Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 19:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выявить особенности идеологии большевизма. Задачи :
рассмотреть историю возникновения большевизма;
выявить характерные черты большевизма как политической партии;
охарактеризовать большевизм как социально-политический феномен;
изучить особенности большевизма как политической идеологии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.БОЛЬШЕВИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО_ПОЛИТИЧЕСКИЙ
ФЕНОМЕН…………………………………………………………………..…..5
1.1. Сущность и основные характеристики большевизма…….……....5
1.2. Зарождение революционно большевистского движения.
I съезд РСДРП…………………………………………………….…..….7
1.3. Газета «Искра». II съезд РСДРП……………………………...........9
1.4. III и IV съезд РСДРП……………………………………………....13
2. БОЛЬШЕВИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ……………........17
2.1. Марксизм – ленинизм. Политическое учение В. И. Ленина……...17
2.2.Политика и идеология большевизма в работах Н. И. Бухарина…..22
2.3. И. В. Сталин и идеология большевизма…………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..30
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………31
Съезд принял подлинно марксистскую Программу партии. В отличие от западноевропейских социал-демократических партий РСДРП на тот момент представляла собой единственную в мире рабочую партию, в Программе которой была сформулирована идея диктатуры пролетариата. Эта Программа являлась итогом теоретической работы русских марксистов, серьезно обогатившей марксизм рядом важных положений: о соотношении борьбы за демократию с борьбой за социализм, о руководящей роли рабочего класса в этой борьбе. Она определила выдержанную марксистскую политику партии и способствовала воспитанию пролетариата в духе революционной борьбы за власть. Именно на основе этой программы партия большевиков постепенно укрепляла свои позиции в политической среде.
При обсуждении на Втором съезде устава партии выявились два резко противоположных подхода к вопросу о партии. Ленин считал, что членом партии может считаться каждый индивид, признающий ее программу и поддерживающий партию как материальными средствами, так и личным участием в одной из партийных организаций. Ю.П. Мартов же внес свою формулировку, согласно которой членом партии мог считаться каждый, принимающий ее программу, поддерживающий партию материальными средствами и оказывающий ей регулярное личное содействие под руководством одной из ее организаций. Т.е. В. Ленин при определении членства настаивал на личном участии в одной из партийных организаций, а Ю. Мартов предлагал ограничиться регулярным личным содействием. [11, c. 152]. Своим голосованием по вопросу о центрах съезд закрепил победу ленинских принципов в партии. Тогда сторонников Ленина и Плеханова, получивших большинство при выборах руководящих органов партии, стали называть большевиками. Позднее В. Ленин писал: «Большевизм существует, как течение политической мысли и как политическая партия, с 1903 года» [12, c. 154]. Их противников, сторонников Ю. Мартова, соответственно окрестили меньшевиками.
В ходе борьбы съезда все яснее вырисовывались выдающаяся роль В. Ленина, как харизматичной личности, вокруг которой объединялись все, кто желал до конца отстаивать дело партии.
Основной итог II съезда РСДРП состоит в том, что на нем завершился процесс объединения революционных марксистских организаций и была образована пролетарская партия нового типа - партия большевиков. Однако уже в конце 1903 г. ближайший идеологический соратник В. Ленина Г. Плеханов начал постепенно склоняться на сторону меньшевиков. Меньшевики взяли в свои руки редакцию «Искра», а после и ЦК.
1.4. III и IV съезд РСДРП.
Третий съезд РСДРП состоялся в Лондоне в апреле 1905 года. На нём были рассмотрены вопросы о вооруженном восстании, об отношении к тактике правительства накануне переворота, о временном революционном правительстве, об отношении к крестьянскому движению, о меньшевиках, о национальных социал-демократических организациях, об открытом политическом выступлении РСДРП и др.
«Российский пролетариат, - говорилось в извещении о съезде, написанном Лениным, - сумеет исполнить свой долг до конца. Он сумеет стать во главе народного вооруженного восстания. Он не испугается трудной задачи участия во временном революционном правительстве, если эта задача выпадет на его долю. Он сумеет отбить все контрреволюционные попытки, беспощадно раздавить всех врагов свободы, грудью отстоять демократическую республику, добиться революционным путем осуществления всей нашей программы-минимум. Не страшиться, а страстно желать этого исхода должны российские пролетарии. Победив в предстоящей демократической революции, мы сделаем этим гигантский шаг вперед к своей социалистической цели, мы сбросим со всей Европы тяжелое ярмо реакционной военной державы и поможем быстрее, решительнее и смелее пойти к социализму нашим братьям, сознательным рабочим всего мира…» [15, т. 1, c. 111].
