Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:31, реферат
Феминизмом (от лат. «femina» — женщина) в современной общественно-политической жизни принято называть, во-первых, систему взглядов (или теорию, философию, идеологию), центральной идеей которых является гражданское равноправие женщин и мужчин; во-вторых, данное понятие используется для обозначения женского движения, являющегося «продуктом» феминизма. Под феминизмом иногда понимают философскую концепцию социокультурного развития, акцентирующую необходимость учета женского социального опыта в представлениях о мире, а также методологию исследований, ориентированных на выявление и артикуляцию женской системы ценностей.
Введение…………………………………………………………………3
Понятие феминизма………………………………………………5
Причины появления феминизма…………………………………8
Социальная дискриминация женщин …………………………12
Феминизм как политическая сила………………………………16
Феминистские организации в мире ……………………………26
Заключение …………………………………………………………….30
Список используемых источников …………………………………..31
Политический контекст той или иной страны существенным образом воздействует на стратегию женских организаций. Женские организации США действуют в рамках «открытой» политической системы с укоренившимися правилами лоббирования. Отсюда — их размах и ориентация на использование собственного женского лобби в Конгрессе (Объединение «Женское лобби» было основано еще в 1972 г., в момент продвижения Поправки о равных правах).
Во Франции с ее мощной партийной системой в те же годы женские организации используют «партийно-ориентированные» формы деятельности: они добиваются принятия партиями специальных квот, гарантирующих интеграцию женщин не только в избирательный, но вообще — в политический процесс; изменения партийной программатики, куда включаются требования гендерного равноправия.
В Германии сосуществуют и сильные независимые женские организации, и мощные женские фракции в политических партиях, профсоюзах. Появились и женские группы интересов, занимающиеся лоббированием. В некоторых странах, например, в Исландии, Швеции для защиты прав женщин возникают и успешно действуют Женские и Феминистские партии.
Женское движение во всех его формах сумело оказать существенное влияние на изменение общественных норм и правил. Под его воздействием начался, например,настоящий прорыв женщин в сферу политики. Женщины берут под свою опеку работу местных органов власти, становятся мэрами городов, муниципальными советниками, депутатами региональных советов, депутатами парламентов, главами правительств и даже президентами. По данным ООН в начале XXI в. женщины возглавляли и возглавляют — как президенты или премьер-министры — следующие страны: Бангладеш, Ирландию, Латвию, Новую Зеландию, Австралию, Панаму, Сан-Марино, Швейцарию, Финляндию, Шри-Ланку, Германию, Аргентину, Чили, Бразилию. Под их руководством находилось около 10% парламентов мира. Женщины пытаются не просто освоить все пространство политики, но заявляют о своем намерении в корне изменить ее правила и содержание — сделать политику более гуманной, ориентированной на человека.
1.4 Феминистские традиции в России
Своя феминистская традиция существует и в России. Развитие женского движения началось в нашей стране примерно с середины XIX в. и было сопряжено с рядом исторических особенностей. Дело, прежде всего, в том, что изначально женское движение формировалось здесь не в горниле буржуазной революции, а только на подступах к ней, растянувшихся на добрые полвека. Если первыми лозунгами западных женских организаций были лозунги гражданского, политического равноправия для женщин, то в требованиях российских женских организаций акцент делался на вопросы женского труда и женского образования. Российские феминистки, которых в ту пору называли равноправками, добились по-своему замечательных результатов. В частности, именно с их подачи высшее женское образование стало признанной ценностью наших сограждан. Но проблематика гражданских, политических прав женщин оказалась отодвинутой на второй план. Может быть, поэтому до сих пор она остается плохо освоенной общественным сознанием.
Первый период в развитии женского
движения в России — от реформы 1861 г.
до революции 1905 г. Когда подводят его итоги,
то в числе несомненных завоевании равноправок
называют открытие «женских врачебных
курсов» при медико-хирургической академии
в Петербурге в 1871 г. и Высших женских курсов при
Петербургском университете в 1878 г. К началу XX в. почти
во всех больших городах России существовали
женские курсы, как высшие, так и специализированные:
Вопрос о гражданских и
Женское движение становится в эти годы гораздо более разнообразным, многосоставным, усложняются его идейные формы. Однако цель у всех его потоков одна — уравнивание женщин в гражданских и политических правах с мужчинами. В канун революции 1917 г. женское движение было значимой общественно-политической силой в России. Его достижения обеспечили такой запас прочности идеям гендерного равенства, что заставили новую власть, возникшую в ходе революции, считаться с этими идеями и даже включить их в программу построения нового общества.
