Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 21:48, контрольная работа
Политическая наука, или политология, сравнительно молодая научная и образовательная дисциплина. Процесс ее формирования происходил на фоне все более возрастающего интереса людей к таким ключевым проблемам, как происхождение, сущность и предназначение государства, отношения государства и церкви, права и свободы человека, формы правления, теория общественного договора и народного суверенитета и т.д.
Введение ………………………………………………………………………..…....3
1.Основные этапы развития политической науки ………………………………...4
1.1.Политическая мысль Древнего Востока ……………………………………....4
1.2.Политическая мысль античности ………………………………………………5
1.3.Политические учения Средневековья и Возрождения …………………...…10
1.4.Политические идеи Просвещения ……………………………………………16
1.5.Политическая мысль XIX века ………………………………………………..19
1.6.Политические теории XX века ………………………………………………..23
Заключение …………………………………………………………………………30
Список использованных источников ……………………………………………..31
Видным представителем теории естественного права и общественного договора явился голландский юрист, социолог и государственный деятель Гуго Гроций (1583-1645). Гроций подразделил право на «естественное» и «человеческое». Первое из них, по его мнению, вытекает из велений разума и природы человека и поэтому независимо от божьей воли. В ходе исполнения принципов естественного права (воздержания от захвата чужой собственности, соблюдения договоров и т. д.) возникло право «человеческое», которое привело людей к необходимости заключения договора. Результатом заключения договора между людьми явилось появление государства.
Сторонником теории общественного договора был и нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677). Он выводил общественные закономерности из неизменной природы человека и обосновывал возможность гармонического сочетания частных интересов людей с интересами всего общества.
Б. Спиноза считал, что государство возникло на основе общественного договора. Оно призвано обеспечить каждому человеку возможность руководствоваться разумом, обрести свободу. Лучше всего это может быть сделано, по его мнению, при демократической форме правления.
Также теорию «общественного договора» развивали английские и французские мыслители Томас Гоббс (1588-1679), Дж. Локк (1632-1704) и Монтескье (1689-1755).
По мнению Томаса Гоббса появлению государства предшествовало так называемое естественное состояние, состояние "войны всех против всех ", т.е. абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Для того, чтобы обуздать природные страсти человека, гарантировать общественный порядок и права граждан, люди и заключили общественный договор между собой, взаимно ограничив свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира. Согласно этому договору они вручили свои права, судьбу и власть главе государства, который в договоре не участвовал и, следовательно, ответственности перед договаривавшимися индивидами не несет. Так возникает государство, власть которого суверенна, т.е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу.
Дж. Локк, явившийся родоначальником либеральной идеологии трактовал идею общественного договора иначе: поскольку главной ценностью либерализм признает свободную личность, постольку он считал, что реализация идеала свободной личности требует ограничения власти государства. С этой целью свободные индивиды заключают общественный договор, основным принципом которого является положение о народном суверенитете: народ - источник власти, и он заключает договор с правящей властью. Согласно договору, главная и единственная функция государства состоит в защите естественных и неотчуждаемых прав человека. Для того, чтобы государство оставалось «ночным сторожем» и не посягало на права и свободы личности, Дж. Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную и исполнительную. Причем законодательная власть, по его мнению, должна иметь более высокий статус, чем исполнительная, т.к. именно она определяет политику государства. Дж. Локк был сторонником ограниченной монархии.
Монтескье также активно развивал идею о разделении властей. Она в его интерпретации стала очередным шагом в поисках конкретных форм баланса власти. Потребность в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную вытекает, по Ш. Монтескье, из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью. Власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан (механизм сдержек и противовесов). В известной работе «Дух законов» Монтескье выделил три типа правления - республику, монархию и деспотию. По его мнению, идеальный тип правления - это демократическая республика.
1.5. Политическая мысль XIX века.
На рубеже XVIII-XIX вв. наблюдается бурный подъем политической мысли в Германии, прежде всего, в русле немецкой классической философии. И. Кант (1724-1804) всесторонне обосновал политическую доктрину либерализма.
Человек, считает
он, должен в своем поведении
Идеал Канта - верховенство народа, свобода, равенство и независимость всех граждан в государстве при ограничении избирательных прав трудящихся. Он был противником революционных методов борьбы за власть, признавая только постепенные реформы сверху, предложил проект «вечного мира», положения которого актуальны и сегодня.
