Оценка духовных и нравственных ценностей молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 01:08, курсовая работа

Описание работы

В целом анализ системы ценностей молодежи, значительные деформации, продолжающиеся трансформации, в которых преобладает, к сожалению, негативная направленность, отнюдь не предрасполагают к развитию у подрастающего поколения гражданственности и любви к Отечеству.
Важное значение приобретают поиски и разработки принципиально новых подходов к созданию качественно новых основ в воспитательной деятельности с подрастающим поколением, ориентированных на обновленную структуру его ценностей и интересов, соответствующих важнейшим тенденциям развития нашего общества
Практическая часть выполнена на основе анкетирования

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 76.67 Кб (Скачать файл)

К сожалению, традиционная система  воспитания (в том числе этического образования) ориентирована на сообщение  нравственных знаний, внедрение в  сознание человека определенной системы норм и принципов, а не на развитие его духовно-нравственного сознания и самосознания. В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, размыты, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности.

Итак, «духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни (И.-Г. Песталоцци). Оно, – по мнению Т.И. Петраковой, – представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира». Можно скорректировать это определение так: не воздействие, а целенаправленное создание условий для становления духовно-нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремится педагог.

Возникает вопрос: на какой системе ценностей строить воспитание – светской или религиозной? Общечеловеческой или национальной? Думается, что ответ на первый вопрос содержится в самой системе общечеловеческих ценностей, которые по сути своей являются религиозными по своему происхождению. Учитывая необходимость соблюдать паритетность в представлении культурных норм и традиций разных народов в содержании образования, мы исходим из того, что в центре образовательного процесса должны быть духовно-нравственные ценности, нормы и традиции своей национальной общности, не противоречащие общечеловеческим.

К извечным ценностям русского народа чаще всего относят – мораль, дружбу, мягкость, скромность, всепрощение, целомудрие, терпеливое приятие жизни, духовное ее осмысление.

Современный философ Фрэнсис Фукуяма рассматривает мораль как социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества. Такому пониманию морали близко её определение как коллективной интуиции. Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе. Так называемая «общественная мораль» — мораль, принятая определенным обществом, как правило, эндемична для культуры или исторического периода, иногда даже для социальной или религиозной группы, хотя разные моральные системы могут быть в определенной степени схожи. Следует разделять идеальную (пропагандируемую) и реальную моральные системы.

Мораль формируется главным  образом в результате воспитания, в меньшей степени — в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции.

Мораль служит предметом  изучения этики. Более широким понятием, выходящим за рамки морали, является этос. Одним из факторов формирования морали является общественность человека, его способность к сопереживанию другим (эмпатия) и альтруистические позывы. Следование морали возможно и из эгоистических побуждений — в этом случае человек ожидает, что к нему будут относиться в рамках той же морали. В таком случае оно приводит к улучшению репутации. Эволюционный подход к морали и широкое освещение вопроса репутации в социуме содержится в книге Мэтта Ридли «Происхождение добродетели».

Социология морали изучает закономерности как формирования систем моральных ценностей различных социальных групп, так и взаимодействия этих социальных групп, обусловленные действием существующих моральных систем. Социология морали занимается исследованием характера причин конфликтов между индивидами и социальными группами, вызванных несовпадением их моральных ценностей, а также определением судьбоносных тенденций развития общества в условиях разрешения им моральных проблем. Мораль проявляется на общественном и личном уровне. Индивид усваивает моральные нормы в процессе социализации, ориентации на добродетельное — на гуманное, доброе, честное, благородное, справедливое. Человек приобретает сведения о том, что такое порядочность, честь, совесть. При этом мораль изменяется в процессе нормотворчества людей, самостоятельно, со всей ответственностью за моральность своего выбора принимающих решения о выборе целей и средств. Понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т. д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.

Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.


Фердинанд Тённис выделил два вида социальных структур: основанную на непосредственной эмоциональной близости общину и основанное на рациональном расчёте и разделении труда общество. «Первый социолог дружбы» считал, что она является воплощением общинности, характерной для малых групп с неуниверсальными социальными связями в патриархальных условиях.

Зиммель же считал, что современный человек с усложнением своего внутреннего мира вынужден больше скрывать, поэтому можно говорить о дружбе разных сторон «Я»: с кем-то может связывать симпатия, с кем-то — интеллектуальные интересы, религиозные чувства, или общий жизненный опыт. В то же время потребность в интимной дружбе, по Зиммелю, возникает лишь в античности, когда появляется потребность в самораскрытии.

В отличие от кровнородственных отношений групповой солидарности это межличностное отношение является индивидуально-избирательным (с взаимной привязанностью участников).

