Глава 2. Отношение общественности
к реформам правительства М.Тэтчер
в области образования.
Тэтчеристский проект в образовании
вызвал противоречивые мнения и суждения.
Одним из оппонентов правительственной
программы преобразований выступили профсоюзы.
Профсоюзы учителей отнеслись к введению
национального учебного плана достаточно
критически по многим причинам. Поскольку
при консерваторах потеряли свое былое
значение практически все консультативные
комитеты и был упразднен Школьный Совет,
то учителя и их организации оказались
полностью отстранены от разработки новой
программы. Во-вторых, в результате всех
нововведений на учителей оказалось возложено
огромное количество дополнительной работы,
без дополнительной оплаты этого труда.
В-третьих, многие преподаватели школ
по-прежнему были сторонниками большей
свободы выбора в преподавании тех или
иных предметов, что всегда было традиционно
для английского образования. В 80-е годы
профсоюзы учителей выпускают огромное
количество публикаций с критикой нового
курса в образовании, стараясь привлечь
общественное мнение на сторону учителей. 16Однако общественное мнение
в этот период было на стороне проводимой
правительством реформы, поскольку консерваторы
сделали ставку, прежде всего, на поддержку
родителей.
В результате законодательных
актов консервативного правительства
(1980, 1981, 1986, 1988) были, во-первых, сохранены
оставшиеся грамматические школы для
тех родителей, которые хотят обучать
в них своих детей. Во-вторых, родители
получили законное право располагать
полной информацией о любой школе и посылать
своего ребенка в то учебное заведение,
которому они отдают предпочтение, если
в нем, конечно, имеются свободные места.
Одновременно был учрежден новый тип школ
прямого государственного субсидирования.
Родители могут проголосовать за выход
своей школы из-под контроля местных органов
образования, и школа будет финансироваться,
и инспектироваться непосредственно Департаментом
образования и науки. Консерваторы считают,
что "свободный выбор школы" родителями
и независимость от местных органов образования
лишит последних возможности поддерживать
слабые школы. Таким школам придется искать
пути повышения своих стандартов для того,
чтобы привлечь учащихся. В противном
случае они будут закрыты.
Предложенная правительством
концепция "свободного выбора" вызвала
резкую критику учителей и их организаций.
Профсоюзы заявили, что такой подход к
школе вызовет лишь хаос в уже отлаженной
системе образования. По замыслу правительства,
школа теперь обязана принимать всех желающих
учиться детей, пока позволяют ее физические
возможности. В постановлениях не уточняется,
где же предел этих "возможностей"
для школы. Поэтому профсоюзы вполне справедливо
поставили вопрос о том, что все эти изменения
вызовут лишь ненужную конкуренцию, настроят
детей друг против друга, школу против
школы и ограничат возможность многих
детей получить достойные условия для
образования. 17
Выступая против концепции
консервативного правительства "свободного
выбора" школ родителями, профсоюзы
подчеркивают в своих документах, что
данное решение приведет к сильной дифференциации
школ. Управление и содержание образования
в школах прямого государственного субсидирования
будет поставлено под контроль центральных
ведомств. Вполне реальна угроза того,
что если родители и спонсоры будут способны
самостоятельно обеспечить финансирование
школы, то необходимость в государственном
субсидировании отпадет сама собой, открыв
дорогу приватизации в сфере образования,
вместо того, чтобы развивать возможности
предоставления доступа к качественному
образованию всем британским детям.