Эволюцию от либеральных к консервативным идеям демонстрирует в своем учении Г.В.Ф. Гегель (1770-1831). На раннем этапе своей деятельности он разделял политические идеи французской революции («Конституция Германии»), в дальнейшем («Философия права») Гегель коренным образом меняет свои взгляды. Выводя право из свободы воли, он прослеживает процесс его превращения в закон, дающий праву форму всеобщности и подлинной определенности. Свобода личности реализуется в праве частной собственности и в правовом равенстве людей. Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Элементами гражданского общества являются частная собственность, свободно формирующееся общественное мнение, справедливые законы и строгое следование им, правовая основа и правосудие, а его структура состоит из трех сословий: земледельцев, промышленников и чиновников. Государство Гегель считает основанием гражданского общества. Оно выступает в трех ипостасях: как действительность конкретной свободы (индивидуальное государство), как внешнее государственное право (в отношениях с другими государствами) и как субъект всемирной истории.
Первая половина XIX века - время окончательного становления индустриальной цивилизации в ведущих европейских странах. Этот период характеризуется окончательным оформлением основных политических идеологий, появлением новых методологических подходов к изучению политических явлений.
Ведущей политической идеологией этого времени становится либерализм (Б. Констант, И. Бентам и др.). Его основными ценностями провозглашаются права и свободы личности, ее неприкосновенность, свобода частной собственности и экономической деятельности, невмешательство государства в экономику, разделение властей и др. Постепенно либералы эволюционируют от признания в качестве идеала конституционной монархии и цензового ограничения избирательного права к новому идеалу - демократической республике с всеобщим избирательным правом. Для них становится характерным отказ от революционных методов преобразований. Глубокому исследованию подвергаются проблемы демократии (А. Токвиль и др.).
В этот же период оформляется и политический консерватизм. Конкретные идеи, составлявшие его содержание, менялись в процессе исторического развития, но общие мировоззренческие принципы, сформулированные в те годы, остаются по сей день: сохранение исторически сформировавшихся форм политической жизни, приоритет государственных интересов над личными правами и свободами, отрицание равенства людей, демократических институтов и пр. Теоретиками консерватизма этого периода считается Э. Берк. У. Вордсворт, С. Колридж, Ж. де Местр, Ф. Ламенне и др.
В первой половине ХIХ века возникает позитивизм - новый методологический подход к исследованию общественной жизни, основоположником которого является О. Конт. Отказываясь от познания сущности политических явлений, позитивизм сводит задачи политической науки лишь к описанию их статистики и динамики. Этот метод дал толчок началу конкретных социологических исследований в области политики. Его в равной степени использовали сторонники различных политических идеологий.
Также в первой половине XIX столетия движение за осуществление социалистических идеалов возглавили интеллектуалы, из среды которых вышли великие утописты К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн - «основатели социализма», по определению Ф. Энгельса, впервые развившие самостоятельную теорию утопического социализма в подлинную науку, заменившую обанкротившуюся революционную метафизику теории «естественного права». В вопросе о преобразовании общества на первое место было поставлено создание крупного общественного производства, применяющего новейшие достижения науки и техники. Преодолевая привычные представления о уравниловке и всеобщем аскетизме при коммунизме, утописты выдвинули принцип распределения «по способностям», изображали будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей, безграничный рост производительных сил и расцвет личности. Утописты-социалисты говорили о грядущем уничтожении разницы между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, о планировании производства, о превращении государства из органа управления людьми в орган управления производством и так далее.
Во второй половине XIX в. индустриальное общество в Европе продолжало развиваться, постепенно видоизменяясь. К концу столетия свободная конкуренция в наиболее экономически развитых странах постепенно сменяется господством монополий. Европейские государства под воздействием борьбы трудящихся принимают элементы социального законодательства, начинают все активнее вмешиваться в экономику и другие сферы общественной жизни. Наряду с бурным развитием либеральной и социалистической политических идеологий усиливаются и консервативные, антидемократические тенденции в политической мысли. Позитивизм все более вытесняет в науке классические философские методы, но к концу века все более ясными становятся ограниченные его возможности. Политические мыслители вновь обращаются к «вечным» вопросам сущности и аксиологии государства, политики возвращаются к наиболее ценным достижениям философской методологии (неокантианство, неогегельянство и др.).
Либеральные идеи в этот период развивали Г. Спенсер (1820-1903) со своей «органической теорией государства», Г. Еллинек (1851-1911) с «дуалистической теорией государства» и др. От Спенсера идет традиция отождествления государства с биологическим организмом. Он видел главную задачу государства в охране прав граждан, осуждая расширение вмешательства государства в социально-экономические процессы, высказал интересные идеи о бюрократии, дал основы системного, структурно-функционального анализа, метода аналогий в исследовании политики и др. Еллинек считал, что государство, этот феномен субъективного сознания, имеет двойственный характер, поэтому оно может быть исследовано как с помощью социологических, так и с помощью юридических методов. Политические отношения он воспринимает как волевые отношения властвования, объединенные общей целью. Эти отношения должны быть обязательно заключены в юридические границы.
