Особенности средневековой политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:00, реферат

Описание работы

Политическая мысль противоречива и развивается, концентрируясь вокруг:
• обоснования необходимости усиления абсолютной власти монархов;
• поиска средств ограничения сильной центральной власти;
• определения приоритета власти – духовной или светской.

Содержание работы

Введение 2
1.Учение Августина Аврелия 6
2.Политическое учение Фомы Аквинского. 8
3. Учение Николо Макиавелли 15
Заключение 21
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.33 Кб (Скачать файл)

Если, однако, произвол правителей по отношению к подданным хотя и не одобряется, но и не влечет никаких  последствий, то, согласно учению Фомы, иначе обстоит дело при произвольных действиях власти, противоречащих божественному  закону. Когда произвол правителя  направляется против церкви и ее учения – правителю нельзя повиноваться; в таких случаях церковь может  низложить тирана, его же подданные  освобождаются от присяги. Тезис  о верховенстве божественных, а по существу церковных законов используется Фомой Аквинским для обоснования  теократических притязаний католической церкви. Подчинение светских феодалов божественному закону, настойчиво подчеркивал  Фома, особенно важно в деле защиты религии – если государи карают фальшивомонетчиков, то тем строже они должны наказывать за "порчу  веры", за ереси.

Фому Аквинского интересуют не столько модификации типов  государства, сколько общие различия государств с одним правителем и  государств-республик. К республикам  Фома относится отрицательно. Он против разнообразия, он за единство: в мире царствует один Бог, в теле одно –  сердце, в душе – один разум, у  пчел – царица. Монархия наиболее естественная форма правления, ибо всякое множество  происходит от единства. «Наилучшим образом  управляется то человеческое множество, которое управляется одним, –  пишет Фома. – Это подтверждается на опыте. Ибо провинции или города-государства, которыми управляет не один, одолеваемы раздорами и пребывают в волнении, не зная мира».11

Республику Фома считает  государством, раздираемым беспорядками, борьбой партий и группировок, пролагающей  путь тирании. В тиранию может выродиться и монархия, но, рассуждает Фома, против вырождения царя в тирана могут быть приняты меры. Громадное значение придает Фома религиозно-нравственному воздействию церкви на монарха, обещаниям ему "наивысшей награды от Бога", полагающейся добродетельному и справедливому царю. Наконец, существует возможность сместить тирана «по всеобщему решению», когда подданные освобождаются от обязанности повиноваться (католическая церковь не раз обращалась к подданным с призывом не повиноваться тому или иному неугодному ей феодальному правителю).

В учении Фомы Аквинского признавался  суверенитет власти народа. Это не восстание, направленное на свержение  короля; поскольку он сам восстал, народ вправе низложить его. Однако лучше ограничить его власть, чтобы  не допускать злоупотреблений. С  этой целью весь народ должен участвовать  в управлении. Государственный строй  должен соединять ограниченную и  выборную монархию с аристократией  по признаку учености, и такую демократию, которая обеспечивала бы доступ к  власти для всех классов посредством  народных выборов. Ни одно правительство  не вправе взимать налоги сверх меры, установленной народом. Всякая политическая власть осуществляется с согласия народа, и все законы должны приниматься  народом или его представителями

Главным итогом политического учения Аквината для своей эпохи явился вывод о необходимости подчинения светской власти владычеству церкви, основывающийся на теории конечной цели: власть светская должна быть дополнена надстраиваемой над ней властью духовной, ибо именно последней принадлежит забота о конечной цели – цели спасения.12

Политико-правовая концепция Фомы Аквинского была основательной  апологией западноевропейского феодализма. Не только оправдание казней и гонений еретиков, но и принципиальное обоснование церковного контроля за развитием науки и философии, подчинение последней мертвящим догмам католицизма, возведение господства и подчинения в одну из основ мироздания, прославление подсказанной феодальным строем иерархии как универсального принципа строения общества и природы, обширное обоснование феодального права как божественного установления, исчерпывающая аргументация "рабства" (крепостничества), концепция государства, вмещающая теократические устремления католической церкви, — все это предопределило господство учения Фомы Аквинского в католической феодальной идеологии, вплоть до провозглашения его "святым", "ангелическим доктором". Специальной энцикликой папы римского в 1879 г. учение Фомы Аквинского объявлено "единственно истинной философией католицизма".13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Учение Никколо Макиавелли

 

Возрождение и  Реформация стали самыми знаменательными событиями позднего западноевропейского Средневековья, выступив одновременно в качестве своеобразного моста, по которому совершался переход от эпохи средневековья к периоду Нового времени. XVI в., завершая собой средневековое развитие, с другой стороны, открывал перспективу Нового времени, утверждая принципиально новые стандарты человеческого бытия в индивидуальном и общественном плане. В области политической мысли гуманистический идеал самодовлеющей личности выражался в решительном разрыве со средневековой традицией, в поиске новых принципов обоснования государственной власти и деятельности правителей.

