Основные этапы развития политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 21:48, контрольная работа

Описание работы

Политическая наука, или политология, сравнительно молодая научная и образовательная дисциплина. Процесс ее формирования происходил на фоне все более возрастающего интереса людей к таким ключевым проблемам, как происхождение, сущность и предназначение государства, отношения государства и церкви, права и свободы человека, формы правления, теория общественного договора и народного суверенитета и т.д.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..…....3
1.Основные этапы развития политической науки ………………………………...4
1.1.Политическая мысль Древнего Востока ……………………………………....4
1.2.Политическая мысль античности ………………………………………………5
1.3.Политические учения Средневековья и Возрождения …………………...…10
1.4.Политические идеи Просвещения ……………………………………………16
1.5.Политическая мысль XIX века ………………………………………………..19
1.6.Политические теории XX века ………………………………………………..23
Заключение …………………………………………………………………………30
Список использованных источников ……………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Мой реферат.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..…....3

1.Основные этапы развития политической науки ………………………………...4

1.1.Политическая  мысль Древнего Востока ……………………………………....4

1.2.Политическая  мысль античности ………………………………………………5

1.3.Политические  учения Средневековья и Возрождения …………………...…10

1.4.Политические  идеи Просвещения ……………………………………………16

1.5.Политическая  мысль XIX века ………………………………………………..19

1.6.Политические  теории XX века ………………………………………………..23

Заключение  …………………………………………………………………………30

Список использованных источников ……………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Политическая  наука, или политология, сравнительно молодая научная и образовательная дисциплина. Процесс ее формирования происходил на фоне все более возрастающего интереса людей к таким ключевым проблемам, как происхождение, сущность и предназначение государства, отношения государства и церкви, права и свободы человека, формы правления, теория общественного договора и народного суверенитета и т.д.

Политология - наука об управлении государством - прошла в своем развитии длительный путь и как самостоятельная научная дисциплина существует более ста лет. Предметом политологии, как явствует из самого названия, выступает политика. Это одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Она, как отмечал еще Аристотель, кроется в природе человека как социального существа, живущего в обществе и постоянно взаимодействующего с другими людьми и государством.

Отсюда и потребность четкого и ясного знания человеком политики, потребность в научном объяснении происходящих в жизни политических процессов и грядущих в них перемен. Знать политику должны все люди, тем более те, кто поставил себе целью получить высшее образование и собирается в будущем составить основной костяк руководителей, управленцев, деятелей культуры и искусства, теле- и радиокомментаторов, педагогов и воспитателей. Роль и значение политики особо возрастают в переломные исторические периоды, когда происходит переоценка ценностей и радикальной трансформации подвергаются мировоззренческие установки и сами основы жизнеустройства людей.    

Очевидно, что без соответствующей политической культуры населения, умения и способности  граждан к принятию политически  взвешенных решений, систематического приобретения ими политических знаний и политического опыта невозможно говорить и об утверждении в обществе демократии, о способности граждан защитить коренные свои права и свободы, об их активном участии в политической жизни страны. Всему этому призвана

 учить такая  увлекательная наука, как политология.

  1. Основные этапы развития политической науки.

Всемирная история  политических идей - одна из важнейших составных частей духовной культуры человечества. Историческая последовательность политических учений в обобщенном виде фиксирует богатый политико-правовой опыт прошлых поколений. Через историю политических учений историческая память оказывает заметное влияние на практику решения политических проблем современности.

Знание о  законах и закономерностях формирования, функционирования и развития политической власти, о формах ее проявления в условиях современности может быть полным, если оно опирается на достижения политической мысли на протяжении всей истории человечества.

Политическая мысль  начала развиваться вместе с появлением политической жизни, формированием политических отношений, институтов.

На первых этапах развития общества политическая жизнь  получала отражение в представлениях, являвшихся первичной ступенью осмысления ее человеком. При достижении обществом относительно высокой ступени развития появились политические учения в подлинном значении этого термина, многие положения которых оказали существенное влияние на все последующее развитие политической мысли.

