Особенности средневековой политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:00, реферат

Описание работы

Политическая мысль противоречива и развивается, концентрируясь вокруг:
• обоснования необходимости усиления абсолютной власти монархов;
• поиска средств ограничения сильной центральной власти;
• определения приоритета власти – духовной или светской.

Содержание работы

Введение 2
1.Учение Августина Аврелия 6
2.Политическое учение Фомы Аквинского. 8
3. Учение Николо Макиавелли 15
Заключение 21
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.33 Кб (Скачать файл)

В данном случае Макиавелли, продемонстрировавший в целом реалистичный подход к политике, не пожелал признавать развращающую природу диктаторской власти, а также не учел того факта, что анархия и политическая нестабильность могут возникнуть и как следствие диктатуры, а не только предшествовать ее введению.

Заключение

 

Средние века — период спада  в истории политических и правовых учений по сравнению с Античным миром. Перемещение центра тяжести в  общественном сознании от государства  к церкви, устремленность значительной части этого сознания к потусторонним, внеземным идеалам, господство догматического мышления, строго ориентированного на тексты священного писания и каноны церкви, — все это резко сужало тематику и содержание политико-правовых доктрин.

В большей мере проблемы государства и права обсуждались  в процессе и результате борьбы за власть и привилегии между католическим духовенством и светскими феодалами. В средние века человек был  настолько подчинен церкви и государству, что только от дуализма духовной и  светской   властей   что-то   выигрывала  его   свобода:   борьба   церкви  за  политическую   власть  компрометировала идею неограниченности прав светских правителей, и, наоборот, отстаивание суверенности светских властей сеяло идеи хоть какого-то выхода из-под духовного диктата  церкви.

Но и в период Средневековья  политико-правовая идеология была далека от застоя. Выведение на первый план проблемы соотношения церкви и государства  неизбежно порождало споры о  сущности, целях и задачах государства, о его отличии от церкви. Логически  это вело к постановке проблем  государственного суверенитета. Споры  о соотношении церкви и государства  сопровождались также выявлением различий между собственно правом как сферой государственной деятельности и  законами совести, веры, морали, обращенными  во внутренний мир человека. В наиболее радикальных теориях той эпохи  уже провозглашались свобода  совести и невмешательство церкви в государственные дела. Применяя к государству и праву тексты священного писания о равенстве  верующих перед богом, радикальные  ереси обосновывали равенство людей  перед законом и их право участвовать  в решении не только церковных, но и государственных дел.

Наиболее развитое учение об общественном устройстве в эпоху  средневековья предложили Августин Аврелий и Фома Аквинский.

Новое политико-правовое мышление наметило тенденцию перехода от сословного к гражданскому обществу в общеевропейском  масштабе.

Среди теоретиков той эпохи наиболее значителен Макиавелли, однако он много сделал для теоретического обоснования политического отчуждения. Если сфера политики – это область деятельности политиков, то народ от политики неизбежно отчужден. Именно поэтому Макиавелли – республиканец, а не демократ: он высоко ценит нравственные качества народа, но народу в государстве не отводится активная роль: только утверждение законов, выбор должностных лиц, оценка их деятельности, охрана государственного строя. Можно истолковать концепцию смешанной республики как идею защиты гражданского общества от произвольной власти тирана; но сама власть в любом ее виде и проявлении рассматривается как нечто принципиально отделенное от общества хотя бы теми особыми правилами, которыми она должна руководствоваться, проводя политику. Политические идеи Н. Макиавелли, будучи по своему духовному содержанию весьма противоречивыми и дискуссионными, тем не менее, положили начало европейской политической традиции Нового времени, во многом определив ее дальнейшую проблематику.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. История политических и правовых учений: учебник/ под ред. Лейста О.Э. //Зерцало, 2004г.
  2. История политических и правовых учений: учебник // Нерсеянц В.С.// Изд «Норма», 2003г.
  3. Копье Ж. «Эти ценности создали Европу» // Европейский альманах. История. Традиции. Культура. - Москва, 1991.
  4. Введение в философию. Учебник для вузов. 2ч //Фролов И.Т. // М: Политиздат., 2004
  5. Политология: учебник// ред. Ачкасов В.А.//Электронное издание, 2006г.
  6. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений.//Смирнов И.Н.//Изд.2, М.: 2005.
  7. Философия. Мифология. Культура.// Лосев А.Ф.// М: Политиздат, 2001г.
  8. Введение в политологию //Пугачев В. П.// М.: 2005г.
  9. Политология.//Радугин. А. А.// М.: Центр, 2003г.

1 История политических и правовых учений: учебник/ под ред. Лейста О.Э./ с. 52 – Зерцало, 2004г.

2 История политических и правовых учений: учебник // Нерсеянц В.С.// Изд «Норма», 2003г. – с .118

3 Копье Ж. «Эти ценности создали Европу» // Европейский альманах. История. Традиции. Культура. - Москва, 1991.-с. 37.

4 История политических и правовых учений: учебник/ /под ред. Лейста О.Э.// Зерцало, 2004г. - с. 53

5 Введение в философию. Учебник для вузов. 2ч //Фролов И.Т. // М: Политиздат., 2004 – с.215

6 Политология: учебник// ред. Ачкасов В.А.//Электронное издание, 2006г. – с.32

7   Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений.//Смирнов И.Н.//Изд.2, М.: 2005. – с. 193, 288

8 Философия. Мифология. Культура.// Лосев А.Ф.// М: Политиздат, 2001г. – с. 312

9 История политических и правовых учений: учебник/ /под ред. Лейста О.Э.// Зерцало, 2004г. - с. 58

10 Введение в политологию //Пугачев В. П.// М.: 2005г. – с.112

11 Политология.//Радугин. А. А.// М.: Центр, 2003г. – с. 278

12 Политология: учебник// ред. Ачкасов В.А.//Электронное издание, 2006г. – с.33

13 История политических и правовых учений: учебник/ /под ред. Лейста О.Э.// Зерцало, 2004г. - с. 60

14 Политология: учебник// ред. Ачкасов В.А.//Электронное издание, 2006г. – с.33

15 Политология: учебник// ред. Ачкасов В.А.//Электронное издание, 2006г. – с.34

 


Информация о работе Особенности средневековой политической мысли