Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 19:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выявить особенности идеологии большевизма. Задачи :
рассмотреть историю возникновения большевизма;
выявить характерные черты большевизма как политической партии;
охарактеризовать большевизм как социально-политический феномен;
изучить особенности большевизма как политической идеологии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.БОЛЬШЕВИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО_ПОЛИТИЧЕСКИЙ
ФЕНОМЕН…………………………………………………………………..…..5
1.1. Сущность и основные характеристики большевизма…….……....5
1.2. Зарождение революционно большевистского движения.
I съезд РСДРП…………………………………………………….…..….7
1.3. Газета «Искра». II съезд РСДРП……………………………...........9
1.4. III и IV съезд РСДРП……………………………………………....13
2. БОЛЬШЕВИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ……………........17
2.1. Марксизм – ленинизм. Политическое учение В. И. Ленина……...17
2.2.Политика и идеология большевизма в работах Н. И. Бухарина…..22
2.3. И. В. Сталин и идеология большевизма…………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..30
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………31
Конкретное содержание феномена «диктатура класса» В.И. Ленин следующим: во-первых, диктатуру определенного класса составляет его власть, т.е. осуществляемое им господство над всеми остальными социальными группами, непререкаемое подчинение его воле и интересам поведения, действий всех членов общества. Во-вторых, подобная диктатура включает в себя опору власти господствующего класса прямо на насилие, применяемое в самых различных формах. Момент насилия Ленин особенно выделяет в качестве одного из необходимых слагаемых диктатуры. В-третьих, непременным признаком диктатуры класса является ее полнейшая «раскрепощенность», совершенная несвязанность какими бы то ни было законами. [8, с. 623]
Ленин утверждал, что диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами.
Анализируя проблему «государство и революция», Ленин говорил о том, что переход государственной власти из рук одного в руки другого класса является главным признаком революции как в строго научном, так и в практически-политическом значении этого понятия. [8, c. 625]
Процесс разрушения буржуазной государственности Ленин видел в первую в сломе бюрократических и военных институтов государственной власти, ликвидации репрессивного аппарата, в замене на ключевых постах управления государства прежних чиновников верными идее революции представителями рабочего класса. Разрушение старого, ранее существовавшего государства должно заключаться, по его мнению, в отказе от территориального принципа формирования представительных учреждений, от принципа разделения властей, от равенства всех без исключения граждан (независимо от классовой принадлежности) перед законом и от многих других начал демократического устройства государства.
Ленин разделял идею К. Маркса о том, что разрушение существующей государственной машины требуется интересами и рабочих и крестьян, объединяет их, ставит перед ними общую задачу устранения «паразита» и замены его чем-либо новым. А именно - пролетарским, социалистическим государством – орудием диктатуры рабочего класса, т.е. власти, завоеванной и поддерживаемой насилием пролетариата над буржуазией и не связанной никакими законами. [8 , с. 124] Пролетариат учреждает собственное государство не для установления свободы в обществе, а для насильственного подавления своих противников. Круг же противников пролетариата, подлежащих насильственному подавлению, Ленин очерчивает преднамеренно неконкретно. В противники пролетариата записываются не только фабриканты и купцы, помещики и кулаки, царские чиновники, буржуазная интеллигенция, но и те, кто их так или иначе обслуживал. Кроме того, в противники пролетариата зачисляются также хулиганы, жулики, спекулянты, бюрократы, все подпадающие под буржуазное влияние люд, независимо от происхождения. [4, c. 128].
При таком подходе почти каждый гражданин, по сути, мог оказаться врагом пролетариата, от которых рабочий класс должен был избавляться. Очевидным является тот факт, что данный режим может поддерживаться только с помощью репрессий и террора. Ленин являлся самым решительным сторонником террористических методов для осуществления пролетарской диктатуры не только в условиях непосредственного вооруженного противоборства непримиримых социально-политических сил. Он также настаивает на расширении террора и в мирные годы, наступившие после одержанной большевиками военной победы, после завоевания ими России. Последователи Ленина в целом разделяли его взгляд на органичность террора при диктатуре пролетариата. [8, c. 627]
Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь должна быть, согласно Ленину, Республика Советов. Конструирование образчика такой республики считалось одним из открытий, сделанных Лениным в политической теории. В ленинском изображении Советская республика сочетает черты государственной и общественной организации, в ней соединяются элементы представительной и непосредственной демократии.
Советы – учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют выполнение своих законов. Строиться и функционировать такого типа республика должна была по мнению Ленина на основе демократического централизма, т.е. выборности всех органов власти снизу доверху, их подотчетности и подконтрольности, сменяемости депутатов и т.д. [8, с. 155]
Социально-политические взгляды Ленина на власть, политику, и государство, а также на технологию осуществления политического господства оказали решающее воздействие на развитие идеологии большевизма. В XX веке ими так или иначе вдохновлялись многие ультрарадикальные политические движения разного толка.
