Парламенты Великобритании и Дании: сравнительный анализ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 21:04, курсовая работа
Описание работы
Образование является сейчас одним из наиболее приоритетных направлений социальной политики. Многие страны признали его значимость для общества и государства довольно давно. Говоря о функциях государства в рыночной экономике, еще Адам Смит подчеркнул необходимость бюджетного финансирования на «образование детей и взрослых». Рост уровня образования определяется как важный фактор экономического роста страны, а развитие образования и науки - как средство усиления конкурентных позиций страны на мировом рынке.
Содержание работы
Введение. 3 Глава 1. Политика М.Тетчер в области образования. 7 1.1. Обзор основных проблем и методов их решения. 7 1. 2. Реформирование системы образования. 10 Глава 2. Отношение общественности к реформам правительства М.Тэтчер в области образования. 21 Заключение. 27 Список использованных источников и литературы: 29
Несколько месяцев до и после
избирательной кампании 1983 г. относятся
к третьему периоду образовательной политики
правительства М.Тэтчер. Тема ваучеров
и студенческих взносов активно рассматривался
на партийных дискуссиях правящей партии.
Ввиду разногласий по этим вопросам к
выборам в парламент 1983 г. у партии не было
организованной программы по вопросам
образования. В итоге К.Джозеф отказался
от собственной идеи ваучеров из-за низкой
эффективности попыток по её реализации.
Главной чертой периода было значительное
расстройство баланса между учреждениями,
определяющими развитие образования.
Обычно он воспринимался как тесное сотрудничество
трёх сторон: государства, местных органов
власти и профсоюзов учителей.
Когда М.Тэтчер пребывала в
должности премьер-министра первый срок,
К.Джозеф назначил специальную комиссию
для рассмотрения деятельности Школьного
Совета. Следом последовала новость о
его упразднении. На замену пришли два
других официальных института, которые
составляли лишь из лиц, назначенных правительством. 6Обе организации не имели никакого
веса в сфере образования, но учительское
влияние пошатнулось, и учителя были отодвинуты
от вопросов разработки школьных программ,
что и было целью правительства. Вполне
объясним тот факт, что в 80-е годы решающую
роль в распределении затрат на образование
стало играть центральное правительство.
В этом и состоял курс правительства на
более серьезный контроль бюджетных расходов
на социальную сферу, которые воспринимались
как расточительность. Это соответствовало
курсу правительства на более жесткий
контроль за расходами на социальные нужды,
которые они воспринимали как расточительство
богатства нации. Вместе с тем во время
нахождения у власти М.Тэтчер централизация
устремилась намного дальше, захватывая
и такую сферу политики образования, как
содержание образования и управление
школами.
12 апреля 1984 года вышел
новый Акт об образовании, устанавливающий
гранты поддержки образования (Education
Support Grants (ESGs)), которые были предоставлены
местным властям для государственных
целей.7 Это был шаг по уменьшению влияния
властей на местах на образование, шаг
к централизации.
Закон об образовании
1986 г. предполагал ощутимые
рост стандартов обучения, что
стало осуществимым по итогам
преобразования управления школами
и процессом обучения. Был заметно
увеличен состав школьных советов,
теперь в него входили представители
от родителей и бизнесменов, в
руках которых находились широкие
полномочия по управлению преподаванием.
Также в Законе 1986 г. предполагалась
реализация системы оценивания
деятельности учителей и методов
их переподготовки.
В результате данных реформ
профессиональная ориентация обучения
была повышена, более того была введена
система дифференцированной оценки знаний
учащихся. По итогам экзаменов достигшие
16 лет учащиеся получали один из семи возможных
видов аттестатов, определявших направления
и виды их последующего обучения. Благодаря
такой системе определялись действительные
претенденты для поступления в университеты.
Законы 1980 и 1986 гг. не смогли
преодолеть проблему низкого качества
образования и не сняли напряженность
образовательного кризиса, хоть им и удалось
воплотить в жизнь многие намерения тэтчеризма.
Система ваучеров так и оставалась нереализованной.
В программу кабинета М.Тэтчер вошли положения
по улучшению образования, которые соответствовали
желаниям большинства англичан и были
нацелены на повышение дисциплины, борьбу
с алкоголизмом и наркоманией в школах,
расширение академической подготовки
учащихся, повышение качества преподавания.
Этим премьер-министр смог получить значительные
дивиденды.
Сложно точно определить рамки
четвертого периода, однако в основном
они пересекаются с изменением курса образовательной
политики консерваторов, который сформировался
перед выборами 1987 г. Тогда были предприняты
значительные меры в сфере образования,
отношения между центральной и местной
властью, правительством и учительскими
профсоюзами были наиболее ожесточены.
