Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 19:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выявить особенности идеологии большевизма. Задачи :
рассмотреть историю возникновения большевизма;
выявить характерные черты большевизма как политической партии;
охарактеризовать большевизм как социально-политический феномен;
изучить особенности большевизма как политической идеологии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.БОЛЬШЕВИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО_ПОЛИТИЧЕСКИЙ
ФЕНОМЕН…………………………………………………………………..…..5
1.1. Сущность и основные характеристики большевизма…….……....5
1.2. Зарождение революционно большевистского движения.
I съезд РСДРП…………………………………………………….…..….7
1.3. Газета «Искра». II съезд РСДРП……………………………...........9
1.4. III и IV съезд РСДРП……………………………………………....13
2. БОЛЬШЕВИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ……………........17
2.1. Марксизм – ленинизм. Политическое учение В. И. Ленина……...17
2.2.Политика и идеология большевизма в работах Н. И. Бухарина…..22
2.3. И. В. Сталин и идеология большевизма…………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..30
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………31
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.БОЛЬШЕВИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО_
ФЕНОМЕН……………………………………………………………
1.1. Сущность и основные
1.2. Зарождение революционно
I съезд РСДРП…………………………………………………….…..…
1.3. Газета «Искра». II съезд РСДРП……………………………...........9
1.4. III и IV съезд РСДРП……………………………………………....13
2. БОЛЬШЕВИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ……………........17
2.1. Марксизм – ленинизм. Политическое учение В. И. Ленина……...17
2.2.Политика и идеология большевизма в работах Н. И. Бухарина…..22
2.3. И. В. Сталин и идеология большевизма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Большевизм – это возникшее в начале ХХ века в России революционное, последовательное марксистское течение политической мысли в международном рабочем движении, получившее своё воплощение в пролетарской партии нового типа, в партии большевиков, созданной идеологом большевизма В. И. Лениным.
Возникновение большевизма как общественного движения сыграло значительную роль как в мировой истории, так и в политической истории стран бывшего СССР. Политическая идеология большевизма на многие годы стала государственной идеологией ряда стран, в том числе и Беларуси, в результате свержения царского самодержавия в октябре 1917 г. и установления «диктатуры пролетариата».
Актуальность данного исследования не подлежит сомнению, потому что борьба за будущее ведется сегодня более осознанно и активно, чем когда-либо раньше. Это связано с новым переосмыслением истории, с новыми трактовками и оценками политических и правовых идей и событий прошлого. Историческая ретроспектива во все большей мере становится необходимым моментом для выявления, выработки и обоснования соответствующих концепций и представлении о современности и перспективах ее развития.
Объектом дано исследования является идеология большевизма, предметом - большевизм как социально –политический феномен.
Цель данной курсовой работы – выявить особенности идеологии большевизма. Задачи :
В данной работе использованы труды ведущих отечественных и зарубежных авторов.
1.БОЛЬШЕВИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО_
1.1. Сущность и основные характеристики большевизма.
Большевизмом принято называть - идеологию, теорию и практику экстремистского направления в российском революционном движении начала ХХ века. Возникновение большевизма как осознанного интеллектуально-политического течения традиционно связывается с расколом социал-демократии на 2 съезде РСДРП в 1903 г. Явившись катализатором и основной движущей силой гражданской войны в России, партия большевиков осуществила захват власти в стране. Общественно-политические процессы ХХ в. во многих государствах, ряд из которых (Китай, Корея, Куба, страны так называемого социалистического лагеря) были насильственным путем трансформированы в социалистическом и коммунистическом духе согласно канонам и догмам большевизма, способствовали его интернационализации.
Само понятие «большевизм» возникло в связи с выборами на Втором съезде РСДРП в 1903 г. руководящих органов партии, когда сторонники Ленина составили большинство (большевики), а оппортунисты — меньшинство (меньшевики).
