Партии в механизме политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

В обществе действуют разнообразные силы, которые в большей или меньшей степени, воздействуют на принятие решений, на выработку и осуществление государственных программ, порой предопределяют внутреннюю и внешнюю политику государства. Это партии, профессиональные союзы, общественные организации, военно-промышленный комплекс, интеллектуальная элита.
В современных условиях влияние партий на жизнь любого государства огромно. По образному выражению А. Солженицина «мы не мыслим себе политическую жизнь без партий, как личную жизнь без семьи»*
Первые политические партии, известные истории, возникли в Древней Греции. Еще Аристотель упоминает в своих работах о партиях рыбаков и земледельцев, горожан и равнинных жителей. Позднее тема партий получила свое развитие в работах Николо Макиавелли, Томаса Гоббса, Джона Локка, Томаса Джефферсона, Шарля Монтескье, Жан-Жака Руссо. Одной из первых работ посвященных непосредственно политическим партиям стал трактат «Рассуждение о партиях» лорда Генри-Сена Джона Болинброка.

Файлы: 1 файл

ДКР Политология СДЕЛАНО.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

К О Н Т  Р О Л Ь Н А Я   Р  А Б О Т А

 

 

 

на тему:  «Партии в механизме политической власти»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Владимир, 2011г.

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В обществе действуют  разнообразные силы, которые в  большей или меньшей степени, воздействуют на принятие   решений, на выработку и осуществление  государственных программ, порой предопределяют внутреннюю и внешнюю политику государства. Это партии, профессиональные союзы, общественные организации, военно-промышленный комплекс, интеллектуальная элита.

В современных условиях влияние партий на жизнь любого государства огромно. По образному выражению А. Солженицина   «мы не мыслим себе политическую жизнь без партий, как личную жизнь без семьи»*

Первые политические партии, известные истории, возникли в Древней Греции. Еще Аристотель упоминает в своих работах  о партиях рыбаков и земледельцев, горожан и равнинных жителей. Позднее тема партий получила свое развитие в работах Николо Макиавелли, Томаса Гоббса, Джона Локка, Томаса Джефферсона, Шарля Монтескье, Жан-Жака Руссо. Одной из первых  работ посвященных непосредственно политическим партиям стал трактат «Рассуждение о партиях» лорда Генри-Сена Джона Болинброка.

В Англии партии возникли в результате избирательной реформы  в 1832 г. В США – в 30-х гг.  XIX веке при президенте Джонсоне. Во Франции и других европейских государствах – в период революции 1848 г.

Используя средства массовой информации, изучая общественное мнение, собирая подписи, организовывая  марши, пикетирования, через систему  образования, через произведения культуры и искусства партии расширяют свою социальную базу, привлекают все новых и новых людей. Одновременно они открывают возможность более широкого воздействия на политику.

Сущность и функции партий.

Слово «партия» имеет  латинское происхождение (pars означает «часть»). В исторической и политологической литературе существует много различный мнений по вопросу о том, что следует понимать под партией. А.В. Селивончик, кандидат юридических наук,  объясняет это тем что,   партии являются предметом исследования различных социальных дисциплин, по-разному трактующих их сущностные особенности и отличительные признаки.*

 Приведем лишь наиболее типичные из определений.

Одно их первых определений  партии было предложено английским философом  Э. Берком в 1861 году. Он определил партию  следующим образом: «Партия представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некоторыми специфическим принципом, относительного которого все они пришли к согласию».

Интересная точка зрения М. Вебера, считающего партией общественную организацию, опирающуюся на добровольный прием членов, ставящих своей целью завоевание власти для своего руководства и обеспечение активным членам соответствующих условий (духовных и материальных) для получения определенных выгод или личных привилегий, либо того и другого одновременно».

Часто под политической партией понимается «Соответствующим образом оформленная организация  активной части класса (или слоя) которая ставит своей целью ведение  политической борьбы за интересы данного  класса  (слоя) и наиболее последовательно их выражает или защищает».*

Видный специалист в  области теории партий Дж. Сартори  дает следующее «минимальное» определение: «Партией является всякая политическая группа, участвующая в выборах  и способная вследствие этого провести своих кандидатов в государственные учреждения».

