Политическая культура и идеологические процессы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 19:54, реферат

Описание работы

Необходимость изучения идеологии государства, политического сознания и политической культуры диктуется также потребностями в прогнозах политического поведения людей, без чего невозможна результативная практическая политика.
Об идеологии Белорусского государства и его политической культуре я сейчас расскажу подробнее.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Идеологические процессы в Республике Беларусь 4
2. Политическая культура Республики Беларусь 9
3. Взаимодействие политической культуры и идеологии Белорусского государства 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
Список использованных источников: 19

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 56.11 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Историко-филологический факультет

Кафедра отечественной и всеобщей истории

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине

«Идеология  Белорусского государства»

по теме:

«Политическая культура и идеологические процессы

в Республике Беларусь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                        Проверил:

Шабанова Ксения Михайловна              Глазырин Сергей Евгеньевич

Группа: 11-ИСз                                        преподаватель,

                                                            магистр исторических наук

 

 

 

 

Полоцк

2011

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Идеологические процессы  в Республике Беларусь 4

2. Политическая культура Республики Беларусь 9

3. Взаимодействие политической культуры и идеологии Белорусского государства 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

Список использованных источников: 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политическая культура и  идеологические процессы в Республике Беларусь

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время все более актуальной становится проблема построения эффективной системы идеологической работы, идеологического процесса.

Существуют различные  мнения относительно того, какая идеология  наиболее соответствует исторической ситуации, состоянию политической культуры и задачам реформирования белорусского общества? Все чаще высказывается  предположение, что в ее основе это  должна быть социал-демократическая  модель развития общества. Действительно, можно полагать, что характерные  для социал-демократии эволюционно-реформистский  путь; компромиссность (все хорошее от капитализма и социализма), плюрализм различных форм хозяйствования будет способствовать становлению социально-ориентированной рыночной экономики; социал-демократическая модель демократии (демократия участия) - формированию гражданской культуры; а принцип паритета прав нации и личности - утверждению ценности суверенитета и государственного сознания. Однако идеологию общества не следует рассматривать как спущенную сверху государственную директиву. Это скорее продукт процесса взаимодействия различных идеологий, представляющих социально-экономические и политические интересы, ценности социальных групп белорусского общества. Поэтому идеология белорусского государства видится скорее как некий синтез компонентов социал-демократии, консерватизма и либерализма, в наибольшей мере выражающий потребности развития личности и общества.

Изучение идеологических процессов, политического сознания и политической культуры является непременной стороной познания политической жизни любого общества. Именно они во многом объясняют истоки, характер и особенности конкретной идеологии государства, политической системы, существующие в обществе политический режим, поведение общественных групп, динамику и направленность политических процессов. Необходимость изучения идеологии государства, политического сознания и политической культуры диктуется также потребностями в прогнозах политического поведения людей, без чего невозможна результативная практическая политика.

Об идеологии Белорусского государства и его политической культуре я сейчас расскажу подробнее.

 

 

 

 

  1. Идеологические процессы  в Республике Беларусь

 

Под идеологическим процессом  в самом общем виде следует  понимать реальный процесс функционирования идеологии как особой формы духовной деятельности в различных сферах общественной жизни.

Можно выделить две составляющие идеологического процесса – разработку идеологических доктрин и их практическую реализацию. Процесс производства идеологических доктрин базируется на тех же основаниях, что и духовное производство в  целом. Он предполагает наличие специально подготовленных людей умственного  труда, способных к осмыслению бытия  на уровне понятийно-категориального  мышления, соответствующих условий  их труда и т.п.

Сейчас в Беларуси решается задача построения демократического, правого государства. Именно с этой идеологической доктриной связывается  реформирование экономики (ставится задача сделать ее социально-ориентированной), политики (обеспечение гражданам  реальных, а не декларированных, прав и свобод и т.д.), духовной сферы (развитие национальной культуры, системы образования  и т.д.). Эта идеологическая доктрина работает на уровне индивида, социальных слоев, нации в целом. 
Идеологический процесс в Беларуси закономерен в том плане, что он не вымысел, не плод воображения политиков. Он так же объективен, так же реален как и другие социальные процессы, движущие силы человеческой истории. Но он имеет свои особенности. Прежде всего изменилась сама идеология. Граждане Беларуси отказались от марксистской идеологии как доктрины строительства коммунистического общества (об этом свидетельствуют результаты республиканских референдумов 1994 и 1996 года). В отличие от предыдущей исторической эпохи, мы признали наряду с общественной частную собственность, отказались от монополии марксисткой идеологии. За последнее десятилетие происходит активный процесс поляризации общества. С одной стороны, формируется слой богатых людей – банкиров, предпринимателей и др., с другой – малообеспеченных. Различные социальные слои общества определяются со своими политическими и идеологическими пристрастиями в многообразном духовно-идеологическом пространстве (а Конституция Республики Беларусь признает многообразие идеологий), пытаясь в нем отыскать отвечающую их запросам и интересам нишу. Пока этот процесс неупорядочен и напоминает броуновское движение. Но он идет. Происходит столкновение идеологических позиций не только в парламенте, но и на улице, в школе, в семье, что негативно отражается на политических устоях общества, общественной жизни в целом [1].