Наибольшие споры и критику
со стороны учительских профсоюзов вызвала
политика нового правительства в области
финансирования образования. Если почти
на всем протяжении 70-х годов (до 1978 г) расходы
на просвещение возрастали, то, по заявлению
профсоюзов, после прихода к власти консерваторов
они стали сокращаться. 18Растущее сокращение ассигнований
на образование отразилось не только на
уровне зарплаты учителей: резко ухудшилось
качество школьных зданий - они требовали
ремонта; возникли проблемы обеспечения
учащихся учебниками и пособиями; сокращалась
библиотечная служба. Если в 1978 г. 66% учеников
были обеспечены школьным обедом, то теперь
эта цифра упала до 49%. В 1983 г. у сферы образования
было отнято приблизительно 2 млрд.ф.ст.,
закрыто 800 школ, ликвидированы 38 тыс. учительских
мест. Национальный союз учителей с тревогой
отмечал, что результатом такой политики
образования является бегство учителей
из школы, и никакие формы спонсорства,
поощряемые правительством, не решат финансовые
проблемы образования.
Таблица 1. Динамика отдельных видов расходов
на образование в реальном выражении год-год
(1979/80 финансовый год = 100)
Примечание: перевод из текущего
исчисления сделан путём дефлирования
на основе конкретных индексов цен, публикуемых
Министерством образования и науки.19
Расходы на образование и науку,
пересчитанные в реальное исчисление
посредством конкретных для данного вида
государственных услуг индексов цен, снизились
в период 1979/80 по 1984/85 фин.г. на 6%. Для сравнения
необходимо напомнить, что, согласно правительственным
Белым книгам с их применением дефляторов
ВВП, данные ассигнования увеличились
на 1%. Высокая трудоемкость в сфере образования,
где до 60% расходов идет на заработную
плату, вместе с ограниченными возможностями
для повышения производительности труда
означают, что издержки здесь растут быстрее,
чем в экономике в целом.
Данные таблицы 1 наглядно показывают,
что сокращение расходов на образование
было вызвано исключительно стремительным
падением на капитальные нужды (53,9% за5
лет для начальных и средних школ). Капитальные
расходы, однако, составляют не более 10%
совокупных затрат каждого "образовательного"
сектора (начальных и средних школ, университетов
и т. д.) и их резкое уменьшение было компенсировано
ростом, хотя и незначительным, текущих
расходов. В результате снижения расходов
по программе образования в целом было
не столь крупным, как можно было ожидать.
В ответ на критику профсоюзов
правительство утверждает, что при них
снизилось лишь количество учащихся в
школах по независящим от них демографическим
причинам, расходы же на образование выросли
и удерживаются на рекордном уровне: общие
расходы выросли более чем на 42%, в реальном
исчислении за период с 1979 по 1989 гг. от
902 ф.ст. до 17 272 ф.ст. на каждого ученика.
Действительные же расходы на каждого
ученика по обеспечению книгами и оборудованием
возросли на 28% с 1979 по 1988 гг.
Однако, анализируя состояние
дел в сфере британского образования,
приходишь к выводу, что определенные
сокращения здесь явно наблюдались.
Дело в том, что в 80-е годы происходило
определенное перераспределение финансов
в сфере образования. Поскольку улучшение
стандартов образования и повышение его
эффективности были наиболее животрепещущими
вопросами для консерваторов, то именно
в этом направлении они делали решительные
шаги. 20В середине 80-х годов ряд фирм
Великобритании и других развитых стран
начали беспрецедентный эксперимент,
связанный с идеей всеобщей компьютеризации
образования, поставив цель – обеспечить
всех учащихся "второй грамотностью",
включающей практические навыки овладения
ЭВМ. Великобритания была первой страной,
в которой компьютер пришел в школу. К
середине 80-х годов на специальных курсах
подготовку прошли 40 тыс. учителей или
свыше 10% всего преподавательского состава.
Все это, безусловно, требовало больших
затрат.
Между тем, были заметны и положительные
изменения. Благоприятную тенденцию можно
заметить в статистических данных по отдельным
аспектам, что отображено на Графике 1.
Во-первых, за период пребывания М.Тэтчер
на посту премьер-министра выросли показатели
успеваемости по результатам экзаменов,
рост начался после введения в действие
закона 1988 года, который ввел национальный
учебный план. Во-вторых, число учащихся,
закончивших в 16 лет обязательное образование
и продолживших обучение, заметно возросло
к 1990.
