Политическая культура и идеологические процессы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 19:54, реферат

Описание работы

Необходимость изучения идеологии государства, политического сознания и политической культуры диктуется также потребностями в прогнозах политического поведения людей, без чего невозможна результативная практическая политика.
Об идеологии Белорусского государства и его политической культуре я сейчас расскажу подробнее.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Идеологические процессы в Республике Беларусь 4
2. Политическая культура Республики Беларусь 9
3. Взаимодействие политической культуры и идеологии Белорусского государства 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
Список использованных источников: 19

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 56.11 Кб (Скачать файл)

Преобразующая роль политической культуры и идеологии особенно актуальна  для переходного общества. Переход  от командной экономики к рыночному  хозяйствованию, от авторитарной политической системы к правовому государству  требует коренных изменений самой  политической культуры, формирования ценностей, норм поведения, адекватных рыночной экономике и плюралистической демократии. Существующая политическая культура является естественным основанием оптимальной модели развития, ибо  базовые ценности, традиции, национальные особенности определяют характер, глубину, темп и направленность преобразований. Одновременно эта интегральная идеология  выступает важным средством формирования адекватной политической культуры, так  как определяет направленность социализации (прежде всего молодежи). Именно идеология  способна выявить, актуализировать  те аспекты ментальности, которые  способствуют формированию новой культуры.

Политическая культура каждого  политического сообщества имеет  свои особенности, обусловленные ментальными  характеристиками народа, исторической судьбой, спецификой этногенеза, политическим опытом, религиозным, геополитическим и другими факторами.

Исследователи политической культуры отмечают, что в переходном обществе политический выбор граждан  носит преимущественно психологический, а не идеологический характер. Поэтому  анализ свойств менталитета социума  целесообразно использовать для  понимания содержания и типа отечественной  политической культуры.

В качестве базовых параметров менталитета можно выделить следующие  дихотомические пары психологических  свойств человека:

- экстроверсия-интроверсия (показатель преимущественной направленности индивида либо на внешние объекты, либо на явления его собственного субъективного мира);

- рациональность-иррациональность (критерий целеполагания, принятия решений на основе прагматического интереса, логики, знаний, информации или благодаря чувствительно-эмоциональным реакциям, опираясь на мифы, стереотипы);

- экстернальность-интернальность (предрасположенность индивида к внешней форме локуса контроля - приписывать происходящего внешним факторам или внутренней - ответственность за происходящее в его жизни человек принимает на себя);

- интенциональность-экзекутивность (характеристика мотивационного механизма: наличие целеустремленности и воли или апатичность и бездеятельность).

Анализ выроженности этих ментальных свойств в политической сфере позволяет глубже понять механизм формирования и функционирования политической культуры конкретного социума.

Беларуси свойственна  интровертная черта политической культуры. Это проявляется в консерватизме, как в быте, так и в политике; низком уровне социальности: люди больше тяготеют к малым группам, нежели к большим (партии, общественные организации национального уровня); Поэтому белорусский социум не готов к быстрым и радикальным переменам. Это служит одной из причин более медленного реформировании политики и экономики в Беларуси.

Если рассмотреть политическую культуру белорусов в рационально-иррациональном измерении, то она преимущественно  иррациональна, ибо слабо развита  нормативность поведения. Белорусы не привыкли строго придерживаться правовых (рациональных) норм, а отдают предпочтение моральным регуляторам, в основе которых субъективное толкование понятия, правда, справедливость. Хотя идея социального  порядка, законности является приоритетной в массовом сознании, ее реализация рассматривается как исключительно  прерогатива государственных органов, а не способность граждан к  самоорганизации и жить согласно своих прав и обязанностей. Низкое правовое сознание - одна из главных проблем современной политической культуры. В иррациональной культуре белорусского общества эмоциональность доминирует над прагматичностью, что ведет к замкнутости, мешает социальному взаимодействию, ограничивает альтернативные варианты в отстаивании собственных социально-политических интересов. Массовое сознание с иррациональной чертой склонно к восприятию и творению различных мифов, причем независимо от идеологической ориентации.

Социологическое исследование белорусских ученых показали, что  даже при оценке социально-экономического развития других стран преимущество отдается эмоционально-окрашенному  критерию «свои - чужие», а не более рациональному «хорошее - плохое». При необходимости выбора между «хорошим и чужим» и «плохим, но своим» векторами, осторожные белорусы, скорее всего, предпочтут «плохой, но свой» вектор. Это необходимо учитывать при использовании внешнего опыта в разработке своей концепции реформирования общества. Наибольший эффект скорее всего будет от заимствования позитивного опыта «своих» - России и Украины и проблематично рассматривать позитивные перемены в восточноевропейских и прибалтийских странах («чужие») как фактор развития политического сознания большинства нашего населения.