Одним из самых ярких политических мыслителей эпохи Возрождения был  Никколо Макиавелли. Никколо Макиавелли (итал. Niccolò Machiavelli; 3 мая 1469, Флоренция — 21 июня 1527, там же) — итальянский мыслитель, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря). Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году, автор других военно-теоретических трудов.

Как известно термин «макиавеллизм» приобрел нарицательный  смысл и используется обычно для  характеристики политики, основанной на культе грубой силы и пренебрежении  нормами морали. Будучи объявленным  сторонником чистой политики, Макиавелли рассматривается в литературе как мыслитель, отделивший политику от морали и религии, как защитник принципа «цель оправдывает средства», что является справедливым лишь отчасти. Необходимо помнить, что в его произведениях отражен характер политических процессов, протекавших в Италии в тот период: раздробленная, раздираемая борьбой бесчисленных политических группировок, Италия превратилась в арену противостояния между Францией и Испанией за европейскую гегемонию.14

Государство, независимо от его формы, Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь – в презрение. В центре внимания Макиавелли – реальная способность правительства повелевать подданными. В книге “Государь” и других сочинениях содержится ряд правил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств. Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя – посягать на имущество подданных – это неизбежно порождает ненависть.

Незыблемость частной  собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами  свободы, считал целью и основой  прочности государства. По его учению, блага свободы наилучшим образом  обеспечены в республике. В свободных  землях и странах, рассуждал Макиавелли, богатства все время увеличиваются: “Ибо каждый человек в этих странах, не задумываясь, приумножает и приобретает  блага, которыми рассчитывает затем  свободно пользоваться. Следствием этого  оказывается то, что все граждане, соревнуясь друг с другом, заботятся  как о частных, так и об общественных интересах и что общее их благосостояние на диво растет”. Макиавелли воспроизводит  идеи Полибия о возникновении  государства и круговороте форм правления; вслед за античными авторами он отдает предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) форме.

В отличие от Аристотеля, описывавшего политическую жизнь с точки зрения цели, каковой  является благо, итальянский мыслитель  обращается к истокам, началам политики, часто насильственным и несправедливым. Логическую и психологическую предпосылку  его теории власти составляет пессимизм  по отношению к людям: люди в целом  неблагодарны, лживы, лицемерны, малодушны, алчны и дурны. Поэтому тот, кто хочет добиться успеха в политике, не может руководствоваться в своих поступках только законами нравственности; часто он просто вынужден поступать дурно. Государь должен обладать силой духа и творить добро, насколько это возможно, и зло – насколько это необходимо. В основе политического поведения лежит выгода и сила: необходимо уподобиться лисице, чтобы обходить капканы, и льву – чтобы отпугивать волков. Смелость, гибкость и самоуверенность – вот составляющие политического успеха.

Но вместе с  тем власть не является для Макиавелли самоцелью: это необходимое средство для достижения общего благо, т.е. стабильности и единства государства. Не благо  отдельных людей, а общественное благо делает государство великим, будь то республика или монархия. С  одной стороны, критикуя политику, построенную  на личных и групповых интересах, и, с другой, восхваляя политику, нацеленную на общее благо, мыслитель  не противоречит себе ни в одном  из своих произведений – ни в  «Государе», ни в «Рассуждениях…», о чем бы речь не шла – о  монархии или республике. Если в  спокойные времена стабильность и единство государства достигаются  постепенно при участии всего  гражданского коллектива, то в кризисные  периоды, а также при создании и реформировании государства необходимо единовластие, хотя и здесь, согласно итальянскому мыслителю, государь –  не деспот, а диктатор, действующий во имя общественного блага.15