График 1. Показатели продолжения обучения
после обязательного образования и результатов
экзаменов.
Заключение.
К 1979 году образование в Великобритании
находилось в состоянии упадка, в чем консервативное
правительство обвиняло проводимую лейбористами
политику в этой области. Были выявлены
основные проблемы, такие как снижение
качества образования, неравенство в возможностях
его получения, уменьшение доли учащихся,
продолжающих обучение после окончания
обязательной ступени и другие.
Когда консервативное правительство
во главе с М.Тэтчер находилось у власти,
был реализован ряд реформ, носивших противоречивый
характер. Пытаясь улучшить качество получаемого
образования, правительство ввело механизмы
рынка в образовательную систему, создав
конкуренцию между учебными заведениями.
В результате некоторые школы не могли
выдержать этой конкуренции и, так как
выплаты за учащихся в связи с их недостатком
не поступали в школьный бюджет в необходимом
объёме, вынуждены были закрыться. Также
ввело национальный учебный план, что
не устраивало учителей, так как они не
имели прежнего влияния на разработку
учебного плана. Много критики со стороны
профсоюзов было направлено в сторону
правительства М.Тэтчер.
В системе высшего образования
также не обошлось без изменений. Автономия
вузов была значительно ограничена. Но
контингент лиц, которые имели возможность
получить высшее образование, вырос, не
смотря на введение платы за обучение.
Теперь это зависело не столько от принадлежности
к определенному социальному слою, сколько
от возможности внести этот платёж.
В целом социальную политику
кабинета М.Тэтчер в области образования
можно расценивать по-разному. Кто-то резко
негативно отзывается о проведённых реформах,
другие доказывают целесообразность проведения
именно такой политики. Но, не смотря на
такие разночтения, нельзя не отметить
положительные результаты, которые были
достигнуты в данный период. Главные задачи
были реализованы: качество образования
возросло, учащиеся все охотнее продолжали
после окончания школ обучение в колледжах
и вузах, уменьшились расходы государства
на образование, но вместе с тем было расширено
участие в финансировании образовательной
системы частного сектора.
Подводя итог, можно сказать
о том, что не смотря на то, что методы достижения
поставленных задач вызывали потоки критики
и недовольство, положительный эффект,
оказанный на образование, вполне их оправдывает.
Список использованных источников
и литературы:
Источники:
- Education Act 1980. London: Her Majesty’s Stationary Office, 1980.
- Education (Grants and Awards) Act 1984.London:Her
Majesty’s Stationary Office, 1984
- Education Reform Act 1988. London:Her Majesty’s Stationary Office, 1988
- Speech to Conservative Party Conference//margaretthatcher.org: Margaret Thatcher Foundation, 2014. URL: http://www.margaretthatcher.org/document/102777
(дата обращения: 06.12.2014)
Литература:
- Корф Д.В. Образовательная система
и образовательное право Великобритании//Федеральное
государственное бюджетное учреждение
«Федеральный центр образовательного
законодательства». 2006. URL: http://фцоз.рф/pravo/theory/ezegod/?16.html (дата обращения: 21.12.2014)
- Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм. М.:Наука, 1996.
- Явнова И.И. Проблемы социального реформирования в политике консервативного правительства М.Тэтчер (1979-1990 гг). Уфа, 2002.
- Almén E., Øster H. Religious Education in Great Britain, Sweden
and Russia. Linköping: Linköping University Electronic Press, 2000.
- Conservative manifesto // Political Science Resources,
2013. URL: http://www.politicsresources.net/area/uk/man/con79.htm (дата обращения: 06.12.2014)
- History. Past Prime Ministers. Sir Edward Heath//GOV.UK.
URL: https://www.gov.uk/government/history/past-prime-ministers/edward-heath
(дата обращения: 20.12.2014)
- Hypocrisy, prejudice and the Oxford Lefties too mean-spirited
to give up their vendetta against Maggie//Mail Online. 2012. URL: http://www.dailymail.co.uk/debate/article-2098466/Margaret-Thatcher-Oxford-University-mean-spirited-vendetta.html (дата обращения: 18.12.2014)
- Machin S., Vignoles A. Education Policy in the UK. London: Centre for
the Economics of Education, 2006.