2.2.Политика и
идеология большевизма в
Непосредственный соратник В.И. Ленина Николай Иванович Бухарин (1888–1938) был крупнейшим теоретиком и идеологом большевистской партии. Он был популярен не только среди русских коммунистов, в Советской России, его деятельность получила также и международную известность. В своих трудах «Мировое хозяйство и империализм», «Экономика переходного периода» , «Теория исторического материализма» и др. он неизменно придерживался большевистских взглядов на классовость государства и права, функции и форму буржуазной государственности, диктатуру пролетариата, советское государство, их природу и предназначение.
Бухарин всегда защищал тот тезис, что «государство есть продукт классового расчленения общества». Своим бытием государство выражает непримиримость составляющих общество классов. Ничего, кроме сугубой классовости, в государстве нет и быть не может, какого бы его аспекта ни касаться. [8, c. 231]
Тезисы о «беспримесной» классовости государства и права, о том, что миссия этих социальных институтов, по мнению Бухарина, полностью исчерпывается выполнением ими служебно-эксплуататорской, угнетательской функции, опираются на расхожий марксистский постулат, согласно которому политическая, государственная власть есть организованное насилие одного класса для подавления другого. Понимание государства в качестве феномена насилия образует краеугольный камень и бухаринских суждений о государстве, доминирует в них.
Бухарин, также придавал огромное значение насилию. У Бухарина «на всем протяжении исторического процесса роль насилия и принуждения была чрезвычайно велика». Если у К. Маркса «Насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым», то у Бухарина вообще вся «конкретная история есть история насилия и грабежа». [10, c. 152] В целом государственная власть в бухаринских текстах квалифицируется как концентрированное и организованное общественное насилие, принимающее облик единодержавия, иными словами, диктатуры господствующего класса. Государство и диктатура – вещи внутренне, органически связанные. Бухарин утверждал, что государство, не являющееся диктатурой не возможно ни теоретически, ни практически.
Взгляд Бухарина на любое государство как на диктатуру облегчал ему критику буржуазной демократии. Во-первых, она представляет собой – если верить Бухарину – целую систему демократических призраков, обманно-маскировочных институтов формально-юридического равенства всех; но данное равенство есть фикция, поскольку экономическое неравенство при капитализме делает формально-юридическое равенство нереализуемым. В другом месте Бухарин пишет, что основная посылка демократического устройства – наличие совокупности фикций: на сей раз ею выступает понятие общенародной воли, общей воли нации, целого. Весь комплекс демократических учреждений покоится на иллюзорной «общенародности».
На демократическом устройстве, которое предполагает изъявление общенародной воли, наличие общенациональной конституции, существование парламента, равенство всех граждан перед законом (независимо от классовой принадлежности) и т.д., ставит крест диктатура пролетариата. Идея неизбежности диктатуры пролетариата образует, согласно Бухарину, сердцевину марксизма. [8, c. 632]
В рассуждениях о диктатуре пролетариата Бухарин не обходит молчанием проблему демократии. «Диктатура пролетариата... является в то же время внутриклассовой пролетарской демократией... диктатура пролетариата, будучи его единодержавием, реально обеспечивает демократию для пролетариата». Этакая демократия для своих, но не для чужих. Каким же практически способом обеспечивает своя диктатура демократию для своих? Делает она это тем, что прокламирует «экспроприацию экспроприаторов», повышение жизненного и культурного уровня трудящихся, развертывание всех их внутренних сил и потенций... Но вот о целостной системе конкретных политико-юридических институтов, процедур, норм, являющихся предметно-осязаемой формой «демократии для пролетариата», Бухарин почти ничего не говорит [17, c. 421].
Пролетарская революция осуществляет социализацию (обобществление) средств производства: они передаются в руки общества. Но в переходный от капитализма к коммунизму период, указывает Бухарин, хозяйствующим субъектом выступает не все общество, а организованный рабочий класс, точнее – пролетарское государство. Оно и есть хозяйствующий субъект. По этой причине экономические командные высоты, экономические организации превращаются в составные части пролетарского государственного аппарата. Пролетарская диктатура становится ко всему руководящей хозяйственной силой. Это слияние в условиях советской власти государства и хозяйства, вернее заведомо порочная попытка трансформировать экономические по своей природе отношения и структуры в политические, подчинить их действию политических факторов, дополняется практикой «перепрофилирования» всех рабочих организаций в различные части все того же аппарата власти. [8, с. 235]
Из отрицания гражданского
общества и общенародной воли, парламентаризма
и общенациональной конституции, равенства
всех перед законом и судом, прав большинства
и меньшинства и т.д. никогда никакой демократии
для трудящихся не родится. На могиле «низшего
типа» демократии «высший тип» демократии
не вырастает. Бухарин стал одной из многочисленных
жертв большевистско-
2.3. И. В. Сталин и идеология большевизма.