Национальному бизнесу были необходимы
высококвалифицированные специалисты
для того, чтобы оставаться жизнеспособными
в обстоятельствах высоко конкурентной
экономики эры технологической революции.
Для этих целей правительство решило пересмотреть
систему образования в целом и обозначило
план её реформирования. На пятый период
пришлось утверждение Закона о реформе
образования, который был связан с личностью
Кеннета Бэйкера, нового министра образования.
Этот закон стал наиболее радикальным
после 1944 г8. в этой сфере, он распространился
на все аспекты деятельности школы. Содержание
образования было изменено, как изменилась
и структура управления школами. Представители
бизнеса принимали теперь участие в процессе
обучения и управления школами.
Главным стало изменение содержания
образования. Ранее каждое учебное заведение
само создавало учебный план, необходимо
было лишь придерживаться рекомендаций
министерства образования. По мнению экспертов,
наличие национальных стандартов общего
образования могло воспрепятствовать
сложившемуся в то время «облегчению»
учебных программ, падению уровня преподавания
и качества получаемых знаний.
Послу 1987 г. Кейт Джозеф был
назначен на пост министра образования.
Уже в 1988 г. он провел новый закон о реформе
в образовании через парламент. Согласно
этому закону, в приоритетах теперь были
подготовка наиболее способных учеников,
повышение внимания к основным академическим
предметам, главным образом к естественным
и точным наукам. Кроме того было необходимым
расширить дифференциацию обучения и
определить жесткие рамки между направлениями
профессионального обучения. Основные
задачи закона 1988 г. – подъем стандартов
обучения, профессионализация обучения,
а также «плюрализм» в образовании.
Закон о реформе образования
от 29 июля 1988 года затрагивал:
учебный план (был создан государственный
стандарт: National Curriculum9, были введены новые правила религиозного образования и массового поклонения);
поступление учащихся в окружные
школы и в школы, содержащиеся на добровольные
взносы;
местное управление школами;
субсидируемые школы;
городские технические колледжи;
изменение в послешкольном и высшем (HE) образовании;
упразднение ILEA (Inner London Education Authority10).
Согласно обязательствам манифеста
консерваторов предвыборной кампании
1987 г. рекомендовалось организовать на
основных ступенях обучения экзамены
для учащихся. Были сохранены экзамены
для школьников в 16-летнем возрасте. В
результате введения промежуточных экзаменов
появилась состязательность среди учеников
и родителей и мобильность учащихся в
рамках школы. 11
Одним из наиболее значительных
новшеств консервативного правительства
М.Тэтчер стало упорядочивание системы
преподавания на основе единых программ.
Единые школьные программы были созданы
«Программным советом» в Англии и Уэльсе
и специальными образовательными учреждениями
в Шотландии и Северной Ирландии. Правительством
М.Тэтчер были предприняты попытки значительность
реорганизации системы управления школами.
Возросли полномочия школьных советов.
М.Тэтчер ввела в рамках министерства
образования новую структуру – Управление
по инициативам частного сектора, - для
налаживания сотрудничества между школами
и корпорациями. Вследствие чего представители
бизнеса играли значительную роль, наряду
с родителями, в школьных советах. К системе
высшего образования также был применён
принцип введения в управленческие институты
бизнесменов.
Заинтересованные в рабочей
силе представители бизнеса создавали
собственные программы, которые во многом
были схожи с рекомендациями правительства.
В рамках программы «Инициатива сотрудничества
предпринимательства и образования» они
участвовали напрямую осуществлении реорганизации
школ, профессионального образования,
а также системы государственного профессионально-технического
образования, в ряде городов ими были организованны
пропагандистские и лоббистские кампании
в поддержку школьной реформы. В 1986 г. консервативное
правительство огласило планы по созданию
городских технологических колледжей,
находившихся под непосредственным финансированием
государства и частного бизнеса. Данная
инициатива привела к тому, что профессионально-техническое
образование стало доступным для способных
детей.
Были установлены такие правила
религиозного образования, как: начало
каждого дня с «акта коллективного поклонения»,
большинство из которых должны были нести
«полностью и в основном христианский
характер». Каждые местные органы управления
образованием должны были организовать
постоянные консультативные советы по
религиозному образованию (SACRE), состоящие
из представителей религиозных групп,
Английской Церкви, учителей и местных
властей. Согласованные программы религиозного
образования должны «отражать тот факт,
что традиции вероисповедания в Великобритании
существуют в основном христианские, в
то время как необходимо в процессе обучения
и практической деятельности принимать
во внимание и другие религии, представленные
в Великобритании». 12
Закон 1988 г. и последующие распоряжения
министерства образования смогли определить
способ создания городских технологических
колледжей то, кем они будут финансироваться
(государством совместно со спонсорами
из среды бизнеса). Первый из колледжей
такого типа был основан в 1988 г., вслед
за чем проекты о создании 13 аналогичных
колледжей были анонсированы.