Автор проекта по созданию мировой базы данных  
по политическим партиям К. Джанда составил базовое определение партийного института как «организации, которая проводит линию на открытое завоевание ее представителями государственных позиций».

Последнее по времени рабочее определение предложили Дж. Лапаламбара и Дж. Андерсон в «Энциклопедии управления и политики»: «Партия есть любая политическая группа, связанная с овладением официальным статусом и формальной организацией, увязывающей центр с периферией и способная провести через выборы (свободные или несвободные) кандидатов в государственные органы».*

В дополнение к приведенным выше понятиям в качестве определения, суммирующего различные характеристики и функции, можно дать следующее. Политическая партия – стабильная иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней. По сравнению с общественно-политическими движениями и избирательными блоками политические партии отличаются большей идейной и организационной общностью и долговременностью действия.*

Место и роль партии в  политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в  обществе. Содержание, формы и методы осуществления одних и тех же функций могут отличаться у партий различных типов. Имеются и специфические функции, выполняемые теми или иными партиями в силу особенностей их развития положения.

 К числу наиболее общих функций политических партий относится:

Первая функция политических партий состоит в том, что они выступают средством борьбы за обладание правительственной властью в центре и на местах между отдельными соперничающими группами.

Вторая функция политических партий состоит в том, что они принимают важнейшее участие в формировании и деятельности всех звеньев государственного аппарата. Выборные органы власти и управления как в центре, так и на местах (президенты, парламенты, представительные органы субъектов федерации, муниципальные советы и др.) создаются при непосредственном участии политических партий. Именно они подбирают кандидатов на выборные должности и проводят избирательные кампании. Рассматривая опыт зарубежных стран, следует отметить, что, например, во Франции среди условий образования и функционирования политических партий фигурирует такое, как соблюдение принципа национального суверенитета и демократии. Из смысла этого постановления следует, что политическая партия обязана уважать принципы народовластия и законы, являющиеся выражением воли народа. Ей надлежит действовать в условиях и рамках установленного конституционного строя. В Основном законе Германии предусмотрена возможность запрещать те политические партии, которые направляют свою активность на подрыв демократического строя и в конечном счете на его ликвидацию. Возможность запрета политических партий должна, по логике немецких законодателей, гарантировать развитие демократической политической системы*

Третья функция политических партий состоит в том, что они принимают прямое или опосредствованное участие в разработке, формировании и осуществлении внутри и внешнеполитического курса государства. Правящие партии через свои руководящие органы, правительства и парламентские фракции непосредственно участвуют в принятии политических решений и их реализации, соответствующих интересам представляемых ею общественных групп. Партийные органы и форумы определяют цели и задачи партии таким образом, чтобы их конкретная реализация в виде законопроектов и иных государственных актов оставалась прерогативой самих парламентариев, а также административных органов, хозяйственного аппарата и др. Общая практика в условиях демократии такова, что партии не вторгаются непосредственно в государственную систему. Правящие партии стремятся избегать прямой увязки своей политики с действиями правительства, местных исполнительных органов, подчас дистанцируются от них с тем, чтобы снять с себя ответственность за те или иные непопулярные меры

Во многих зарубежных странах нередко законодательство устанавливает особый правовой статус оппозиционных партий. Начало юридическому признанию оппозиции, т.е. ее институционализации, положила Великобритания, где закон о министрах короны 1937 г. установил ежегодное жалование лидеру «официальной оппозиции». Аналогичные положения предусматривает и законодательство большинства стран Британского Содружества (Австралия, Индия, Малайзия, Канада и др.).

 В задачи оппозиционных  партий,  проигравших на выборах входит:

во-первых, систематически критиковать деятельность правительства, указывая на его ошибки и недостатки;

во-вторых, контролировать действия властей с точки зрения их соответствия конституции, заявленным во время выборов обещаниям и  морально-этическим принципам, принятым в данном обществе; в-третьих, предлагать предлагают альтернативные решения, которые могут стать правительственными в случае изменения политической ситуации.