По плану, намеченному III съездом пролетариат на первом этапе революции должен был установить союз со всем крестьянством, нейтрализовать буржуазию, парализовать ее неустойчивость, бороться за победу буржуазно-демократической революции – за свержение самодержавия и установление демократической республики, ликвидацию всех остатков крепостничества. При этом пролетариат виделся не просто как борец за победу революции, он должен был стать во главе масс. На следующем этапе революции пролетариат должен был бороться за скорейшее перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую.
На Третьем съезде была также разработана тактическая линию партии, согласно которой на первый план выдвигалась организация вооруженного восстания против самодержавия. [15, т. 1, c. 113].
Всем партийным организациям предлагалось разъяснять пролетариату не только политическое значение, но и практически-организационную сторону восстания. В ходе его подготовки особая роль принадлежала массовым политическим стачкам. Партии необходимо было организовать боевые силы пролетариата, заранее выработать план восстания, обеспечить руководство им, создавая для этого особые группы из партийных работников.
Одним из главных был вопрос о временном революционном правительстве, которое должно возникнуть в результате свержения царизма и победы народной революции. Большевики считали, что оно должно быть правительством диктатуры победивших классов, т.е. революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства.
В резолюции «Об отколовшейся части партии» съезд осудил взгляды меньшевиков по организационным и тактическим вопросам. В то же время, учитывая насущную необходимость объединения сил пролетариата в революции, съезд признал допустимым участие в работе партийных организаций меньшевиков, особенно рабочих, но при условии подчинения их решениями партийных съездов и Уставу, партийной дисциплине. ЦК поручалось распускать те меньшевистские организации, которые откажутся признать решения Третьего съезда. Таким образом, к этому времени большевики существовали фактически как самостоятельная партия с Программой, Уставом, тактической линией, с отдельными организациями, газетами и ЦК.
Четвёртый съезд РСДРП прошёл с 30 апреля по 19 мая 1907 года. В последующие же годы, после окончательного поражения революции, численность партии стала резко сокращаться. Не созывались больше и партийные съезды – вплоть до Февральской революции 1917 г. [3, c. 59].
В выборах в I Государственную Думу члены социал-демократической партии практически не участвовали. Одну из важнейших политических задач партии в этот период Ленин видел в борьбе с конституционными иллюзиями крестьян. Для укрепления союза рабочего класса и крестьян большевики поддерживали трудовиков – крестьянских депутатов I Думы, отражавших стремления крестьян в борьбе за землю.
За место же во II Думе, напротив, сражались и все российские социал-демократы. Они получили 55 мест и создали фракцию во главе с меньшевиком Ираклием Церетели. Правда, вскоре Дума была распущена, многих членов социал-демократической фракции арестовали, осудили и отправили в тюрьмы и на каторгу.
По новому избирательному закону в III Думу смогли попасть лишь 14 социал-демократов. В IV Думе единая прежде фракция разделилась на две – большевиков (6 человек) и меньшевиков (7 человек). Работа социал–демократов в те годы удивительным образом сочетала совершенно открытую и подпольную деятельность. Партия в целом была загнана в подполье, многие ее члены находились в тюрьмах и ссылках. Выходили социал-демократические издания - газета «Правда», журналы « Работница», «Вопросы страхования».
В целом после окончания первой русской революции и победы правительства над революционным движением для социал-демократов наступили трудные времена. В январе 1912 г. большевики попытались найти собственный выход из тяжелого положения. В Праге они провели партийную конференцию, на которой избрали, новый, чисто большевистский ЦК. Из России в Прагу прибыло 13 депутатов. Конференция также объявила, что ликвидаторы «стоят вне партии», т.е. исключаются из нее. [3, с. 52] Начавшаяся Первая мировая война немедленно всех социалистов на два течения – «оборонцев» и «пораженцев». Среди русских социал – демократов позицию обороны отечества сразу же занял Г. Плеханов. На противоположном фланге оказались большевики.
В июле 1914 г. государственная власть закрыла газету «Правда», а вскоре и другие большевистские издания. В ноябре были арестованы пять думских депутатов – большевиков, которых осудили за пораженчество и приговорили к ссылке в Сибирь.
В сентябре 1915 г. в швейцарской деревне Циммервальд социалисты из 11 стран подписали манифест, призывающих к прекращению войны. Лозунга превратить мировую войну в гражданскую в нем не было. От социал-демократов России подписи под ним поставили меньшевик П. Аксельрод и большевик В. Ленин. Заканчивался манифест словами: «К вам, рабочие и работницы, к вам, раненые и искалеченные, к вам всем, жертвам войны, взываем мы: протяните друг другу руки через все пограничные линии, через поля сражений, через руины городов и сел. Пролетарии всех стран соединяйтесь!» [4, c. 108].
