Парламенты Великобритании и Дании: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Образование является сейчас одним из наиболее приоритетных направлений социальной политики. Многие страны признали его значимость для общества и государства довольно давно. Говоря о функциях государства в рыночной экономике, еще Адам Смит подчеркнул необходимость бюджетного финансирования на «образование детей и взрослых». Рост уровня образования определяется как важный фактор экономического роста страны, а развитие образования и науки - как средство усиления конкурентных позиций страны на мировом рынке.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Политика М.Тетчер в области образования. 7
1.1. Обзор основных проблем и методов их решения. 7
1. 2. Реформирование системы образования. 10
Глава 2. Отношение общественности к реформам правительства М.Тэтчер в области образования. 21
Заключение. 27
Список использованных источников и литературы: 29

Файлы: 1 файл

Парламенты Великобритании и Дании сравнительный анализ..docx

— 121.39 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А.БОНЧ-БРУЕВИЧА

Гуманитарный факультет

 

 

 

Парламенты Великобритании и Дании: сравнительный анализ.

 

 

 

 

Курсовая работа

студента группы ЗР-22

Кузина И.А.

Преподаватель:

                                                         Гехт А.Б.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2015

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Образование является сейчас одним из наиболее приоритетных направлений социальной политики. Многие страны признали его значимость для общества и государства довольно давно. Говоря о функциях государства в рыночной экономике, еще Адам Смит подчеркнул необходимость бюджетного финансирования на «образование детей и взрослых».  Рост уровня образования определяется как важный фактор экономического роста страны, а развитие образования и науки - как средство усиления конкурентных позиций страны на мировом рынке.

Конец 1970-х годов в Великобритании стал периодом экономических сложностей, таких как рост инфляции, безработица, спад уровня жизни населения и резкое снижение производства. По ВВП на душу населения Великобритания не находилась на первых, а лишь слегка обгоняла недавно освобождённую от Франко Испанию и находилась позади ФРГ, Нидерландов, Франции и Италии. Хозяйство было скованно непрекращающимися забастовками профсоюзов. В истории Великобритании зимний период с 1978 на 1979 г. стало называться “Winter of discontent”(Зима недовольства) – в ряде населённых пунктов в течение месяцев Правивших в это период лейбористов консерваторы винили за безработицу, используя в своей кампании такой слоган “Labour Isn’t Working” (Труд не работает). С большим отрывом на выборах в мае 1979 года победила партия тори, М.Тэтчер стала премьер-министром.

На посту премьер-министра Тэтчер непоколебимо вела политику, соответствующую её политической философии, не применяя никаких половинчатых мер. Сменив лейбористов на Даунинг-стрит, она круто повернула политический курс от той, что вели лейбористы и которая, на её взгляд, вела страну в упадок. Одни думали, что Тэтчер вдохнула жизнь в экономику Британии, сделав Лондон одним из ведущих финансовых центров в мире. Другие полагали, что Тэтчер стала синонимом деиндустриализации Британии — упадка или полного исчезновения целых отраслей промышленности, что поставило экономику страны в чрезмерную зависимость от Сити и сделало ее уязвимой, как показал последний финансовый кризис. В упрек Тэтчер ставится и то, что она чрезмерно ослабила профсоюзы и урезала права работников, открыв британский рынок труда для «дикого капитализма» в американском стиле.

В 1980-е британцы пережили периоды спада и бума, то растущей, то снижающейся безработицы, Фолклендскую войну, продолжение конфликта в Ольстере, который перекинулся терактами на Лондон и другие английские города (в 1984 году во время теракта в Брайтоне едва не погибла сама Маргарет Тэтчер и ее коллеги по правительству). Нарастание сложностей в жизни страны привело к падению популярности консерваторов, и консервативная элита решила сменить лидера. В ноябре 1990 года Тэтчер была вынуждена покинуть пост премьера, передав бразды правления своему коллеге Джону Мейджору (при котором тори победили — в четвертый раз подряд — на выборах в 1992 году).

Тэтчер проводила активную экономическую политику. Чаще всего именно изменения в экономике ассоциируются с её деятельностью на посту премьер-министра. Смерть Тэтчер 8 апреля 2013 года прервала обычный ход политической жизни Британии, чей парламент в начале апреля был на пасхальных каникулах. Через два дня после кончины экс-премьера депутаты собрались на специальное заседание, посвященное обсуждению наследия Маргарет Тэтчер. Нынешний премьер-министр, консерватор Дэвид Кэмерон заявил, что «она создавала политическую погоду, она делала историю, и она, пусть это будет ее эпитафией, вновь сделала нашу страну великой». Лидер оппозиции, глава лейбористов Эд Милибэнд тактично назвал Тэтчер «гигантской фигурой, определившей свою эру». Действительно, Маргарет Тэтчер беспрерывно правила Британией с 1979-го по 1990 год — 11 лет, дольше, чем любой другой премьер-министр страны в XX веке. И ее экономическая, внешняя и социальная политика определили Британию 1980-х.

