Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 10:57, реферат
Категория «форма государства» показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и с населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности. Иными словами, форма государства - это устройство государственной власти и ее организация.
1. Форма государства: понятие, признаки, общая характеристика. 3
1.1. Понятие формы государства 3
1.2. Признаки и общая характеристика формы государства. 8
1.3. Форма правления: понятие и сущность формы правления. 12
2. Парламентская республика, как форма правления. 16
2.1. Парламентская республика: понятие и сущность. 16
2.2. Характеристика парламентской республики. 18
3. Парламентская республика в современном мире. 22
3.1. История и развитие парламентской республики. 22
3.2. Страны с парламентской формой правления. 22
Список Литературы: 24
Рассмотренные три элемента формы государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим) хоть и различны, но все же относятся к одному явлению, обладают внутренним единством, органически связаны между собой, взаимообусловлены в своих признаках.
Таким образом, взятые в единстве
три организации
Исторически сложилось так,
что сначала появились
Таким образом, в древности и в средние века все государства были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире. Так, в некоторых государствах Древнего мира существовали институты демократии, хотя чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные режимы.
С появлением федераций положение изменилось. И хотя в форме правления монархия продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится все более демократичным и достигает современного уровня.
В ходе исторического развития государства содержание его меняется быстрее, чем форма, которая, несмотря на ее активную роль, является более консервативной стороной явления. Существует объективное противоречие между новым содержанием и старой формой государства. В результате форма претерпевает изменения в соответствии с новыми потребностями действительности.[3]
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Форма государственного правления дает возможность уяснить:
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).
Под формой правления подразумевают
организацию верховной
В свое время Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия).
Указанный критерий остался
вплоть до настоящего времени: формы
правления различаются в
При монархической форме правления, носителем и источником государственной власти, согласно действующим законам, является монарх. При республиканской - выборный орган.
На современном этапе развития общества и государства существуют монархии двух видов - дуалистические и парламентарные.
Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха. Законодательная - у парламента. Последний, однако, фактически подчиняется монарху.
Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто символично. Примерами парламентарной монархии могут служить Великобритания, Голландия, Швеция и др.
Республиканская форма правления характеризуется наличием следующих юридических признаков.
Республиканское правление
– это коллективное правление. Все
высшие органы государственной власти
– разного рода собрания, советы и т.п.
имеют сложную структуру, наделяются определенными,
только им свойственными полномочиями
и несут ответственность за их неисполнение
или ненадлежащее исполнение согласно
закону. Решения, принимаемые высшими
органами власти – законодательными,
представительными, – в большинстве случаев
длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей
процедуре, проходят экспертизу, иногда
проверяются в экспериментальном порядке.
Принятие же решения осуществляется, как
правило, путем голосования. Оно считается
принятым, если за него проголосовало
квалифицированное или простое большинство.
Республиканское правление основано подчас
на принципе разделения единой государственной
власти на ряд властей: законодательную,
исполнительную и судебную. Это означает,
что различным органам государства поручается
выполнять разные функции по управлению
государством. Парламенту (народному собранию,
национальной ассамблее, думе, верховному
совету, конгрессу и т.д.) поручается принимать
законы. Правительству и его органам (исполнительно-
Надо обратить внимание и на то обстоятельство, что все ветви единой государственной власти осуществляют именно властные полномочия, т.е. организуют и обеспечивают отношения «власти-подчинения» и соответствующих сферах государственной жизни. Кроме того, следует подчеркнуть, что, несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласованно, системно, организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга. Например, исполнительная власть зачастую готовит и передаст парламенту проекты законов, а судебная власть функционирует как система, предотвращающая нарушение законов.
Разумеется, слаженная работа
всех ветвей власти не всегда удается.
При разделении властей зачастую
происходит борьба между органами,
представляющими те или иные ветви власти
(например, президента и парламента), за
большие полномочия, за верховенство в
системе единой государственной власти.
Этот процесс в отечественной истории
метафорически называют «перетягиванием
одеяла», но он в целом может стать весьма
грозным политико-правовым событием. При
таком способе борьба подчас приобретает
весьма острые, даже ожесточенные формы,
персонифицируется. Под угрозой оказываются
сами республиканские формы правления.
Определенные политические силы начинают
противопоставлять республиканским формам
правления монархические, в том числе
откровенно диктаторские альтернативы.
По мнению лидеров определенных политических
сил, в этих условиях могут быть ликвидированы
и разделение властей, и иные республиканские
способы организации и функционирования
власти. Эти лидеры предполагают объединить
власть в руках монарха или иного единоличного
правителя или в руках нескольких лиц,
например, военной хунты.[5]
Современные республики можно разделить
на два вида:
Промежуточным видом между парламентарной и президентской республикой является полу президентская республика (смешанная). Такая республика существует во Франции, Португалии, Польше и ряде других стран.[6]
Российская Федерация - президентская республика. Согласно Конституции РФ президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, решает узловые кадровые проблемы, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях, назначает выборы в ГД, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, назначает референдум, обладает правом законодательной инициативы.[7]
Республика – это форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выбранными органами, избираемыми населением на определённый срок.
Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-III тыс. до н.э.), как впоследствии в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру (городская община – собрание и совет, дворец, храм). И в этой структуре зачастую в определенной исторической обстановке верховенство оставалось за демократическим органом власти – собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении. Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета.[8]
Республика характеризуется выборностью и сменяемостью главы государства. Истории известны парламентарные, президентские, смешанные и советские республики.[9]
Парламентская республика - разновидность республиканской формы правления, характеризуется тем, что парламент, являясь полновластным органом, формирует политически ответственное перед ним правительство и, как правило, избирает президента, который занимает в системе государственных органов достаточно скромное место.
Отличительными чертами парламентской республики являются следующие: верховенство парламента; ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, а не перед президентом; формирование правительства на парламентской основе из числа лидеров политических партий, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства либо непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. В парламентской республике глава государства не играет сколько-нибудь существенной роли среди других государственных органов. Правительство формируется и возглавляется премьер-министром. Парламентские республики в настоящее время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии и других странах.[10]
Сущностью парламентской республики является то, что все должностные властные лица являются выборными на определённый срок. При этом специальным законом определены их права и обязанности. Законом же определяется и наказание за превышение власти этими лицами. Важнейшим признаком парламентской республики является и верховенство закона. У нас в России сегодня этот признак действует только против граждан, никак не защищённых от произвола не только криминала, но и властей. Такое может происходить лишь при единоличном, монархическом правлении.
В парламентской республике, как правило, существуют два основных властных органа - это законодательная и исполнительная власть. В отличие от правления монархического, когда исполнительная власть обладает правом и исполнять законы и их создавать. При парламентской республике всё наоборот, парламент сам создает законы и следит за их исполнением, а исполнительная строго выполняет эти законы в повседневной практике, т.е. исполнительная власть лишена функции законотворчества. Там же, где исполнительная власть наделена правом законотворчества, всегда существует угроза узурпации власти. Наглядным примером стабильного государства являются республика соединённых штатов Америки.[11]
Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.
Основными признаками парламентской республики являются:
Информация о работе Парламентская республика как форма правления