  образом может повлиять на достижение успеха в жизни.

Большинство студентов  находится  в  состоянии обычного жизненного тонуса и ровного настроения.

На сегодняшний день молодёжь больше всего опасается потерять здоровье и войны.

 

  1. Невозможность получить образование
  2. Остаться без средств существования
  3. Стать жертвой преступников
  4. Безработица
  5. Остаться без друзей
  6. Не встретить любимого человека
  7. Не суметь создать семью
  8. Административного произвола
  9. Войны
  10. Потерять здоровье
  11. Экологической катастрофы
  12. Другое

На сегодняшний день молодёжь не желает служить и не готово с  оружием защищать родину.

 

Большинство частично знает  слова гимна РФ, желает выехать  на постоянное место жительства за пределы РФ, а также работать за рубежом.

Расчет основных статистик  показал, что отношение к курению, крепкому алкоголю, пиву, наркотикам и сознательному обману негативное. Большая часть не любит делиться своими проблемами с малознакомыми людьми (75,86%). Большинство не вернёт деньги, найденные на улице (27,6%),  а если и вернут, то будут исходить из того, что кому-то они действительно нужны (32,4%).

В среднем многие оправдывают  такие поступки как бесплатный  проезд в общественном транспорте, уклонение от воинской службы и сокрытие доходов, то есть уклонение от налогов. Не оправдывают в большей степени  употребление наркотиков, самоубийство, управление транспортом в нетрезвом  виде и супружескую измену.

 Понятие справедливость молодёжь определяет для себя как «каждый имеет то, что заслуживает». Так считает 71,4% опрошенных.

Дружба- это бескорыстные межличностные отношения, так считает 88,3%.

Любовь для большинства - это глубокое чувство привязанности.

Счастье определяют для себя как наличие семьи, друзей, любимого человека и интересной работы (92,7%).

Молодёжь во многом разделяет  взгляды со своими родителями, а  именно отношение к работе (77,93%), отношение к религии (68,62%), моральные  правила (80,34%), отношение к социальным проблемам (64,48%), а также политические взгляды (57,24%).

Таким образом, в целом  у опрошенных студентов признается большая важность нравственных ценностей. Отношение ко многим общечеловеческим ценностям неоднородно. В то же время  наблюдается распределение мнений о значимости тех или иных жизненных  явлений. Полученные результаты полезно  учитывать при управлении персоналом, стимулировании активности населения, повышении мотивации к какой-либо деятельности и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В условиях преобразований, осуществляемых в российском обществе, выдвигаются качественно новые, более сложные задачи теоретического осмысления, дальнейшего практического  развития и конкретизации важнейших  аспектов деятельности по формированию у подрастающего поколения высокой  гражданственности, патриотизма, чувства  ответственности за судьбу Отечества, готовности к его защите. Осмысление и решение данной проблемы не может  не рассматриваться без тесной связи  с процессами и явлениями, происходящими  в нашем обществе, вне учета  всей совокупности факторов - социально-экономических, политических, духовно-нравственных, и  других, оказывающих воздействие  на современную молодежь.

Сегодняшняя жизнь, складывающиеся и постоянно меняющиеся условия  и обстоятельства возвышаются над всеми социальными и государственными институтами, над самим человеком. "Дух общества", среда обитания с их стихийными, неписаными требованиями и принципами, словно гигантский и могучий пресс, мнут и ломают, часто уродуют взгляды и принципы формирующейся личности, зачастую помимо ее воли сводя на нет усилия тех, кто пытается оказать на нее положительное воздействие - родителей, учителей, всех тех, кому небезразлична современная молодежь.

В целом анализ системы  ценностей молодежи, значительные деформации, продолжающиеся трансформации, в которых  преобладает, к сожалению, негативная направленность, отнюдь не предрасполагают  к развитию у подрастающего поколения  гражданственности и любви к  Отечеству. Патриотизм, как одна из ценностей, все менее проявляется  в сознании и чувствах молодежи через  другие ценности, которые определяют ее особенности, наиболее характерные  черты как специфической социальной группы. Решение проблем патриотического  воспитания должно основываться на глубоком изучении и всестороннем анализе  всех изменений, характеризующих особенности  современной молодежи и всего  российского общества.

Важное значение приобретают  поиски и разработки принципиально  новых подходов к созданию качественно  новых основ в воспитательной деятельности с подрастающим поколением, ориентированных на обновленную  структуру его ценностей и  интересов, соответствующих важнейшим  тенденциям развития нашего общества. В связи с этим становится все  более неотложным решение задачи фундаментального и всеобъемлющего рассмотрения комплекса проблем, накопившихся в сфере воспитания молодежи.

Новые условия породили и  новые проблемы, которые стали  присущи социально-культурным ценностям современной молодежи.

 

Список литературы

  1. http://www.rau.su/observer/N09_97/007.htm
  2. http://miemp-mi-gor.narod.ru/utcheba/model/index-u-s.htm
  3. http://www.xjtek.ru/consulting/solutions/social_dynamics/
  4. http://referatwork.ru/refs/source/ref-108938.html
  5. http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2011/structure_24_1424.htm

 


Информация о работе Оценка духовных и нравственных ценностей молодёжи