Политическая элита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:05, контрольная работа

Описание работы

Слово "элита" в переводе с французского означает "лучшее", "отборное", "избранное". В повседневном языке оно имеет два значения. Первое из них отражает обладание какими-то интенсивно, четко и максимально выраженными чертами, наивысшими по той или иной шкале измерений. Во втором значении слово "элита" относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особыми качествами управлять ими. Такое понимание слова отражало реальности рабовладельческого и феодального общества, элитой которого выступала аристократия

Файлы: 1 файл

политология контрольная.docx

— 49.33 Кб (Скачать файл)

                 Введение 

         Слово "элита" в переводе  с французского означает "лучшее", "отборное", "избранное". В  повседневном языке оно имеет  два значения. Первое из них  отражает обладание какими-то  интенсивно, четко и максимально  выраженными чертами, наивысшими  по той или иной шкале измерений.  Во втором значении слово "элита"  относится к лучшей, наиболее  ценной для общества группе, стоящей  над массами и призванной в  силу обладания особыми качествами  управлять ими. Такое понимание  слова отражало реальности рабовладельческого  и феодального общества, элитой  которого выступала аристократия.

         В политической науке термин "элита"  употребляется лишь в первом, этически нейтральном значении. Определяемое в самой общей  форме, это понятие характеризует  носителей наиболее ярко выраженных  политико-управленческих качеств  и функций. Теория элит стремится  исключить нивелировку, усредненность  в оценке влияния людей на  власть, отражает неравномерность  ее распределения в обществе, соревновательность и конкуренцию в области политической жизни, ее иерархичность и динамизм. Научное употребление категории "политическая элита" основывается на вполне определенных общих представлениях о месте и роли политики и ее непосредственных носителей в обществе. Теория политической элиты исходит из равноправности и равноценности или даже приоритета политики по отношению к экономике и социальной структуре общества. Поэтому эта концепция несовместима с идеями экономического и социального детерминизма, представленного, в частности, марксизмом, трактующим политику всего лишь как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики и классовых интересов. Из-за этого, а также вследствие нежелания правящей номенклатурной элиты быть объектом научных исследований, понятие политической элиты в советском обществоведении рассматривалось как псевдонаучное и буржуазно-тенденциозное и в позитивном значении не употреблялось.

         Первоначально в политической  науке французский термин "элита"  получил распространение в начале XX в. благодаря трудам Сореля и Парето, хотя идеи политического элитизма возникли вне Франции в глубокой древности. Еще во времена разложения родового строя появляются взгляды, разделяющие общество на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Наиболее последовательное обоснование и выражение эти идеи получили у Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлей-ля, Ницше. Однако такого рода элитарные теории сколь-нибудь серьезного социологического обоснования еще не получили. Первые современные, классические концепции элит возникли в конце XIX - начале XX в. Они связаны с именами Гаэтано Моски, Вильфредо Парето и Роберта Михельса.

       Если  же быть точнее, то политическая элита — это немногочисленная, относительно привилегированная, достаточно самостоятельная, высшая группа (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающая определенными психологическими, социальными и политическими качествами, необходимыми для управления другими людьми и непосредственно участвующая в осуществлении государственной власти. Люди, входящие в политическую элиту, как правило, занимаются политикой на профессиональной основе.[5; c 4-7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Сущность политической  элиты

       Слово "элита" в переводе с французского означает "лучшее", "отборное", "избранное". В повседневном языке  оно имеет два значения. Первое из них отражает обладание какими-то интенсивно, четко и максимально  выраженными чертами, наивысшими по той или иной шкале измерений. В этом значении термин "элита" употребляется в таких словосочетаниях, как "элитное зерно", "элитные лошади", "спортивная элита", "элитные войска", "воровская элита" и т.п.

       Во  втором значении слово "элита" относится  к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и  призванной в силу обладания особыми  качествами управлять ими. Такое  понимание слова отражало реальности рабовладельческого и феодального  общества, элитой которого выступала  аристократия. (Сам термин "аристос" означает "лучший", соответственно аристократия — "власть лучших".)

