Основные понятия феминизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:31, реферат

Описание работы

Феминизмом (от лат. «femina» — женщина) в современной общественно-политической жизни принято называть, во-первых, систему взглядов (или теорию, философию, идеологию), центральной идеей которых является гражданское равноправие женщин и мужчин; во-вторых, данное понятие используется для обозначения женского движения, являющегося «продуктом» феминизма. Под феминизмом иногда понимают философскую концепцию социокультурного развития, акцентирующую необходимость учета женского социального опыта в представлениях о мире, а также методологию исследований, ориентированных на выявление и артикуляцию женской системы ценностей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Понятие феминизма………………………………………………5
Причины появления феминизма…………………………………8
Социальная дискриминация женщин …………………………12
Феминизм как политическая сила………………………………16
Феминистские организации в мире ……………………………26
Заключение …………………………………………………………….30
Список используемых источников …………………………………..31

Файлы: 1 файл

feminizm.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………3

  1. Понятие феминизма………………………………………………5
  2. Причины появления феминизма…………………………………8
  3. Социальная дискриминация женщин  …………………………12
  4. Феминизм как политическая сила………………………………16
  5. Феминистские организации в мире ……………………………26

Заключение  …………………………………………………………….30

Список используемых источников …………………………………..31

 

1 Основные понятия феминизма

Феминизмом (от лат. «femina» — женщина) в современной общественно-политической жизни принято называть, во-первых, систему взглядов (или теорию, философию, идеологию), центральной идеей которых является гражданское равноправие женщин и мужчин; во-вторых, данное понятие используется для обозначения женского движения, являющегося «продуктом» феминизма.

Под феминизмом иногда понимают философскую концепцию социокультурного развития, акцентирующую необходимость учета женского социального опыта в представлениях о мире, а также методологию исследований, ориентированных на выявление и артикуляцию женской системы ценностей.

Под «женским движением» понимается многообразие форм организованной деятельности, направленной на реализацию идеи равноправия женщин и мужчин, на защиту социальных интересов женщин. Однако, как показала история, эта деятельность может не во всем совпадать с феминистскими идеями и быть направленной не на радикальное преобразование отношений между полами, которого добивается феминизм, а на частичное улучшение положения женщин в рамках традиционной системы этих отношений. И, тем не менее, феминизм и женское движение — явления настолько взаимосвязанные, что их невозможно, да и неверно рассматривать по отдельности. Возникновение феминистских идей есть результат определенных социальных потребностей и ожиданий. Раз возникнув, эти идеи реализуются в деятельности людей — в данном случае в той или иной разновидности женского движения. Что, в свою очередь, дает толчок содержательному развитию теории и идеологии феминизма.

Современный феминизм отличается разнообразием форм и традиций. К  его важнейшим направлениям относят: либеральный  феминизм,  радикальный  (а в его рамках — культурный) феминизм, марксистский и социалистический феминизм, «черный» феминизм, психоаналитический феминизм, постмодернистский феминизм (постфеминизм). Менее известны такие его версии, как анархо-феминизм, гуманистический феминизм, консервативный феминизм. В числе новейших феминистских потоков называют эко - и киберфеминизмы.

Два ключевых понятия  — «гендер» и «патриархат» — связывают воедино все это множество подходов к идеям равноправия женщин и мужчин. Близко к ним стоит понятие сексизм (англ. sexism, от лат. sexus — пол) — мировоззрение, при котором утверждается неравное положение и разные права полов.

При употреблении понятия гендер (от англ. gender — род) и его производных (гендерные отношения, гендерный порядок и т. д.) речь идет о социальных, культурных, психологических особенностях позиций женщин и мужчин, в то время как «пол» обозначает, в первую очередь, физические, физиологические, биологические различия между мужчинами и женщинами. Английский социолог Энтони Гидденс объясняет, например, что «гендер» — это «не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности». Гендер, по его словам, означает, прежде всего, «социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин».

В отличие от других научных  подходов концепт «гендера» рассматривает мужчину и женщину не в «природном», «естественном» качестве, не как биологическое существо, судьба которого предопределена его физиологическими особенностями, но как существо социальное, со своим особым статусом, особыми социальными интересами, запросами, потребностями, стратегией социального поведения. Э.Гидденс справедливо отмечает, что «разграничение пола и гендера является фундаментальным, так как многие различия между женщиной и мужчиной обуславливаются причинами, не являющимися биологическими по своей природе».