Декретами, принятыми в декабре 1917 г., большевики предоставили женщинам всю полноту гражданских прав и свобод, уравняв их с мужчинами перед лицом закона. Правда, одновременно с выходом в свет этих декретов все независимые женские объединения были запрещены. Дело отстаивания женских интересов советская власть взяла на себя. Так возникло совершенно новое явление — «государственный феминизм»[7] или специальная политика государства в отношении женщин, в рамках которой отныне осуществлялась «эмансипация» советских гражданок.
Государство и правящая
партия опекали сформированные ими сначала
«женотделы», затем «женсоветы». «Приводным
ремнем» партии считался и Комитет советских
женщин, созданный в 1946 г. Он занимался
в основном контактами с антифашистскими
организациями за рубежом, а позднее стал
объединением «женсоветов». Советские
женские организации не ставили вопроса
о гендерном равенстве. Они пропагандировали
партийные решения, в которых говорилось
о необходимости «улучшения положения
женщин». Это значит, что они не были субъектом
коллективного действия в прямом смысле
этого понятия. Используя концепт известного
российского историка Ю.С. Пивоварова,
можно сказать, что «субъектная энергия»
женских организаций, как и других гражданских
объединений, была присвоена партией-государством.
«Перестройка» эпохи М.С. Горбачева и начатые вслед за ней либеральные реформы потенциально открывали новые возможности для развития гражданских инициатив, для актуализации проблематики прав человека, включая права женщин. А значит — для формирования независимого женского движения. Первые женские группы, объявившие себя независимыми организациями, стали появляться в 1988-1989 гг. С тех пор независимые женские организации так или иначе пытались превратиться в определенный фактор общественной жизни. В условиях, когда основная нагрузка по социальным последствиям реформ легла на плечи женщин, они стремились помочь выжить своим соотечественницам — приобрести новые профессии, сохранить здоровье, решить проблемы с трудными детьми, детьми-наркоманами, найти психологическую поддержку и убежище в случае пережитого насилия и т. д. Занимались правовым и гендерным просвещением сограждан, лоббированием интересов женщин на уровне законодательной и исполнительной власти, гендерной экспертизой законодательных актов и других властных решений. Ставили вопрос о необходимости продвижения женщин в структуры власти.
Важно подчеркнуть, что по мере развертывания деятельности женских организаций начинается процесс «разгосударствления» самой задачи выравнивания социального статуса женщин. Неудовлетворенные положением женщин в обществе, их активистки намереваются взять на себя ответственность за их и свою жизнь, за ее конкретные проблемы. В своих объединениях пытаются делать то, что не может или не предусматривает делать для них государство.
В конце XX в. только Министерством юстиции РФ было зарегистрировано около 650 женских объединений. К ним следует добавить еще и те организации, что были зарегистрированы на региональном или местном уровнях, а также те, что не регистрировались совсем. В целом в регионах страны, по данным официальной статистики, в это время действовало около 15 тысяч женских объединений.
Отдельные женские организации (например, движение «Женщины России») обрели в эти десятилетия опыт участия в различного типа избирательных кампаниях и даже опыт парламентской деятельности (фракция «Женщины России» в Государственной думе в 1993—1995 гг.). Другие женские организации были заняты либо поиском форм взаимодействия с властью, развитием «социального партнерства», либо низовой деятельностью «у корней травы».
Дальнейшее развитие женского движения России будет во многом зависеть от настойчивости его активисток, их способности воздействовать на общественную жизнь — при условии, что власти увидят в них союзников, а не противников, начнут оказывать им хотя бы моральную поддержку, а не противодействие.
Таким образом, мировое феминистское мировоззрение, представленное многими направлениями, является самостоятельным и оригинальным способом восприятия и объяснения мира. В будущем не исключена его трансформация в идеологию.
Гендерная дискриминация (от латинского слова - discriminatio - различие) означает ограничение или лишение прав по признаку пола (или гендерному признаку) во всех сферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политической, духовной, семейно-бытовой. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью, и, следовательно, угрозой для ее безопасности.
Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу. Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских трудах древнего мира. Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина».Со времен Сократа прошло почти два с половиной тысячелетия. Но и в наши дни многие государственные и общественные деятели, ученые и в их числе социологи выступают против самого понятия «социальная дискриминация женщины». Его подменяют призывами к борьбе за их равноправие с мужчинами. Но это не одно и то же. Необходимой прелюдией к равноправию полов является преодолевание всех форм ущемления прав и интересов женщин, особенно в сфере труда. Сам термин «социальная дискриминация женщин и девочек» сейчас общепризнан
2.1 Социальное давление
Социальные нормы и укоренившиеся представления часто приводят к нежеланию женщин занимать руководящие посты в организации. Cуществует «модель мужчины-руководителя».При этом представляется, будто женщины не могут и не должны быть хорошими руководителями. Это представление закрепляют существующие социальные нормы. Женщины часто подвергаются давлению со стороны консультантов по профориентации и членов семьи, считающих, что им не следует стремиться к нетрадиционным занятиям вроде менеджмента. Стремление к обучению в институте или к служебной карьере по разному поощряется семьями: родители юношей оказывали большее давление на них в пользу этого и проявляли значимо больший интерес, чем родители девушек. Выпускницы школ, которым было отказано в зачислении в медицинский вуз, получали от консультантов иные советы, чем выпускники-юноши. Девушек предупреждали о трудностях, сопряженных с получением диплома врача, им рекомендовали ориентироваться на более традиционно женское занятие, например, стать медицинской сестрой. Юношам же советовали обратиться в другие вузы или рассмотреть возможность получения диплома в родственной медицине области .
Возможно, одной из основных причин, по которым женщины не занимают больший процент руководящих должностей, является социализация половых ролей. Родители обычно воспитывают детей так, чтобы они соответствовали социально ожидаемым ролям. С мальчиками обращаются, как с превосходящими девочек из-за тех взглядов, которых придерживается общество. Представление о мужском превосходстве имеет место от рождения и сохраняется на всю жизнь. Социализация ребенка, осуществляемая родителями, направлена на то, чтобы мальчики были агрессивны, а девочки пассивны. Как правило, женщин от рождения приучают чувствовать себя низшими.
Согласно культурному стереотипу, мужчины превосходят женщин интеллектуально, они более устойчивы эмоционально, ориентированы на достижение результата, настойчивы. Руководители, добившиеся успеха, считаются обладающими мужскими чертами. Стереотипное мышление не только влияет на зачисление и отбор женщин на определенные должности, но и на служебное продвижение и оценку результатов работы в фирме .
Мужчины-руководители считают,
что они действуют более
Женщин принято считать представительницами слабого пола, недостаточно напористыми для того, чтобы выдержать конкуренцию в управляемом мужчинами совете фирмы. Существует мнение, что женщины ориентированы на межличностные отношения, а не на выполнение задачи;последнее считается свойственным мужчинам. Мужчин обучают развивать в себе уверенность и умения, необходимые для того, чтобы руководить. Социализация женщин приводит к тому, что они верят в свою непригодность к занятию «мужских» постов и испытывают трудности в преодолении соответствующих культурных норм, опасаясь показаться «странными». Как правило, женщины не считают себя способными выполнять функции руководителей высшего звена и соглашаются с представлением, согласно которому достижения и женственность несовместимы, а поэтому из чувства вины, беспокойства и неуверенности и не пытаются достичь высоких постов .
Поскольку женщины выполняют материнские функции, наниматели считают, что, принимая их на работу, они оказываются в невыгодной ситуации. Это связано с проблемой временного замещения должностей, когда женщины берут отпуск в связи с родами или уходом за ребенком. Культурная традиция, согласно которой место женщины —дома, усугубляет возникающие на работе неприятности.Женщины, которые начали работать в семидесятые годы и сделали карьеру, достигнув руководящих должностей, в восьмидесятые годы на время прервали свою работу, чтобы воспитать детей, а затем снова возвратились. Так вот, исследование, выполненное Джой Шнир, профессором менеджемента в Райдеровском колледже хозяйственного управления, и Фридой Ритман, заслуженным деятелем науки в школе бизнеса при Пэйском университете, обнаружило, что перерыв в трудовой деятельности не прошел для таких женщин бесследно. Очень часто им приходилось жертвовать деньгами или продвижением по службе. Исследование также показало, что через 8,8 месяца (в среднем), проведенных с ребенком, женщины, вернувшиеся к работе в 1987 году, к 1993 году все еще получали примерно на 17% меньше, чем те женщины, которые оставались на местах. Каковы же последствия? Сейчас женщины-руководители реже жертвуют работой ради рождения и воспитания детей, чем десять лет тому назад, или быстрее возвращаются на работу после перерыва.В целом женщины посвящают работе около тридцати восьми лет своей жизни; мужчины — сорок три года.