Отсюда вытекают две важных задачи. Первая связана с теоретической  разработкой доктрины. Разрабатываемая  идеология белорусского государства  для того чтобы выполнять интегративную  функцию, должна учитывать интересы не отдельных социальных групп, слоев, а интересы всей нации, т.е. она должна строиться на принципах, идеях, способных объединить отличающиеся друг от друга социальные группы (страты) в одно целое. Это непростая задача. Вторая задача, требующая решения, связана с наличием в нашем обществе реально функционирующих нескольких идеологий: наряду с идеологией белорусского государства в политической жизни белорусского общества функционируют и такие, как либеральная, либерально-демократическая, марксистская и др., имеющие своих многочисленных сторонников. Общество сталкивается с проблемой идеологического противостояния внутри страны. Но это противостояние выходит далеко за рамки нашего национального государства – ведь те или иные идеологии и их носители «подпитываются» из-за рубежа как материально, так и идейно (теоретически). Поэтому условия проведения в жизнь официальных идеологических установок в значительной мере отличаются от прошлой эпохи, когда в стране была признанной лишь единственная идеология. Это те новые реалии, которые приходится учитывать в идеологическом процессе в современных условиях. 
Вторая особенность идеологического процесса в белорусском обществе проистекает оттого, что в 90-е годы ХХ века, в период распада СССР, была полностью разрушена прежняя система идеологической работы – мощные государственные институты и подготовленные кадры (идеологический актив). Многие из прежних работников идеологического актива самого высокого ранга мгновенно переориентировались и стали активными разработчиками и пропагандистами либеральной идеологии. Поэтому в современных условиях для обеспечения идеологического процесса необходимо, прежде всего, воссоздать научно-исследовательские центры с высококвалифицированными кадрами, способными к теоретической разработке идеологической доктрины (национальной идеологии), учебные заведения для подготовки идеологических работников (идеологического актива), систему идейно-воспитательной работы. Таким образом, приходится почти заново создавать «идеологическую вертикаль», включающую в качестве важнейшего структурного элемента идеологическое ядро в трудовых коллективах. Достаточно сложная задача ложится на руководителей предприятий. Именно они обязаны быть «первыми идеологическими работниками» и ответственными лицами за состояние идеологических процессов в стране.

Коренным образом изменились и условия проведения идейно-воспитательной работы. Ее приходится вести не в  «тепличных» условиях, характерных  для прошлой эпохи, а в острой полемике со своими идейными оппонентами (ведь система «единомыслия» разрушена  и утверждена мировоззренческая  модель «плюрализма мнений»). Поэтому  требуется современная эффективная  система идеологической работы, высокий  уровень пропагандистского мастерства лекторов.

На идеологический процесс  в Беларуси сильное влияние оказывает  занятая по отношению к Беларуси жесткая позиция Запада, прежде всего  США, за проведение нашим государством независимой внутренней и внешней политики, его несогласием с выстраиваемой по разработанному в США сценарию модели однополюсного мира. Активное воздействие на идеологический процесс в нашей стране оказывает и западная масскультура, нетрадиционные религиозные культы мощным потоком хлынувшие в нашу страну в условиях открытости, свободы слова и печати. В сложившейся ситуации очень непросто отстаивать свои национальные святыни – устои, идеалы, ценности. Надо учитывать и то, что Запад имеет огромный опыт в разработке и проведении в жизнь разнообразных т.н. «социальных технологий», с которыми мы столкнулись лишь в последнее десятилетие. Но ведь за всеми этими социальными, психологическими разработками стоят конкретные люди, преследующие свои цели. Таким образом, мировой процесс стал более динамичным, противоречивым, непредсказуемым. И это в значительной мере влияет на идеологический процесс в Беларуси. 
Идеологический процесс – не какое-то абстрактное, случайное, а закономерное явление, связанное с жизнедеятельностью человека и общества. Он формируется на определенной ступени общественного развития. Можно утверждать, что идеологические отношения и идеологический процесс зародились еще в древних государствах – Древней Греции и Древнем Риме, хотя в развитых формах они выступают лишь с эпохи Нового времени. Идеологический процесс осуществляется проходя через сознание людей и специфически проявляется в массовом, групповом и индивидуальном сознании.

