Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 18:45, курсовая работа
Основная цель курсового исследования состоит в том. чтобы, опираясь на уже достигнутый зарубежными и отечественными учеными опыт в изучении тоталитарного феномена, провести анализ тоталитаризма как политико-правового явления, дать ему сущностную характеристику и определить его влияние на развитие общества.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
- рассмотреть основные характеристики и черты тоталитаризма;
- определить типы тоталитарных режимов, провести их сравнительный анализ;
- провести соотношение тоталитарного и авторитарного политических режимов;
- проанализировать влияние тоталитарного режима на развитие общества.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА 5
1.1. Основные характеристики и черты тоталитаризма 5
1.2. Типы тоталитарных режимов: сравнительный анализ 11
1.3. Соотношение тоталитарного и авторитарного политических режимов 16
2. ВЛИЯНИЕ ТОТАЛИТАРНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА 26
2.1. Отрицательные аспекты влияния тоталитарного политического режима на развитие общества 26
2.2. Положительные свойства тоталитарного политического режима для общества 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Авторитаризм же, как правило, не располагает систематизированной государственно-обязательной идеологией. Авторитарный режим допускает некоторый ограниченный и контролируемый плюрализм в политической сфере и даже мирится с наличием некоей «полуоппозиции». В условиях авторитаризма преимущественная идеология не доводится до такой степени детализации и догматизации как при тоталитаризме, государство не вмешивается в личную жизнь, не навязывает обязательных форм поведения и не пытается контролировать мышление граждан.
Авторитарный режим во многом идеологически индифферентен. Он опирается на присущие данному обществу обычные традиционные ценности и какой-то мессианской системы взглядов не выдвигает. Авторитарные государства не ставят своей задачей осуществление глубоких изменений в общественном сознании14.
3. Механизм установления политического режима. Тоталитарный режим устанавливается при самом активном участии народных масс. Политическая власть при тоталитаризме как бы навязывается народом самому себе. Исследование механизма подготовки психологической приемлемости населением тоталитаризма требует особого исследования на богатом примере фашистской Германии и Советского Союза, и заняло бы слишком много места в нашей статье. Авторитаризм устанавливается вопреки мнению большинства или, в лучшем случае, без его поддержки и согласия. Большинство населения негативно относится к политическому руководству страны, оставаясь в стороне от политического противоборства, вследствие чего авторитарный политический режим устанавливается в основном путем верхушечных, «дворцовых», военных переворотов. При авторитаризме политическая власть навязывается меньшинством большинству. Тоталитарные режимы опираются, прежде всего, на массовые движения, партии, вожди которых, как правило, не входили в старые структуры власти, а авторитарные режимы всегда пользуются поддержкой традиционных сил порядка - армии, церкви, бюрократии.
4. Отношение масс к режиму. Тоталитаризм, возникая на переломных моментах истории, довольно часто, с согласия и при непосредственном участии населения, опирается на массовую социальную базу, на широкое общественно-политическое движение, стремящееся к сияющим высотам, провозглашенным идеологией. Поэтому легитимность его большинством общества не оспаривается, так как люди верят в то, что режим действительно представляет их интересы и готовы терпеть ради близкой конечной цели ременные долговременные трудности. Народ и власть здесь едины, во всяком случае, не противостоят друг другу. Авторитаризм, возникая путем верхушечных переворотов и без участия значительной части населения, массовой социальной базы, широкого общественно-политического движения не имеет. Поэтому его легитимность большинством, или значительной частью населения ставится под сомнение. Иными словами, при авторитаризме народ и политическая власть противостоят друг другу. Кроме того, тоталитарный режим требует активной демонстрации преданности партии и государству, авторитаризм же, как правило, довольствуется отсутствием открытого противодействия своих противников.
5. Отношение масс к политическому лидеру. При тоталитаризме единство народа и власти, как правило, в первую очередь выражается в единстве масс и лидера. Массы нередко воспринимают тоталитарного лидера как неотъемлемую часть самих себя, а возникающий его культ - как культ власти самого народа. Только в условиях тоталитарного режима может существовать культ личности национального вождя – лидера партии и государства. При авторитаризме между массами и лидером существует значительная дистанция. Массы часто видят в нем своего антипода, даже врага. И культ личности авторитарного лидера, за редким исключением, невозможен. Тем более, что господствующая бюрократия не позволит Личности появиться у власти, здесь мы наблюдаем активное вытеснение из властных вертикалей ярких и талантливых руководителей как возможных конкурентов, в управленческих сферах массово культивируется серость.
