выполнение взаимных обязательств
в области сокращения и ликвидации оружия
массового уничтожения, обычных вооружений,
осуществление мер по укреплению доверия
и стабильности, обеспечение международного
контроля за экспортом товаров и технологий,
а также за оказанием услуг военного и
двойного назначения;
адаптацию существующих соглашений
по контролю над вооружениями и по разоружению
к новым условиям международных отношений,
а также разработку при необходимости
новых соглашений, в первую очередь по
мерам укрепления доверия и безопасности;
содействие созданию зон, свободных
от оружия массового уничтожения;
развитие международного сотрудничества
в области борьбы с транснациональной
преступностью и терроризмом.
Обеспечение военной безопасности
Российской Федерации является важнейшим
направлением деятельности государства.
Главной целью в данной области является
обеспечение возможности адекватного
реагирования на угрозы, которые могут
возникнуть в XXI веке, при рациональных
затратах на национальную оборону.
В предотвращении войн и вооруженных
конфликтов Российская Федерация отдает
предпочтение политическим, дипломатическим,
экономическим и другим невоенным средствам.
Однако национальные интересы Российской
Федерации требуют наличия достаточной
для ее обороны военной мощи. Вооруженные
Силы Российской Федерации играют главную
роль в обеспечении военной безопасности
Российской Федерации.
Важнейшей задачей Российской
Федерации является осуществление сдерживания
в интересах предотвращения агрессии
любого масштаба, в том числе с применением
ядерного оружия, против России и ее союзников.
Российская Федерация должна
обладать ядерными силами, способными
гарантированно обеспечить нанесение
заданного ущерба любому государству-агрессору
или коалиции государств в любых условиях
обстановки.
Вооруженные Силы Российской
Федерации боевым составом мирного времени
должны быть способны обеспечить надежную
защиту страны от воздушного нападения
и решение совместно с другими войсками,
воинскими формированиями и органами
задач по отражению агрессии в локальной
войне (вооруженном конфликте), а также
стратегическое развертывание для решения
задач в крупномасштабной войне. Вооруженные
Силы Российской Федерации должны обеспечивать
осуществление Российской Федерацией
миротворческой деятельности.
Одним из важнейших стратегических
направлений в области обеспечения военной
безопасности Российской Федерации является
эффективное взаимодействие и сотрудничество
с государствами - участниками Содружества
Независимых Государств. Интересы обеспечения
национальной безопасности Российской
Федерации предопределяют при соответствующих
обстоятельствах необходимость военного
присутствия России в некоторых стратегически
важных регионах мира. Размещение в них
на договорной и международно-правовой
основе, а также на принципах партнерства
ограниченных воинских контингентов (военных
баз, сил Военно-Морского Флота) должно
обеспечивать готовность России выполнять
свои обязательства, содействовать формированию
устойчивого военно-стратегического баланса
сил в регионах и давать возможность Российской
Федерации реагировать на кризисную ситуацию
в ее начальной стадии, способствовать
реализации внешнеполитических целей
государства.
Российская Федерация рассматривает
возможность применения военной силы
для обеспечения своей национальной безопасности,
исходя из следующих принципов:
применение всех имеющихся
в ее распоряжении сил и средств, включая
ядерное оружие, в случае необходимости
отражения вооруженной агрессии, если
все другие меры разрешения кризисной
ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;
применение военной силы внутри
страны допускается в строгом соответствии
с Конституцией Российской Федерации
и федеральными законами в случаях возникновения
угрозы жизни граждан, территориальной
целостности страны, а также угрозы насильственного
изменения конституционного строя.
Важная роль в обеспечении национальных
интересов России принадлежит оборонному
промышленному комплексу. Реструктуризация
и конверсия оборонного промышленного
комплекса должна осуществляться без
ущерба для развития новых технологий
и научно-технических возможностей, модернизации
вооружений, военной и специальной техники
и укрепления позиций российских производителей
на мировом рынке вооружений.
Требуется создать все необходимые
условия для организации приоритетных
фундаментальных, прогнозных и поисковых
научных исследований, обеспечивающих
создание в интересах обороны и безопасности
государства перспективного и опережающего
научно-технического задела.
Основными задачами Российской
Федерации в пограничной сфере являются:
создание необходимой нормативной
правовой базы;
развитие межгосударственного
сотрудничества в этой области;
противодействие экономической,
демографической и культурно-религиозной
экспансии на территорию России со стороны
других государств;
пресечение деятельности транснациональной
организованной преступности, а также
незаконной миграции;
осуществление коллективных
мер по обеспечению безопасности пограничного
пространства государств-участников Содружества
Независимых Государств.
Важнейшими задачами обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации являются:
реализация конституционных
прав и свобод граждан Российской Федерации
в сфере информационной деятельности;
совершенствование и защита
отечественной информационной инфраструктуры,
интеграция России в мировое информационное
пространство;
противодействие угрозе развязывания
противоборства в информационной сфере.