Тема данной работы сегодня весьма актуальна в связи с новой волной интереса к личности и деятельности М.Тэтчер как премьер-министра. К тому же, образовательная политика, которую проводил её кабинет, до сих пор имеет отражение в британской образовательной системе, например, национальный учебный план, который практически не был изменён со времени её премьерства. Анализ образовательной политики в Великобритании с 1979 по 1990 гг. дает ясное представление о существовавших на тот период проблемах образования в Великобритании, о проводимой консерваторами политике в этой области с точки зрения сопоставления с сегодняшним днём.

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы дать всесторонний анализ политике в области образования консервативного правительства М.Тэтчер в Великобритании, оценить её эффективность и рассмотреть мнения и суждения британских граждан по этому вопросу.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

    1. Рассмотреть проблемы, обозначившиеся к 1979 году в образовательной системе, и выявить стратегию действий консервативного правительства М.Тэтчер для решения этих проблем;
    2. Проанализировать реформы, проводимые в период премьерства М.Тэтчер в образовательной сфере;
    3. Рассмотреть отношение общественности к реформам, проводимым правительством М.Тэтчер в образовательной сфере;
    4. Исследовать результаты деятельности консервативного правительства с 1979 по 1990 г. в образовательной системе.

Объект исследования – общественно-политическая сфера в Великобритании, на фоне которой происходило реформирование образовательной системы консервативным правительством М.Тэтчер.

Предмет исследования – социальная политика в сфере образования в Великобритании 1979-1990 гг.

В процессе выполнения курсовой работы были использованы такие методы, как анализ проблем образовательной системы, изучение проведенных реформ в области образования и общественного мнения на проведенные реформы.

Важная информация в данном исследовании была подчерпнута из парламентских дебатов, содержащих информацию о внутриполитическом развитии Великобритании 1970-1980-ых гг. Также большое значение имело изучение правительственных документов и законодательных актов. В качестве литературы были использованы статьи таких изданий, как “Times”, “The Guardian”, британские информационные сайты, содержащие изложение текста законодательных актов правительства М.Тэтчер в указанный период. Большую помощь в написании курсовой работы оказали материалы информационного портала “Эксперт Online”, а также британского “Education Next”. Огромную помощь в написании оказали британские исследования для  Centre of the Economics of Education, The Primary Review, а также различные диссертационные работы.

 

 

 

 

 

Глава 1. Политика М.Тетчер в области образования.

1.1. Обзор основных проблем и методов их решения.

В послевоенный период в Великобритании предпринималось множество попыток реформирования образования. Существовало много проблем, требующих решительных мер: низкие и продолжающие снижаться стандарты обучения в школах, окончание образования большой доли учащихся в возрасте 16 лет, относительно низкий уровень знаний основных навыков населением Великобритании и постоянное неравенство на уровне HE (“Higher Education” - высшего образования). Беспокойство вызывал в 1980-ых годах тот факт, что, не смотря на заметное поддержание и даже улучшение показателей образовательной системы внутри страны, по международным стандартам они оказывались низкими. Более того, не наблюдался рост успеваемости на экзамене, проводившемся в возрасте 16 лет. М.Тэтчер обвиняла в проблемах образования проводимую лейбористами политику: «Наша система образования служила нам хорошо. Ребенок из простой семьи, каким была я, мог использовать её как лестницу, как продвижение. Но социалисты лучше сносят, чем стоят, уничтожая множество хороших грамматических школ. Теперь это не имеет ничего общего с частным образованием. Возможности и отличие наших государственных школ снижаются под управлением социализма. И достаточно отчётлив тот факт, что родителям такое не нравится. Но в обществе социализма родители могут быть увидены, но не услышаны».  1Все это вело к массовому беспокойству по поводу ухудшения стандартов обучения в школах. В этой связи Консервативные правительства 1980-ых и 1990-ых годов вводило некоторые механизмы рынка (market mechnisms) в образовательную систему Великобритании, которые включали в себя такое явление, как родительский выбор (parental choice), родительское представительство в управляющих структурах и зависимость школьного бюджета от количества зарегистрированных учащихся.

Второй проблемой политиков стал низкий уровень владения базовыми навыками британским населением по сравнению с населением других стран, в основном среди рабочего населения. В ответ на это правительство внедряет национальный стандартизированных учебный план для всех учащихся возраста от 7 до 16 лет в попытке обеспечить всех школьников минимально необходимым уровнем знаний.

