Основные этапы развития политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 21:48, контрольная работа

Описание работы

Политическая наука, или политология, сравнительно молодая научная и образовательная дисциплина. Процесс ее формирования происходил на фоне все более возрастающего интереса людей к таким ключевым проблемам, как происхождение, сущность и предназначение государства, отношения государства и церкви, права и свободы человека, формы правления, теория общественного договора и народного суверенитета и т.д.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..…....3
1.Основные этапы развития политической науки ………………………………...4
1.1.Политическая мысль Древнего Востока ……………………………………....4
1.2.Политическая мысль античности ………………………………………………5
1.3.Политические учения Средневековья и Возрождения …………………...…10
1.4.Политические идеи Просвещения ……………………………………………16
1.5.Политическая мысль XIX века ………………………………………………..19
1.6.Политические теории XX века ………………………………………………..23
Заключение …………………………………………………………………………30
Список использованных источников ……………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Мой реферат.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Концепция рационального  анализа приводит к третьему типу осуществления власти - рационально-легальному, с его бюрократической организационной  формой. Вебер рассматривает ее как  доминирующую форму в современном  обществе. Система названа рациональной, так как организации создаются для достижения конкретных целей (т.е. организация подобна хорошо спроектированной машине с определенным назначением, и каждая часть машины вносит вклад в достижение максимального результата при выполнении соответствующей функции этой машины). Система легальная, так как власть осуществляется посредством системы правил и процедур, исполняемых сотрудниками в соответствующее время. Для таких организаций Вебер использует слово «бюрократия». В общеупотребительном смысле бюрократия - синоним волокиты, избыточной бумажной работы. В частности, это применяется по отношению к неэффективно действующим общественным административным органам. Но согласно собственному определению Вебера, бюрократическая организация - это технически наиболее эффективная форма из всех возможных организаций. «Точность, скорость, однозначность, знание дела, последовательность, такт, единство, строгая субординация, уменьшение трений, затрат материальных и людских ресурсов - все это достигает максимального развития в строго бюрократической системе». Вебер сам использует аналогию с машиной, утверждая, что бюрократия подобна современной машине, а остальные формы организации соответствуют немеханизированным методам производства.

Соответственно он выделяет и три типа политического господства. Для рационального политического господства, считал он, характерно всевластие рациональной бюрократии. Прогрессирующая рационализация - неизбежная судьба западного мира, и движущей силой данного процесса выступает рациональная бюрократия. Современная политическая наука находится под значительным влиянием идей М. Вебера.

Э. Дюркгейм считается основоположником широко распространенной в современной политической науке методологии структурного функционализма. Продолжая традицию позивитизма, он попытался преодолеть его ограниченность. Центральной идеей социальной философии Дюркгейма была идея общественной солидарности. Он развивал мысль о необходимости создания профессиональных корпораций взамен старых политических форм организации. На основе идей Дюркгейма выросло целое направление французской политической мысли - солидаризм (Л. Дюги и др.). Его представители выступили за широкое толкование законов, ориентированное на «юридическую совесть эпохи», отрицали значение прав человека, считая, что их защита ведет к нарушению общественной солидарности, предлагали заменить их обязанностями в соответствии с местом человека в системе социальной солидарности, критиковали понятие «народный суверенитет» и парламентские учреждения. Солидаристы выступали за замену всеобщего избирательного права «органическим» пропорциональным представительством политических партий и профессиональных союзов.

С начала XX в. чувствуется все более сильное влияние психологической науки на политические исследования. Это новое явление в методологической сфере принято называть бихевиоризмом. Особенно сильным оно оказалось в американской политической науке. Классиком политического бихевиоризма в США считается Г. Д. Лассуэл (1902-1978). Пытаясь создать единую политическую науку, ориентированную на социологические исследования и отвечающую потребностям практической политики, он широко применял психологические методы при изучении политического поведения, политической пропаганды, политической власти в целом. Ему принадлежит бесспорный приоритет в разработке методик анализа принятия политических решений, контентанализа политической коммуникации и т. д. Лассуэл считал, что все гуманитарные науки являются политическими, поскольку рассматривают, так или иначе, политические проблемы. Несмотря на ряд негативных моментов, бихевиоризм в целом сыграл и продолжает играть позитивную роль в изучении политических явлений.

Значительное  влияние на политическую мысль двадцатого столетия оказал фрейдизм. Хотя большинство современных политологов считает спорным объяснение всех социально-политических отношений с точки зрения превращенных форм сексуальных импульсов, но психоаналитическая методология бесспорно дает немало полезного, будучи применяема к исследованию проблем «лидер-масса», «лидер-конституента» и др.. Своеобразно преломляясь, идеи 3. Фрейда продолжают жить и развиваться в трудах Э. Фромма, Г. Маркузе и др.

XX век - это продолжение старого спора о ценностях политической жизни и в центре дискуссии находится проблема демократии как общечеловеческой ценности.

Серьезная критика  демократии и ее ценностей присутствовала у многочисленных представителей теории элиты. Классикой элитизма стали концепции В. Парето (1846-1923), Г. Моска (1858-1941) и Р. Михельса (1878-1936). Элитисты последовательно отстаивают незыблемость деления любого человеческого сообщества на правящую элиту и подвластную массу. Парето обосновывал это деление биопсихологическими различиями людей, понимал все общественное развитие как круговорот элит. Г. Моска считал, что идеальная элита должна включать людей, имеющих заслуги перед обществом, благодаря уму, способностям, отличающим их от других людей (элита - меритократия), она должна быть «открытой» для включения новых достойных членов. Р. Михельс выдвинул идею о неизбежности олигархического перерождения демократических организаций и институтов («железный закон олигархических тенденций»).

