Политическая элита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:05, контрольная работа

Описание работы

Слово "элита" в переводе с французского означает "лучшее", "отборное", "избранное". В повседневном языке оно имеет два значения. Первое из них отражает обладание какими-то интенсивно, четко и максимально выраженными чертами, наивысшими по той или иной шкале измерений. Во втором значении слово "элита" относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особыми качествами управлять ими. Такое понимание слова отражало реальности рабовладельческого и феодального общества, элитой которого выступала аристократия

Файлы: 1 файл

политология контрольная.docx

— 49.33 Кб (Скачать файл)

       Идеи  Моски и Парето во многом сходны и в совокупности составили классическую концепцию элиты. Основные положения данной концепции следующие.

       1. Общество всегда делится на  привилегированное, творческое, властвующее  меньшинство и пассивное, нетворческое  большинство; такое разделение  общества закономерно обусловлено  естественной природой человека  и общества.

       2. Элита обладает особыми психологическими  качествами; принадлежность к ней  связана с природными дарованиями  и воспитанием.

       3. Для элиты характерна групповая  сплоченность; она объединена общностью  социального положения, профессионального  статуса и элитарным самосознанием,  представлением о себе как  об особом социальном слое, призванном  руководить обществом.

       4. Элите присуща легитимность, т.е.  более или менее широкое признание  массами ее права на политическое  руководство.

       5. Отмечено структурное постоянство  элиты и ее властных отношений;  при смене персонального состава  элиты в ходе истории ее  господствующее положение остается  неизменным.

       6. Смена элит происходит в процессе  борьбы за власть. Господствующее  положение стремятся занять многие  люди, обладающие особыми психологическими  и социальными качествами, но  никто добровольно не уступает им своего высокого социального положения привилегированного слоя. Поэтому скрытая или явная борьба за это привилегированное положение неизбежна. Возьмем за основу для дальнейшего анализа следующее определение политической элиты. Политическая элита — это небольшая по численности привилегированная группа, обладающая необходимыми для активной политической деятельности качествами и имеющая возможность прямо или косвенно влиять на принятие и реализацию решений, связанных с использованием государственной власти.[3; c 97-99] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3.Политическая  элита.

       3.1.Структура политической элиты

       Политическая  элита имеет сложную структуру  и внутренне дифференцирована. Критерием  для выделения основных структурных  звеньев политической элиты является объем властных функций. На основе данного  критерия различают высшую, среднюю, административную элиту. 

       Высшая  политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей  и тех, кто занимает высокие посты  в законодательной, исполнительной и судебных ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер-министра, спикера парламента, руководителей  органов государственной власти, ведущих политических партий, политических фракций в парламенте). Это численно достаточно ограниченный круг людей (100—200 человек), принимающих наиболее значимые для всего общества политические решения, касающиеся судеб миллионов  людей.

       Средний слой политической элиты формируется  из огромного числа выборных должностных  лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, мэров, лидеров различных  политических партий и общественно-политических движений, руководителей избирательных  округов.

       Административная  элита (бюрократическая) — это высший слой государственных служащих (чиновничества), занимающих высокие посты в министерствах, департаментах и других органах  государственного управления.

       3.2. Функции политической элиты

       1. Стратегическая функция заключается  в разработке стратегии и тактики  развития общества, определении  политической программы действий. Она проявляется в генерировании  новых идей, отражающих общественные  потребности в радикальных переменах,  в определении стратегического  направления общественного развития, в выработке концепции назревших  реформ. Стратегическая функция  в полной мере может быть  реализована лишь на высшем  уровне политической элиты —  парламентариями, членами кабинета  министров, экспертами, советниками,  помощниками президента, с использованием  специалистов научно-исследовательских  институтов, аналитических центров,  крупных ученых. 

       2.Коммуникативная  функция политической элиты предусматривает  эффективное представление, выражение  и отражение в политических  программах интересов и потребностей (политических, экономических, культурных, региональных, профессиональных и  др.) различных социальных групп  и слоев населения и реализацию  их в практических действиях.  Эта функция включает в себя  умение видеть особенности настроений  различных социальных общностей,  быстро и точно реагировать  на изменения в общественном  мнении по различным вопросам. Коммуникативная функция предполагает  также защиту социальных целей,  идеалов и ценностей (мир, безопасность, всеобщая занятость).

       3.Организаторская  функция связана с необходимостью  организовывать общество. Среди  потенциальных политических элит (групп, претендующих на власть) наиболее эффективными будут  те, которые в большей мере  способны обеспечить поддержку  своих программ народом. Организаторская  функция политической элиты предусматривает  осуществление на практике выработанного  курса, проведение политических  решений в жизнь.

       4.Интегративная  функция проявляется в укреплении  стабильности общества, устойчивости  его политической и экономической  систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых  противоречий, деформации политических  структур. Важными содержательными  элементами этой функции являются: сплочение различных слоев населения,  гармонизация их социальных интересов,  достижение консенсуса, сотрудничества  и тесного политического взаимодействия  всех сил в обществе.[6; c 33-36]

       3.3. Типология, классификация политической элиты.