       В политической науке термин "элита" употребляется лишь в первом, этически нейтральном значении. Определяемое в самой общей форме, это понятие  характеризует носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций.

       Одним из основоположников теории политической элиты считается итальянский  ученый Г. Моска. В 1885 г. он опубликовал статью "Основы политической науки" (впоследствии она получила название "Правящий класс"), в которой изложил свою политическую концепцию. В соответствии с этой концепцией общество делится на два класса: класс правящих и класс управляемых. Класс правящих хотя и составляет в любом обществе меньшинство, выполняет все основные политические функции, монополизирует власть, а следовательно, и те преимущества, которые она дает. Класс управляемых, составляя основную массу населения в любой стране, является, однако, менее организованным и находится в подчинении у класса правящих, господство которого может носить как законный, так и насильственный характер. Моска еще не использовал термин "элита", а употреблял понятия "правящий класс" и "политический класс". Принадлежность к политическому (правящему классу) у Г. Моски определяется такими признаками, как богатство, происхождение, отношение к церковной иерархии, личные качества, включая военную доблесть и владение искусством управления. Эти характеристики были выделены ученым на основе обобщения исторического опыта.

       Необходимым свойством правящего меньшинства, по его убеждению, является его организованность и умение эффективно осуществлять властные полномочия над неорганизованным большинством. Г. Моска увидел две тенденции, присущие правящему классу, назвав их аристократической и демократической.[1; c 17-19]

       Аристократическая тенденция проявляется в том, что обладающие властью слои стремятся  закрепить свое господство и передать власть по наследству. При этом наблюдается, по выражению Моски, "кристаллизация" правящего класса, определенная застылость форм и методов управления, консерватизм. Обновление правящего слоя происходит весьма медленно. Демократическая тенденция наблюдается тогда, когда в обществе происходят изменения в соотношении политических сил. Правящий класс пополняется наиболее способными к управлению активными представителями низших слоев общества. Моска выделяет три способа, с помощью которых правящий класс закрепляет и обновляет себя: наследование, выбор и кооптация. Если правящий слой практически не обновляется, а в обществе созревают новые мощные политические силы, то начинается процесс его вытеснения новым правящим меньшинством.

       В. Парето активно использовал сам  термин "элита". В его понимании  элита — это избранная часть  общества, к которой должны приспосабливаться  все отдельные его члены. Принадлежность к элите обусловливается прежде всего личными биологическими и психологическими качествами человека. В целом элита, по мнению В. Парето, характеризуется высокой степенью самообладания и расчетливостью, умением видеть слабые и наиболее чувствительные места в окружающих и использовать их в собственных интересах. Массы, напротив, отличает неспособность справиться со своими эмоциями и предрассудками. Для правящей элиты особенно необходимы два основных качества: умение убеждать, манипулируя человеческими эмоциями, и умение применять силу там, где это требуется. Качествами первого типа обладают люди, которых Парето вслед за Макиавелли окрестил "лисами". У них преобладают базовые инстинкты, названные Парето "искусством комбинаций", т.е. способность лавировать, находя всевозможные варианты выхода из складывающихся ситуаций. Качества второго типа присущи "львам", т.е. людям решительным, твердым, даже жестоким, не останавливающимся перед применением насилия.

       2. Концепции элит в истории политической мысли и современные теории элитизма.

       Еще в древности люди заметили, что  в обществе существует две неравные группы: относительно самостоятельное  меньшинство, которое властвует  и управляет, и большинство, которое  является объектом власти и управления. Осмыслением этого феномена занимались и Конфуций, и Платон, и Н. Макиавелли, и Ф. Ницше, и многие другие мыслители. В политической науке французский  термин «элита» получил распространение  в конце ХIХ - в начале ХХ в., и связан с именами таких ученых, как Гаэтано Моска, Вильфредо Парето и Роберт Михельс.

       Кратко  остановимся на основных позициях их элитистских концепций.