Массовое сознание – один из важнейших феноменов духовной жизни общества, оказывающий значительное влияние на другие сферы, прежде всего, политическую. Поэтому изучение механизма  формирования и функционирования массового  сознания весьма актуально. Знание этого  механизма позволяет более эффективно управлять мощными потоками энергии  различных слоев, активизировать или  же, наоборот, ослаблять их общую  активность. Это давно уже уяснили  политики. Во всяком случае, еще до нашей  эры многие государственные мужи понимали значимость общественного  мнения и стремились завоевать симпатию граждан. «Если в системе наказаний нет несправедливости, то в низах нет чувства озлобления», – утверждалось в тексте древнекитайского сборника «Гуань-цзы».

Особую актуальность данная проблематика приобрела в ХІХ и ХХ веках в связи с революционным и национально-освободительным движением.

Масса – это не множество  абсолютно разрозненных индивидов, а конкретная общность, т.е. сообщество, объединенное пусть не жестко, но в  единое целое, представляющее собой  относительно устойчивое образование, осуществляющее какую-либо деятельность, характеризующееся совместным поведением, более-менее согласованными целевыми установками, позицией и т.п.

Формирование масс в современных  условиях связано с общим процессом  массовизации в различных сферах жизнедеятельности человека – производственной, бытовой и др. Обычно различают такие виды масс, как большие и малые, устойчивые и неустойчивые, сгруппированные и несгруппированные, спонтанные и организуемые, активные и пассивные и т.д.

Именно массы являются субъектом массового сознания как  специфического рода общественного  сознания. Это важно подчеркнуть, так как иногда массовое сознание представляют в виде суммы индивидуальных или же групповых сознаний, что  является неверным взглядом на данную проблему. Массы не совпадают ни с индивидом, ни с группой, ни с  обществом в целом. Отсюда специфика  массового сознания.

Следует обратить внимание и на то, что в отличие от группового сознания, различные типы и виды массового сознания не могут быть жестко привязаны к тем или  иным социальным общностям. Различные типы и виды массового сознания в целом свойственны многим массам (так, например, заполонившие в начале 90-х годов наши телеэкраны латиноамериканские сериалы «пленили» своей зрелищностью, прежде всего, любителей кино. Но они же вскоре «пленили» и читателей, а также многих поклонников театра. 
Духовно-идеологический процесс не может осуществляться вне и независимо от обыденного (массового) сознания, социальной психологии, характеризующейся эмоциональной, чувственной стороной. Общественная психология – древнейшая сфера духовной жизни общества, формирование и функционирование которой неразрывно связано с процессом становления человека как существа разумного. Идеология как систематизированное общественное сознание имеет не столь древнюю историю – ее возникновение относится к рабовладельческому обществу. Несмотря на существенные различия между идеологией и социальной психологией есть тесная связь, которая со всей определенностью проявляется в процессе формирования человека. Об этом говорил еще Г.В. Плеханов. «Нет ни одного исторического факта, – писал он, – который своим происхождением не был бы обязан общественной экономии; но не менее верно и то, что нет ни одного исторического факта, которому не предшествовало бы известное состояние сознания. Отсюда – огромная важность общественной психологии. Если с нею необходимо считаться уже в истории права и политических учреждений, то без нее нельзя сделать ни шагу в истории литературы, искусства, философии и проч.» [2, с. 146]. Это обстоятельство важно учитывать в идейно-воспитательной работе, обращать внимание не только на теоретическую, но и на чувственно-эмоциональную сторону воспитательного процесса.

Идеология воздействует на человека отнюдь не в чистом виде. Она  представляет лишь часть социальных связей и отношений, окружающих человека, – ведь на человека помимо идеологии  воздействуют общественная психология, духовная культура настоящего и прошлого, многие другие факторы. Поэтому при изучении характера воздействия идеологии на индивида необходимо учитывать среду. Интересно отметить, что эти вопросы были затронуты русской общественной мыслью еще во второй половине ХІХ века. Много внимания уделяли им революционные народники, пытавшиеся выйти за пределы чисто теоретических рассуждений и связать непосредственно революционные идеи с практикой революционной борьбы, привнести революционное сознание в крестьянские массы. История доказала обреченность этих шагов.

Информация о работе Политическая культура и идеологические процессы в Республике Беларусь