Парламентская республика как форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 10:57, реферат

Описание работы

Категория «форма государства» показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и с населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности. Иными словами, форма государства - это устройство государственной власти и ее организация.

Содержание работы

1. Форма государства: понятие, признаки, общая характеристика. 3
1.1. Понятие формы государства 3
1.2. Признаки и общая характеристика формы государства. 8
1.3. Форма правления: понятие и сущность формы правления. 12
2. Парламентская республика, как форма правления. 16
2.1. Парламентская республика: понятие и сущность. 16
2.2. Характеристика парламентской республики. 18
3. Парламентская республика в современном мире. 22
3.1. История и развитие парламентской республики. 22
3.2. Страны с парламентской формой правления. 22
Список Литературы: 24

Файлы: 1 файл

Парламентская республика как форма правления.docx

— 62.62 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

1. Форма государства: понятие, признаки, общая характеристика. 3

1.1. Понятие формы государства 3

1.2. Признаки и общая характеристика формы государства. 8

1.3. Форма правления: понятие и сущность формы правления. 12

2. Парламентская республика, как форма правления. 16

2.1. Парламентская республика: понятие и сущность. 16

2.2. Характеристика парламентской республики. 18

3. Парламентская республика в современном мире. 22

3.1. История и развитие парламентской республики. 22

3.2. Страны с парламентской формой правления. 22

Список Литературы: 24

 

 

 

  1.  Форма государства: понятие, признаки, общая характеристика.

 

    1. Понятие формы государства.

Форма государства — это  его устройство, выражающееся в характере  политических взаимоотношений между  людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими, в способах организации высших органов государственной власти и в административно-территориальном делении государства.

Категория «форма государства» показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и с населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности. Иными словами, форма государства - это устройство государственной власти и ее организация.

Форма государства - это организация государственной власти, методы ее осуществления и ее территориальное устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень ее демократии, а также культуры населения, т. е. форма государства никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной. Под влиянием множества факторов (экономических, социальных, политических, идеологических) она всегда развивается и изменяется.[1]

Государство как политическая организация, как система власти, пронизывающая все общество, может быть устроено по-разному. Над тем, как наилучшим образом организовать, построить государство, люди бьются, пожалуй, с момента его зарождения. Ибо в государственно-организованном обществе от этого зависят их жизнь и благосостояние. Такие явления, как революции, гражданские войны, напрямую связаны со стремлением людей изменить устройство (строй) государства и общества.

Еще с древних времен, со времен античности устройство государства, его строение выражалось в понятии "форма государства". Нужно  отметить, что в философии и  юриспруденции того времени категории "форма" вообще придавалось большое  значение. Римские юристы говорили: "форма дает бытие вещи".

Существует три основных смысла философской категории "форма":

  • как разновидность чего-либо ("формы диктатуры пролетариата");
  • как проявление, выражение чего-либо вовне (внешняя форма);
  • как способ устройства, внутренней организации чего-либо (внутренняя форма).

Когда речь идет о форме  государства, имеется в виду форма  как способ устройства. Однако здесь нужно обратить внимание на одно обстоятельство общефилософского характера. А именно на то, что за исключением понимания формы как способа выражения вовне (внешней формы) за "формой" всегда стоит какое-либо целостное явление (при этом данное явление в одном отношении может рассматриваться как форма, а в другом - как содержание). А вот за "формой государства" никакого целостного явления нет. То, что обозначается как "форма государства", представляет собой, по существу, лишь набор основных параметров, позиций, которые издавна для характеристики государства представляются главными: исходя из них, государство может быть охарактеризовано как бы наиболее полно.

Доказательством изложенного  тезиса является то, что применительно  к форме государства не могут  быть выделены ее виды, ибо о таковых  можно вести речь лишь применительно  к целостным образованиям. И, действительно, если обратиться к литературе, то можно заметить, что в ней ведется речь о видах формы правления, о видах формы государственного устройства, о видах политического режима, но никогда о видах формы государства.

 

В этой связи безосновательно  форму правления, форму государственного устройства и политический режим именовать "элементами" формы государства. Ибо элемент - это всегда часть (функциональная единица) какого-либо целого. Перечисленные же явления представляют собой хотя и основные, но весьма разнородные характеристики такой сложной системы, как государство. Не случайно в теории государства существует позиция, по которой политический режим выносится за пределы формы государства. И надо заметить, что такой подход к истине ближе.

"Форма государства", как уже замечалось, - это достаточно  древняя категория государствоведения, которая устраивала мыслителей того времени. Однако с тех пор и наука в целом, и методология исследования систем в частности ушли далеко вперед. И новейшие знания о системах в изучении и характеристике государства как сложной социальной системы тоже нужно использовать. Так, с точки зрения современных представлений о системах можно сделать вывод, что "политический режим" характеризует динамическую, функциональную сторону государства: то, как оно действует, властвует, какую политическую атмосферу создает в обществе. Категории же "форма правления" и "форма государственного устройства" имеют непосредственное отношение к характеристике строения государства.

Традиционно на основе понятия "форма правления" проводится анализ высших (верховных) органов государственной власти как целостной подсистемы государства. Как и любая система, подсистема высших органов государства имеет две стороны: состав (совокупность необходимых и достаточных элементов) и структуру (способ целесообразной связи между элементами).

