Организация и проблемы принятия торгово-политических решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства.1 Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.а!

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Торговая политика…………………………………………………...5
1.1. Инструменты торговой политики…………………………………………...5
1.2. Экономические институты, регулирующие международную торговую политику…………………………………………………………………………...7
1.3. Законодательные основы принятия торгово-политических решений……9
Глава 2. Основные положения торгово-политической деятельности….14
2.1. Мировой опыт организации торговой политики………………………….14
2.2. Проблемы принятия торгово-политических решений.…………………...18
Заключение…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсач готов.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,

СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

 

 

 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Внешнеэкономическая политика государства»

на тему: " Организация и проблемы принятия торгово-политических решений "

 

 

 

 

 

 

 

    

  Выполнил студент

       группы  ДМГ - 404

       Лазарян  А.А.

    Научный 

руководитель

Назарова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва,

2013 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Торговая политика…………………………………………………...5

1.1. Инструменты торговой политики…………………………………………...5

1.2. Экономические институты, регулирующие международную торговую политику…………………………………………………………………………...7

1.3.  Законодательные основы принятия торгово-политических решений……9

Глава 2.  Основные положения торгово-политической деятельности….14

2.1. Мировой опыт организации торговой политики………………………….14

2.2. Проблемы принятия торгово-политических решений.…………………...18

Заключение……………………………………………………………………...23

Список используемой литературы…………………………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства.1 Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

Теории международной торговли, берущие начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли. Однако их центральными вопросами были и остаются следующие:

·       Что лежит в основе международного разделения труда?

·       Какая международная специализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды?

·       Какими факторами предопределяется конкурентоспособность страны в мировой торговле?

Цель данной работы - более подробно  осветить  процесс организации и проблемы принятия торгово-политических решений.

Актуальность данной работы заключается в нарастании значения товарной политики среди государств, потому что внешнеэкономическая деятельность позволяет государству правильно использовать свои средства и ресурсы для стабилизации экономического положения в мире.

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Торговая политика.

 

1.1. Инструменты  торговой политики.

Протекционистская торговая политика проводится с помощью следующих основных инструментов: тариф или таможенная пошлина, импортные квоты, нетарифные барьеры, добровольные экспортные ограничения, экспортные субсидии и компенсационные пошлины, демпинг, антидемпинговые мероприятия. Протекционизм - политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.2

Тариф или таможенная пошлина. Это наиболее часто используемый инструмент в протекционистской торговой политике, который представляет собой акцизный налог на импортируемый товар. Если тариф вводится только для того, чтобы добыть деньги для государства, он называется фискальным. Если же тариф введен для сокращения или устранения импорта, то такой тариф называется протекционистским.

Налог на импорт может взиматься различными способами. В этой связи выделяют стоимостной тариф и специфическую пошлину.

Стоимостный тариф - это налог, представленный в виде процента от стоимости товара. Специфическая пошлина - это налог, взимаемый в соответствии с физической величиной импорта.

Импортная квота. Это инструмент протекционизма, с помощью которого устанавливаются максимально возможные объемы импорта по специфическим статьям и за определенный период времени. Импортную квоту расценивают как более эффективный (по сравнению с пошлиной) инструмент сдерживания международной торговли, ибо она полностью запрещает импорт товара сверх определенного количества.

Нетарифные барьеры. Это ограничения международной торговли с помощью системы "лицензирования" (приобретения лицензий на торговлю определенным товаром). Повышая цену лицензий и ограничивая их количество, можно эффективно ограничивать импорт того или иного продукта. К нетарифным барьерам относят также протекционистские инструменты, связанные с жестким бюрократическим контролем или с так называемыми "административными рогатками" в таможенных процедурах. Большие трудности импорту (в рамках нетарифных барьеров) создают неоправданные стандарты качества товаров и их безопасности.

Добровольные экспортные ограничения. Это инструмент ограничения экспорта на добровольных началах. Его цель - избежать более жестких барьеров.

Экспортные субсидии и компенсационные пошлины. Это нетарифные инструменты торговой политики. С помощью экспортных субсидий симулируется продвижение товаров за границу с помощью государственных дотаций и льгот.3

Демпинг. Антидемпинговые мероприятия. Демпинг - это инструмент проведения протекционистской политики посредством международной ценовой дискриминации. Нарушение принципов свободной торговли посредством демпинга имеет место тогда, когда с помощью временного установления низких цен, происходит вытеснение конкурента с данного рынка В последствии уровень цен восстанавливается или повышается. Этому демпингу следует противопоставить тариф в импортирующей стране. Но существует демпинг долговременный. Си имеет место тогда, когда низкие цены достигаются в результате действия принципа сравнительных преимуществ. Но и в этом случае могут быть введены антидемпинговые пошлины. Они приносят выгоды импортирующей стране, заставляя импортера еще больше снижать цену. Действию так называемого долговременного демпинга может противостоять структурная перестройка экономики на основе принципа сравнительных преимуществ.

 

1.2 Экономические институты, регулирующие международную торговую политику.