- NVQ courses//
nvqcourse.co.uk. URL: http://www.nvqcourse.co.uk/nvq_courses.html (дата обращения: 08.12.2014)
- Stoner F. UK Technical and Vocational Education Initiative
(TVEI)//The tertiary education research database. URL: http://www.voced.edu.au/content/ngv15027 (дата обращения: 20.12.2014)
- Teaching union: ‘Gove is worse than Thatcher’//The Star. 2013. URL: http://www.thestar.co.uk/news/council/education/teaching-union-gove-is-worse-than-thatcher-1-6022250 (дата обращения: 21.12.2014)
1 Speech to Conservative Party Conference//margaretthatcher.org: Margaret Thatcher Foundation, 2014. URL: http://www.margaretthatcher.org/document/102777
(дата обращения: 06.12.2014)
2 NVQ courses// nvqcourse.co.uk. URL: http://www.nvqcourse.co.uk/nvq_courses.html
(дата обращения: 08.12.2014)
3
History. Past Prime Ministers. Sir Edward Heath//GOV.UK. URL: https://www.gov.uk/government/history/past-prime-ministers/edward-heath
(дата обращения: 20.12.2014)
4
Conservative manifesto // Political Science Resources, 2013. URL: http://www.politicsresources.net/area/uk/man/con79.htm
(дата обращения: 06.12.2014)
5
Education Act 1980. London: Her Majesty’s Stationary Office, 1980.
P.6.
6
Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм. М.:Наука,
1996. С.282.
7
Education (Grants and Awards) Act 1984.London:Her Majesty’s Stationary
Office, 1984.P.1.
8
Корф Д.В. Образовательная система и образовательное
право Великобритании//Федеральное государственное
бюджетное учреждение «Федеральный
центр образовательного законодательства».
2006. URL: http://фцоз.рф/pravo/theory/ezegod/?16.html (дата
обращения: 21.12.2014)
9
Education Reform Act 1988. London:Her Majesty’s Stationary Office,
1988.P.2.
10
Education Reform Act 1988. London:Her Majesty’s Stationary Office,
1988.P.164.
11
Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм. М.:Наука,
1996. С.284
12
Almén E., Øster H. Religious Education in Great Britain, Sweden and
Russia. Linköping: Linköping University Electronic Press, 2000. P.40.
13
Stoner F. UK Technical and Vocational Education Initiative (TVEI)//The
tertiary education research database. URL: http://www.voced.edu.au/content/ngv15027
(дата обращения: 20.12.2014)
14
Machin S., Vignoles A. Education Policy in the UK. London: Centre for
the Economics of Education, 2006. P.15.
15
Hypocrisy, prejudice and the Oxford Lefties too mean-spirited to give
up their vendetta against Maggie//Mail Online. 2012. URL: http://www.dailymail.co.uk/debate/article-2098466/Margaret-Thatcher-Oxford-University-mean-spirited-vendetta.html
(дата обращения: 18.12.2014)
16
Teaching union: ‘Gove is worse than Thatcher’//The Star. 2013. URL:
http://www.thestar.co.uk/news/council/education/teaching-union-gove-is-worse-than-thatcher-1-6022250
(дата обращения: 21.12.2014)
17
Machin S., Vignoles A. Education Policy in the UK. London: Centre for
the Economics of Education, 2006. P.4.
18
Явнова И.И. Проблемы социального реформирования
в политике консервативного правительства
М.Тэтчер (1979-1990 гг). Уфа, 2002. С.43.
19
Явнова И.И. Проблемы социального реформирования
в политике консервативного правительства
М.Тэтчер (1979-1990 гг). Уфа, 2002. С.44.
20
Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм. М.:Наука,
1996. С.285.