Для развития дружбы могут  быть необходимы:

  • взаимная симпатия (приятность взаимного общения)
  • взаимопонимание
  • открытость
  • откровенность, искренность и бескорыстие
  • доверительность
  • общность интересов и увлечений
  • ценностно-ориентационное единство

То, что зарождалось как  дружба, может перейти в совсем близкие отношения между людьми. Так же противопоставление деловым  отношениям довольно относительно, хотя дружбу отличает то, что она ценна  сама по себе. Дружба отличается от сексуальных и любовно-эротических чувств по характеру своей мотивации. Обычно считается, что для дружбы характерно отсутствие сексуального влечения. Тем не менее, существует противоположная точка зрения, а именно о возможности сексуальных отношений между друзьями, если описанные выше мотивы превалируют над сексуальным влечением, но оно также присутствует. Некоторые полагают, что дружба, хоть подсознательно, но эгоистична, так как в целом оказывается выгодна всем её участникам.

Для некоторых дружба оценивается  только логическими схемами, а не ощущением единства. Тогда дружба — следствие общих интересов, личной симпатии, общих целей. Если они пропадают, то и проходит дружба.

Мало того, что широта дружбы определяется социальной ценностью  деятельности, которой посвятили  себя друзья, её функции меняются в  процессе жизни индивидов. Дружба всё время остаётся одним из самых важных факторов поддержания стабильности личности.

«Истинная дружба — одна из тех вещей, о которых, как о  гигантских морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или  где-то существуют». (Артур Шопенгауэр.)

«Друг — это одна душа, живущая в двух телах.» (Аристотель)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль математико-статистических методов и моделирования в исследовании духовных и нравственных ценностей современной молодёжи

В широком смысле моделирование - многоплановый метод исследования, один из путей познания. Оно предполагает исследование реально существующих предметов, явлений, социальных процессов, органических и неорганических систем. А это значит, что сферы применения моделирования, по существу, неограниченны. Ими охватываются все процессы. Но это вовсе не означает, что моделирование  является единственным и исчерпывающим  методом познания, хотя моделирование  присуще всякому познавательному  процессу. Моделирование - это специфическое  многофункциональное исследование. Его главная задача - воспроизвести  на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель). Модель - это аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как при этом само моделирование теряет смысл. Недопустимо и произвольное моделирование; в этом случае оно не дает должного представления об оригинале модели и также не выполняет своей функции. Общество не может разумно развиваться, не анализируя себя, различные стороны своей деятельности, не контролируя себя, не заглядывая вперед. Но для того чтобы этот анализ был эффективным, он должен опираться на точные, объективные данные, т.е. необходима информационная база, социальная информация. Совокупность проблем, поддающаяся количественному анализу, может быть формализована, выражена языком цифр и обработана на ЭВМ с помощью математического моделирования. Но далеко не все процессы общества поддаются количественному измерению и контролю. Социальные отношения отличаются исключительной сложностью, в них взаимодействуют самые различные факторы, взаимовлияние которых друг на друга неоднозначно, вариативно; причинно-следственные связи, их интенсивность и характер подвижны и неопределенны. К тому же следует учитывать, что все социальные процессы осуществляются людьми, а поступки, мысли, чувства людей не могут иметь числового отображения. Отсюда - объективно необходимыми становятся различные методы анализа качественного содержания процессов в социальной сфере. А значит, необходимы и самые различные модели, функциями которых являются: углубление познания действующих систем, объектов; определение основных параметров, путей дальнейшего их совершенствования; проведение сравнительного анализа оригинала и модели, выявление качественных характеристик. Моделирование выполняет и важные эвристические функции: выявляет негативные тенденции, определяет позитивные пути решения проблем, предлагает альтернативные варианты. Моделирование выступает, таким образом, в единстве с прогнозированием, являясь его составной частью. Однако моделирование сложных социальных проблем сочетает в себе все три типа моделей и основные их функции: эвристические, прогностические, прагматические. Многое зависит от цели и способа моделирования, объекта, имеющейся информации, владения методикой, уровня компетентности исследователя. Учитывая остроту и сложность социальных процессов, моделирование преследует следующие цели. С одной стороны отобразить состояние проблемы на данный, момент; выявить наиболее острые "критические" моменты, "узлы" противоречий; с другой стороны определить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать нежелательное развитие; активизировать деятельность государственных общественных и иных организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов разрешения социальных задач. Каким требованиям должна отвечать модель.. Во-первых, модель должна быть более простой, более удобной; давать новую информацию об объекте; способствовать усовершенствованию самого объекта. Во-вторых, модель должна способствовать определению или улучшению характеристик объекта; рационализации способов построения его; управлению или познанию объекта. Следовательно, правомерно при разработке модели говорить об ее подобии объекту-оригиналу, при котором, с одной стороны, соблюдается жесткая целенаправленность, увязка ее параметров с ожидаемыми результатами, а с другой - обеспечивается достаточная "свобода" модели, для того чтобы она была способной к преобразованию в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, могла быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов. Модель должна удовлетворять требованиям полноты, адекватности и эволюционности. Она должна обеспечивать возможность включения достаточно широкого диапазона изменений, добавлений, чтобы было возможно последовательное приближение к модели, удовлетворяющей исследователя по точности воспроизведения социального объекта, явления, процесса. Модель должна быть достаточно абстрактной, чтобы допускать варьирование большим числом переменных, но не настолько абстрактной, чтобы возникали сомнения в надежности и практической полезности полученных на ней результатов. Модель должна удовлетворять условиям, ограничивающим время решения задачи. Модель должна ориентироваться на реализацию с помощью существующих возможностей, т.е. быть осуществимой на данном уровне развития общества. Модель должна обеспечивать получение новой полезной информации о социальном объекте (явлении, процессе) в плане поставленной задачи исследования. Модель должна строиться с использованием установившейся терминологии. Модель должна предусматривать возможность проверки ее истинности, полноты соответствия ее изучаемому социальному объекту, явлению, процессу.

