Основные виды угроз национальной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:54, реферат

Описание работы

Национальная безопасность как система представляет собой совокупность связей и отношений, характеризующих такое состояние личности, общества и государства, при котором обеспечиваются устойчивое, стабильное существование, удовлетворение и реализация жизненных потребностей, способность к эффективному парированию внутренних и внешних угроз, саморазвитию и прогрессу. С позиции системного подхода можно согласиться с мнением ряда российских исследователей, считающих понятия «национальная безопасность» и «система обеспечения национальной безопасности» близкими по содержанию, обозначающими одноуровневую с национальной безопасностью систему, призванную обеспечить ее существование и развитие.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………………………………………………………….3
2. Характеристика групп потенциальных угроз………………………………………………………………3
3. Первая группа……………………………………………………………………………………………………………….4
4. Вторая группа……………………………………………………………………………………………………………….4
5. Третья группа………………………………………………………………………………………………………………..5
6. Четвертая группа………………………………………………………………………………………………………….6
7. Ядерное оружие как фактор безопасности…………………………………………………………………8
8. Отношения со странами Дальнего Зарубежья…………………………………………………………..9
9. Стадии угрозы национальной безопасности……………………………………………………………13
10. Заключение…………………………………………………………………………………………………………………14
11. Список использованной литературы…………………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 45.84 Кб (Скачать файл)

Составной частью военной угрозы национальной безопасности Российской Федерации  является угроза из воздушнокосмического пространства.

Следует отметить, что превращение  средств борьбы в воздушнокосмическом пространстве в главное оружие современных войн и их интенсивное развитие ведущими зарубежными странами свидетельствует об объективном нарастании этого вида угроз.

Для Российской Федерации опасность  угроз из воздушнокосмического пространства в известной мере усугубляется особенностями ее геостратегического положения и рядом факторов военногеографического плана, основными среди которых являются:

  1. большая протяженность границ, площадь территории, низкая плотность размещения объектов вооруженных сил, экономики и инфраструктуры;
  2. наличие критически важных объектов стратегических ядерных сил, топливноэнергетического комплекса и других потенциально опасных объектов;
  3. сложность создания достаточного информационного предполья на важнейших направлениях;
  4. наличие анклавов (Калининградская область), а также удаленных и труднодоступных районов (Приморье, Сахалин, Камчатка);
  5. расположение мест добычи и переработки стратегически жизненно важных сырьевых ресурсов в отдаленных труднодоступных районах.

Эти и другие факторы в своей  совокупности обуславливают предпочтительность для потенциальных противников  России воздушнокосмического нападения по сравнению с наземными средствами нападения.

Ускорение темпов глобализации формирует  новое понимание целостности  мира и взаимообусловленности глобальной, национальной и военной безопасности. Военнополитическая глобализация как фактор влияния научнотехнического прогресса оказывает непосредственное воздействие на сферу безопасности, а процесс обеспечения национальной и военной безопасности приобретает глобальное измерение.

Ядерное оружие как  фактор безопасности

Единственным государством мира, обладающим в настоящее время  равным с РФ ядерным потенциалом, являются США. Как сообщается из американской "Директивы в области обороны на 1994-1998 гг.", Вашингтон стремится "не допустить появления на территории бывшего Советского Союза-нового соперника, представляющего угрозу, аналогичную той, что исходила из СССР". С этой целью США включают в сферу своих жизненных интересов многие регионы бывшего СССР: Прибалтику, Закавказье, государства Средней Азии. Осторожное отношение США к России проявляется также в нежелании делиться современными технологиями, уклонении от выполнения обещанной широкой экономической и финансовой помощи, резко возросшей активности разведывательной деятельности и т.д.

Пока Россия располагает  способностью к нанесению неприемлемого  ущерба агрессору вероятность развязывания ядерной войны со стороны США  низка. В настоящее время в  сфере возможных ядерных угроз  интересам России можно выделить две сложившиеся тенденции. С  одной стороны, обе ядерные сверхдержавы США и Россия осуществляют меры по снижению ядерной опасности. Ликвидированы  ракеты средней и меньшей дальности, тактическое ядерное оружие. Подписаны  договоры СНВ-1 и СНВ-2, предусматривающие  сокращение стратегических ядерных  вооружений более чем на две трети.

В предстоящий период все  более существенное влияние на развитие стратегических ядерных сил США  и России будут оказывать Китай, а также Англия и Франция. Непродуманные  действия любой из этих стран могут  привести либо к нарушению стратегической стабильности, либо к возобновлению  гонки стратегических ядерных вооружений. В интересах России содействовать  нераспространению ядерного оружия и как можно быстрее вовлечь  другие ядерные державы в процесс  разоружения.

