Основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 10:37, реферат
Описание работы
Концепция национальной безопасности РФ – это система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. В Концепции определяется положение России в мировом сообществе, национальные интересы России, угрозы национальной безопасности РФ, а также то, каким образом осуществляется обеспечение национальной безопасности.
Содержание работы
Введение 1. Основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации 1.1. Россия в мировом сообществе 1.2. Национальные интересы России 1.3. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации 1.4. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации Заключение Список использованной литературы
Последствия этих просчетов
проявляются в ослаблении правового контроля
за ситуацией в стране, в сращивании отдельных
элементов исполнительной и законодательной
власти с криминальными структурами, проникновении
их в сферу управления банковским бизнесом,
крупными производствами, торговыми организациями
и товаропроводящими сетями. В связи с
этим борьба с организованной преступностью
и коррупцией имеет не только правовой,
но и политический характер.
Масштабы терроризма и организованной
преступности возрастают вследствие зачастую
сопровождающегося конфликтами изменения
форм собственности, обострения борьбы
за власть на основе групповых и этнонационалистических
интересов. Отсутствие эффективной системы
социальной профилактики правонарушений,
недостаточная правовая и материально-техническая
обеспеченность деятельности по предупреждению
терроризма и организованной преступности,
правовой нигилизм, отток из органов обеспечения
правопорядка квалифицированных кадров
увеличивают степень воздействия этой
угрозы на личность, общество и государство.
Угрозу национальной безопасности
России в социальной сфере создают глубокое
расслоение общества на узкий круг богатых
и преобладающую массу малообеспеченных
граждан, увеличение удельного веса населения,
живущего за чертой бедности, рост безработицы.
Угрозой физическому здоровью
нации являются кризис систем здравоохранения
и социальной защиты населения, рост потребления
алкоголя и наркотических веществ. Последствиями
глубокого социального кризиса являются
резкое сокращение рождаемости и средней
продолжительности жизни в стране, деформация
демографического и социального состава
общества, подрыв трудовых ресурсов как
основы развития производства, ослабление
фундаментальной ячейки общества-семьи,
снижение духовного, нравственного и творческого
потенциала населения.
Углубление кризиса во внутриполитической,
социальной и духовной сферах может привести
к утрате демократических завоеваний.
Основные угрозы в международной
сфере обусловлены следующими факторами:
стремление отдельных государств
и межгосударственных объединений принизить
роль существующих механизмов обеспечения
международной безопасности, прежде всего
ООН и ОБСЕ;
опасность ослабления политического,
экономического и военного влияния России
в мире; укрепление военно-политических
блоков и союзов, прежде всего расширение
НАТО на восток;
возможность появления в непосредственной
близости от российских границ иностранных
военных баз и крупных воинских контингентов;
распространение оружия массового
уничтожения и средств его доставки;
ослабление интеграционных
процессов в Содружестве Независимых
Государств;
возникновение и эскалация
конфликтов вблизи государственной границы
Российской Федерации и внешних границ
государств-участников Содружества Независимых
Государств;
притязания на территорию Российской
Федерации.
Угрозы национальной безопасности
Российской Федерации в международной
сфере проявляются в попытках других государств
противодействовать укреплению России
как одного из центров влияния в многополярном
мире, помешать реализации национальных
интересов и ослабить ее позиции в Европе,
на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной
Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Серьезную угрозу национальной
безопасности Российской Федерации представляет
терроризм. Международным терроризмом
развязана открытая кампания в целях дестабилизации
ситуации в России.
Усиливаются угрозы национальной
безопасности Российской Федерации в
информационной сфере. Серьезную опасность
представляют собой стремление ряда стран
к доминированию в мировом информационном
пространстве, вытеснению России с внешнего
и внутреннего информационного рынка;
разработка рядом государств концепции
информационных войн, предусматривающей
создание средств опасного воздействия
на информационные сферы других стран
мира; нарушение нормального функционирования
информационных и телекоммуникационных
систем, а также сохранности информационных
ресурсов, получение несанкционированного
доступа к ним. Возрастают уровень и масштабы
угроз в военной сфере.
Возведенный в ранг стратегической
доктрины переход НАТО к практике силовых
(военных) действий вне зоны ответственности
блока и без санкции Совета Безопасности
ООН чреват угрозой дестабилизации всей
стратегической обстановки в мире.
Усилению негативных тенденций
в военной сфере способствуют затянувшийся
процесс реформирования военной организации
и оборонного промышленного комплекса
Российской Федерации, недостаточное
финансирование национальной обороны
и несовершенство нормативной правовой
базы. На современном этапе это проявляется
в критически низком уровне оперативной
и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований
и органов, в недопустимом снижении укомплектованности
войск (сил) современным вооружением, военной
и специальной техникой, в крайней остроте
социальных проблем и приводит к ослаблению
военной безопасности Российской Федерации
в целом.
Угрозы национальной безопасности
и интересам Российской Федерации в пограничной
сфере обусловлены:
экономической, демографической
и культурно-религиозной экспансией сопредельных
государств на российскую территорию;
активизацией деятельности
трансграничной организованной преступности,
а также зарубежных террористических
организаций.
