Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:30, контрольная работа
В обществе действуют разнообразные силы, которые в большей или меньшей степени, воздействуют на принятие решений, на выработку и осуществление государственных программ, порой предопределяют внутреннюю и внешнюю политику государства. Это партии, профессиональные союзы, общественные организации, военно-промышленный комплекс, интеллектуальная элита.
В современных условиях влияние партий на жизнь любого государства огромно. По образному выражению А. Солженицина «мы не мыслим себе политическую жизнь без партий, как личную жизнь без семьи»*
Первые политические партии, известные истории, возникли в Древней Греции. Еще Аристотель упоминает в своих работах о партиях рыбаков и земледельцев, горожан и равнинных жителей. Позднее тема партий получила свое развитие в работах Николо Макиавелли, Томаса Гоббса, Джона Локка, Томаса Джефферсона, Шарля Монтескье, Жан-Жака Руссо. Одной из первых работ посвященных непосредственно политическим партиям стал трактат «Рассуждение о партиях» лорда Генри-Сена Джона Болинброка.
система с доминирующей партией. Партия стремится набрать не менее 30% голосов на выборах, но вынуждена искать союзников для формирования правительства;
системы, опирающиеся на коалицию миноритарных партий. Эта система функционирует как и описанная выше коалиционная многопартийность.
В демократических странах доминируют двух- и многопартийные системы. Внимание политологов привлекает вопрос о достоинствах и недостатках каждой из систем. С одной стороны, многопартийная система отражает широкий политический спектр общества, демонстрирует реальные отношения состязательности, а с другой - обладает существенными минусами: приводит к чрезмерной сегментации электорального поля во время выборов.
Большое число партий и блоков, участвующих в выборах, само по себе еще не является гарантией более широкого представительства интересов различных групп в парламенте. Так, например, результаты выборов в Государственную Думу России в 1993, 1995 и 1999 гг. обнаруживают обратную зависимость. Чем больше партий и блоков было представлено в списках для голосования, тем меньшее их количество сумели преодолеть избирательный порог в 5%, необходимый для получения депутатских мест; чрезмерная фрагментация политических сил в парламенте осложняет проблему формирования стабильного и эффективного кабинета министров; способствует появлению феномена "безответственной оппозиции". Не имея возможности прийти в законодательный орган, мелкие партии могут раздавать популистские обещания, зная, что отвечать по ним не придется. Тем самым подобные партии способствуют радикализации настроений в обществе.
В свою очередь, двухпартийная система обеспечивает большую устойчивость политической жизни: стабильное однопартийное правительство, доминирование в течение продолжительного времени единого политического курса. Но и практика функционирования этой системы вызывает критику со стороны общественности тех стран, где она распространена. Ее отрицательными моментами является практически монопольное положение двух партий на политическом пространстве (в структурах власти, в избирательной политике), делающее практически невозможными серьезные претензии на власть со стороны третьей партии. Например, начиная с 1856 г., все президенты США были либо республиканцами, либо демократами; после 1998 г. в Конгрессе был только один депутат, который избирался как независимый кандидат4. Ведущие партии могут способствовать принятию таких избирательных правил, которые «работали» бы только на эти партии. Среди факторов определяющих тип партийной системы можно перечислить исторические традиции, особенности социальной структуры, степень фрагментарности политических ориентаций, законодательство, регламентирующее регистрацию и деятельность партий, президентская или парламентская форма правления, наибольшее значение имеет избирательная система.
В идеале, политические партии - это динамические организации, которые с течением времени меняют свою политику в связи с изменениями внутри страны и в мире иногда под влиянием того или иного лидера.*
Партийная система в России прошла три основных этапа в своем развитии. Первый (1905–1917) – характеризовался многопартийностью в условиях думской монархии. В 1905-1907 гг. в России насчитывалось уже около 50 партий различной идеологической и политической ориентации. Сильный толчок к их формированию дала буржуазная революция 1905 года. К 1917 году количество партий практически удвоилось.