Особое значение для обеспечения
национальной безопасности Российской
Федерации имеет эффективное использование
и всестороннее развитие возможностей
разведки и контрразведки в целях своевременного
обнаружения угроз и определения их источников.
Система обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации создается
и развивается в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, федеральными программами
в этой области.
Основу системы обеспечения
национальной безопасности Российской
Федерации составляют органы, силы и средства
обеспечения национальной безопасности,
осуществляющие меры политического, правового,
организационного, экономического, военного
и иного характера, направленные на обеспечение
безопасности личности, общества и государства.
Полномочия органов и сил обеспечения
национальной безопасности Российской
Федерации, их состав, принципы и порядок
действий определяются соответствующими
законодательными актами Российской Федерации.
В формировании и реализации
политики обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации принимают участие:
Президент Российской Федерации
- руководит в пределах своих конституционных
полномочий органами и силами обеспечения
национальной безопасности Российской
Федерации; санкционирует действия по
обеспечению национальной безопасности;
в соответствии с законодательством Российской
Федерации формирует, реорганизует и упраздняет
подчиненные ему органы и силы обеспечения
национальной безопасности; выступает
с посланиями, обращениями и директивами
по проблемам национальной безопасности,
в своих ежегодных посланиях Федеральному
Собранию уточняет отдельные положения
Концепции национальной безопасности
Российской Федерации, определяет направления
текущей внутренней и внешней политики
страны;
Федеральное Собрание Российской
Федерации на основе Конституции Российской
Федерации по представлению Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации формирует законодательную
базу в области обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации;
Правительство Российской Федерации
в пределах своих полномочий и с учетом
сформулированных в ежегодных посланиях
Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию приоритетов в области обеспечения
национальной безопасности Российской
Федерации координирует деятельность
федеральных органов исполнительной власти,
а также органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, формирует
в установленном порядке статьи федерального
бюджета для реализации конкретных целевых
программ в этой области;
Совет Безопасности Российской
Федерации - проводит работу по упреждающему
выявлению и оценке угроз национальной
безопасности Российской Федерации, оперативно
готовит для Президента Российской Федерации
проекты решений по их предотвращению,
разрабатывает предложения в области
обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации, а также предложения
по уточнению отдельных положений Концепции
национальной безопасности Российской
Федерации, координирует деятельность
сил и органов обеспечения национальной
безопасности, контролирует реализацию
федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации решений
в этой области; федеральные органы исполнительной
власти - обеспечивают исполнение законодательства
Российской Федерации, решений Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации в области национальной
безопасности Российской Федерации; в
пределах своей компетенции разрабатывают
нормативные правовые акты в этой области
и представляют их Президенту Российской
Федерации и Правительству Российской
Федерации;
органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации - взаимодействуют
с федеральными органами исполнительной
власти по вопросам исполнения законодательства
Российской Федерации, решений Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации в области национальной
безопасности Российской Федерации, а
также федеральных программ, планов и
директив, издаваемых Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами Российской Федерации,
в области военной безопасности Российской
Федерации; совместно с органами местного
самоуправления проводят мероприятия
по привлечению граждан, общественных
объединений и организаций к оказанию
содействия в решении проблем национальной
безопасности согласно законодательству
Российской Федерации; вносят в федеральные
органы исполнительной власти предложения
по совершенствованию системы обеспечения
национальной безопасности Российской
Федерации.
***************************
Российская Федерация намерена
решительно и твердо обеспечивать свою
национальную безопасность. Созданные
правовые демократические институты,
сложившаяся структура органов государственной
власти Российской Федерации, широкое
участие политических партий и общественных
объединений в реализации Концепции национальной
безопасности Российской Федерации - залог
динамичного развития России в XXI веке.
Заключение
Выработка концепции национальной безопасности
всегда опирается на высшие долговременные
национально-государственные интересы,
что предусматривает четкое представление
о будущем страны, о той социально-экономической
модели, которая должна сформироваться
в итоге происходящих преобразований.
Можем ли мы в настоящее время достаточно
точно сформулировать, какое общество
мы строим? Во время перестройки реформы
шли под лозунгом «улучшения социализма»,
потом социализм стал «рыночным», потом
о нем достаточно быстро забыли. Другой
же идеологии или привлекательной массовой
системы идей и ценностей предложено не
было. В итоге, Концепция национальной
безопасности в совокупности с Концепцией
государственной национальной политики
и Концепцией перехода Российской Федерации
к устойчивому развитию могут и обязаны
быть инструментом консолидации нации,
объединительной идеей, в которой раскрываются
общенациональные ценности и приоритеты.
Я считаю, что реализация экономической
безопасности должна обеспечить материальные
условия для защиты жизненно важных интересов
страны и в перспективе позволить России
активно влиять на процессы в мире, затрагивающие
ее национальные интересы, решать внутренние
задачи, исходя из национальных интересов,
не допуская при этом давления со стороны
внешних сил, обеспечить населению качество
жизни, гарантирующее социальный мир и
спокойствие в обществе, но, в отличие
от национальной безопасности, все же
является вторичной.