Во второй половине XIX века возникает концепция, согласно которой определяющими факторами в возникновении и развитии политических институтов являются борьба различных рас, естественный отбор, приводящий к господству высшей расы. Сторонники этой концепции по-разному понимали термин «раса». А. Гобино, X. С. Чемберлен, Л. Вольтман и другие мыслители трактовали его чисто биологически, Ф. Ницше (1844-900) - несколько иначе. Для него высшая раса - прежде всего интеллектуальная элита общества, люди, обладающие наибольшей «волей к власти». Демократию Ницше считал изобретением людей со слабой волей к власти, с помощью которого они подчиняют себе людей с сильной волей к власти. Все развитие человечества - лишь средство достижения великой цели - формирования расы «сверхчеловеков». В то же время Ф. Ратцель выступил с концепцией «геополитики», утверждая, что ведущим принципом деятельности государства является борьба за географическое пространство.
Таким образом, политические теории XIX века явились отражением процессов капитализации общества, становления буржуазных общественных отношений. В этот период сформировались основные политические идеологии Новейшего времени: консерватизм, либерализм и коммуно-социализм.
1.6. Политические теории XX века.
Прошлое столетие, как никакое другое, богато с точки зрения развития политической науки. Это век обострения идейной борьбы и в то же время начала сближения, взаимообогащения политических идеологий. Это время появления новых методологических подходов, возрождения и обновления ряда традиционных методологий. Это век зарождения новых политических идей и возвращения, переосмысления наследия прошлого.
Политическая мысль Европы XX века развивалась под сильным влиянием воззрений таких выдающихся теоретиков, живших на рубеже XIX-XX вв., как немецкий историк и социальный философ М. Вебер (1864-1920) и французский социолог Э. Дюркгейм (1858-1917).
Пытаясь разрешить проблему типологии религиозного сознания, М.Вебер пришел к выводу, что в истории существовало три типа общества в соответствии со способами осуществления власти: харизматический, традиционный и рационально-легальный.
Первый тип осуществления власти основан на личных качествах руководителя. Вебер использует греческий термин «харизма» для обозначения любых качеств лидера, за счет которых руководитель выделяется из среды обычных людей и оценивается ими как обладающий сверхчеловеческими, или, по крайней мере, исключительными возможностями или качествами. Однако, так как власть основана на качествах одной личности и распоряжения зависят от вдохновения одного человека, такой тип организаций внутренне нестабилен. После смерти лидера (руководителя) возникает вопрос о преемственности власти. Обычно в политической или религиозной организации движение распадается, так как различные последователи претендуют на роль «истинного» наследника харизматического лидера, что и ведет, как правило, к распаду. При таком типе власти существует проблема наследников лидера. Иногда даже назначенный лидером наследник не обязательно будет принят. Маловероятно наличие еще одного харизматического лидера, и организация вынуждена потерять свою харизматическую форму, приняв одну из двух оставшихся форм. Если преемственность власти становится наследственной, организация принимает традиционную форму; если преемственность власти определена правилами, развивается бюрократическая организация.
В основе второго типа осуществления власти лежит прошлый опыт и обычаи. Права и ожидания различных групп являются установившимися, т.е. обычный ход дел принимается как неприкосновенный; главным судьей в таких системах являются обычаи. Руководители в таких системах имеют власть благодаря унаследованному статусу, и пределы их власти определяются традициями. Когда харизма превращается в традицию благодаря системе наследования, она становится частью роли лидера, а не частью личности основателя. При традиционном типе власти организационная форма имеет две разновидности. Это патримониальная форма, при которой сотрудники являются личными слугами и материально зависят от лидера и феодальная форма, при которой сотрудники имеют большую автономию, собственные источники дохода и традиционные отношения лояльности к лидеру. Феодальная система имеет материальную основу для таких явлений, как десятина, феодальная собственность, основанных на прошлой практике и системе традиционных прав и обязанностей. Хотя примеры Вебера историчны, его идеи одинаково применимы к современным организациям. Руководящие посты часто передаются от родственника к родственнику, фирма образует династии на основе наследственной передачи постов. Отбор и назначение базируется на родственных отношениях, а не на экспертных оценках. Аналогично, приемы работы во многих организациях оправдываются тем, что «всегда так делается», а не определяются на рациональной основе.