Для второго (1917–1990) – была характерна однопартийность. Революция 1917 года прервала деятельность большинства российских партий. В результате чего на протяжении более 70 лет в России была однопартийная система, не допускавшая ни каких оппозиций. Создание такой системы (система «тоталитарная партия - советское государство») было произведено путем запрета деятельности всех партий, кроме коммунистической и физического уничтожения носителей всех политических идеологий.
Третий (1993- по настоящее время) этап, начавшийся с отмены монопольного господства в политической системе общества одной партии (КПСС), характеризуется бурным становлением и развитием многопартийностим в Российской Федерации. Процесс образования современных партий и общественно-политических движений в России фактически начался в 1989–1990 гг. в ходе подготовки и проведения выборов на демократической, альтернативной основе. С вступлением в силу с 1 января 1991 г. Закона СССР «Об общественных объединениях» политические партии получили официальное право на свое существование и деятельность. Членскую базу новых партий и движений составили преимущественно активисты дискуссионных клубов, объединений избирателей, народных фронтов, возникших в годы перестройки, сторонники различных течений, сложившихся внутри КПСС, и вышедшие из ее состава известные политики.* В п. 3 ст. 13 Конституции Российской Федерации говорится: «В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность». В п. 4. Конституции РФ отмечается, что общественные объединения равны перед законом.
На третьем этапе российские политические партии проходили испытания выборами в Думу (1993, 1995, 1999, 2003,2007) и выборами президента (1996, 2000, 2004,2008). В России сформировалась группа влиятельных партий и политических движений. Среди них следует отметить те, представители которых «прошли» «по спискам» в Государственную Думу на выборах 2007 года: партия власти «Единая Россия», левоцентристская «Справедливая Россия», популистская Либерально-демократическая партия (ЛДПР) и левая Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ). Из них только КПРФ можно отнести к оппозиции: ЛДПР и «Справедливая Россия» вполне лояльны по отношению к Кремлю. «Единую Россию» в 2008 году, после ухода с должности президента, официально возглавил Владимир Путин, совмещающий должность председателя партии с постом премьер-министра, перед этим он возглавил партийный список на выборах 2007 года. «Единая Россия» доминирует в партийной системе, в состав которой входят свыше двух третей депутатов Государственной Думы. «Справедливая Россия» после своего создания в 2006 году, хотя и дозировано, но все, же критиковала «Единую Россию», пытаясь предстать более эффективной опорой Путина, чем «единороссы». Однако после того, как Путин в ходе избирательной кампании возглавил список «Единой России», она практически превратилась в спарринг-партнера «партии власти», претендовавшего лишь на преодоление 7% барьера (что, в конце концов, и произошло). ЛДПР была основана еще в 1990 году и в полной мере использовала протестные настроения, вызванные экономическим спадом и моральным кризисом первой половины 1990-х годов. Это ярко выраженная «лидерская партия», перспективы которой связаны с личной судьбой ее вождя Владимира Жириновского, поддерживаемого двумя группами избирателей: аутсайдерами, желающими продемонстрировать свое неприятие элиты, и молодежью, голосующей за лидера ЛДПР как за самого эпатажного, яркого политика. Причем, резко критикуя элиту, Жириновский после 1993 года успешно сотрудничает с Кремлем, проявляя почти безграничную способность договариваться. КПРФ, с момента своего основания в 1993 году бессменно возглавляемая Геннадием Зюгановым, несмотря на этот факт, не может считаться «лидерской партией». Это идейная преемница КПСС, которую в основном поддерживают ностальгирующие по СССР пожилые избиратели*
Кроме парламентских партий, в рамках партийной системы действуют левые либералы (Российская демократическая партия «Яблоко») и правые либералы (партия «Правое дело»). Функционируют также небольшие по численности политические организации, не регистрирующие свою деятельность, а также партийные формирования, которым было отказано в регистрации по причине несоответствия отдельных положений их программных и уставных документов нормам действующего законодательства. Все партии объединяет стремление создать в России общество, основанное на отечественных и западно-либерально демократических традициях: общество с развитой системой частного предпринимательства, многопартийной политической системой.*
