Основные виды угроз национальной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:54, реферат

Описание работы

Национальная безопасность как система представляет собой совокупность связей и отношений, характеризующих такое состояние личности, общества и государства, при котором обеспечиваются устойчивое, стабильное существование, удовлетворение и реализация жизненных потребностей, способность к эффективному парированию внутренних и внешних угроз, саморазвитию и прогрессу. С позиции системного подхода можно согласиться с мнением ряда российских исследователей, считающих понятия «национальная безопасность» и «система обеспечения национальной безопасности» близкими по содержанию, обозначающими одноуровневую с национальной безопасностью систему, призванную обеспечить ее существование и развитие.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………………………………………………………….3
2. Характеристика групп потенциальных угроз………………………………………………………………3
3. Первая группа……………………………………………………………………………………………………………….4
4. Вторая группа……………………………………………………………………………………………………………….4
5. Третья группа………………………………………………………………………………………………………………..5
6. Четвертая группа………………………………………………………………………………………………………….6
7. Ядерное оружие как фактор безопасности…………………………………………………………………8
8. Отношения со странами Дальнего Зарубежья…………………………………………………………..9
9. Стадии угрозы национальной безопасности……………………………………………………………13
10. Заключение…………………………………………………………………………………………………………………14
11. Список использованной литературы…………………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 45.84 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………………………………………………………….3
  2. Характеристика групп потенциальных угроз………………………………………………………………3
  3. Первая группа……………………………………………………………………………………………………………….4
  4. Вторая группа……………………………………………………………………………………………………………….4
  5. Третья группа………………………………………………………………………………………………………………..5
  6. Четвертая группа………………………………………………………………………………………………………….6
  7. Ядерное оружие как фактор безопасности…………………………………………………………………8
  8. Отношения со странами Дальнего Зарубежья…………………………………………………………..9
  9. Стадии угрозы национальной безопасности……………………………………………………………13
  10. Заключение…………………………………………………………………………………………………………………14
  11. Список использованной литературы…………………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Впервые термин «национальная безопасность»  был введен в политический лексикон президентом Америки Теодором Рузвельтом в 1904 году. До 1947 года он употреблялся в  смысле «обороны», а не интеграции внешней, внутренней и военной политики. В 1947 году в США был принят закон  о национальной безопасности, закрепивший  за Советом национальной безопасности функцию координации внешней, внутренней и военной политики, относящейся  к национальной безопасности.

В российской истории термин «национальная  безопасность» впервые был использован  в 1995 году в Федеральном законе «Об  информации, информатизации и защите информации». Свое дальнейшее развитие понятие «национальная безопасность»  получило в Послании по национальной безопасности Президента Российской Федерации  Федеральному собранию от 13 июня 1996 года: «…национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних  угроз, обеспечивающее прогрессивное  развитие личности, общества и государства».

Национальная безопасность как  система представляет собой совокупность связей и отношений, характеризующих  такое состояние личности, общества и государства, при котором обеспечиваются устойчивое, стабильное существование, удовлетворение и реализация жизненных  потребностей, способность к эффективному парированию внутренних и внешних  угроз, саморазвитию и прогрессу. С  позиции системного подхода можно  согласиться с мнением ряда российских исследователей, считающих понятия  «национальная безопасность» и  «система обеспечения национальной безопасности» близкими по содержанию, обозначающими одноуровневую с  национальной безопасностью систему, призванную обеспечить ее существование  и развитие.

Геополитическая ситуация, сложившаяся  в начале XXI века, потребовала переосмысления содержания понятия «национальная  безопасность» и смены приоритетов  в сфере обеспечения национальной безопасности.

Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни. Между  государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции.

 

 

Характеристика групп потенциальных угроз

 

Потенциальные угрозы целесообразно  объединить в четыре основные группы, которые, конечно, не охватывают полностью  весь спектр возможных опасностей, но являются наиболее актуальными в  контексте рассматриваемой проблемы.

Первая группа - включает потенциальные угрозы, имеющие геополитическую природу и несущие опасность геополитическим интересам нашей страны, ее геополитическому положению и статусу в мировом сообществе. Они также направлены против территориальной целостности и независимости внешней политики Российской державы.

Вторая группа - состоит из потенциальных угроз, имеющих геоэкономическое измерение и способных нанести ущерб фундаментальным экономическим интересам России, ослабить ее позиции в международных экономических отношениях, создать затруднения для поступательного роста экономического потенциала нашей страны, повышения благосостояния народа и укрепления обороноспособности страны.

Третья группа -  это потенциальные угрозы в энергетической и ресурсной сферах, которые могут создавать препятствия развитию Российской Федерации как мировой энергетической державы, выражаться в претензиях иностранных государств на природные богатства нашей страны, на ее колоссальную базу естественных ресурсов.

Четвертая группа  – это потенциальные угрозы, непосредственно имеющие военный характер. Устранение подобных угроз связано с недопущением ситуаций, при которых могла бы быть совершена военная агрессия в отношении Российской Федерации или нападение на ее воинские контингенты и граждан, находящихся за пределами нашего государства.

При исследовании первой группы возможных угроз нашей национальной безопасности, имеющих геополитический характер, следует рассмотреть наиболее существенные факторы, обусловливающие возрастание опасностей жизненно важным интересам Российской Федерации.