Основные институты, регулирующие международную торговую политику: ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, ЮНСИГРАЛ.4

Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ/ВТО). Это многостороннее соглашение, включающее международные правовые нормы, принципы и правила, в соответствии с которыми регулируются торгово -экономические отношения между странами-участницами. ГАТТ вступило в силу в январе 1948 года. С января 1995 года ГАТТ трансформировалось во Всемирную торговую организацию (ВТО). ВТО как правопреемник ГАТТ имеет собственный институциональный механизм, основным назначением которого является:

• Осуществление контроля за странами-участницами, которые взяли на себя определенные обязательства;

• Организация и проведение многосторонних торговых переговоров, на которых рассматриваются проблемы международной торговли.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Орган Генеральной Ассамблеи ООН, создан в 1964 г. В нее входят все государства-члены ООН Высшим органом ЮНКТАД является ее Сессия, которая созывается не реже, чем раз в 4 года Совет по торговле и развитию является постоянным органом Конференции, обеспечивающий непрерывность ее работы в период между сессиями ЮНКГАД (Сессия совета собирается раз в 2 года). Штаб-квартира ЮНКГАД находится в г. Женева (Швейцария).5

ЮНКТАД в отличие от других организаций занимается изучением и разрешением проблем международной торговли в связи с ускорением экономического развития мирохозяйственной системы в целом и с учетом , интересов всех групп стран.

К основным задачам ЮНКТАД следует отнести:  

• Содействие развитию равноправного и всестороннего торгового 

сотрудничества между странами, находящимися на различных уровнях

развития, имеющих различные социально-экономические системы;

установлению принципов и политик международной торговли, адекватных

разрешению проблем экономического роста;

• Выработки комплексных рекомендаций, организационно-правовых условий и механизмов международной торговли, увязывающих мировую торговую политику с промышленным сотрудничеством, с мировыми валютно-финансовыми проблемами;

• Согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития;

• Создание нового международного экономического порядка, выработка прогрессивных концепций международного торгово-экономического сотрудничества.

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). ЮНСИТРАЛ утвержден Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1966 г. с целью содействия прогрессивному согласованию и унификаций права международной торговли.6

К основным задачам Комиссии относятся:

• координация работы международных организаций, занимающихся вопросами права международной торговли;

• привлечение к более широкому участию государств в существующих международных конвенциях и разработка новых международных конвенций, относящихся к праву международной торговли;

• подготовка кадров и оказание помощи в области прав международной торговли с учетом нужд развивающихся стран.

Особое внимание в работе ЮНСИТРАЛ уделено подготовке единообразных норм права в областях международной купли-продажи товаров, международных платежей, международного арбитража, международных морских перевозок.7

 

1.3.  Законодательные основы принятия торгово-политических решений.

 

Начиная торгово-политическую деятельность, каждый должен знать, что он вступает в особую сферу отношений, регулируемых не только общим, но и специальным законодательством. Общее законодательство регулирует экономическую деятельность во всех ее видах и сферах. Радикальные изменения в экономике России, связанные с ее превращением в рыночную, происходят в рамках права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как неприкосновенность собственности, новый метод регулирования предпринимательской деятельности - "дозволено все, что не запрещено", недопустимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов и т. п. Эти и другие положения закреплены в Гражданском кодексе РФ, ряде законов: "Об инвестиционной деятельности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "Об акционерных обществах", "О финансово - промышленных группах", "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг" и др.8

Изменения в экономике привели также к радикальным изменениям во внешнеэкономической сфере: ликвидации монополии внешней торговли, предоставлении права участия во ВЭД всем юридическим и физическим лицам, организации внутреннего валютного рынка, развитию иностранного предпринимательства, усилению контролирующей функции государства, расширению экономического метода регулирования ВЭД и т. д.9

Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным. Правовое регулирование ВЭД - это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе котоҏыҳ осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:

- Международными правилами и нормами, подписанными РФ. международными договорами России с другими странами:

- Национальным - законодательством по ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами.

К законам, регулирующим ВЭД, относятся следующие: "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"; "О валютном регулировании и валютном контроле"; "О таможенном тарифе"; "Об иностранных инвестициях"; "Таможенный кодекс Российской Федерации".10

Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" разрешено предприятиям самостоятельно осуществлять экономическую деятельность. Указом Президента Российской Федерации "О либерализации внешнеэкономической деятельности" разрешено всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности осуществление внешнеэкономической деятельности без специальной регистрации. Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ для этих целей. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати.11 Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам. Перечень стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим постановлением Правительства РФ и содержит 13 позиций (топливо, электроэнергия, зерно и др.). Предприятия могут осуществлять экспортно-импортные операции непосредственно или на договорной основе через внешнеэкономические организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата и др. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство. Управление внешнеэкономической деятельностью в Российской Федерации осуществляет Министерство внешнеэкономических связей, Государственный таможенный комитет. Регулирование валютных операций производят Валютно-экономическая комиссия Российской Федерации, Центральный банк России Федеральный закон от 10.07.2002 n 86-ФЗ (ред. от 10.01.2003) О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) (принят государственной думой 27 июня 2002 года).. Общее руководство возложено на Президента, Правительство и Министерство экономики Российской Федерации.12

Информация о работе Организация и проблемы принятия торгово-политических решений