Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 16:02, курсовая работа
Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства.1 Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.а!
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Торговая политика…………………………………………………...5
1.1. Инструменты торговой политики…………………………………………...5
1.2. Экономические институты, регулирующие международную торговую политику…………………………………………………………………………...7
1.3. Законодательные основы принятия торгово-политических решений……9
Глава 2. Основные положения торгово-политической деятельности….14
2.1. Мировой опыт организации торговой политики………………………….14
2.2. Проблемы принятия торгово-политических решений.…………………...18
Заключение…………………………………………………………
Россия в сравнительно короткие сроки вышла на достаточно высокий уровень открытости. В настоящее время она направляет на цели международного обмена более пятой части ВВП и по этому показателю находится в одном ряду с такими странами, как Германия, Италия, Великобритания и другие. Торговый и валютный режимы страны за последние годы заметно либерализованы.13 Государство отказалось от монополии на внешнеторговые операции и регулирует трансграничные потоки товаров и услуг с помощью общепринятых мировым сообществом инструментов. Введена внутренняя и внешняя обратимость национальной валюты по текущим операциями: и резиденты, и нерезиденты могут свободно обменивать в рамках таких операций российские рубли на иностранную валюту и наоборот: Иностранные инвесторы допущены на финансовый и фондовый рынки России, к участию в приватизационных конкурсах. Итак, в XXI веке Россия сталкивается с проблемой обеспечения своей экономической безопасности в условиях возросшей открытости отечественной экономики.14 Регулирование ВЭД государством означает не только поддержку и стимулирование, но и контроль над соблюдением национальных интересов, обеспечение экономической безопасности. Поддержание необходимого уровня экономической безопасности становится одной из стратегических задач российской внешнеэкономической политики. Под экономической безопасностью принято понимать такое состояние экономики и системы государственного управления, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Государственное регулирование ВЭД во всех странах направлено на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствия. В Законе экономическая безопасность определена как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ. неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Глава 2. Основные положения торгово-политической деятельности.
2.1. Мировой опыт организации торговой политики.
В настоящее время ни одно государство в мире не может успешно развиваться без интеграции в мировую экономику. Причём прослеживается прямая пропорциональная зависимость между степенью интеграции в мировое хозяйство и уровнем развития внутренней экономики. Как правило, чем более интегрирована страна в мировое экономическое пространство, тем выше уровень развития её внутренней экономики, и наоборот.15
В современном мировом хозяйстве внешнеэкономические связи являются важным экзогенным (внешнего происхождения) фактором, который оказывает значительное влияние на динамику и устойчивость развития национальной экономики, формирование её структуры, эффективность функционирования.
Для многих стран мира динамичное развитие внешнеэкономических связей стало катализатором внутреннего экономического роста. В частности, для новых индустриальных стран внешнеэкономические связи явились основным структурообразующим фактором в процессе формирования в них динамичной модели устойчивого экономического развития.16
Особую роль играют внешнеэкономические связи в глобальных интеграционных процессах. Для современного этапа развития мировых хозяйственных связей характерны динамизм, либерализация, диверсификация форм и видов внешнеэкономической деятельности.
Одной из важных тенденций в развитии мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества. Помимо традиционных форм внешнеэкономических связей — внешней торговли и инвестиционного сотрудничества — в последние годы активно развиваются научно-техническое сотрудничество, промышленная кооперация, валютно-финансовое, военно-техническое сотрудничество, туризм и др.
Основной формой мировых хозяйственных связей по-прежнему остаётся внешняя торговля, которая по динамике и стоимостным показателям опережает движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей. Кроме того, темпы прироста международных экспортно-импортных операций превышают темпы роста мирового промышленного производства.