Опрос ВЦИОМ в 2006 году показал, что, по мнению 32% россиян, многопартийность в России успешно развивается, а 26% убеждены, что настоящей многопартийности как не было, так и нет[11]. Новый опрос, проведенный ВЦИОМ в сентябре 2008 года, дал следующие результаты: более половины россиян (57%) считают, что в России есть только одна сильная партия -- «Единая Россия», а остальные заметной роли не играют. (Два года назад такое мнение выражали 42% наших сограждан.) По мнению 15%, в нашей стране сформировалась реальная многопартийность. Каждый десятый (10%) выражает противоположное мнение. Еще 17% затруднились с ответом. Каждый третий (30%) считает, что многопартийность и сильные политические партии вообще не нужны России. 38%, напротив, полагают, что без многопартийной системы невозможно построить современное общество. 32% затруднились с ответом. По сравнению с 2006 годом на 10% -- с 48% до 38% -- снизилась доля тех, кто считает политические партии необходимым элементом российского общества*
Таким образом, партии сегодня
являются неотъемлемым элементом
политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с
другом политических курсов, служат выразителями
интересов, потребностей и целей определенных
социальных групп, являясь связующим звеном
между обществом и государством. Их основная
задача состоит в превращении множества
частных интересов отдельных граждан,
социальных слоев, заинтересованных групп
в их единый совокупный политический интерес.
Через партии и избирательные
системы происходит формализация
действий граждан в политической жизни,
через политические партии граждане выдвигают свои групповые требования
к государству и одновременно получают
от него обращения за поддержкой в решении
тех или иных политических вопросов.
Партии всегда должны побуждать к движению
вперед. Всем
им необходимо хорошо определять и разграничивать
интересы той или иной
социальной группы, которую они представляют.
Кроме того, партии обязаны
четко видеть формы и методы движения
к осуществлению этих интересов, так как
в противном случае их деятельность окажется
чисто декларативной и не принесет должных
результат.
Политическим партиям
необходимо постоянное обновление.
Они должны быть привлекательны для
молодежи, воспитывать кадры, которые
хорошо понимают и представляют требования
и нужды людей, а также самостоятельно
оценивать изменения в политике и принимать соответствующие решения.
Только активные действия партий,
выражающие и защищающие требования сторонников,
позволят им в конечном итоге расширять
свою социальную базу
1.Берко. С. Партия ХХІ-го века [Электронный
ресурс] // Портал SD.NET.UA.-Режим доступа:
http://sd.net.ua/2007/08/22/
2.Грачев М.Н. Политическая партия/ М.Н. Грачев // Зарубежная политология: словарь-справочник/ под ред. А.В. Миронова, Г.А. Цыганкова. – М.: Социально - политический журнал: Независимый открытый университет,1998- С 203-205
3.Дегтярев А.А. Глава VIII. Макрополитика. Политическая структура и институциональная организация общества // Основы политической теории : учеб. пособие / А.А. Дегтярев. – М. : Высш. шк., 1998. – 239 с.
4. Демократия: государство и общество: уч. пособие/ Н.В. Давлетшина [и др.].- М.:Инст. пед. сист.,1995- 303 с.
5. Заболотная, А.Я. Политология [Электронный
ресурс] / Г.М. Заболотная, А.Я. Криницкий.-
Режим доступа: www.ido.rudn.ru/ffec/polit/
6.Ирихин, Ю.В. Политология: Учебник/ Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В М.: Юристъ, 2002. – С. 274
7. Исаев, Б.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: уч пособие./ Б.А. Исаев, Н.А. Баранов.- СПб:Питер,2008.-С.272
8. Макаркин, А.В. Партийная система
современной России и начало кризиса/
А.В. Макаркин//Неприкосновенный запас-2009-№
1(63)- Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/
9. Место партий в политической системе
[Электронный ресурс] .-Режим доступа: http://www.xserver.ru/user/
10. Партии и партийные системы [Электронный
ресурс] // Персональный сайт Николая Баранова.