       В качестве базовых моделей элиты  в современной социологии принято  выделять такие, как статусно-функциональная, ценностно-психологическая, организационно-управленческая, техническая. Под таким углом зрения элиты можно классифицировать на традиционные, формируемые по признаку наследственности; меритократические - по признаку личных заслуг и достижений; позиционные - по социально-статусному положению ее членов; функциональные - по функциональной роли и ответственности; нормативные - референтные группы. Зачастую можно встретить и другие подходы к элитному моделированию: макиавеллевский, бихевиористский, плюралистический, социально-стратификационный. Нередко эти подходы переплетаются, дополняют друг друга. Отсюда типологическое многообразие теоретических моделей элит.[6; c 560]

       По  уровню властных полномочий и социально-политическому  статусу элита бывает: правящая (собственно элита) или оппозиционная (контрэлита); по уровню компетенции - высшая, общегосударственная (федерального уровня), средняя, региональная (областная, краевая, республиканская), местная, муниципальная (городская, районная); по стилю, по формам и методам правления - элита лис (мастеров политического маневра и компромисса, социального балансирования и неожиданных ударов, обходного маневра и политического манипулирования) и элита-львов, которую отличают сильные харизматические качества, консерватизм, склонность к силовым методам руководства и прагматизму; по характеру выражаемых интересов - профессиональная, демографическая, этническая, религиозная; по результатам деятельности - элита конструктивная, псевдо элита, анти элита; по технологиям формирования - закрытая и открытая.

       Такое многообразие не означает, что элиты  не взаимосвязаны. Наоборот, они не могут существовать одна без другой, тесно переплетены между собой  как по вертикали, так и по горизонтали. Не меньше связаны они и по форме, и по содержанию своей деятельности. Мало того, многие видные представители  верхних эшелонов одновременно представляют и политическую, и экономическую, и военную, и религиозную, и даже спортивную элиты.

       3.4Механизм  формирования политической  элиты    

       Характеристика  политической элиты будет неполной, если не рассмотреть вопрос о ее формировании и воспроизводстве. В  основе системы отбора в политическую элиту лежат несколько факторов. Основными из них являются: широта социальной базы, круг лиц, осуществляющих отбор, критерии и порядок отбора элит. Очевидно, что конкретное содержание данных факторов меняется от страны к  стране. Многое зависит от господствующего  политического режима. Содержание названных  факторов и политические режимы порождают  две тенденции в формировании политических элит. Сравним их.

       Для первой тенденции характерна закрытость механизма формирования политической элиты:

       • социальная база ее формирования очень  узкая;

       • как правило, приток происходит за счет лиц из господствующих социальных слоев  общества;

       • круг лиц (селекторат), осуществляющих отбор, ограничен.

       Данная  тенденция типична для государств с авторитарным и тоталитарным политическими  режимами. Если говорить об общественных интересах, то данная тенденция приводит к застою, нарастанию кризисных явлений. Чем более замкнута политическая элита, тем менее она способна сохранить свое господство, утрачивая  возможность эффективно управлять  обществом.

       В рамках данной тенденции находится  номенклатурный путь формирования политической элиты в бывшем СССР. По существу это был процесс "антиселекции". Последствия такого механизма формирования политической элиты ощущаются и в настоящее время, когда Россия стала на путь демократических преобра­зований. "Номенклатурность" некоторых наших политических деятелей очевидна. Ясно также, почему это происходит. Некоторые из них имеют недостаточный уровень профессионализма, потому что никогда ранее не входили в политическую элиту, а следовательно, не имеют "школы", опыта соответствующей работы. Но как это ни парадоксально, другие некомпетентны именно потому, что ранее принадлежали к элите, формирующейся по номенклатурному принципу "антиселекции", и, следовательно, "отягощены" грузом прошлых понятий и представлений о задачах политической элиты общества, механизме ее функционирования.

       Вторая  тенденция в формировании и воспроизводстве  политической элиты носит прямо  противоположный характер. Сразу  отметим, что действие данной тенденции  характерно для государств с демократическим политическим режимом. Следовательно, речь идет о государствах, где большая часть политической элиты формируется те путем назначений, а в результате всеобщих выборов.

       В силу названных обстоятельств данная тенденция характеризуется:

       • широтой селектората (все избиратели);

       • открытостью процесса отбора;

       • возможностью претендовать на занятие  должности в политической структуре  представителями любой социальной группы общества;

       • конкурентным характером отбора;

       • высокими требованиями к личным качествам  и способностям претендентов на руководящие  должности.

       Такая система способствует тому, что на самый верх, в политическую элиту  общества попадают люди способные, волевые, профессионально грамотные, знакомые с механизмом власти не "издали", а "изнутри".

       Однако  тенденции есть тенденции. Поэтому  не следует думать, что в политической элите бывшего СССР не было одаренных  политиков, профессионалов высокого класса, людей умных и одаренных, которые  даже в той сложной атмосфере  тоталитаризма сумели немало сделать  для Отечества. Не следует также  думать, что формирование и воспроизводство  политической элиты в США, Англии, ФРГ и других государствах происходит исключительно в соответствии с  названными выше демократическими принципами. Как, например, объяснить, что подавляющее  большинство политической элиты  этих стран составляют выходцы из семей крупных собственников? Чем  можно объяснить, что в целом  непропорциональность представительства  различных социальных слоев общества в политической элите обычно растет по мере повышения статуса занимаемой должности? На нижних этажах политической пирамиды низшие слои представлены значительно  шире, чем в верхних эшелонах власти.[2; c 59-60] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       4. Особенности формирования элиты в досоветской Белоруссии.

       Политическая  элита в Белоруссии более всего заслуживает названия «политический класс». Традиционные представления об элите в западной политологии связаны с тем, что власть и ее привилегии возникли в странах Запада как результат обладания собственностью на средства производства. В России ситуация была иной: наличие монопольной власти здесь всегда обеспечивало и обладание национальной собственностью.

Информация о работе Политическая элита