После 5 лет довольно умеренного роста и стагнации в 1993 г. объём мировой торговли с 1994 г. начал расти достаточно высокими темпами. Темп прироста мировой торговли в 1994 г. составил 9,5%, что является рекордным показателем за последние 20 лет.17
По предварительным данным в 1995 г. объём мировой торговли увеличился на 8% . Интенсификации товарообмена способствовал значительный прогресс в развитии международного разделения труда. Кроме того, существенным фактором роста международной торговли стало сохранение благоприятной конъюнктуры во многих развивающихся странах и особенно в новых индустриальных странах.18
Стимулом быстрого развития мировой торговли послужила революция в области информационных технологий. Стоимость экспорта офисного и телекоммуникационного оборудования возросла в 1995 г. на 25% и достигла 12% общей стоимости мировой торговли.
Важным фактором роста мировой торговли является существенный рост реэкспорта промышленных товаров, изготовленных в развивающихся странах с использованием компонентов и материалов, импортируемых в соответствии с системами торговых преференций.
Промышленно развитые страны контролируют более 70% мирового товарооборота. Крупнейшими торговыми державами мира являются США, Германия и Япония, на которые приходится около трети мировых экспортно-импортных операций. В десятку крупнейших торговых стран мира входят Франция, Великобритания, Италия. Канада, Гонконг, Нидерланды, Бельгия, Люксембург.
В последние годы прослеживается устойчивая тенденция к росту доли развивающихся стран в мировой торговле и прежде всего новых индустриальных стран Азии. По совокупному объёму внешней торговли (920 млрд долл. в 1993 г.) Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Малайзия и Таиланд уступают лишь США. На эти страны приходится более 10% общего объёма мировой торговли. Данные по экспорту и импорту некоторых стран и их доли в мировом экспорте и импорте представлены в таблицах 1 и 2 ( см. Приложение).19
Из азиатских, новых индустриальных стран в десятку крупнейших торговых держав мира входит Гонконг, который в 1993 г. занимал в атом списке 7-е место по экспорту и 8-е место по импорту. Гонконг значительно опережает все страны мира по стоимости экспорта и импорта в расчёте на душу населения.
Среди стран с переходной экономикой наиболее динамично развивается внешняя торговля Китая. С 1979 по 1995 г. среднегодовой рост экспортно-импортных операций составлял 16,5%, что значительно превышало темпы роста мировой торговли. Стоимостный объём внешней торговли Китая увеличился с 24 млрд. долл. в 1979 г. до 281 млрд. долл. в 1995 г., что позволило стране войти в десятку крупнейших торговых держав мира.20
Россия традиционно входила в число крупнейших торговых держав мира. Пристальное внимание развитию торгового сотрудничества с зарубежными странами Российское государство начало уделять ещё со времён царствования Петра I, когда началось активное освоение европейского рынка.
В международной торговле конца XIX в. Россия занимала 8-е место, а среди европейских держав по объёму экспортно-импортных операций уступала лишь Англии, Германии, Франции и Голландии, при этом значительно опережая Австро-Венгрию и Италию.21
Бывший Советский Союз также относился к числу ведущих мировых торговых держав. В 1990 г. по размеру экспорта (103 млрд. долл.) СССР занимал 10-е место, а по размеру импорта (121 млрд. долл.) — 8-е место в мире.
Однако в связи с распадом СССР, глубоким экономическим кризисом, который распространился и на сферу внешнего товарообмена России, её значение как мировой торговой державы резко упало. Удельный вес России в мировой торговле с 1990 г. по 1993 г. сократился в три раза (с 3 до 1%). Россия переместилась на 19-е место по стоимости экспорта (44,3 млрд. долл.) и 23-е место по стоимости импорта (32,9 млрд. долл.).
Однако начиная с 1993 г. наметилась устойчивая тенденция к росту внешней торговли России. В 1994 г. объём внешней торговли России увеличился до 88,5 млрд. долл., в 1995 г. — до 105,9 млрд. долл. С учётом торговли России со странами ближнего зарубежья общий стоимостной объём экспортно-импортных операций страны составлял в 1994 г. 104,2 млрд. долл. и 123,8 млрд. долл. в 1995 г.22
2.2. Проблемы принятия торгово-политических решений.
Наряду с обычными проблемами торговли и коммерции, которые возникают в любых типах бизнеса, в торговой политике существует спектр своих проблем:
1) Последствия колебаний валютных курсов: валютная экспозиция и валютный риск.
