Основные понятия феминизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:31, реферат

Описание работы

Феминизмом (от лат. «femina» — женщина) в современной общественно-политической жизни принято называть, во-первых, систему взглядов (или теорию, философию, идеологию), центральной идеей которых является гражданское равноправие женщин и мужчин; во-вторых, данное понятие используется для обозначения женского движения, являющегося «продуктом» феминизма. Под феминизмом иногда понимают философскую концепцию социокультурного развития, акцентирующую необходимость учета женского социального опыта в представлениях о мире, а также методологию исследований, ориентированных на выявление и артикуляцию женской системы ценностей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Понятие феминизма………………………………………………5
Причины появления феминизма…………………………………8
Социальная дискриминация женщин …………………………12
Феминизм как политическая сила………………………………16
Феминистские организации в мире ……………………………26
Заключение …………………………………………………………….30
Список используемых источников …………………………………..31

Файлы: 1 файл

feminizm.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 2.2 Образ женщины в массовом сознании

 

 

 Более низкие шансы женщин на профессиональное продвижение и поиск работы, отражаемые показателями официальной статистики, в немалой степени предопределяются восприятием женщины как работника  со стороны работодателей. Как показало проведенное обследование руководителей и менеджеров предприятий , наиболее подходящими для мужчин считаются такие виды деятельности, как: работа, связанная с принятием решений; работа с людьми; интеллектуальная работа; работа, связанная с повышенными физическими нагрузками. Для женщин наиболее подходящими названы такие занятия, как работа с бумагами; работа, требующая повышенного внимания и терпения; чисто исполнительская работа; работа, не требующая высокой квалификации и образования. Мнения разделились лишь по поводу работы, требующей высокого образования и квалификации. 50% опрошенных считают, что такая работа в большей степени подходит мужчинам; примерно 30% - женщинам; наконец, несколько менее 20% придерживаются эгалитарной точки зрения - они считают, что такой вид деятельности в равной степени подходит и мужчинам и женщинам.

Как показывают исследования, работодатели вовсе не одиноки в  своем критическом отношении  к качествам женщин как работников. Результаты недавнего исследования, проведенного в Рыбинске Московским центром гендерных исследований, позволяют описать образ работающей женщины, сложившийся в массовом сознании.

Подавляющее большинство  опрошенных (как мужчин, так и  женщин) объясняет нелюбовь работодателей  к женской рабочей силе высокой загруженностью женщин работой по воспитанию детей (63,8% мужчин и 73,5% женщин). Следующая причина - "на женщинах лежит слишком много семейных обязанностей" (39,5% и 41,0%). Наконец, на третьем месте - ответ "мужчина должен содержать семью" (30,7% и 28,3%). Как видим, первые три позиции примерно в равной степени разделяются представителями обоих полов. Однако по другим вариантам ответа обнаружились любопытные расхождения. Так, 20,3% мужчин и всего 8,8% женщин отметили вариант "мужчины лучше работают", 8,2% мужчин и 6,9% женщин - вариант ответа "женщины сами не любят брать на себя много обязательств на работе".

При равном качестве выполнения работы мужчиной и женщиной результаты женской работы воспринимаются как  худшие — по мнению как мужчин, так  и женщин. Наиболее позитивное представление о себе имеют женщины в возрасте до 30 лет, не разделяющие стереотипов о женщине как безответственном и ненадежном работнике, замученном домашними делами. Однако с возрастом представление женщин о себе как работнике становится все более критичным: они склонны чаще считать себя плохими работниками, все в большей степени рассчитывают на заработки мужа и ориентируются в семье на традиционное разделение ролей. У мужчин наиболее критично настроены по отношению к женщинам респонденты молодого (до 30 лет) и среднего возраста (40-49 лет). В первом случае на формирование этой позиции оказывают влияние как объективные факторы (наличие в семье маленьких детей и погруженность женщины в семейные заботы), так и субъективные, связанные с эффектом пропаганды традиционного разделения ролей в семье и обществе. Что же касается второй группы, то позиция мужчин старше 40 объясняется и тем, что именно среди них наиболее ярко представлена реальные работодатели. Таким образом, мужчины в "возрасте начальников" демонстрируют гораздо более жесткий подход к оценке женщин как работников, что, если учесть их реальные возможности принятия кадровых решений, становится значимым фактором дискриминации женщин в сфере занятости. В частном секторе работница больше зависит от работодателя - мужчины, чем на государственных предприятиях. Более того, уровень социальной и правовой защищенности женщин от дискриминации в частном секторе намного ниже, чем на предприятиях государственных или полугосударственных. В частной фирме нередко отсутствуют или бездействуют профсоюзы. Существует более жесткая зависимость работницы от произвола начальника, безнаказанно нарушается трудовое законодательство. Можно сказать, что именно в частном секторе положение женщин во многом определяется «сексуальным неравенством». В этой сфере часто действует культ силы и авторитета мужчины как духовной основы его власти.

Такое положение в  существенной мере способствует дискриминации  по признаку пола и возникновению  эффекта «стеклянного потолка».

«Стеклянный потолок» — термин, введенный в начале 1980-х годов для описания невидимого барьера, ограничивающего продвижение женщины по служебной лестнице. Эта форма дискриминации описывалась как «барьер настолько незаметный, что он прозрачен, но в то же время настолько основательный, что препятствует женщинам продвигаться в управленческой иерархии». «Стеклянный потолок» проявляет себя как в занимаемых должностях, так и в уровне оплаты труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

  1. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.,1999. С.761.
  2. Настольный словарь для справок по всем отраслям знания. Т.3. Спб.,1864.С.1106.
  3. Феминизм: Восток, Запад, Россия. М.,1993. 243с.
  4. Большой толковый социологический словарь. М.: "ACT', 1999. Т. 2. С. 386-388.
  5. Дугин И.Н. Магический феминизм . М.,1999.
  6. Шатерникова М. Откуда растет феминизм? // Вестник, № 16.
  7. Силласте Г.Г. Москва-Пекин. Социолог об итогах Всемирной конференции по положению женщин. М., 1996. С.71.
  8. Успенская В. Стереотипы на пути женщин к лидерству // Феминистская теория и практика Восток-Запад. СПб., 1996. С. 71.
  9. Шведова Н.А. Широкое участие женщин в политике – путь к зрелой демократии // США-Канада. 1999. № 3-4. С. 30.
  10. Старовойтова Г. Каково быть женщине-политику в России сегодня (Стенограмма выступления) // Феминистская теория и практика: Восток-Запад. СПб., 1996. С. 38.
  11. Интернет – журнал «WE / МЫ». Спецвыпуск 2000.
  12. Призрак феминизма. // Девичник, 1998, март.
  13. Феминизм. // Женский парламент. 1999, август.

1 Айвазова С. Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 2002. № 6  с. 67

2 Соммерс К.. Феминизм в цифрах. – М. 1987. с. 12

3 Айвазова С. Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 2002. № 6 с.48

4 Айвазова С. Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 2002. № 6 с.49

5 Айвазова С. Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 2002. № 6 с.51




Информация о работе Основные понятия феминизма