Моделирование социальных процессов  преследует множество различных  целей и задач. Оно позволяет  определить оптимальные размеры, а  также предсказать поведение  системы.

Ежегодно в мире проводятся миллиарды социальных и маркетинговых исследований. Все принятые методы исследований социальных процессов и социальных систем — опрос, интервью, эксперимент, фокус-группа и пр. — призваны показать картину среды. Исследования такого рода предоставляют количественные данные о настоящем, выявляют основные тенденции на ближайшее будущее, но учитывают небольшое количество показателей и рассматривают их на небольшом отрезке времени. Между тем, на основе полученных данных строятся долгосрочные стратегии.

Что касается рассматриваемой  темы, то и здесь не обойтись без  математических и статистических методов, с помощью которых можно моделировать социально-экономические процессы. Значение моделирования как метода исследований определяется тем, что  модель представляет собой концептуальный инструмент, ориентированный на анализ изучаемых процессов и их прогнозирование. Следует, однако, иметь в виду, что  возможности метода математического  моделирования при анализе конкретных социально-экономических процессов  достаточно ограничены. Это не механика, здесь все гораздо сложнее. И  если, например, расчеты траектории баллистической ракеты, выполненные  на основе достаточно совершенной модели, все равно требуют введения поправочных  коэффициентов, учитывающих влияние  неучтенных факторов (скорости ветра, рельефа местности и т. д.), то в  социально-экономической области  число факторов, влияющих на отклонение теоретических выводов от реальности, не только слишком велико, но многие из них в принципе неформализуемы. Поэтому, говоря о пределах применимости метода математического моделирования  при обосновании управленческих решений, вспомним слова Т. Саати, сказавшего об исследовании операций, что это  искусство давать плохие ответы на те практические вопросы, на которые  даются еще более плохие ответы другими  способами.

Необходимость освоения  математического моделирования  социально-экономических процессов  как метода анализа не ограничивается чисто практическими потребностями: владение этим методом способствует формированию нелинейного мышления, синергетического подхода к пониманию  принципов развития. Таким образом, помимо решения сугубо практических задач использование этого метода имеет большое мировоззренческое значение.

Выборочные исследования – один из основных инструментов социологов. Для переноса выводов с выборки  на всю интересующую исследователя  совокупность необходимо использовать вероятностно-статистические методы и  модели. Уже в 1970-х годах в нашей  стране активно разрабатывались  математические и статистические методы анализа данных социологических  опросов. Отметим, что работы тех  уже далеких лет, как правило, отнюдь не устарели и по-прежнему представляют интерес для специалистов по анализу  социологических данных и математическому  моделированию социальных процессов. Однако за тридцать прошедших лет  в некоторых направлениях удалось  продвинуться. Одни и те же статистические методы и модели могут с успехом  применяться в самых разных областях науки и практики. Статистические методы и модели весьма эффективны в социологических, социально-экономических, управленческих, технических и технико-экономических исследованиях, медицине, истории, практически в любой прикладной отрасли и области знания. Очевидна связь между исследованиями, выполненными в рамках различных дисциплин.

Информация о работе Оценка духовных и нравственных ценностей молодёжи