Рассмотрим  основные этапы развития и зарождения науки о политике:

1.1. Политическая мысль Древнего Востока.

Как свидетельствуют  историки, первые политические учения появляются с возникновением первых государств, когда возникают задачи управления большими массами населения из единого центра.

Из древнейших учений несомненный интерес представляет религиозно-политическое учение брахманизма (Древняя Индия). В соответствии с ним общество делится на 4 варны (сословия): брахманы (жрецы, учителя), кшатрии (правители, воины), вайшьи (торговцы, ремесленники, земледельцы) и шудры (слуги). Собственно, в политической жизни участвовали только первые две варны, они принимали законы и управляли государством. Это учение теснейшим образом было связано с религиозными идеями и являлось составной частью древнеиндийской мифологии.

Другим центром цивилизации  в Древнем Мире был Китай. Эта страна представлена в истории политической мысли следующими учениями: 

- учением Конфуция (551-479 гг. до н.э.). По этому учению идеальной моделью государственного устройства является семья. В таком государстве император играет роль отца, а подданные - детей. В управлении государством император опирается на благородных мужей, которые подготовлены к такой работе особой системой воспитания и образования. Законы такого государства опираются на традиции и культовое почитание предков;

- учением Лао-Цзы (VI-V вв. до н.э.), основавшего школу даосизма. Даосисты исходили из того, что человек – часть природы, а потому находит свое счастье только в единстве с природой. Цивилизация является источником несчастий, потому что человек теряет покой. Государства должны быть маленькими, с немногочисленным населением. Идея даосизма предусматривала создание минигосударств на уровне сел и общин, а правителям рекомендовалось как можно менее вмешиваться в естественное течение жизни;

- учение Шан Яна (390-338 гг. до н.э.), который основал ведущее течение политической мысли Древнего Китая – легизм. Легисты считали, что государство должно ликвидировать распущенность народа, установить определенные эталоны в мыслях и действиях всех граждан. Они выступали за укрепление чиновничьего и карательного аппарата, введение жестких норм, которые регулируют все сферы жизни, и выполнение которых обеспечивается угрозой наказания. Возникает идея равенства всех перед законом. Легисты подчеркивали, что лучше наказать несколько невиновных, чем пропустить одного злодея. Также легисты выступали против накопления гражданами частной собственности и  способствовали утверждению деспотии.

1.2. Политическая  мысль античности.

Политическая  мысль античной Греции и Рима развивалась  развивалась в 

принципиально иных условиях, чем на Востоке. К числу мыслителей, идеи которых оказали значительное воздействие на политическую мысль, относятся древнегреческие философы Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и древнеримский мыслитель Марк Туллий Цицерон. Они были не только философами в полном смысле этого слова, но и глубокими политическими мыслителями.

Основы теоретического исследования политической жизни, политики одним из первых заложил Сократ (468-399 до н.э.). Он познавал политическую жизнь, все формы ее проявления не на уровне представлений, догадок и мифов, а уже в системе определенных категорий, хотя и не излагал свои взгляды в письменной форме, а только в устных беседах. Теоретический ум Сократа позволил ему подняться до весьма ценных обобщений, важных для политической науки. Он пришел к выводу, что основу государственной (полисной) жизни составляет закон. По его мнению, нормальная организация жизнедеятельности общества возможна только на основе закона. Сократ не только осознавал необходимость соблюдения законов для правильного устройства государства, но и считал законопослушание главным критерием жизненных поступков человека.  

Теоретическая позиция Сократа, согласно которой  он отождествлял законное и справедливое, послужила ему отправной точкой для классификации и характеристики различных форм государственного устройства и правления. Если власть основывается на воле народа и на государственных законах, полагал он, то это будет царство; если же на произволе правителя, то это тирания, а власть богатства Сократ называл плутократией.