Значительно возрастает угроза распространения ядерного оружия и  средств его доставки в других странах мира.

Многие государства дальнего зарубежья, стремясь к роли регионального  лидера" пытаются овладеть не только ядерным оружием, но и другими  видами оружия массового поражения (ОМП). Важным фактором в оценке угрозы распространения ОМП является наличие  средств его доставки у ряда государств. За последние годы на вооружение многих стран приняты баллистические ракеты оперативно-тактического (ОТР) и тактического (ТР) назначения.

Для укрепления режима нераспространения  ядерного оружия (ЯО) России необходимо:

  • полное и окончательное прекращение всех ядерных испытаний;
  • прекращение производства оружейных расщепляющихся материалов;
  • усиление международного режима контроля за экспортом-импортом технологий и материалов двойного назначения;
  • повышение роли международных организаций в укреплении режима нераспространения;
  • осуществление тесного взаимодействия МАГАТЭ со спецслужбами ведущих стран мира по обнаружению тайного изготовления ЯО;
  • выработки гарантий неприменения ЯО против неядерных стран - участниц Договора, опирающихся на прочные юридические основы.

Для решения проблемы дальнейшего  сокращения ЯО необходимо определить:

  • допустимый нижний предел сокращений;
  • основные направления дальнейших сокращений ЯО России и США;
  • актуальность доктрины ядерного сдерживания;
  • роль ЯО в период окончания "холодной войны";
  • возможность в будущем передачи оставшегося ЯО под контроль и управление ООН.

 

Отношения со странами Дальнего Зарубежья и безопасность

Несовпадение позиций  по основным вопросам мировой политики таких держав, как США, взявших  на себя "глобальную" ответственность  за формирование международной военно-политической обстановки, и России, объективно занимающей центральное место в Евразии, неизбежно ведет к столкновению их интересов по некоторым вопросам мировой политики. Зачастую, как  уже говорилось, не совпадают позиции  России и государств, расположенных  в примыкающих к ней регионах, прежде всего по этнотерриториальным и конфессиональным проблемам.

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА. Военно-политическая обстановка будет определять традиционное соперничество Франции, Англии и  Германии. ФРГ после объединения  с ГДР проявляет постоянный интерес  к усилению своего влияния в Восточно-Европейском  регионе. При этом не исключено, что  после экономического укрепления в  Калининградской области Германия в дальнейшем предъявит на нее  территориальные претензии в  той или иной форме.

Неблагоприятное для России положение на этом стратегическом направлении  усугубляется активным вовлечением  стран Восточной Европы и Балтии в сферу военного влияния НАТО через программу "Партнерство  во имя мира". В перспективе  возможно размещение на их территории сил передового развертывания блока, ориентированного на Восток. И тогда  сотрудничество выйдет за рамки, предусмотренные  этой программой. Территориальные претензии  стран Балтии (Эстонии и Латвии) к России могут встретить поддержку  среди части высших политических кругов Запада. В связи с этим обострение региональных конфликтов (например, по территориальным проблемам) может  привести к резкому ухудшению  отношений стран Балтии, НАТО и  России.

Возросла потенциальная  угроза возможности провоцирования со стороны НАТО через новую приоритетную функцию блока - контроль над кризисами. По сути дела, это предполагает развязку кризисной ситуации с применением  военной силы. В связи с этим возможно расширение зоны ответственности  НАТО на восточноевропейские страны, а также на государства из состава  бывшего СССР. Все это может  резко дестабилизировать обстановку в районах, непосредственно прилегающих  к России втянуть ее в войну.

Настораживает и постепенный  отход от традиционного нейтралитета Финляндии и Швеции. Тем более, что ряд политических кругов Финляндии  уже предъявил территориальные  претензии к России. В свою очередь, на северном фланге НАТО усиливается  роль Норвегии, способной в случае необходимости контролировать территориальные  воды России в этом регионе.

В целом, в случае неблагоприятного развития военно-политической обстановки на Западном стратегическом направлении  может произойти дальнейшее оттеснение России от геостратегических выходов в Европу и акватории Балтики и Атлантики, что противоречит интересам и национальной безопасности нашей страны.

ЗАКАВКАЗЬЕ. ЦЕНТРАЛЬНАЯ  АЗИЯ. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК. АТР. Возможные  угрозы с Юга формируются в  двух регионах, стратегически важных для России: на Кавказе и в Центральной  Азии.

В ЗАКАВКАЗЬЕ. Претендующая на роль региональной державы Турция неоднократно заявляла о своей поддержке  мусульманского движения в этом регионе, в частности, готовности принять  активное участие в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, в  том числе и военными средствами. Подобная позиция не встречала до сих пор поддержки руководства  НАТО, но не исключена возможность  в дальнейшей корректировке его  позиции.