6. Характер взаимоотношений государства и гражданского общества. Гражданское общество при тоталитаризме полностью политизируется в русле господствующей идеологии, лишается самостоятельности, разрушается и поглощается системой. Гражданского общества просто нет, как нет и механизмов обратной связи между индивидом, обществом и властью. Разрушаются все горизонтальные формы общения между людьми. Все сферы гражданского общества регулируются руководимыми правящей партией государственными структурами. Саморегулирование общественных звеньев и элементов отсутствует. При авторитаризме, несмотря на значительную централизацию власти, государство и гражданское общество в известной степени разделены, режим интенсивно не вмешивается в жизнь гражданского общества. Государство хотя и следит за ним и держит его под контролем, все же оставляет определенные условия для саморегулирования, в то же время, не оставляет реальной возможности оказывать серьезное воздействие на государство.
7. Характер контроля над обществом. Тоталитаризм, вследствие этатизации гражданского общества, приводит к установлению всеохватывающего контроля над массой и личностью, растворению личности в массе. Причем при тоталитарном режиме предполагается выполнение функции контроля за всем населением. Специальные институты контроля воспринимаются не как аппарат власти, а как инструменты самого Народа, выполняющие его волю. Авторитаризм ослабляет контроль над массой и личностью, предоставляя последней известную автономию и возможность выбора. Функцию контроля выполняют главным образом только специальные органы. Тотальность контроля – сущностный и главный признак тоталитаризма, давший название этому типу политического режима. Государство (партия-государство) обладает правом вмешиваться в любую область жизни и контролировать деятельность всех её сторон. Тоталитарный режим характеризуется нерасчлененностью сфер общественной власти. Духовная, политическая и экономическая власти слиты воедино. При их объективной взаимосвязи, имеющей место в любом обществе, их органическое единство обеспечивается субъективными факторами, важнейшим из которых является централизованное и целенаправленное вмешательство государства во все сферы жизнедеятельности. Стираются границы между гражданским обществом и политической системой, между политической и неполитической сферами. В условиях тоталитарного режима над всем социумом господствует одна сила - государство. Авторитарная же система, обеспечивая любым путем политическую власть и не допуская в этой сфере никакой конкуренции, не вмешивается в те области жизни, которые непосредственно не связанны с политикой. Относительно независимыми могут оставаться экономика, культура и т.д. Авторитарный режим построен по принципу «разрешено все, кроме политики». Авторитарная власть отказывается от претензий на полный контроль. Выделяется лишь несколько сфер, в которых режим оставляет управление за собой – это общественная безопасность, оборона, внешняя политика и т.п.
8. Степень вовлеченности населения в политическую жизнь. Тоталитаризм, опираясь на массовую социальную базу и широкое общественно-политическое движение, стремится каждого человека включить в активную политическую деятельность, используя всю энергию народа в своих целях. Поэтому тоталитарному режиму свойственна сильная политизация общественной жизни. Политический абсентеизм не только не приветствуется, как при авторитаризме, но и рассматривается как большое зло. Авторитаризм, напротив, не имея подобной базы и соответствующего движения, препятствует активной самостоятельной политической деятельности масс, видя в ней угрозу для себя. Поэтому авторитаризму свойственен абсентеизм (от латинского «абсентис» – отсутствующий), т.е. уклонение граждан от активного участия в политике. В тоталитарном государстве с раннего возраста оглушаемый пропагандой и манипулированием через СМИ, систему образования и воспитания человек отождествляет себя с государством и выступает субъектом (хотя на самом деле субъектом политики является только лидер партии и государства), а в авторитарном – государство противостоит человеку и он является объектом политической власти.
9. Методы осуществления политической власти. Тоталитарный режим представляет собой открытую террористическую диктатуру, когда насилие и принуждение становятся единственным средством достижения политических целей, регулирования общественной жизни, главным средством управления обществом. Гипертрофированную роль в обществе приобретают карательные органы. Массовые репрессии обрушиваются не только на подлинных противников режима, но и на вполне лояльным гражданам. Ни у кого нет достаточных гарантий личной безопасности – террор и страх используются не только как инструмент уничтожения и запугивания действительных или воображаемых врагов и противников, но и как нормальный повседневный инструмент управления массами. При авторитаризме насилие и принуждение играют хотя и немалую, но не определяющую роль, и в основном используются против бесспорных противников режима. Массовые репрессии для него не характерны и носят ограниченный характер.
10. Характер регламентов и норм функционирования общества. Как уже говорилось, при авторитаризме государство и гражданское общество разделены, вследствие чего в политической сфере государство централизованно без всякого согласия народа, с помощью репрессивного аппарата принуждает население соблюдать законы, а гражданское общество в определенной степени саморегулируется. При тоталитаризме, вследствие отсутствия гражданского общества, все социальные сферы регулируются по идентичным нормам, место саморегулирования занимает проблема выживания через активную демонстрацию лояльности. В авторитарном государстве политическая власть довольно произвольно относится к законам в политической сфере, но в гражданском обществе не претендует на отмену его регуляторов: например, религиозные и национальные традиции и обычаи функционируют относительно свободно. Ограничение свободы в условиях авторитарного режима носит разрешительный характер: четко определенны запреты, но их пределами фактически остается право на свободное усмотрение. Ограничения касаются, прежде всего, политической сферы, политических прав, но не социально-экономических и личных. В неполитических сферах допускается определенная степень свободы.