Наряду с анализом состава  органов верховной государственной  власти и их взаимоотношений друг с другом (структуры), характеристика формы правления традиционно  предполагает и характеристику порядка  формирования этих органов, степени участия населения в этом процессе.

Под формой государственного устройства понимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

На форму государства  влияют разнообразные факторы: тип  государства, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.

Так, феодальному типу государства  соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному - республиканская. Или, например, небольшие по территории государства обычно являются унитарными.

Понятие "политический режим" можно трактовать в узком и  широком смысле. В узком смысле под "политическим режимом" имеется  в виду государственный режим - совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. В широком смысле политический режим представляет собой всю ту политическую атмосферу общества, которая создается взаимодействием государственной власти с другими политическими силами и институтами общества. Политический режим в зависимости от политической ситуации в стране может;

а)  почти полностью определяться государством и, таким образом, практически совпадать с государственным режимом;

б)  в основном быть обусловленным деятельностью институтов гражданского общества.

Следует отметить, что политический (государственный) режим является наиболее важной в практическом отношении характеристикой государства, ибо для человека, в конечном счете, не столь важно к каким государствам официально причисляется его страна с точки зрения формы правления или формы государственного устройства, для него важно, какова в ней реальная политическая атмосфера, каково его собственное экономическое и правовое положение.

Один и тот же режим  может быть при разных формах правления. Так, по форме правления Англия - конституционная монархия, ФРГ и  Италия -парламентские республики, США и Франция - президентские республики, но политический режим в этих странах один и тот же - буржуазная демократия. Или, например, в 1930-е годы республиками официально именовались и Германия, и Франция, и Советский Союз, но государственный режим у них был разным.

В то же время прослеживаются и такие зависимости, что изменение  политического режима влечет изменение  формы государства и наоборот - реорганизация государства с  точки зрения формы правления  и государственного устройства влечет изменение режима функционирования государственной власти.

Видимо, для того, чтобы  понять закономерности этих взаимосвязей, нужно не просто рассматривать соотношение  формы правления, формы государственного устройства и политического режима, а принимать во внимание всю политическую ситуацию в стране, учитывать мощное влияние на политический режим институтов гражданского общества.

С этой точки зрения политический режим может быть демократическим и недемократическим (авторитарным и тоталитарным).[2]

 

    1. Признаки и общая характеристика формы государства.

Существует два подхода  к форме государства:

    1. Элементный подход

Форма государства — это  единство трех ее основных элементов: формы правления, формы государственного устройства, политического режима. Однако такой подход не дает синтезированного представления о форме государства в целом.

    1. Системный подход

Форма государства — это  такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности).

В науке форма государства  анализируется по преимуществу как  внешняя форма сущности, содержания и явления государства. В различных  странах государственные формы  имеют свои особенности, характерные  признаки, которые по мере развития общества наполняются новым содержанием. На форму государства серьезно влияют культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности проживания, природные условия проживания. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями, партиями, церковью и другими организациями.

Форма государства индивидуализирует  каждое конкретное государство, которое существует в пространстве и времени в единстве содержания и формы. Внутренняя форма всегда содержательна и как таковая непосредственно и органически связана с сущностью государства на данном историческом этапе его развития. Внешняя форма государства изменчива, она соответствует изменяющемуся непрерывно содержанию государства. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Общепризнанная классификация  форм государства отсутствует. Однако наиболее распространенной его формой является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Но это не означает, что развитие форм государства достигло совершенства. Скорее всего, в процессе эволюционного развития, в ближайшей исторической перспективе появятся новые элементы форм государства. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения содержания государственной власти.

В последние годы, в отечественной  литературе предложена новая классификация  форм государства, опирающаяся на признаки собственно формы:

  1. Монократическая (единовластная) форма государства. Главным для такой формы является принцип единовластия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного человека (монарха), либо в руках определенной группы (партии, военно-революционного совета и т.д.). Разделение властей, как и местное самоуправление, фактически не существует. Права граждан не признаются и всячески нарушаются, существует обязательная идеология или государственная религия. Давление на органы государственной власти со стороны различных «заинтересованных групп» отсутствует.

Выделяют следующие подвиды  монократической формы государства:

    • теократическая (Саудовская Аравия),
    • экстремистская (фашистская),
    • милитаристская (правление военного центра),
    • монократическая в условиях тоталитарного социализма.
  1. Поликратическая (многовластная) форма государства. Главным признаком является принцип многовластия, принцип разделения властей и местное самоуправление не только существуют, но и реально действуют. Выделяют следующие подвиды поликратической формы государства:
  • традиционная (США, Англия).
  • постсоциалистическая (большинство стран бывшего соцлагеря).
  1. Сегментарная (смешанная) форма государства. Это промежуточная форма между поликратической и монократической. Решающая роль принадлежит исполнительной власти, местное управление носит слаборазвитый характер, права граждан не полностью отражены в законодательстве, давление на органы государственной власти носит частичный характер. Примером сегментарной формы могут послужить такие государства, как Египет, Иордания, Марокко.

Информация о работе Парламентская республика как форма правления