Консервативное правительство
М.Тэтчер понимало необходимость серьезных
перемен в системе школьного образования
для его приспособления к нуждам развития
хозяйства. В связи с этим 1986 г. стал «годом
промышленности». Учащиеся средних и начальных
школ были вовлечены в данную инициативу,
для школьников появилась возможность
прохождения производственной практики.
Учителей тоже не обошли эти мероприятия
стороной. Значительные результаты были
достигнуты этой мерой: к концу года возросла
доля школ, имеющих связи с предприятиями
и учреждениями профессионально-технического
образования. Эти программы были направлены
на создание возможностей выбора будущей
профессии, получение первых профессиональных
навыков, а также тех, что окажутся полезными
и в повседневной жизни. Новая «инициатива
сотрудничества предпринимательства
и образования» была объявлена в 1988 года.
По этой инициативе 10% учителей могли получить
опыт работы в сфере бизнеса ежегодно,
в ученики – опыт работы на предприятии.
Ученики старших классов общеобразовательных
средних школ имели на выбор два-три курса
по преимущественно таким направлениям,
как конторское дело, бизнес, домашняя
экономика. Более того, существовало приблизительно
6 тысяч средних школ более обширной профессиональной
подготовки, где преподавались более шести
курсов для учащихся неакадемического
профиля.13
Спад качества среднего образования
вел к росту затрат бизнеса на свои программы
переподготовки кадров. Каждый год предприятия
выделяют около 3 миллионов фунтов стерлингов
на обеспечение предприятий квалифицированно
рабочей силой. В виду этого бизнес активнее
вмешивался в реализацию государственного
профессионально-технического образования,
чтобы через государственную систему
уменьшить свои расходы.
Следом за реформированием
средних школ консервативное правительство
М.Тэтчер нацелилось на проблему повышения
качества высшего образования. В Великобритании
сформировалось несколько главных направленностей
реформирования высшей школы, следующего
тем же цели, что и перестройка средней
школы.
Расширение границ высшей школы
не следовало вместе с повышением качества
высшего образования (HE) в целом. Его
количественные показатели сильно отстали
от качественных. 14Решение в данной ситуации консерваторы
нашли в снижении доступности высшего
образования для выходцев из непривилегированных
слоёв населения. Основным недостатком
высшего образования в Великобритании
на тот момент было не то, что выпускники
не могли найти себе работу после выпуска,
а их несоответствие для той работы, где
было необходимо HE.
В 80-е годы качество высшего
образования снизилось в связи со спадом
уровня школьного образования. Многие
студенты должны были в вузах наверстывать
пробелы со школы и проходить через «коррективный
курс». В этот промежуток времени высшее
образование было также включено в проект
преобразований. Реформы системы высшего
образования предполагали такие результаты,
как увеличение доступности высшего образования.
Но подобные тенденции нашли негативный
отклик в некоторых слоях общества. Их
точка зрения состоит в том, что такая
политика приведёт к разрушению качественного
показателя академического образования.
Такая ситуация демонстрирует желание
правящего класса удержать высокую планку
элитности высшего образования.
26 апреля 1990 года был подписан
правительством Маргарет Тэтчер последний
Закон об образовании, объектом которого
было высшее образование: была введена
плата за обучение в вузах и снижены студенческие
стипендии.
За время правления М.Тэтчер
прослеживается следующее положение:
на момент её вступления на пост премьер-министра
в Великобритании существовала превосходная
система высшего образования, которой
спустя десять лет не стало. Такая перемена
различно расценивается: либо как развал
высокого академического уровня, либо
как нарастание кризиса. В законе о
высшем образовании 1988 г делался нажим
на подведомственность университетов
государству. С уничтожением университетской
автономии разожглось неодобрительное
отношение преподавателей к консервативному
правительству М.Тэтчер. Примером этому
служит тот факт, что Оксфордский университет
не наградил премьер-министра почётной
степенью. 15Также меры воздействия правительства
на университеты были изменены. Университетам
было предъявлено обвинение в связях с
«пагубной социальной» демократией, которая
желала задержать решительные цели премьер-министра.
Таким образом, широкое реформирование
системы высшего образования не может
рассматриваться как сплошная реформа
и как реакция. Вследствие реформ радикальный
потенциал системы университетов был
сдержан. В целом консерваторы во главе
с М.Тэтчер реализовали политику радикальными
средствами с реакционными намерениями.