С середины 20-х гг. почти на три последующих десятилетия роль главного охранителя и толкователя большевистских ленинских идей, лидирующего теоретика большевизма присвоил себе Иосиф Виссарионович Сталин (1879–1953) – Генеральный секретарь ЦК ВКП(б).
Прежде чем рассмотреть содержание ряда ключевых высказываний Сталина, касающихся политики и государства, необходимо хотя бы кратко познакомиться с некоторыми типичными чертами его стиля «теоретизирования». Без этого очень трудно правильно понять характер «сталинского учения о государстве».
Едва ли не наиболее яркая особенность интеллекта Сталина – упрощенное восприятие и изображение социального мира, самых различных общественных явлений. Он не был склонен видеть реальность многомерной, сложной и внутренне противоречивой. Научно-теоретический анализ как таковой (со всеми присущими подобному анализу атрибутами) оказался делом, чуждым сталинской мысли. Ее органика – схематическое описание предметов и событий, безыскусное называние вещей, перечисление их сторон, свойств и уровней, формулирование дефиниций и т.д.[8, c. 637].
Вследствие упрощенного восприятия и изображения Сталиным социального мира тексты, которые вышли из-под его пера, несут на себе печать догматизма. Отдельные положения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина используются в них как непререкаемые истины; отсутствуют фигуры сомнения, крайне редки гипотезы и их обсуждение; практически нет попыток выявить и по достоинству оценить сильные, конструктивные позиции оппонентов. Эти тексты насквозь пропитывает вера их автора в свою правоту и непогрешимость. Они отличаются жестким категоричным слогом, что придает им форму фактически официальных директивных документов, обязательных к принятию и исполнению.
Первоочередной интерес представляют работы Сталина «Об основах ленинизма», «К вопросам ленинизма», «О проекте Конституции Союза ССР», и др. Сталинское кредо заключено в тезисе, согласно которому «ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности». Сталин, чтобы не допускать никаких разночтений, затем уточняет: «...основным вопросом ленинизма, его отправным пунктом, его фундаментом является вопрос о диктатуре пролетариата». Далеко не случайно выпячивает Сталин идею диктатуры пролетариата. С расчетом выстраивает он по существу вокруг нее одной весь комплекс ленинских взглядов, а шире – опирает на нее марксизм в целом. Данная идея предоставила Сталину максимально благоприятные возможности для укрепления культа власти в послеоктябрьской России и вместе с тем для достижения упомянутой выше личной цели [17, c. 463].
В диктатуре пролетариата Сталин выделяет несколько ее аспектов. Прежде всего и главным образом он усматривает в ней власть, которая жизнедействует как насилие, подавление, принуждение. Насилие в любых ситуациях остается имманентным и важнейшим признаком пролетарской диктатуры.
Еще один аспект диктатуры пролетариата, по Сталину,– организационный. Пролетарская революция, утверждает он, не достигнет намеченных целей, если не создаст «специального органа в виде диктатуры пролетариата в качестве своей основной опоры». Она представляет собой «новое государство, с новыми органами власти в центре и на местах, государство пролетариата, возникшее на развалинах старого государства, государства буржуазии». Обозначает Сталин и иные аспекты диктатуры пролетариата. Например, социальный (союз рабочего класса с крестьянством), хронологический («целая историческая эпоха» перехода от капитализма к коммунизму) и др.
Свой взгляд на природу государства вообще Сталин формулирует так: «Государство есть машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников». Весьма немудреная мысль. Но предельно доходчивая, доступная разумению «простого человека». Ему, собственно, она и адресована [8, c. 639].
На «развалинах старого государства», по идее Сталина, возникает советская власть, т.е. пролетарская государственность, государственная форма диктатуры пролетариата. Конституируется советская власть в соответствии с иными принципами, нежели старое буржуазное государство. На мусорную свалку истории отправляет диктатура пролетариата, в частности, территориальный принцип организации государства, принцип разделения властей, «буржуазный парламентаризм» и др. Советская власть объединяет законодательную и исполнительную власти в единой государственной организации, заменяет территориальные выборные округа производственными единицами (заводами, фабриками), связывает трудящиеся массы с аппаратом государственного управления, учит их управлению страной.