Нельзя однозначно сказать  о преобладании в менталитете  белорусов интернальной или экстернальной черты. На индивидуальном уровне заметно проявление первой (поиск причин неудачи в себе и ликвидировать негативные следствия самостоятельно). Но низкий уровень социальной интегрированности приводит в кризисных ситуациях к типичному для экстернальности пассивному ожиданию или панической суете и эмоциональной категоричности по отношению к политическим оппонентам. Экстернальная черта не позволяет ее носителям занять твердую позицию, и поэтому белорусские политики и избиратели часто выбирают между «большим и малым злом» [6].

В современной политической белорусской культуре преобладает  экзекутивная черта. В политике это проявляется в доминировании созерцательного способа поведения над активным. Социумы с такой чертой апатичны, легко поддаются внешнему влиянию, имеют потребность в сильном и волевом союзнике. Это приводит к тому, что выгодные позиции на международной арене занимают конкуренты.

К сожалению, крайне неблагоприятные  условия привели к утрате многих демократических традиций. Опустошительные  войны, многовековое отсутствие своего государства, полонизация и русификация XVII - XX вв., революции и “классовая борьба”, религиозная “разорванность” народа, господство тоталитарного режима в значительной мере деформировали белорусский менталитет. Так, негативный многовековой опыт существования в крайне неблагоприятных условиях, не поддающихся изменениям, сформулировал способность к особой приспособляемости к внешним условиям, подстраиваться под среду, а не изменять ее. Поэтому толерантность приобретает негативное содержание для его носителя, трансформируется в долготерпение как способ выживания, а законопослушность - в покорность власти, патриотизм и гордость за свою культуру, историю - в пренебрежительное отношение к своему и стремление присоединиться к более развитой культуре. И все же белорусский народ оставался верен своей земле. В отсутствии культурной коммуникации и государственности именно понятие “тутэйшыя” (связь с землей) служило выражением своей самобытности, непохожести на другие народы.

При рассмотрении политической культуры современного белорусского общества необходимо учитывать, что с конца XVIII в. Беларусь стала неотъемлемой частью Российского государства, а  в XX в. - СССР. Влияние российской политической культуры не могло не оставить свой отпечаток на политическое сознание и поведение белорусов. Напомним, что в триаде: государство - общество - личность доминантой в России первое. В российской традиции государственная  власть представляется как абсолютная (тяга к единовластию) и авторитарная, ибо сильная государственная  власть рассматривается источником стабильности и порядка, защитником и покровителем населения. Индивиду и обществу отводится пассивная  роль. Их субъективность определяется самим государством. Иерархия ценностей  строится сверху вниз - ценности соборности, коллективизма имеют приоритет  над ценностями индивидуализма и  свободы. В Российском государстве  отсутствовали консенсусные технологии власти в рамках закона и конституции, социальное и политическое насилие со стороны государства было не ограниченно и бесконтрольно. Поэтому использование в политических конфликтах силовых методов и элитой, и населением воспринималось как естественное состояние и норма. По отношению к власти сформировалось амбивалентное отношение: с одной стороны, это иррациональный авторитет власти, завышенные ожидания от власти, ее мистификация, персонификация, склонность к харизматическому восприятию политических руководителей; с другой стороны, недоверие по отношению к государственным институтам, страх и ненависть к власти.

Сильное воздействие на политическую культуру в XX в. оказала практика строительства  и функционирования социалистического  общества, а также монопольное  господство коммунистической идеологии. Это нашло отражение в утверждении  коллективистских этатистско-патерналистских ценностей, отказе от принципов индивидуализма и рыночных механизмов и замене их эгалитаристскими (уравнительными).

Неспособность конкурировать  с капиталистическими странами обусловили необходимость перестройки в  СССР, которая положила начало социальной трансформации всей социалистической системы.

Последовательность перемен  определяется наличием мощных реформистских  сил. У нас переменны были обусловлены, прежде всего, внешним фактором, роль которого остается решающей и сейчас.