11. Степень допускаемого политического плюрализма. При тоталитаризме происходит насильственное установление однопартийной системы или единовластия одной партии через уничтожение других партий либо через их полное подчинение тоталитарной партии. Любая оппозиция запрещается законом. Режим не признает права меньшинства выражать свое мнение. Тоталитарный режим в принципе оппозицию не приемлет, уничтожает ее физически. Авторитаризм – это режим ограниченного плюрализма. При авторитарном режиме существует оппозиция в урезанном, усеченном виде.
12. Положение лидера режима в системе власти. При авторитарном режиме власть осуществляется относительно узкой, замкнутой группой, в которой лидер является первым среди равных, и поэтому он может быть смещен со своего постав результате борьбы за власть в верхнем эшелоне политической элиты, либо в случае, если он не отвечает интересам какой- либо социальной группы. При тоталитаризме диктатор является всемогущим, всевластным и полностью независимым от какой-либо социальной группы, от правящей элиты. В случае возникновения противоречий (даже возможности таковых) лидер напрямую обращается к народу и от него получает санкцию на расправу с появившимися соперниками, как врагами народа. Для тоталитарного режима характерна абсолютная монополия вождя на власть, отсутствие правящей клики, не подотчетность правителя никому во всех его действиях. Лидер политической партии становится пожизненным главой государства.
13. Методы экономического регулирования. Для тоталитарного режима характерна государственная и (или) находящаяся под жестким бюрократическим контролем частная собственность на средства производства, по крайней мере, на основную их часть. Если для тоталитаризма характерно стремление распространить прямое политическое регулирование и на сферу экономики, то авторитаризм может сочетаться как с централизованной экономикой, так и с рыночной, которая может быть весьма эффективна.
Как известно, термин «тоталитаризм» появился в начале XX века в связи с установлением в ряде государств одноименного политического (государственного) режима.
Если говорить о теоретико-правовой категории, политический режим является одним из важнейших элементов формы государства. Принимая данный тезис за основу, предполагается, что политический режим также оказывает непосредственное влияние на организацию и деятельность всего общества соответствующего государства. Этот принцип неизменно следует из назначения самого государственного образования.
Так, в юридической литературе государство рассматривается, в частности, как организация всего общества, имеющая характер публичного властного управления и служащая главным орудием обеспечения его интересов15.
Следовательно, тоталитарный политический режим, оказывая сильнейшее воздействие на иные элементы и форму государства в целом, также влияет и на характер и жизнедеятельность общества такого государства.
Необходимо отметить, что общество тоталитарного государства существенным образом отличается от социальной составляющей государств с иными формами политических режимов. По всей видимости, это обусловлено самой спецификой тоталитаризма, как крайней формы антидемократического политического режима и сопутствующих ему методов властного управления обществом, соответственно.
Только такой признак тоталитаризма, как всеобъемлющее вмешательство и контроль со стороны государства, в свою очередь, обеспечиваемый как наличием официальной идеологии, так и поддерживаемый иными методами управления, дает основания рассуждать о «тоталитарном» обществе. Иными словами, наличие только этих факторов является достаточным для того, чтобы говорить, что социальная составляющая любого тоталитарного государства вынуждена претерпевать существенные негативные последствия.
Несомненно, любое государство осуществляет вмешательство в той или иной степени в развитие и жизнедеятельность общества. Однако чем сильнее государство проявляет такое влияние, тем в более «зажатых» условиях вынуждены существовать его граждане. Такая крайняя форма политического режима, как тоталитаризм фактически «диктует» обществу приемлемые варианты поведения через систему образования, средства массовой информации, нормы культуры, искусства и другие жизненные сферы. Поэтому, с течением времени подавляющая масса граждан более не способна самостоятельно мыслить, в том числе и об экономической или социально-политической действительности.
Таким образом, мировоззрение людей становится общим или общепринятым, одинаковым для всех. По мнению И.А. Ильина «тоталитаризм состоит в исключении всей и всякой самодеятельности граждан: их личной свободы, их корпоративной организации, их местного и профессионального самоуправления, их усмотрения в делах личных и семейных, их хозяйственной инициативы»16.
Кроме того, при тоталитаризме общество до крайности идеологизируется государством. Это также является вполне объяснимым, поскольку через установление идеологической конструкции осуществлять государственный контроль становится проще. Здесь происходит слияние общества со специально выстроенной системой контроля и слежения за его членами, поскольку среди участников такой системы, кроме государственных правоохранительных органов, могут быть и члены «тоталитарного» общества, производящие слежение и донос за иными гражданами.
Информация о работе Особенности и характеристика тоталитарного режима