Сторонники  элитизма абсолютизируют политические отношения, отношения господства и подчинения. Более современные политологи-элитисты (И. Шумпетер, К. Маннгейм) стремились модернизировать теорию элит: возникают идеи конкуренции элит в условиях демократии (теория плюрализма элит).

XX век - время подлинного расцвета теоретических исследований демократии. Причем, это уже не чисто умозрительные рассуждения, а теоретические обобщения более чем столетий практического опыта функционирования демократических политических режимов в различных странах мира. Если древние мыслители понимали демократию как форму государственного устройства, дающую гражданам равные права, а философы Нового Времени дополнили это представление идеей правового государства, то в XX веке понимание демократии гораздо сложнее и многомернее.

Широкое распространение  получила теория плюралистической демократии. Согласно этой теории общество сложно структурировано, стратифицировано, и каждая социальная группа стремится реализовать свои интересы посредством политической власти. С целью выявления этих интересов и их проведения в жизнь создаются соответствующие «заинтересованные группы» и «группы давления»: профсоюзы, ассоциации предпринимателей, группы лоббистов и т. д. Все они воздействуют на органы государственной власти. Принятие политических решений на государственном уровне - всегда результат «свободной игры» множества разнообразных политических сил. Происходит как бы дробление власти между правительственными и неправительственными учреждениями. Государство в этих условиях становится инструментом согласования интересов различных социальных групп. Такие взгляды развивали в разное время Г. Ласки,                  М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Аллен, Р. Даль и некоторые другие политологи.

Интересным  явлением в политической науке стало сближение и попытки интеграции элитистских и плюралистических концепций. Р. Даль, например, разработал теорию плюралистческой элиты. Политическую власть он понимал как правление лидеров нескольких элитарных групп, достигших стабильного взаимопонимания между собой. Даль назвал эту ситуацию «полиархией».

XX век - век невиданных ранее по масштабам и глубине социальных конфликтов. Политическая наука не оставила в стороне и этих проблем. Возникло целое направление политологии - теория конфликтов. Большой вклад в ее развитие внес немецкий политический социолог Р. Дарендорф. Основной причиной социально-политических конфликтов он считал наличие в обществе отношений господства и подчинения. Дарендорф предложил разветвленную типологию конфликтов по различным основаниям, подробно исследовал возможности их регулирования. Интересные идеи внесли в разработку теории конфликтов М. Дюверже, А. Турэн, М. Крозье, К. Боулдинг, Л. Крайсберг и некоторые другие политологи.

Это самый общий, конечно, далеко не полный обзор тенденций развития политологии в предыдущих столетиях. Политические проблемы продолжают существовать, жизнь порождает все новые и новые политические явления и процессы, а значит социальная востребованность политической науки будет возрастать и у политической теории будущего большие перспективы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Политика является неотъемлемым компонентом человеческой цивилизации: без нее невозможен социальный прогресс существования общества, личности. Социальное назначение политики состоит в том, чтобы ориентировать общественное развитие на утверждение справедливого социального порядка, ограничение государственного принуждения и обеспечение приоритета прав человека. Однако политика служит благу общества лишь в том случае, если познаны законы ее развития, если действуют механизмы, ограничивающие ее деструктивное, разрушающее влияние на общество и человека.

Для того чтобы использовать огромный мобилизационный и регулятивный потенциал политики во благо общества и человека, ее следует глубоко изучать, уметь видеть за хаотическим нагромождением политических событий, явлений и действий определенную логику, обусловленную интересами и потребностями участников политической жизни. Здесь как нельзя более уместно замечание французского социолога О. Конта: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

1. История политических и правовых учений: учебник / Под редакцией доктора юридических наук, профессора О.Э. Лейста. - М.: Издательствово «Зерцало», 2000.- 688 с.

2. Ерышев, А.А. История политических и правовых учений: учебное пособие / А.А. Ерышев. 3-е изд., стереотип. – К.: МАУП, 2002.- 151с.

3. Политология. Практикум: учебное пособие для студентов вузов / Под редакцией Решетникова С. В. - Минск: ТетраСистемс, 2008. - 256 с.

4. Зеленков, М.Ю. Политология (базовый курс): пособие для студентов и преподавателей вузов / М.Ю. Зеленков. - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. – 302 с.

5. Горелов, А. А. Политология в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов и преподавателей высших учебных заведений / А. А. Горелов. - М.: Эксмо, 2009. - 256 с.

6. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений: конспект лекций / И.Ф. Мачин. - М.: Юрайт- Издат, 2007. - 208 с.

7. История политических и правовых учений: учебник / Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Юридическая литература, 1997. - 576 с.

8. Доржиев, Ж.Б., Хлыстов, Е.А., Мадаев, Е.О., Ускеев, С.Ш. История политических и правовых учений: учебно-методическое пособие / Ж.Б. Доржиев, Е.А. Хлыстов, Е.О. Мадаев, С.Ш. Ускеев. - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004.- 124с.

 

 


Информация о работе Основные этапы развития политологии