Оппозиция, также как  и правящие партии, должна руководствоваться  интересами общего блага и бороться за него политическими средствами, т.е. стремиться улучшить тот политический порядок, который существует.*

Выделяют и другие функции политических партий: информационная, институциональная, коммуникативная  и др.

Типология партий.

Мир политических партий многообразен и изменчив: одни из них  доминируют на политической сцене, другие только обозначают свое присутствие на ней; одни партии включают в свои ряды миллионы граждан, другие довольствуются несколькими тысячами членов. Никакая типология не может исчерпать всего богатства данного явления.

В политической науке  существуют различные системы классификации партий. В качестве основания типологизации используются различные факторы - функции, идеологии, социальная база, методы деятельности и т.д.

Общепризнанной и наиболее продуктивной является классификация М. Дюверже,* основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни. Структура представляет собой наиболее синтетичный компонент, испытывающий влияние значительного числа факторов (идеологии, целей, социальной базы и т. д.). В то же время именно структура способствует адаптации партии к изменяющимся условиям, выступает необходимым элементом выживания партий в политической борьбе. Среди структурных характеристик М. Дюверже выделил общее организационное строение, систему членства, органы руководства. На основе этих переменных он различал кадровые и массовые партии.

Кадровые партии восходят к периоду зарождения демократии, когда избирательное право было еще ограничено. В том замкнутом политическом пространстве кадровые партии служили средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего буржуазии. Их деятельность была нацелена на победу на выборах. Для этого они стремились не к увеличению своих рядов, а к объединению элит, которые могли бы влиять на избирателей.

Основным структурным  элементом кадровых партий являются комитеты. Комитет создается по территориальному принципу, и численность его, как правило, невелика. Он имеет постоянный состав активистов, обновляющийся в случае необходимости путем кооптации, и не стремится к расширению своих рядов. Комитеты представляют собой сплоченные, авторитетные группы, обладающие навыками работы среди населения. Проведение и организация предвыборных кампаний составляет их основное назначение. Члены комитета подбирают кандидатов для выборов в органы власти, изучают общественное мнение, симпатии и интересы избирателей, их ожидания и требования, помогают лидерам в формировании предвыборных программ.

Деятельность комитетов обычно имеет, «сезонный» характер: она резко активизируется в преддверии и ходе избирательной кампании в парламент или местные органы власти и затухает после ее окончания. Комитеты автономны и слабо связаны между собой. Вся их деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост. Такую партию идеологические вопросы волнуют постольку, поскольку могут помочь их кандидатам. В партиях, построенных на основе комитетов, которые можно рассматривать как их первичные организации, отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов. Это дало основание М. Дюверже назвать такие партии кадровыми. Европейские либеральные и консервативные партии в большинстве своем являются именно кадровыми партиями.

Массовые партии возникают  с введением всеобщего избирательного права. Это партии нового типа, имеющие массовый характер, ориентированные на политическое воспитание масс и формирование элит из народа. Первичные организации партии строятся как по территориальному, так и по производственному принципу, но в отличие от комитетов являются открытыми для новых членов. Более того, первичные организации массовых партий заинтересованы в пополнении своих рядов. Это связано с тем, что партия существует за счет членских взносов.

Увеличение числа членов партии, необходимость заниматься финансовыми  вопросами привели к формированию в структуре массовых партий соответствующих органов, стремящихся к распространению своего влияния и ведущих учет и контроль расходования финансовых средств. Возникает сложная иерархическая структура подчинения первичных организаций и громоздкая система управления. Партийная дисциплина, призванная укреплять единство партии, распространяется не только на рядовых членов, но и на парламентариев. М. Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистической, коммунистической и фашистской.

Разделение на кадровые и массовые партии соответствует  делению партий на правые и левые. Правые партии - «буржуазные», а левые - «пролетарские». Исключение составляют фашистские партии, являющиеся массовыми, но имеющими правый уклон.

Информация о работе Партии в механизме политической власти