Интересные  мысли Сократ высказывал и по вопросу об управлении государством. По его мнению, успешно управленческую деятельность способны осуществлять только знающие, специально подготовленные люди. Он весьма неодобрительно отзывался о порядке назначения должностных лиц на основе жребия, то есть практически без учета уровня профессиональной подготовки и других качеств претендентов. Некомпетентность управляющих для него была синонимом гибели государства, перехода к тираническому режиму правления.

Глубокие мысли  о политической мысли высказал крупнейший представитель древнегреческого материализма - Демокрит (460-370 гг. до н.э.).

Демокрит поставил вопрос о возникновении общества, социальных и политических институтов. По его мнению, первоначально жизнь людей не отличалась от жизни животных. Как и животные люди пользовались готовыми продуктами природы. В последующем, используя орудия труда, удовлетворяя свои потребности, люди научились изготавливать одежду, строить жилища и т. д., а тем самым создали общество. Общество, по Демокриту, - это результат человеческого ума, рук, способностей. Важнейшим условием общественной жизни, полагал мыслитель, является разделение труда.

Идеальным, по мнению Демокрита, является такое устройство общественной жизни, при котором человек не подвержен воздействию страха, страстей.

Политическую мысль Древней Греции на качественно новый уровень поднял Платон (427-347 гг. до н.э.). Он явился не только одним из гениальных последователей Сократа, но и оригинальным мыслителем. Влияние Сократа особенно сказалось на ранних работах Платона. В последующем его взгляды претерпели значительную эволюцию.

В самом сжатом виде суть учения Платона состоит  в том, что он в качестве истинного бытия рассматривал не окружающий его мир, не реальную политическую жизнь с ее многообразными формами проявления, а некие идеальные конструкции, умопостигаемый мир идей.

Политические  воззрения Платона изложены в  его трудах «Государство», «Политик» и «Законы». Суть их в следующем:

- наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных

общества и  государства;

- подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию - правление лучших и благородных философов-мудрецов. Другие четыре формы государства - тимократию (правление военных), олигархию, демократию и тиранию он называл несовершенными;

- Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства);

- философ утверждал, что идеальное общество состоит из трех сословий: 
правителей-философов, воинов-стражей и ремесленников. Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души - разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни. 

Платон высказал много идей, которые сохраняют  свою актуальность до настоящего времени.

Равным по масштабу Платону в истории политической мысли явился его ученик, последователь  и оппонент Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Исследователи политической мысли называют Аристотеля основоположником политической науки как отдельной дисциплины. Его учение было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы философ изложил в работе «Политика»:

- он отрицал  возможность существования идеального  государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла;

- в его представлении город-государство - это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как «политического животного»;

- главная цель государства - достижение «лучшей жизни». Общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье;

- Аристотель классифицировал формы государства по двум критериям: 1) количеству правящих; 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он называл правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан; неправильными - тиранию, олигархию, демократию, которые служат корыстным интересам правителей;

- лучшей формой государства Аристотель считал политию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Полития объединяет в себе все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Переводя эту мысль Аристотеля на современный язык, можно сказать, что это - правление в интересах среднего класса.

Наиболее выдающимся политическим мыслителем Древнего Рима являлся Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Он оставил после себя обширное интеллектуальное наследие, но в наиболее полном и систематизированном виде его политические идеи изложены в работах «О государстве», «О законах».

Будучи образованным человеком, Цицерон был очень хорошо знаком с политическими учениями Платона, Аристотеля и других мыслителей Древней Греции. Воспринимая многие их идеи, он адаптировал их к политическим реалиям Древнего Рима. Государство Цицерон понимал как общее дело, общее состояние всего народа. Он, как и Платон, и Аристотель, при определении форм государственного правления обязательным признаком считал не только выражение общего интереса свободных членов государства, но и их согласованное взаимодействие в рамках действующих законов.

Информация о работе Основные этапы развития политологии