В свою очередь, имеющий значительную протяженность границ с Азербайджаном  и Арменией Иран также претендует на активную военно-политическую роль в регионе и в случае ослабления России может стать объединителем  исламских фундаменталистских сил.

Таким образом, ослабление роли России на Кавказе в долгосрочном плане может привести к заполнению этой геостратегической "ниши" Турцией. В меньшей степени это вероятно для Ирана. Такая перспектива угрожает России возможностью столкновения ее интересов на Кавказе с интересами Запада через натовскую Турцию с ее идеями пантюркизма в сочетании в массированной финансовой помощью со стороны аравийских нефтяных монархий, в первую очередь Саудовской Аравии.

В ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОМ СТРАТЕГИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ потенциальные военные  угрозы России основываются на стремлении Ирана и Афганистана (в союзе  или самостоятельно, с материальной помощью Пакистана или других стран мусульманского мира) утвердить  свое влияние в бывших советских  республиках Центральной Азии.

В отличие от большей части  опосредованных угроз России на юге (в силу отсутствия у нее здесь  непосредственных границ с государствами  дальнего зарубежья), на Востоке такие  угрозы интересам национальной безопасности страны более реальны.

АТР. Образовавшийся после  развала СССР геополитический вакуум на всем евроазиатском пространстве от Балтики до Тихого океана стимулирует  потенциально чрезвычайно опасный  для России рост активности дальневосточных "центров силы" - Японии и Китая.

Вследствие не высказываемых  явно, но сохраняющихся претензий  Китая на обширные российские регионы  Дальнего Востока вполне вероятен в  перспективе кризис во взаимоотношениях Китая и России. В этой связи  возрастает значение союзнических отношений  с Монголией.

Потенциально опасным  для интересов национальной безопасности России может стать кризисное  развитие обстановки на Корейском полуострове. В случае решения корейской проблемы военным путем в боевые действия на стороне враждующих Северной и  Южной Кореи могут быть втянуты  как США, так и Китай. Данный конфликт, учитывая общую границу России с Кореей, даже без активного участия первой в посреднических мероприятиях, потенциально чреват опасностью ее вовлечения в боевые действия.

Неурегулированность территориальных проблем с Японией остается причиной вероятного кризисного развития российско-японских отношений. Ослабление внешнеполитических позиций России, дальнейшее усугубление внутриполитического и экономического кризисов могут подтолкнуть японские реваншистские круги к более активным претензиям на острова Курильской гряды. В этом случае с большой долей вероятности Запад, включая США, примет в конфликте сторону Японии и подкрепит свою прояпонскую позицию демонстрацией силы. Вполне возможны пограничные инциденты и даже их перерастание в ограниченные по масштабам военные столкновения России с Японией, либо с антироссийской коалицией западных стран.

Проблема сохранения новой  Россией геостратегических выходов к Тихому и Индийскому океанам обостряет традиционное противостояние японских и российских интересов в Азиатско-Тихоекеанском регионе. Гипотетически вынужденный отказ России от стратегически важного для нее свободного доступа к акватории Курильских островов означал бы нейтрализацию России как "центра силы" на Дальнем Востоке. Как следствие, расширится геостратегическое пространство для военного присутствия "третьих стран" (прежде всего США) в непосредственной близости от восточных границ России. Это может означать установление жесткого американо-японского военно-морского контроля над позиционными районами российских ПЛАРБ и маршрутами развертывания кораблей российского ТОФ в районы боевого предназначения.

В ЕВРОПЕЙСКОМ СТРАТЕГИЧЕСКОМ РАЙОНЕ раздел вооруженных сил бывшего  СССР в основном между Россией, Украиной и Белоруссией вызвал нарушение  военного равновесия в Центральной  и Восточной Европе в области  обычных вооружений. Так, Белоруссия располагает в настоящее время  в два раза большим количеством  танков, чем в вооруженных силах  Великобритании. Эта же республика имеет перевес по количеству тяжелых  орудий над вооруженными силами Франции, а по числу боевых самолетов - над  Германией. Боевая мощь Украины, сосредоточенная  в трех округах, оказалась самой  большой в Европе, исключая Россию, что в совокупности с выгодным геостратегическим положением определяет ее как военный "центр силы". Несмотря на это, положение России по соотношению обычных вооружений с Украиной и Белоруссией остается доминирующим, даже в случае проведения полных сокращений вооружений согласно Договору об обычных вооруженных силах в Европе 1991 г. Развитие российско-украинско-белорусских отношений, по всей видимости, не приведет как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе к кризисному состоянию. В связи с этим военный потенциал ни Украины, ни Белоруссии не составит России военной опасности.

Информация о работе Основные виды угроз национальной безопасности