Третьей проблемой стала относительно малая численность учащихся, продолжающих обучение после 16 лет. Две основные меры были предприняты для поднятия уровня участия в образовании после окончания школы. Во-первых, была проведена реформа системы профессиональной квалификации, в частности введение новых квалификаций, ориентированных на нанимателя, например, NVQ (National Vocational Qualification), 2и возрождение практики стажировок в Великобритании. Во-вторых, было введено образовательное техническое пособие, выплачиваемое для того, чтобы британцы в возрасте от 16 до 19 лет оставались на все время обучения.

Последней областью, требующей реформирования, было высшее образование. Исторически сложилось, что HE в Великобритании было доступно лишь высшим слоям населения и, не смотря на то, что вовлеченность в HE существенно возросла за последние десятилетия, доля учащихся их более низких слоёв оставалась незначительной. В этой области правительство решило расширить HE для того, чтобы увеличить доступ ранее менее представленных групп. Однако для финансирования этого расширения был введён образовательный платёж за HE, что вызвало проблему снижения спроса на HE среди менее обеспеченных студентов.

В период правительства Э.Хита 3М.Тэтчер находилась на посту министра образования, где вплотную соприкоснулась с такими проблемами, как переполненность классов, нехватка учителей, снижение качества преподавания и уровня знаний учащихся и недостаточность материальной базы школ. Также в конце 70-х годов отметились новые нужды производства и развития хозяйства, и образование воспринималось как самый важный фактор развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 2. Реформирование системы образования.

Политика в области образования правительства М.Тэтчер разбивается на периоды. Первый период приходится на время пребывания на посту министра образования и науки М.Карлайла (1979-1981гг.). В это время правительство смогло сыграть на неудовлетворении граждан непродуманностью образовательной системы и бюрократическими издержками. Впрочем, ощутимые меры  для претворения в жизнь предвыборного манифеста 1979 г. 4не были реализованы в полном объеме. В этот период был упразднён Закон об образовании 1976 г., в котором был задуман переход к объединенной школе к 1980 г., а затем был создан свой Закон об образовании. Закон об образовании от 3 апреля 1980 года предусматривал:

  • включение в школьные управленческие структуры минимум двух представителей от родителей;
  • родители получили право выбирать школу для своих детей;
  • введение новых правил посещаемости школ, создания новых школ, их закрытия;
  • количество учебных мест;
  • введение Assisted Places Scheme для государственного финансирования обучения 30000 детей в частных школах;
  • местные власти получили возможность создавать детские сады.

Правительство вернуло принцип поощрения учащихся, показавших наиболее высокий потенциал в процессе обучения в государственных школах, выдачей субсидий на переход в более привилегированные частные школы. Вслед за этим была вновь узаконена категория грамматических школ прямого субсидирования (direct grand grammar school) в 1981 году.

В Законе об образовании 1980 г. предусматривалась доступность информации о школах, чтобы родители смогли сами определиться в выборе школы, используя такую возможность, как parental choice5. Также было узаконено обширное применение субсидированных мест, обязательным стало участие родительских представителей в школьных советах. Было отменено положение о реорганизации грамматических и современных школ в объединённые, вследствие чего 260 оставшихся грамматических школ смогли продолжить свое существование.

Второй период определяется временем нахождения на посту министра образования и науки К.Джозефа, активного сподвижника М.Тэтчер (1981-1983 гг). Это время стало наиболее трудным для консерваторов. Сами работники образования и некоторые члены партии начали сопротивляться проводимой политике. Структуры государственных услуг, заложенные в послевоенный период лейбористскими реформами по идеям У.Бевериджа, оказались более устойчивыми, чем ожидалось. Такое положение отразили проводившиеся в течение 80-х годов опросы населения, которые также показали желание населения сохранить государственные школы. Это период характеризуется множеством дебатов по вопросам оплаты труда учителей и рациональности введения принципа «ваучеров» в школьное образование. При реализации такого принципа родителям в форме чека выдаются средства на обучение ребенка, и они сами могут выбирать учебное заведение, где ребенок будет обучаться. Стремясь получить большее количество «ваучеров», которые составляют бюджет, среди школ образуется естественная конкуренция. Те школы, где количество учеников и, соответственно, «ваучеров» не будет достаточным, чтобы сформировать бюджет, вынуждены будут закрыться. В то же время распространялась концепция студенческих займов и в целом подхода ко всей системе образования с точки зрения рынка.

Информация о работе Парламенты Великобритании и Дании: сравнительный анализ