– 2009. – Режим доступа: URL: http://nicbar.narod.ru/
11. Политические партии современной России / отв. ред. С.В. Кулешов. - М., 1994. С. 250–255
12. Политические партии // Право и власть.
– 2008. - № 11 ; То же [Электронный ресурс].
– URL: http://www.pravo-mag.ru/
13. Сколько партий нужно России? // Пресс-выпуск
ВЦИОМ.- № 1056. 2008. 26 сентября - Режим
доступа:http:wciom.ru/novosti/
14. Солженицын А.С. Публицистика / А.С. Солженицын. –Ярославль: Верхне-Волжское кн. Изд.,1997.- 624 с.
15. Функции политических партий [Электронный
ресурс]- Режим доступа: www.lekziya.ru/politishpartyii
* Солженицын А.С. Публицистика / А.С. Солженицын. –Ярославль: Верхнее-волжское кн. Изд.,1997.-С.193
* Селивончик А.В. Понятие статуса и статусных ролей партий в политической системе // Совр. право. - 2005. - № 4. - C. 29-38
* Демократия: государство и общество: уч. пособие/ Н.В. Давлетшина [и др.].- М.:Инст. пед. сист.,1995-С.168
* Дегтярев А.А. Глава VIII. Макрополитика. Политическая структура и институциональная организация общества // Основы политической теории : учеб. пособие / А.А. Дегтярев. – М. : Высш. шк., 1998. – С.141
* Грачев М.Н. Политическая партия/ М.Н. Грачев // Зарубежная политология: словарь-справочник/ под ред. А.В. Миронова, Г.А. Цыганкова. – М.: Социально - политический журнал: Независимый открытый университет,1998- С.203
* Политические партии // Право и власть.
– 2008. - № 11 ; То же [Электронный ресурс].
– URL: http://www.pravo-mag.ru/
* Функции политических партий [Электронный
ресурс]- Режим доступа: www.lekziya.ru/politishpartyii
* Место партий в политической системе [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.xserver.ru/user/
.
* Партии и партийные системы [Электронный
ресурс] // Персональный сайт Николая Баранова.
– 2009. – URL: http://nicbar.narod.ru/
* Партии и партийные системы [Электронный
ресурс] // Персональный сайт Николая Баранова.
– 2009. –Режим доступа: URL: http://nicbar.narod.ru/
* Берко. С. Партия ХХІ-го
века [Электронный ресурс] // Портал SD.NET.UA.-
Режим доступа: 11http://sd.net.ua/2007/08/22/
* Заболотная, А.Я. Политология [Электронный
ресурс] / Г.М. Заболотная, А.Я. Криницкий.-
Режим доступа: www.ido.rudn.ru/ffec/polit/
* Демократия: государство и общество: уч. пособие/ Н.В. Давлетшина [и др.].- М.:Инст. пед. сист.,1995-С.172
* Демократия: государство и общество: уч. пособие/ Н.В. Давлетшина [и др.].- М.:Инст. пед. сист.,1995-С.173
* Заболотная, А.Я. Политология [Электронный
ресурс] / Г.М. Заболотная, А.Я. Криницкий.-
Режим доступа: www.ido.rudn.ru/ffec/polit/
* Демократия: государство и общество: уч. пособие/ Н.В. Давлетшина [и др.].- М.:Инст. пед. сист.,1995-С.173
* Ирихин, Ю.В. Политология: Учебник/ Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В М.: Юристъ, 2002. – С. 274
* Макаркин, А.В. Партийная система современной
России и начало кризиса/ А.В. Макаркин//Неприкосновенный
запас-2009-№ 1(63 )- Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/
* Исаев, Б.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: уч пособие./ Б.А. Исаев, Н.А. Баранов.- СПб:Питер,2008.-С.272