Большинство населения с  надеждой встретили новые идеи (рынок, демократия, суверенитет), рассматривая их, прежде всего в качестве символов материального благополучия, а не инструментальных ценностей. Сохранились прежние стереотипы о том, что государство должно заботиться о светлом будущем народа: раньше коммунистическим, теперь рыночном. Между тем, и суверенитет, и рыночные механизмы, и демократические процедуры полноценно функционируют и показывают свои преимущества через индивидуальное участие (субъектность) большинства населения. Однако понятными нормами и эффективными моделями поведения общество не было обеспечено. К новым условиям смогли адаптироваться самые предприимчивые, энергичные, психологически сильные и способные к переменам люди. Позитивные ценностно-рациональные ориентации сформировались у той части общества (интеллигенция, молодежь), которая на интеллектуальном уровне смогла осознать превосходство новых ценностей. У большинства же населения после столкновения с негативными социальными последствиями экономического кризиса происходит резкое падение демократических, прорыночных настроений (видимо, они были преимущественно эффективными) и растет ностальгия по советским ценностям. Негативному восприятию курса на перемены содействовал и пример реформирования российской экономики по либеральному сценарию. Находясь в едином информационном пространстве, население Беларуси как бы сопережило все перипетии своих соседей.

Понятно, что такие обстоятельства социально-экономической и политической жизни не способствуют формированию демократической политической культуры в широких слоях населения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Можно сделать вывод, что в Беларуси пока что отсутствует единая политическая культура и характерная для переходного общества фрагментарность. Преобладает патриархально-подданническая субкультура, социальными носителями которой являются социально-слабые слои и люди, работающие в структурах государства. Важнейшей чертой этой культуры является политическая бессубъектность. Вторая субкультура формируется вокруг ценностей, отражающих потребности развития общества. Ее носители - молодежь, предприниматели, интеллигенция. Можно отметить социальные группы, где доминируют ценности этих субкультур. Старшее поколение выступает за порядок - молодежь - за свободу и индивидуальные права; социально слабые слои - за государственное регулирование на цены - наиболее адаптированные (предприниматели, средние слои) - за рыночную модель; лица низкого социального статуса и образования за объединение в единое государство; лица с высоким социальным статусом и образованностью - за суверенитет. Основная линия размежевания политическо-культурного поля Беларуси - этатистско-патерналистская направленность или инициативная, предпринимательская позиция личности.

Сейчас национальная идея должна базироваться на признании белорусами всех граждан РБ вне зависимости от их языка, культуры, религии, политической идеологии и т.д. У всех нас общая Родина, общая судьба, общие коренные интересы, равные права и обязанности.

Важнейшая задача всех граждан  страны на современном этапе - это  сохранение и укрепление независимости  Беларуси. Динамика процесса становления  государственности и граждан  нового государства взаимосвязанный  процесс: 1) от каждого человека требуется  самоопределиться и осознать ответственность  за состояние дел в государстве; 2) государство должно заслужить  доверие своего народа. Устойчивость и перспектива общества строится на логике развития личности. Будущее  у того государства, которое сможет предоставить своим молодым гражданам  “жизненное пространство” для самореализации.

Осмысление ментальных особенностей и исторически сложившихся ценностей  политической культуры Беларуси позволяет  понять существующую сейчас нормативную  модель взаимоотношений «личность - общество - государство» и оценить  возможности той или иной модели развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

  1. Vtor.info [Электронный ресурс] / Политическая культура и идеологические процессы – Электрон. дан. –– Режим доступа: http://vtor.info/index.php?option, свободный. – Яз. рус.
  2. Основы идеологии белорусского государства : учеб.-метод. пособие / В.В. Шинкарев, Г.В. Корзенко, С.П. Романова и др.; под общ. ред. В.В. Шинкарева. – 3-е изд. перераб. и доп. – Минск: БГПУ, 2008. – с. 146
  3. Мельник, В. А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы/В. А. Мельник; науч. ред. П. Г. Никитенко. — 2-е изд. испр. и доп. — Минск: Тесей, 2003. — С. 94–95.
  4. Политическое управление [Электронный ресурс] / Понятие политической культуры – Электрон. дан. –– Режим доступа: http://orags.narod.ru/manuals/politupr/20.html, свободный. – Яз. рус.
  5. Русский гуманитарный интернет-университет/ Политическая культура – Электрон. дан. –– Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/pugachev_politolog/polit18.aspx, свободный. – Яз. рус.
  6. БИП – студенческий сайт/ Политическая культура и идеологический процесс – Электрон. дан. –– © 2012 БИП — студенческий сайт | bip-ip.COM – Режим доступа: http http://bip-ip.com/?tag=politicheskaya-kultura-i-ideologiches, свободный. – Яз. рус.
  7. Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» // НРПА.-2000.-№ 8.-2/137.
  8. Кузнецов В.Н. Идеология: социологический аспект. Учебник. М.: Книга и бизнес, 2005-816 с.

Информация о работе Политическая культура и идеологические процессы в Республике Беларусь