       Гаэтано Моска (1858-1941 гг.) итальянский социолог и политолог, в работе «Основы политической науки» попытался доказать неизбежное деление общества на две не равные по социальному положению и роли группы. Он делил общество на класс управляющий (правящий класс) и класс управляемых. Моска высказал мысль о том, что необходима известная стабильность правящего класса, и проникновение новых элементов в него не должно происходить слишком быстро и не должно быть слишком значительным. Концепция правящего класса Г. Моски оказала большое влияние на последующее развитие элитистских теорий. Однако она была подвергнута критике, за абсолютизацию политического фактора и недооценку роли экономики. Данная теория нашла одобрение в тоталитарных государствах. Разработанное им направление названо организационным.

       Вильфредо Парето (1848-1923 гг.) – в работе «Трактат об общей социологии» писал, что миром во все времена правило и должно править избранное меньшинство – элита, наделенная особыми качествами: психологическими (врожденными) и социальными (приобретенными в процессе воспитания и образования). Элита делится на правящую - которая прямо или опосредованно участвует в управлении, и не правящую – контрэлиту – это люди, обладающие характерными для элиты качествами, но не имеющие доступа к руководству из-за статуса или других причин. В. Парето впервые ввел понятия «политический (правящий) класс» и «циркуляция элит» - т. е. система «обмена» людьми между элитой и остальным населением. Циркуляция элит, по его мнению, влечет за собой циркуляцию идей.

       Роберт  Михельс (1876-1923 гг.) – немецкий политолог, ставший одним из идеологов фашизма - в работе «Трактовка причин элитарности» исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность, делал вывод о том, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В своих исследованиях он стремился доказать невозможность осуществления принципов демократии в западных странах в силу «олигархических тенденций» в массовых политических организациях.

       Макиавеллистская  школа (Г. Моска, В. Парето и Р. Михельс) ориентирует своих последователей на то, что любому обществу присуща элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей: психологических, умственных, моральных. По мнению сторонников данного направления, элита характеризуется политическими и организаторскими качествами, а массы признают ее право на власть, то есть ее легитимность. Смена элит происходит в ходе борьбы за власть, поскольку добровольно власть никто не уступает.[4; c 333-347]

       В настоящее время существуют различные  направления элитарных теорий: ценностные теории элиты, теории демократического элитизма, концепции плюрализма элит, леволиберальные теории. Они отражают те или иные аспекты реальной действительности и обосновывают правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство.

       В рамках теории демократического элитизма (Р. Даль, С. Липсет) демократия понимается как конкурентная борьба претендентов на руководство обществом во время избирательных кампаний. И элита рассматривается как поборница демократических ценностей – свободы, равенства, права на труд, социальное обеспечение и т. д. Она осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов.

       В ценностных теориях  (В. Ронке, Х. Ортега-и-Гассет) элита видится как слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Вхождение в элиту – это не произвольный или насильственный процесс, а справедливое приобщение наиболее способных к рычагам управления.

       Концепции плюрализма элит (или функциональные теории элит) (С. Келлер, О. Штаммер, Д. Рисмен) доказывают, что элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно. В условиях демократии власть распределена между различными элитами, которые оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Элиты контролируются массами посредством выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления. Конкуренция между элитами предотвращает формирование целостной элитарной группы и делает возможным контроль со стороны масс. Границы между массами и элитами условны. Доступ в элиту открыт не только представителям крупного капитала, но и тем, кто обладает выдающимися личными способностями, знаниями.

       Леволиберальные концепции элит (Р. Миллс, Р. Милибанд, Р.-Ж. Шварценберг) основываются на положении, что общество управляется исключительно одной властвующей элитой. В реальной жизни элита находится на высоком уровне власти и не допускает массы к участию в политике. Возможности демократических институтов (выборы, референдумы и т. д.) незначительны. Властвующая элита занимает ключевые позиции в государстве и на этой почве обеспечивает себе власть, богатство и известность. Между элитой и массами большое различие, преодолеть которое практически невозможно.[2; c 600-608]

     2.1. Классическая концепция элиты.

Информация о работе Политическая элита