Это внешне простое заключение осваивается  с трудом. Ведь издавна принято  считать, что различия в социальных позициях, в повседневном поведении женщин и мужчин определяются их «генами» и «хромосомами», которые, кстати, действительно неодинаковы. Весь генетический материал любого человека содержится в клетке. В ней обитает двадцать три пары хромосом, последняя из них — двадцать третья — содержит хромосомы пола. У женщин оба элемента этой пары тождественны. Их обозначают как XX-хромосомы. У мужчин данную пару составляют разные элементы. Один из них определяют как Х-, другой как Y-хромосому. Современная наука считает, что эти различия проявляются по достижении половой зрелости женщин и мужчин и дают о себе знать, прежде всего, в репродуктивной сфере.

Однако многие исследователи по традиции оспаривают эту точку зрения. По их мнению, врожденные биологические различия обуславливают вообще все социальное поведение мужчин и женщин. Мужчины сильнее, энергичнее, агрессивнее женщин. Женщины — пассивные, терпеливые, кроткие. Поэтому мужчины ведут войны, покоряют природу, творят историю и культуру. Женщины же занимаются рутинным домашним трудом и воспитанием детей. Очевидная асимметрия «мужественности» и «женственности», с этой точки зрения, неизбежна, она предопределена «природой», а с последней не поспоришь. Значит, недаром родоначальник психоанализа З.Фрейд в начале XX в. пришел к сакраментальному заключению: «Анатомия — это судьба».

Этот биологически детерминированный подход к должному «мужскому» и должному «женскому» в течение многих тысячелетий казался единственно возможным. Как доказывают сторонники феминизма, данный подход служил идеологическим обоснованием патриархата — системы мужского господства, или доминирования, над женщинами. Не без весомых оснований они доказывают, что традиционное разведение ролей на «мужские» и «женские», которое принято считать «естественным», обусловленным природными задатками, является результатом определенного типа социализации воспитания, обучения. Оно начинается в самом раннем детстве, когда родители совершенно по-разному общаются с мальчиками и девочками, одевают их, предлагают им те или иные игрушки и книжки. На каждом этапе воспитания отрабатываются специфические атрибуты «мужественности» и «женственности», которые, как правило, транслируют идею мужского социального превосходства, т. е. утверждают и закрепляют патриархат.

 

1.2 Феминизм в XX веке.

 

Подъем феминистского  движения в Европе и США во второй половине XX столетия напрямую связан с  достижениями научно-технического процесса: у женщин в результате внедрения  в повседневную жизнь многочисленных технических изобретений появилось больше свободного времени, чтобы поразмышлять о своих проблемах, а затем воплотить результаты этих размышлений в практику женского движения. Таким образом, практическая ветвь феминизма причинно обусловлена научно-техническими достижениями, причем именно в быту, промышленно развитых стран. В совокупности с ментальными установками европейцев на индивидуальную свободу и возник некий “сплав”, получивший название феминистского движения.

«Вторая волна» относится  к периоду феминистской деятельности с начала 1960-х до конца 1980-х годов. Исследователь Имельда Велехан предположила, что «вторая волна» была продолжением предыдущей фазы феминизма, включающей суфражисток в Великобритании и США. «Вторая волна» феминизма продолжает свое существование и сейчас и сосуществует с тем, что называют «третьей волной» феминизма. Исследователь Эстела Фридман, сравнивая первую и вторую «волны» феминизма, говорит, что «первая волна» сосредотачивалась на таких вопросах, как избирательное право, в то время как «вторая волна» в основном касалась других вопросов равенства — таких, как ликвидация дискриминации.1

Феминистская активистка и публицист Кэрол Ханиш придумала  лозунг «Личное — это политическое» («The Personal is Political»), который стал ассоциироваться со «второй волной». Феминистки «второй волны» понимали, что различные формы культурного и политического неравенства женщин неразрывно связаны между собой. Они призывали женщин оснознать, что отдельные аспекты их личной жизни глубоко политизированы и являются отражением сексистских властных структур.

Фраза «освобождение  женщин» (Women’s Liberation) впервые была использована в Соединенных Штатах в 1964 году, а в печати впервые появилась в 1966 году К 1968 году её начинают использовать применительно ко всему женскому движению. Одним из самых активных критиков женского освободительного движения стала афроамериканская феминистка и интеллектуал Глория Джейн Уоткинс (писавшая под псевдонимом «bell hooks»), автор книги «Феминисткая теория от окраины к центру» («Feminist theory from margin to center»), вышедшей в 1984 году2.