Таким образом в процессе претворения в жизнь своих революционных идей, большевистская партия пыталась соединить в своей деятельности крестьянскую борьбу за землю, борьбу пролетариата за социализм, и направить эти силы на свержение царизма. В результате революции 1917 г. впервые в истории появилась возможность создания социалистического государства. Появилась возможность претворения в жизнь теории социалистического государства, попытка чего и была предпринята.
2. БОЛЬШЕВИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ
2.1. Марксизм – ленинизм. Политическое учение В. И. Ленина.
Распространение идей К. Маркса в России в конце 19 столетия связано с деятельностью Г. В. Плеханова и группы «Освобождение труда», основанной в 1883 году и возглавляемой им. Складывающиеся на то время социально-экономические отношения достоверно указывала на то, что Россия постепенно становится на путь капиталистического развития со всеми вытекающими отсюда последствиями. Приверженцы марксизма в России сосредоточили свои усилия преимущественно на том, чтобы осмыслить этот факт.
Их цель заключалась в том, чтобы с позиций историко-материалистических выявить состояние постреформенного российского общества и перспективы дальнейшего его развития. Они хотели вооружить нарождавшийся в те времена российский пролетариат пониманием того, что он собой в действительности представляет, каковы его место и роль в общественно-политической жизни, к чему он должен стремиться, каков его социальный идеал, какую тактику и стратегию надлежит ему использовать в борьбе против господствующих классов, против существующего государственного строя [8, c. 621].
На первых порах, вплоть до рубежа XX в., русские марксисты выступали практически единым фронтом. Их объединяло не только категорическое неприятие социально-экономических порядков тогдашней России, бескомпромиссное противостояние общему врагу – царскому самодержавию, но и общие идеологические противники: народники, представители буржуазной политико-юридической науки и т.д. Марксистов сплачивали также единые задачи - приспособление идей марксизма к конкретным условиям России, а также пропаганда и распространение этих идей. [8, c. 622]
Объединяла их общая работа по объединению пролетариев и других радикально настроенных элементов под эгидой социализма, работа по развитию революционного движения в России и приданию ему организованного и массового характера. В 1898 г. Первый Съезд Российской социал-демократической рабочей партии официально провозгласил создание общероссийской марксистской партии. А в 1903 году, на Втором Съезде РСДРП в русской социал-демократии произошел раскол, хотя она и продолжала опираться на политическую платформу марксизма. Как уже было сказано выше, образовалось два различных и впоследствии далеко разошедшихся течения - большевистское, которое возглавил В. И. Ленин и меньшевистское.
Современники называли большевизм и ленинизм «марксизмом XX в.» Данное определение является вполне оправданным, особенно по отношению к трактовке В. И. Лениным коренных положений марксизма о власти и государстве о классовой природе государства, ущербности буржуазной демократии, о сломе буржуазного государства в ходе пролетарской (социалистической) революции, и т.д.
Эти идеи нашли своё отражение в концепции В. И. Ленина о месте и роли коммунистической (большевистской) партии в общей системе диктатуры пролетариата. Большевистская мысль быстро реагировала на складывающуюся политическую конъюнктуру, изменялась, эволюционировала согласно ей. Но никогда, по существу, не оставляла свои идеологические и теоретические позиции, сформулированные В. И.Лениным.
Рассмотрение всего комплекса взглядов В. И. Ленина на государство необходимо начинать с вопроса о классовой природе любого государства – центрального положения марксистской теории государства.
Сугубая классовость – врожденная, неотъемлемая и всеопределяющая, по Ленину, черта такого социального установления, каким выступает государство. Она внутренне присуща ему в силу нескольких причин. Первая из них – воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономическими интересами [8, с. 623].
Вторая причина, под действием которой государство является по своей природе классовым установлением, – комплектование аппарата государства (и прежде всего верхних эшелонов государственной власти) лицами из среды господствующего класса. Ленин вместе с тем отмечает, что отнюдь не весь государственный аппарат заполняют сплошь одни только выходцы из этого
класса. Состав администрации российского самодержавия служил ему примером того, что бюрократия (в особенности занятое отправлением исполнительских функций чиновничество) может рекрутироваться также из других социальных слоев.
Третья причина, делающая государство, согласно Ленину, организацией насквозь классовой (вернее, организацией господствующего класса) – осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной главным образом господствующему классу, отвечающей его коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам. [8 с. 235]
В.И. Ленин утверждал, что сущность учения К. Маркса о государстве усвоена только тем, кто понял, что диктатура одного класса является необходимой для всякого классового общества вообще. Суть всех без малейшего исключения государств, сколь бы разнообразны (в том числе и демократичны) ни были их формы, в конечном счете – диктатура класса. Это – «железный закон» бытия государства, который ни при каких обстоятельствах нельзя отменить или перехитрить. [14]