Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 10:57, реферат
Категория «форма государства» показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и с населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности. Иными словами, форма государства - это устройство государственной власти и ее организация.
1. Форма государства: понятие, признаки, общая характеристика. 3
1.1. Понятие формы государства 3
1.2. Признаки и общая характеристика формы государства. 8
1.3. Форма правления: понятие и сущность формы правления. 12
2. Парламентская республика, как форма правления. 16
2.1. Парламентская республика: понятие и сущность. 16
2.2. Характеристика парламентской республики. 18
3. Парламентская республика в современном мире. 22
3.1. История и развитие парламентской республики. 22
3.2. Страны с парламентской формой правления. 22
Список Литературы: 24
Главное достоинство парламентской системы обычно видят в наиболее тесной связи с принципом народного представительства. Весь политический спектр страны представлен и структурирован через правительство партийного большинства (политический спектр в этом случае разделяется на партийное большинство и меньшинство). При наличии потребности четкого конструирования политической системы парламентская модель кажется наиболее естественной и воплощающей идеалы партийного правления, в то время как в президентской системе ценность партийного правления отступает на второй план по строению с возможностью набрать для управления высокопрофессиональную команду.
При подлинно многопартийной системе парламентская форма правления обеспечивает оптимальное парламентское большинство в виде коалиционного правительства. При этом и количество портфелей распределяется в правительстве пропорционально весу этих партий, что не возможно в президентской республике.
В определенной мере и следование партийным установкам и программам, связанность ими политического курса может выступать как достоинство парламентской системы, поскольку дает четкую идеологическую основу независимо от вкусов и сиюминутных пристрастий партийных лидеров.
Сам политический стиль парламентской
республики обеспечивает приобщение избирателей
к более фундаментальным
Парламентская система обеспечивает единство действий исполнительной и законодательной власти, полную поддержку законодательных инициатив правительства (за исключением правительства неустойчивого парламентского большинства или правительства парламентского меньшинства).
Недостатки парламентской системы, так же как и президентской, являются продолжением ее достоинств.
При коалиционном правительстве несконцентрированность государственной воли, необходимость учета противоречивых интересов политических партий ведет к противоречивости политической платформы правительства, отсутствию внятного политического курса.
Неустойчивость коалиций в парламентских системах ведет к частной смене правительства, к неустойчивости всей политической системы в целом (характерный пример этого дает Италия с ее частыми парламентскими кризисами).
В результате необходимости выдерживания определенной идеологической линии у правительства может наблюдаться недостаток прагматизма. Кроме того, партийные правительства, связанные определенной идеологией, не могут быстро реагировать на вызовы, меняя свои взгляды в соответствии с прагматическими потребностями.
Во время кризисов и
осложнений, когда нужно действовать
быстро, принимая персонально всю
ответственность, в парламентских
системах ощущается недостаток полномочий
у правительства и главы
В то же время в парламентских системах есть на первый взгляд парадоксальная тенденция принижения роли парламента в условиях, когда члены правительства одновременно являются депутатами и выступают в качестве политической элиты в противоположность "заднескамеечками". В этом случае правительство узурпирует законодательную власть, предоставляя парламенту возможность только "штамповать" законы, чего не может в принципе быть в президентских системах.[13]
Истоки современного парламентарного государственного устройства восходят еще к характерным для первобытнообщинного и античного миров формам общественно-политического самовыражения человеческих сообществ через представительные образования. Первые же парламенты в их нынешнем понимании появились в Европе (в Испании, Скандинавии, Исландии) в ХI-ХП веках. Собственно слово "парламент" впервые было употреблено в Англии на рубеже ХШ-ХIV веков и именно там же оно стало употребляться для обозначения регулярно собираемого представительного совещания по государственным делам. Как США стали образцом для формирования и развития систем президентского правления, так и Великобритания стала примером для подражания сторонникам и парламентской республики.
Классическим примером политического устройства парламентской республики является государственный строй Великобритании. В настоящее время форма парламентской республики явилась достоянием европейских стран. Ее приняли Австрия, Греция, Исландия, Италия, Мальта, Финляндия, ФРГ и др. За пределами Европы данная форма правления существует в Индии и Израиле.
Парламентская республика, особенно в ее "чистом" виде, распространена гораздо меньше, чем президентская. Это Австрия, Германия, Индия, Ирландия, Италия, Португалия (после ряда реформ конституции 1976 г., существенно ослабивших позиции президента), Кобо-Верде в Африке (с 1990 г), Вануату в Океании и др. В тех странах, где многопартийность обусловливает действие парламентарного государственного режима, следствием его являются частые правительственные кризисы. В Италии, например, правительство удерживается у власти в целом меньше года, хотя партийный состав правительства обычно почти не меняется, да и персональные перестановки незначительны. Тем не менее выступления в пользу изменения формы правления в этой стране в последнее время резко усилилось, и похоже, что на этот раз не останутся безрезультатными.[14]
Парламентская республика, как и президентская, тоже испытывает в наше время давление, направленное на "рационализацию" управления государством. Но в данном случае суть этого управления состоит в усилении исполнительной власти, в частности, в том, чтобы ограничить возможность использования вотума недоверия, ибо это ведет к частой смене правительства и, следовательно, к нестабильности управлением государством. Главная цель "рационализации" - создать стабильное правительство, исключить министерскую чехарду (в Италии, например, сменилось более 60 кабинетов министров со времени окончания Второй мировой войны, т.е. в среднем каждое правительство существовало менее года). С этой целью применяются различные конституционные способы. Действенным способом является также "конструктивный вотум недоверия", предусмотренный первоначально Основным законом Германии, а теперь конституция Венгрии, Польши и даже в монархии Испании. Во-первых, ответственность перед нижней палатой несет не все правительство, а только его глава (премьер-министр, канцлер). Отдельным министрам недоверие не может быть выражено, они назначаются и смещаются главой правительства. Во-вторых, парламент имеет право выразить вотум недоверия только при условии, что проект резолюции, внесенный в парламент, будет содержать два пункта: предложение о недоверии действующему премьер-министру и предложения о кандидатуре избрания нового премьера. Решение принимается одновременно, и таким образом страна не остается без премьера и правительства. Провести такую резолюцию в парламенте очень трудно, примеры такого рода единоличны.
Информация о работе Парламентская республика как форма правления