Угроза ухудшения экологической
ситуации в стране и истощения ее природных
ресурсов находится в прямой зависимости
от состояния экономики и готовности общества
осознать глобальность и важность этих
проблем. Для России эта угроза особенно
велика из-за преимущественного развития
топливно-энергетических отраслей промышленности,
неразвитости законодательной основы
природоохранной деятельности, отсутствия
или ограниченного использования природосберегающих
технологий, низкой экологической культуры.
Имеет место тенденция к использованию
территории России в качестве места переработки
и захоронения опасных для окружающей
среды материалов и веществ. В этих условиях
ослабление государственного надзора,
недостаточная эффективность правовых
и экономических механизмов предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают
риск катастроф техногенного характера
во всех сферах хозяйственной деятельности.
1.4. Обеспечение национальной
безопасности Российской Федерации
Основными задачами в области
обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации являются:
своевременное прогнозирование
и выявление внешних и внутренних угроз
национальной безопасности Российской
Федерации;
реализация оперативных и долгосрочных
мер по предупреждению и нейтрализации
внутренних и внешних угроз;
обеспечение суверенитета и
территориальной целостности Российской
Федерации, безопасности ее пограничного
пространства;
подъем экономики страны, проведение
независимого и социально ориентированного
экономического курса;
преодоление научно-технической
и технологической зависимости Российской
Федерации от внешних источников;
обеспечение на территории
России личной безопасности человека
и гражданина, его конституционных прав
и свобод;
совершенствование системы
государственной власти Российской Федерации,
федеративных отношений, местного самоуправления
и законодательства Российской Федерации,
формирование гармоничных межнациональных
отношений, укрепление правопорядка и
сохранение социально-политической стабильности
общества;
обеспечение неукоснительного
соблюдения законодательства Российской
Федерации всеми гражданами, должностными
лицами, государственными органами, политическими
партиями, общественными и религиозными
организациями;
обеспечение равноправного
и взаимовыгодного сотрудничества России
прежде всего с ведущими государствами
мира;
подъем и поддержание на достаточно
высоком уровне военного потенциала государства;
укрепление режима нераспространения
оружия массового уничтожения и средств
его доставки;
принятие эффективных мер по
выявлению, предупреждению и пресечению
разведывательной и подрывной деятельности
иностранных государств, направленной
против Российской Федерации;
коренное улучшение экологической
ситуации в стране.
Обеспечение национальной безопасности
и защита интересов России в экономической
сфере являются приоритетными направлениями
политики государства.
Важнейшими задачами во внешнеэкономической
деятельности являются:
создание благоприятных условий
для международной интеграции российской
экономики; расширение рынков сбыта российской
продукции;
формирование единого экономического
пространства с государствами-участниками
Содружества Независимых Государств.
В условиях либерализации внешней
торговли России и обострения конкуренции
на мировом рынке товаров и услуг необходимо
усилить защиту интересов отечественных
товаропроизводителей.
Важнейшее значение приобретает
проведение сбалансированной кредитно-финансовой
политики, нацеленной на поэтапное сокращение
зависимости России от внешних кредитных
заимствований и укрепление ее позиций
в международных финансово-экономических
организациях.
Необходимо усилить роль государства
в регулировании деятельности иностранных
банковских, страховых и инвестиционных
компаний, ввести определенные и обоснованные
ограничения на передачу в эксплуатацию
зарубежным компаниям месторождений стратегических
природных ресурсов, телекоммуникаций,
транспортных и товаропроводящих сетей.
Эффективные меры должны быть
приняты в сфере валютного регулирования
и контроля в целях создания условий для
прекращения расчетов в иностранной валюте
на внутреннем рынке и предотвращения
бесконтрольного вывоза капитала.
Основными направлениями обеспечения
национальной безопасности Российской
Федерации во внутриэкономической деятельности
государства являются:
правовое обеспечение реформ
и создание эффективного механизма контроля
за соблюдением законодательства Российской
Федерации;
усиление государственного
регулирования в экономике;
принятие необходимых мер по
преодолению последствий экономического
кризиса, сохранению и развитию научно-технического,
технологического и производственного
потенциала, переходу к экономическому
росту при снижении вероятности техногенных
катастроф, повышению конкурентоспособности
отечественной промышленной продукции,
подъему благосостояния народа.
Переход к высокоэффективной
и социально ориентированной рыночной
экономике должен осуществляться путем
постепенного формирования оптимальных
механизмов организации производства
и распределения товаров и услуг в целях
максимально возможного роста благосостояния
общества и каждого гражданина.
На первый план выдвигаются
задачи, связанные с устранением деформаций
в структуре российской экономики, с обеспечением
опережающего роста производства наукоемкой
продукции и продукции высокой степени
переработки, с поддержкой отраслей, составляющих
основу расширенного воспроизводства,
с обеспечением занятости населения.
Существенное значение имеют
усиление государственной поддержки инвестиционной
и инновационной активности, принятие
мер по созданию устойчивой банковской
системы, отвечающей интересам реальной
экономики, облегчение доступа предприятий
к долгосрочным кредитам на финансирование
капитальных вложений, оказание реальной
государственной поддержки целевых программ
структурной перестройки промышленности.
Важнейшие задачи - опережающее
развитие конкурентоспособных отраслей
и производств, расширение рынка наукоемкой
продукции. В целях их решения должны быть
приняты меры, стимулирующие передачу
новых военных технологий в гражданское
производство, введен механизм выявления
и развития прогрессивных технологий,
освоение которых обеспечит конкурентоспособность
российских предприятий на мировом рынке.