Теоретической основой
В ХХ веке большевизм
Большевизм как политическая партия пролетарская партия нового типа представлял собой партию социальной революции и «диктатуры пролетариата». Большевизм вёл борьбу с либеральным Народничеством, с так называемым «легальным марксизмом» пытавшимся, по мнению большевиков, под флагом марксизма подчинить рабочее движение интересам буржуазии, с «Экономизмом» — первым оппортунистическим направлением в среде марксистских кружков и групп в России, с кадетами, буржуазными националистами, эсерами, анархизмом, меньшевизмом и др.
Со времени 1-й мировой войны на основе сплочения Лениным левых элементов западноевропейских социал-демократических партий большевизм возглавил революционное направление в международном рабочем движении, оформившееся после Октябрьской революции в коммунистические партии и их объединение — 3-й Интернационал (Коминтерн). Как наиболее последовательно претворяющий в жизнь марксистско-ленинское учение о социалистической революции, диктатуре пролетариата и строительстве социализма, а также организационные, стратегические и тактические принципы социализма, большевизм был признан Коминтерном в качестве образца для деятельности всех коммунистических партий.
Пятый конгресс Коминтерна, состоявшийся в 1924 г. определил основные черты большевистской партии:
- в любых условиях она должна была уметь поддерживать неразрывную связь с пролетариатом, быть выразительницей его нужд и чаяний;
- тактика партии не должна быть догматической, но, в тоже время, прибегая в революционной борьбе к стратегическим манёврам, ни в коем случае нельзя отступать от марксистских принципов;
- при всех обстоятельствах делать максимум усилий для приближения победы рабочего класса над империализмом;
1.2. Зарождение революционно большевистского движения. I съезд РСДРП.
Во второй половине XIX столетия в России произошли значительные перемены, которые в конечном счёте вывели ее рабочий класс в начале XX века на передний край борьбы мирового пролетариата.
В 1861 году экономическая
1883-1894 годы были периодом медленного
Однако уже 90-е годы XIX в. идеи марксизма начали стремительно распространяться в среде национальной интеллигенции. Былая народническая вера в крестьянство, в сельскую общину оказалась на периферии общественной мысли. Надежды революционеров устремились к рабочим, «пролетариям», которых называли «самым передовым классом общества». Именно среди рабочих они прежде всего искали поддержки. Во многих городах возникли кружки и группы марксистской интеллигенции.
1 марта 1898 года в Минске на конспиративной квартире тайно состоялся первый съезд социал-демократов. В данном съезде участвовало всего девять участников. Они представляли петербургский, московский, киевский и екатеринославский «Союзы борьбы», Бунд и группу киевской «Рабочей газеты». Съезд принял решение об образовании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) и избрал Центральный Комитет (ЦК) из трех человек и утвердили манифест РСДРП, написанный Петром Струве, который провозглашал следующее: «Русский пролетариат сбросит с себя ярмо самодержавия, чтобы с тем большей энергией продолжать борьбу с капитализмом и буржуазией до полной победы социализма…» [15,c. 27]. В манифесте ещё недостаточно четко были представлены основные идеи - о завоевании пролетариатом политической власти, о руководящей роли рабочего класса и его союзниках в борьбе против царизма и капитализма. Но, тем не менее, данный манифест выступил как открытое заявление партии о своих целях.
Таким образом, первый съезд провозгласил создание партии, что имело колоссальное политическое и революционно-пропагандистское значение. Сообщение об образовании партии социал – демократы приняли с огромной радостью, поскольку новость о состоявшемся съезде ободряла и поддерживала партийные кадры в условиях подпольной работы, открывала им широкую перспективу. Местные социал-демократические организации стали называться комитетами РСДРП. Российская социал-демократическая рабочая партия становится все более известной и популярной в рабочих массах. Однако фактически партия не была создана как единая централизованная организация. Причиной этому послужило отсутствие:
1.3. Газета «Искра». II съезд РСДРП.