Основным последствием колебания валютных курсов для международной торговли является риск для экспортера или импортера, заключающийся в том, что стоимость иностранной валюты, которую они применяют в своих торговых оборотах, будет отличаться от той, на которую они надеялись и рассчитывали.
Российские экспортеры, которые выставляют иностранным покупателям счет фактуру в иностранной валюте, могут обнаружить, что к тому времени, когда нужно будет обменять вырученную валюту на национальную, курс иностранной валюты упадет и они получат меньше карбованцев, чем это планировалось.
Экспозиция к иностранной валюте и валютный риск могут принести дополнительные прибыли, а не только убытки. Однако находиться в экспозиции к валюте - значит полагаться на случай, и большинство бизнесменов предпочитает не допускать, чтобы их компания была чувствительна к неожиданным изменениям. Поэтому предприятия отыскивают способы сведения к минимуму или полного устранения экспозиции к иностранной валюте, чтобы планировать деловые операции и более достоверно прогнозировать прибыль.
Импортеры стремятся минимизировать экспозицию к иностранной валюте по тем же причинам.
Но, как и в случае с экспортером, большинство бизнесменов предпочитает минимизировать свою экспозицию
к иностранной валюте или полностью ее избегать, а импортеры предпочитают точно знать, сколько им придется заплатить в своей валюте, а не принимать участие в азартной игре на изменении валютных курсов. Существуют различные способы устранения экспозиции к иностранной валюте. Они осуществляются при помощи банков.
В международной торговле экспортер должен выставить счет покупателю в иностранной валюте (например, в валюте страны покупателя), или Покупатель должен оплатить товары в иностранной валюте (например, в валюте страны экспортера). Возможно также, чтобы валюта платежа была валютой третьей страны: например, фирма в России может продать товары покупателю в Австралии и попросить оплатить их в долларах США. Поэтому одной из проблем импортера является необходимость получения иностранной валюты для выполнения платежа, а у экспортера может возникнуть проблема обмена . полученной иностранной валюты на валюту своей страны.24
Стоимость импортных товаров для покупателя или стоимость экспортных товаров для продавца может быть увеличена или уменьшена из-за изменения валютных курсов. Поэтому фирма, осуществляющая платежи или получающая доход в иностранной валюте, имеет потенциальный "валютный риск " из-за неблагоприятных изменений в обменных курсах.
Всегда имеется шанс получить прибыль от благоприятных изменений обменных курсов, но существует реальная опасность понести убытки. Постоянные изменения валютных курсов, происходящие на внешних валютных рынках, порождают серьезный элемент риска, который может оттолкнуть фирмы от участия в международных соглашений по купле или продаже.
Валютный риск не возникает там, где платежи поступления осуществляются в одной валюте, поскольку платежи в этой валюте могут выполнены из поступлений наличными в той же валюте.
2) Кредитный риск и время выполнения контракта.
Может пройти очень много времени между подачей заявки иностранному поставщику и получением товара. Когда товар доставляется на большое расстояние, основная часть запаздывания между заявкой и доставкой, как правило, связано с продолжительностью периода перевозки. Задержки могут быть вызваны также необходимостью подготовки соответствующей документацией для перевозки.
Время и расстояние создают кредитный риск для экспортеров.
Экспортер обычно должен предоставлять кредит на оплату на более длительное время, чем ему потребовалось бы, если бы он продавал товар внутри своей страны. При наличии большого числа иностранных дебиторов возникает необходимость получения дополнительного оборотного капитала для их финансирования.
Контроль за отдельными дебиторами, инкассирование долга и проведение операций с целью погашения безнадежных долгов усложняется, если клиент находится в другой стране.
3) Иностранные правила и законы.
Недостаточное знание и понимание правил, обычаев и законов страны импортера или экспортера приводит к неопределенности или недоверию между покупателем и продавцом, что может быть преодолено только после длительных и успешных деловых взаимоотношений.
Информация о работе Организация и проблемы принятия торгово-политических решений