Макиавелли стремился  опровергнуть общее мнение историков  о порочности народа. Народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя. Если единоличный правитель лучше создает законы, устраивает новый строй и новые учреждения, то народ лучше сохраняет учрежденный строй. Народ нередко ошибается в общих вопросах, но очень редко – в частных. От народа отличается знать. “Нет города, где не обособились бы два этих начала: знать желает подчинять и угнетать народ, народ не желает находиться в подчинении и угнетении”. Если бы не сопротивление народа, аристократы античного Рима погубили бы свободное государство лет на триста раньше; честолюбивые устремления знати – источник беспокойства и смут в государстве. Макиавелли все же считал знать неизбежной и нужной частью государства. Из среды аристократов выдвигаются государственные деятели, должностные лица, военачальники; совершенное подавление пополанами флорентийских нобилей, писал Макиавелли в “Истории Флоренции”, привело к угасанию воинской доблести и душевного величия, а тем самым к ослаблению и унижению Флоренции.

Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и знати; суть “смешанной республики”  в том и состоит, что система  государственных органов включает аристократические и демократические  учреждения, каждое из которых, выражая  и защищая интересы соответствующей  части населения, сдерживает посягательства на эти интересы другой его части. Вместе с тем Макиавелли с ненавистью отзывался о феодальном дворянстве и призывал к его уничтожению. Этой проблеме посвящено наиболее известное  произведение Макиавелли “Государь” (в иных переводах – “Князь”).

Законодательству и праву  Макиавелли придавал большое значение – благодаря законам Ликурга  Спарта просуществовала 800 лет. Ненарушимость  законов он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем  самым спокойствия народа: “Когда народ увидит, что никто ни при  каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро  начнет жить жизнью спокойной и довольной”. Но для Макиавелли право – орудие власти, выражение силы. Во всех государствах основой власти “служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы”. Поэтому главным помыслом, заботой и делом правителя должны стать война, военная организация и военная. Макиавелли против наемных войск; создание армии, состоящей только из итальянцев, он рассматривал как одно из первоочередных условий создания общенационального государства.

Важным средством политики Макиавелли считал религию. Религия, рассуждал  Макиавелли, – могучее средство воздействия на умы и нравы  людей. Именно поэтому все основатели государств и мудрые законодатели ссылались  на волю богов. Там, где есть хорошая  религия, легко создать армию. В  Древнем Риме “религия помогала командовать  войсками, воодушевлять народ, сдерживать людей добродетельных и посрамлять порочных”. Государство должно использовать религию для руководства подданными. Макиавелли, однако, не одобряет современное  ему христианство, проповедующее  смирение, самоуничижение, презрение  к делам человеческим. Макиавелли порицал католическую церковь и  духовенство: “Дурные примеры папской  курии лишили нашу страну всякого  благочестия и всякой религии”. Кроме того, писал Макиавелли, католическая церковь держала и держит страну раздробленной. В канун Реформации Макиавелли прозорливо предсказывал, что католическая религия “близка  либо к своей гибели, либо к мучительным  испытаниям”. Рассматривая религию  как одно из средств управления людьми, Макиавелли допускал преобразование христианства так, чтобы оно служило прославлению и защите отечества. Отличие его  позиции от позиции приверженцев Реформации в том, что образцом и  основой религиозной реформы  он считал не идеи первоначального  христианства, а античную религию, всецело  подчиненную целям политики. Не политика на службе религии, а религия на службе политики – такой взгляд резко расходился со средневековыми представлениями о соотношении церкви и государства.

В противоположность католическим богословам, стремившимся подчинить  учение о праве и государстве  христианской этике, Макиавелли отделял  политику от морали. Политика (учреждение, организация и деятельность государства) рассматривалась как особая сфера  человеческой деятельности, имеющая  свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из святого писания или сконструированы умозрительно. Такой подход к изучению государства был громадным шагом вперед в развитии политико-правовой теории. Прогрессивное по методологической основе политическое учение Макиавелли несло на себе отпечаток эпохи. Это особенно ярко выразилось во взглядах Макиавелли на методы осуществления государственной власти, способы и приемы политической деятельности. В произведениях Макиавелли политика не только отделялась от морали, но и противопоставлялась общераспространенным представлениям о должном и недолжном, постыдном и похвальном, человечном и бесчеловечном, позорном и почетном. Поступки основателей государств, завоевателей, узурпаторов престола, создателей законов, политических деятелей вообще, рассуждал Макиавелли, должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства. Макиавелли стремился обосновать несовместимость политических правил и элементарных норм морали и их принципиальную противоположность. Также государственный деятель не должен быть всегда верен договорам.

Информация о работе Особенности средневековой политической мысли