Следующим шагом к объединению марксистов явился выход первого номера социал-демократической общерусской нелегальной марксистской газеты «Искра», созданной В.И. Лениным, которая вышла в декабре 1900 г. в Лейпциге. (Следующие номера газеты были изданы в Мюнхене, Лондоне и Женеве) Эпиграфом газеты стали слова из ответа декабристов А. С. Пушкину: «Из искры возгорится пламя!» Газета сыграла огромную роль в борьбе за создание коммунистической партии, на её страницах находили воплощение основные идеи большевизма. За период своего существования «Искра» приобрела огромное влияние на русские комитеты РСДРП.
В марте 1902 г. В. Ленин в брошюре «Что делать?» выдвинул новую, непривычную по тем временам идею о том, что костяк партии должны составить «профессиональные революционеры». По его мнению, взяв на себя роль своеобразных «доверенных лиц» рабочего класса, они смогли бы привести его к победе.
В тоже время революционное движение Ленин рассматривал как составное звено единого всемирно-исторического процесса социального обновления мира. В первых же своих работах он ориентировал русских марксистов на сочетание общедемократической борьбы с царизмом с борьбой против капитализма, за социализм. Эта Ленинская мысль была закреплена в программе партии, принятой на II съезде РСДРП.
Итак, сплотив вокруг «Искры» партийные организации, Ленин выдвинул задачу созыва II съезда. Предвидя, что подготовка к съезду и сам съезд пройдут в обстановке острой идейной борьбы, он разъяснял российским марксистам важность предстоящего съезда и необходимость принятия им искровской программы и искровских организационных принципов.
15 августа 1902 г. Ленин в Лондоне
провел совещание с
II съезд РСДРП, на котором произошло так называемое «второе рождение» партии, тайно заседал сначала в Брюсселе, но из-за преследований со стороны бельгийской полиции был вынужден прервать свою работу и продолжить заседание в Лондоне, проходил с 17 (30) июля по 10 (23) августа 1903 г. На нем было 43 делегата, представлявших 26 организаций и имевших 51 решающий голос. По тщательности подготовки, по полноте представительства, по обширности круга вопросов, которые представляло решить, II съезд РСДРП был невиданным явлением во всей истории русского революционного движения [19, c. 58].
Главной задачей II съезда РСДРП, В.И. Ленин видел создание действительной революционной рабочей партии на принципиальных и организационных началах, выдвинутых и разработанных «Искрой». Также на съезде была поставлена задача заменить узкие социал-демократические кружковые объединения единой широкой партийной связью, построить партию, в которой все организации идейно и организационно тесно связаны между собой.
На II съезде утвердили и Программу РСДРП, которую вплоть до 1917 года признавали все основные течения русских социал-демократов. Программа включала в себя следующие революционные требования: свержение самодержавия, провозглашение демократической Республики. Важное место в ней отводилось улучшению положения рабочих, чем социал-демократы рассчитывали завоевать поддержку рабочего класса.
Своими долговременными задачами социал-демократы считали социальную революцию и диктатуру пролетариата. Во время обсуждения программы возникали разногласия по вопросу о том, как соотносятся между собой демократия и диктатура пролетариата. Лидер оппортунистов Акимов и его единомышленники сопротивлялись включению в Программу положения диктатуры пролетариата, ссылаясь на программы западноевропейских социалистических партий, в которых не ставилась задача завоевания диктатуры пролетариата.
«Экономисты» выступили против программного положения о руководящей роли партии в рабочем движении и предложили ряд поправок в духе «теории стихийности», но съезд отверг все их поправки. Особенно упорно оппортунисты возражали против программы по крестьянскому вопросу. Утверждениями о не революционности крестьянства они прикрывали свое нежелание поднимать массы на революцию. По сути, оппортунисты ополчались против руководящей роли пролетариата в революции, против союза рабочих и крестьян.
В аграрной программе были заложены две основные взаимосвязанные идеи: поднятие крестьян на буржуазно-демократическую революцию под лозунгом «устранения остатков крепостного порядка» и задача «свободного развития классовой борьбы в деревне», т.е. подготовки условий для борьбы за победу социалистической революции. Защищая эту программу, Ленин подчеркнул, что требование уничтожения остатков крепостничества носит революционный характер.