В качестве таких факторов могут  выступать:

  1. действия государств, направленные на нарушение целостности Российской Федерации (в том числе с использованием межэтнических, межконфессиональных и других внутренних противоречий) и на удовлетворение территориальных претензий к Российской Федерации со ссылками в отдельных случаях на отсутствие четкого договорноправового оформления межгосударственных границ;
  2. действия других стран, направленные на подрыв и сдерживание интеграционных процессов в рамках СНГ, ослабление связей Российской Федерации со странами Центральной, Восточной Европы и Балтии, а также с другими государствами в районах традиционного сотрудничества, приобретающие все более скоординированный характер;
  3. нарушения прав и свобод русскоязычного населения и граждан Российской Федерации, проживающих в сопредельных государствах, приводящие к нарастанию напряженности (в том числе в отдельных районах России) и неуправляемым миграционным процессам;
  4. политика двойных стандартов, проводимая определенными силами за рубежом, которые, заявляя на словах о необходимости обеспечения стабильности в Российской Федерации, в действительности стремятся сделать все от них зависящее, чтобы не допустить этого и тем самым снизить значимость Российской Федерации в решении ключевых проблем мирового сообщества и деятельности международных организаций.

Оценивая угрозы геополитического характера, становится очевидным объективная  тенденция к расширению в мире конфликтного пространства и, что крайне опасно, его распространению на зону жизненно важных интересов России.

Вторая из рассматриваемых групп угроз включает опасности геоэкономического характера. К данной группе следует отнести следующие основные угрозы:

  1. стремление ведущих западных стран ослабить экономическую самостоятельность Российской Федерации и закрепить за ней роль поставщика топливносырьевых ресурсов для мировой экономики и источника квалифицированной, но дешевой рабочей силы;
  2. попытки ограничить присутствие России на зарубежных рынках (в том числе на рынке вооружений), а также действия по ее вытеснению с них;
  3. действия «партнеров», направленные на сохранение ограничений на доступ Российской Федерации к передовым технологиям, создание препятствий для полноправного участия России в международных финансовоэкономических и торговых структурах и организациях.

К третьей из рассматриваемых групп отнесены угрозы в энергетической и ресурсной сферах. Специалисты предсказывают быстрое развитие мировой энергетики в первой половине XXI столетия. Согласно оценкам экспертов в ближайшие пятнадцать лет глобальное энергопотребление может возрасти на одну треть, что представляет собой очень высокий рост. При этом спрос в мире на газ будет опережать спрос на нефть. Так, по мнению аналитиков, к 2020 году потребление газа в мировой экономике может вырасти на 60 процентов, а нефти на 42 процента. Однако роль нефти до 2017 года останется ведущей в мировом энергоснабжении. Из этого источника будет обеспечиваться 40 процентов энергопотребления. Соответственно 28 процентов будет приходиться на природный газ, 20 процентов на уголь, 7 процентов на возобновляемые источники и 5 процентов на ядерную энергетику.

В данной связи аналитики отмечают, что в ближайшее время наша страна как обладатель основных мировых  топливноэнергетических ресурсов будет подвергаться сильнейшему геополитическому давлению со стороны стран потребителей. Такое давление согласно прогнозам российских исследователей может осуществляться в следующих наиболее вероятных формах:

  1. выдвижение новых территориальных претензий к Российской Федерации и заявлений по типу, которые сделали в начале 2007 года бывшая тогда Госсекретарем США Кондолиза Райс и Мадлен Олбрайт (также занимавшая в свое время указанный пост), о том, что в Сибири настолько большие запасы ресурсов, что они принадлежат не России, а миру;
  2. попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности, противодействия ее укреплению как одного из влиятельных центров многополюсного мира;
  3. разжигание новых очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи границ Российской Федерации и границ ее союзников (Ближний Восток, Центральная Азия, Кавказ, Балканы);
  4. проведение всевозможного рода тайных, подрывных, разведывательных и пропагандистских операций для взятия под контроль добычу и распределение топливноэнергетических ресурсов;
  5. создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущих к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территории морях;
  6. расширение влияния Североатлантического альянса, стремление закрепиться на постсоветском пространстве, а также попытки использовать совокупную военную мощь НАТО для оказания военнополитического давления и получения уступок в доступе к топливноэнергетическим ресурсам;
  7. ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территорию сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств (создание военных баз и размещение группировок войск на территориях бывших республик СССР).

В четвертую из рассматриваемых нами групп объединены потенциальные угрозы, непосредственно имеющие военный характер.

К основным внешним военным угрозам  многие российские исследователи, как  правило, относят следующие:

  1. развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Россию или ее союзников;
  2. территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы политического или силового отторжения от нее отдельных территорий;
  3. осуществление государствами, организациями и движениями программ по созданию оружия массового поражения;
  4. вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;
  5. демонстрация военной силы вблизи границ России, проведение учений с провокационными целями; 
  6. наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности; 
  7. нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах; 
  8. наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах; 
  9. расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации или ее союзников;
  10. деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;
  11. ввод иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных Российской Федерации государств;
  12. вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;
  13. действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой устойчивости войск;
  14. действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
  15. дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;
  16. распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения, а также технологий двойного назначения, которые могут использоваться для создания оружия массового поражения и средств его доставки.

Информация о работе Основные виды угроз национальной безопасности