Основные виды угроз национальной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:54, реферат

Описание работы

Национальная безопасность как система представляет собой совокупность связей и отношений, характеризующих такое состояние личности, общества и государства, при котором обеспечиваются устойчивое, стабильное существование, удовлетворение и реализация жизненных потребностей, способность к эффективному парированию внутренних и внешних угроз, саморазвитию и прогрессу. С позиции системного подхода можно согласиться с мнением ряда российских исследователей, считающих понятия «национальная безопасность» и «система обеспечения национальной безопасности» близкими по содержанию, обозначающими одноуровневую с национальной безопасностью систему, призванную обеспечить ее существование и развитие.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………………………………………………………….3
2. Характеристика групп потенциальных угроз………………………………………………………………3
3. Первая группа……………………………………………………………………………………………………………….4
4. Вторая группа……………………………………………………………………………………………………………….4
5. Третья группа………………………………………………………………………………………………………………..5
6. Четвертая группа………………………………………………………………………………………………………….6
7. Ядерное оружие как фактор безопасности…………………………………………………………………8
8. Отношения со странами Дальнего Зарубежья…………………………………………………………..9
9. Стадии угрозы национальной безопасности……………………………………………………………13
10. Заключение…………………………………………………………………………………………………………………14
11. Список использованной литературы…………………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 45.84 Кб (Скачать файл)

НА КАВКАЗЕ. МЕЖДУ РОССИЕЙ, ГРУЗИЕЙ, АРМЕНИЕЙ И АЗЕРБАЙДЖАНОМ  соотношение сил менее выигрышно  для РФ. Она превосходит вместе взятые эти республики по количеству боевых самолетов в 1,3 раза, однако уступает в количестве вертолетов, бронетехнике и артиллерии. Кроме того, практически  не поддаются учету силы незаконных вооруженных формирований в этом субрегионе.

Определенную опасность  для России несет в себе и предстоящий  раздел Черноморского флота. Раздел флота приведет к резкому усилению турецких ВМС в Черноморском бассейне и не позволит России обеспечивать достаточный оперативный режим  в Средиземноморской зоне.

Несомненный урон российскому  военно-морскому присутствию на Каспии нанес раздел Каспийской флотилии между  Россией и Азербайджаном и  потеря для России основных объектов ее береговой инфраструктуры. Дальнейший раздел флотилии между Россией, Казахстаном  и Туркменией мог бы повлечь за собой определенные трудности в  защите российских экономических (энергетических и промысловых) интересов на Каспии. Возможно наращивание Ираном военно-морского присутствия в регионе через  военно-морские базы Пехлеви. Кроме  того, отсутствие международных соглашений о территориальных водах и  экономических зонах на Каспийском море может создать новый очаг военной напряженности.

В ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОМ СТРАТЕГИЧЕСКОМ РАЙОНЕ РОССИЯ также доминирует в  области обычных вооружений, пока группировка Вооруженных Сил  бывшего СССР на территории государств Средней Азии и Казахстана остается под объединенным контролем. Однако баланс сил в перспективе может  измениться не в пользу России, учитывая активное проникновение в регион Ирана, Турции, Пакистана и Афганистана.

В целом процесс строительства  новых государств на территории бывшего  СССР сопровождается ростом конфликтности  и спонтанности возникновения новых  очагов военного противостояния. Очаги  нестабильности по всему периметру  границ РФ, слабая легитимность государственных  границ республик бывшего СССР при  чрезвычайном этническом многообразии и этнической "диффузии", неопределенный статус расквартированных в некоторых  государствах ближнего зарубежья российских Вооруженных Сил, а также наличие  реальных жизненно важных интересов  РФ во всех регионах ближнего зарубежья -объективные причины, способствующие втягиванию России в образующиеся узлы военного противостояния.

Здесь в основном может  идти речь о конфликтах низкой интенсивности, которые могут иметь тенденцию  к эскалации. В этом смысле угроза локальных войн в ближнем зарубежье  для России, как уже отмечалось, возрастет и может проявиться в следующем:

  • эскалация вооруженных конфликтов у российских границ ставит Россию перед необходимостью адекватной, в том числе и военной, реакции на развитие военно-политической обстановки;
  • дестабилизация системы военно-политических отношений государств ближнего зарубежья приведет к усилению позиций недружественных в отношении России государств дальнего зарубежья в регионах ее жизненно важных интересов;
  • рост тенденций регионал-сепаратизма внутри РФ и связанных с ним угроз ее территориальной целостности.

Анализ военно-стратегической обстановки показывает, что на территории бывшего СССР существует опасность  возникновения 12 региональных войн, в  том числе перерастание в них  некоторых из нынешних вооруженных  конфликтов.

Таким образом, рост конфликтности  по всему периметру российских границ является основой военной опасности  для России в ближнем зарубежье.

В качестве одной из мер  укрепления военной безопасности предлагается установить более тесные отношения  между Россией и НАТО. Однако неизбежное втягивание в орбиту блока стран  Восточной Европы и отдельных  бывших советских республик формирует  предпосылки для военно-политической изоляции РФ по всему периметру ее западных и юго-западных границ. Поэтому  участие России в программе "Партнерство во имя мира" далеко не в полной мере может исключить такую изоляцию. Учитывая военный потенциал, уникальное геополитическое положение, Россия может и должна претендовать на значительно большую роль в системе блока по сравнению с другими странами, присоединившимися к этой программе. На этом пути предстоит преодолеть немалое политико-дипломатическое сопротивление, стремление оставить нас в подконтрольном состоянии, без полноправного голоса, а наше участие использовать для наблюдения Запада за ходом военного строительства в России, направленностью и содержанием военно-политических и военно-технических программ.