Бетти Фридан в своей  книге «Загадка женственности» («The Feminine Mystique», 1963) подвергла критике  идею о том, что женщины могут  реализовать себя только в сфере домашнего хозяйства и воспитания детей. Как сказано в некрологе Фридан, опубликованном в журнале «The New York Times» в 2006 году, «Загадка женственности» «дала начальный импульс современному женскому движению в 1963 году и в результате навсегда изменила структуру общества в Соединенных Штатах и других странах мира» и «многими рассматривается как одна из наиболее влиятельных публицистических книг XX века».3

Фридан считала, что  роль домашней хозяйки и воспитательницы  детей была навязана женщине посредством  создания т. н. «загадки женственности». Она отмечала, что псевдонаучные теории, женские журналы и рекламная индустрия «научили, что женщинам, обладающим истинной женственностью, не нужна карьера, им не нужно высшее образование и политические права — одним словом, им не нужны независимость и возможности, за которые когда-то боролись феминистки. Всё, что от них требуется, — это с раннего девичества посвятить себя поискам мужа и рождению детей».

Важное развитие феминистская теория в период «второй волны» получила во Франции. По сравнению с разработками в США и Великобритании французский феминизм отличается более философским и литературным подходом. В работах этого направления можно отметить экспрессивность и метафоричность. Французский феминизм мало внимания уделяет политическим идеологиям и сосредотачивается на теориях «тела». К нему относятся не только французские писатели, но и те, кто работал в основном во Франции и в рамках французской традиции, например, Юлия Кристева и Браха Эттингер4.

Французский автор и философ Симона Де-Бовуар в настоящее время наиболее известна своими метафизическими романами «Гостья» (L’Invitée, 1943) и «Мандарины» (Les Mandarins, 1954), а также написанным в 1949 году трактатом «Второй пол», в котором она даёт детальный анализ угнетения женщин и который является ключевой работой современного феминизма. Эта работу можно отнести к феминистскому экзистенциализму. Являясь экзистенциалисткой, Бовуар принимает тезис Сартра о том, что «существование предшествует сущности», из чего следует, что «женщиной не рождаются, ею становятся». В её анализе основное внимание уделяется «Женщине» (социальному конструкту) как «Другому» — именно это Бовуар определяет в качестве основы женского угнетения. Она утверждает, что женщина исторически считается девиантной и ненормальной, что даже Мэри Уолстонкрафт считала мужчин идеалом, к которому женщины должны стремиться. По мнению Бовуар, чтобы феминизм мог двигаться вперёд, такие представления должны уйти в прошлое5.

 

1.3 Феминизм в начале XXI века

 

Сегодня постфеминизм считается  едва ли не самой авторитетной ветвью феминистской критики, хотя противники справедливо упрекают его представительниц в незавершенности, внутренней противоречивости мыслительных разработок, размытости используемых понятий. Тем не менее, именно в рамках постфеминизма произошло смысловое приращение к феминистскому знанию. Постфеминистки сумели предложить новое толкование «различий» в субъектности — не как маргинальность, исключения из культуры, не как отклонения от нормы, а как некоей ценности. В такой парадигме любой «другой» (другая субъектность) получает свой полновесный статус в истории, за любым «другим» признается право на полноценное существование. Такой подход утверждает многогранность, многоликость, пестроту социального пространства, которое держится в напряжении не одним — центральным конфликтом, не одним противоречием — классовым, расовым или национальным, а множеством разных конфликтов, разных противоречий, по-разному и разрешаемых.

Для сегодняшнего феминизма понятие «разнообразия» является базовым. Одна из крупнейших его представительниц, американский историк Дж. Скотт подчеркивает: «Современные феминистские теории не предполагают фиксированных отношений между сущностями, а трактуют их как изменчивые эффекты временной, культурной или исторической специфики, динамики власти... Ни индивидуальная, ни коллективная идентичность не существует без другого; включенности не существует без исключенности, универсального — без отвергнутого частного, не существует нейтральности, которая не отдавала бы предпочтение ни одной из точек зрения, за которыми стоят чьи-то интересы, власть играет существенную роль в любых человеческих отношениях... Для нас различия — это факт человеческого существования, инструмент власти, аналитический инструмент и черта феминизма как такового».

Действующие в этот период женские организации социологи классифицируют по-разному: исходя из их целей и задач, методов действия, идейных постулатов. Самым признанным является их базовое деление на два потока: либеральный и радикальный.

Либеральные женские организации — это реформистские, умеренные, массовые объединения, добивающиеся уравнивания женщин в правах с мужчинами политическими методами, легально признанными обществом. Основные виды активности либеральных организаций — лоббирование, петиции — в судебные и законодательные органы с целью изменения законов и институтов в интересах женщин.

Радикальные женские организации придерживаются, как правило, левых взглядов — от марксистских и неомарксистских до крайне левых и ориентируются на деятельность «у корней травы», добиваясь «роста сознания» женщин на личностном уровне.

Информация о работе Основные понятия феминизма