 

Стадии  угрозы национальной безопасности


Угрозы национальной безопасности в общественном сознании и, в частности, в сознании политического руководства  страны проходит несколько стадий: осознание угрозы — реакция на осознанную угрозу — ответ на угрозу.

Осознание угрозы

Во-первых, свойство предмета или явления «представлять угрозу», очевидно, не носит присущего ему  изначально характера, а является весьма условным. То, что с точки зрения одной шкалы ценностей считается  «угрозой», с позиции иной оценки может оказаться, наоборот, «шансом». Об «угрозах» трудно говорить без  привязки к определенной системе  ценностей. Во-вторых, угроза воспринимается таковой только до тех пор, пока она  выглядит достаточно вероятной. Вообще любая угроза воспринимается человеческим сознанием «интегрально» — как  некая сумма субъективно оцениваемой  вероятности реализации угрозы и  степени возможного ущерба. Причем восприятие угрозы сугубо индивидуально  и отражается понятием «степени угрозы». Степень угрозы — это интегральное восприятие угрозы в индивидуальном или общественном сознании. Даже смертельная, но маловероятная угроза может быть воспринимаема как «низкая» и  мало волновать тех, кого это должно касаться. В то же время угроза достаточно вероятная, но не серьезная по своему характеру может полностью отвлечь  внимание на себя. Поэтому ответ  на угрозы национальным интересам может  существенно отличаться от того, что  подсказывает человеку его подсознание. Однако даже если угрозы практически  невероятны, политическому руководству  на практике приходится исходить из их возможности, чтобы гарантировать: то, что не должно произойти, действительно  не произойдет.

В связи с этим основная проблема предотвращения любой угрозы и противодействия ей — это  разрыв между принципами рационального  восприятия и борьбы с угрозами и  «врожденной», зачастую иррациональной, реакцией общества на угрозы (либо отсутствием  таковой). Влияя на сферу политики, «общечеловеческие» и сугубо национальные особенности восприятия угроз приводят к отклонению действий политиков  от модели «рационального поведения». В этих случаях эффективность  работы системы обеспечения национальной безопасности снижается.

На практике угроза может  быть осознана обществом, только если она в глазах общества «реальна», т.е. общество оценивает вероятность  ее реализации достаточно высоко. По мере того как степень вероятности  угрозы уменьшается, задача ее предотвращения сходит с общественной повестки дня. Низкая степень ожидания угрозы, ослабляя естественные защитные силы общества, очевидно, способствует реализации угрозы. Общество, меньше всего ожидающее  угрозу, в наибольшей степени ей подвержено. Так, например, война, к  которой страна «хорошо подготовлена», как правило, не случается. Но случаются  другие.

Реакция на осознанную угрозу

В политической сфере вообще невозможно оценить вероятность  той или иной угрозы «объективно» (здесь события крайне неоднородны). Поэтому любая оценка вероятности  угрозы может носить исключительно  практический, прагматический смысл. На самом деле даже когда говорят  о вероятности, имеют в виду интегральную оценку «степени угрозы». В сфере  политики «высокая степень» угрозы означает высокий возможный ущерб при  наличии практических способов и  возможности выделения средств  на ее предотвращение. Отклонение от этого  принципа оценки будет приводить  к снижению эффективности борьбы с угрозами либо из-за неправильной оценки ущерба, либо из-за неверной оценки своих возможностей. При этом оценка «ущерба» от угрозы прямо зависит  от системы ценностей (национальных традиций, стратегической культуры). Последняя  способна ответить на вопросы: «Что хорошо и что — плохо?», «-Что есть «приобретение», а что — «потеря?». Без наличия определенной системы  ценностей об эффективной борьбе с угрозами говорить некорректно.

 

Ответ на угрозу

Он опосредован национальными  и культурными особенностями. Так, близкая оценка степени угрозы в  разных странах еще не означает одинакового  ответа на нее и вообще какого-либо активного действия. У разных наций  наблюдается совершенно разная степень  «толерантности» угроз (порог восприятия). Чем выше степень толерантности, тем выше должна быть опасность, чтобы  общество/ государство на нее начало реагировать. Например, существует устойчивое мнение, что русских отличает высокая  степень толерантности к опасностям и угрозам. По сравнению с русскими американцев, наоборот, отличает необычайно низкая толерантность к угрозам: даже небольшая угроза его благополучию способна вызвать истерическую, часто  несоразмерную степени угрозы реакцию.

Таким образом, угроза национальной безопасности ограничивает свободу  выбора для каждого конкретного  человека, а для страны — свободу  действий в той или иной сфере. Это проявляется в том, что  при достижении национальных целей  угроза нарушает выбранные соотношения  средств (ресурсов) и методов, оказывает  негативное, прежде всего психологическое, давление на систему принятия решений, систему государственного управления. Тем самым повышаются риски достижения национальных целей. То есть угроза —  это то, что требует задействования системы обеспечения национальной безопасности.

 

 

Заключение

Российская Федерация  намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность. Созданные  правовые демократические институты, сложившаяся структура органов  государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений  в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации - залог  динамичного развития России в XXI веке.

 

Список используемой литературы

  1. http://old.nasledie.ru
  2. http://www.strategplann.ru
  3. http://www.grandars.ru
  4. http://orientir.milportal.ru
  5. http://www.ronl.ru
  6. http://www.erudition.ru

 


Информация о работе Основные виды угроз национальной безопасности