Политическая культура и идеологические процессы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 19:54, реферат

Описание работы

Необходимость изучения идеологии государства, политического сознания и политической культуры диктуется также потребностями в прогнозах политического поведения людей, без чего невозможна результативная практическая политика.
Об идеологии Белорусского государства и его политической культуре я сейчас расскажу подробнее.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Идеологические процессы в Республике Беларусь 4
2. Политическая культура Республики Беларусь 9
3. Взаимодействие политической культуры и идеологии Белорусского государства 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
Список использованных источников: 19

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 56.11 Кб (Скачать файл)

Все богатство взаимосвязи  и взаимодействия культуры, идеологии  и индивида выявляется на теоретическом  уровне общественного сознания: эти  взаимосвязи наполняются новым  содержанием, они проявляются как  возрастающее осознание личностью  закономерностей объективных процессов  и явлений общественного развития; как целенаправленное, сознательное освоение и развитие духовной культуры в формировании духовного мира личности; как анализ путей совершенствования  духовного мира личности.

Важнейший объект идеологического  воздействия – групповое и  индивидуальное сознание. В отличие  от массового сознания, представляющего  собой конгломерат разнообразных  идей, ценностных установок и ориентаций, идеалов, т.е. разорванного, противоречивого, неустойчивого, групповое сознание базируется на более-менее одинаковых представлениях о жизни, нормах поведения, ценностях. Поэтому духовно-идеологический процесс на уровне группового сознания более целенаправлен и предсказуем. Им легче управлять, поскольку поведение малых групп основательно исследовано социальной психологией. Духовно-идеологические процессы протекают и на уровне индивидуального сознания, являющегося уникальным феноменом, своего рода «культурной самоидентификацией» личности. Цель идеологической работы – комплексно охватить все уровни сознания жителей Республики Беларусь. 
Ученые-гуманитарии в последние годы довольно скептически относились к проблеме государственного регулирования социальными процессами. Механизм общественного развития в современных концептуальных идеях чаще всего представлен как саморазвитие, а то и вовсе как стихия. Однако социальная практика последних лет опровергла многие либеральные идеи и все более убеждает нас в том, что из «перестроечного хаоса» общество не в состоянии самостоятельно выбраться. Регулирующую роль государства и других социальных институтов признают во всем мире и в той или иной степени ее используют независимо от типов государственного устройства и форм правления. Весьма значимо воздействие государственных органов управления на идеологический процесс. Не кто иной, а именно государство определяет цель, разрабатывает стратегию и тактику идеологического процесса, обеспечивает его необходимыми материальными и интеллектуальными ресурсами, т.е. планирует, координирует и контролирует идеологическую работу. Делается это во всем современном мире. Другой вопрос, что идеологическая работа на уровне государственных институтов, как правило, не афишируется. Но от этого суть проблемы не меняется: идеологическая работа проводится целенаправленно и масштабно как на уровне теоретического (в школах, колледжах, вузах), так и массового (печать, кино, массовые официальные и развлекательные мероприятия и т.п.) сознания. Задача более активного и, главное, более эффективного воздействия государства на идеологический процесс поставлена и в нашей стране. [3, 94-95] В частности, на состоявшемся в марте 2003 года постоянно действующем семинаре работников республиканских и местных государственных органов, посвященном вопросам идеологической работы, перед государственными институтами были поставлены конкретные задачи. Сделан главный вывод, суть которого сводится к тому, что «независимую, сильную, процветающую страну без понятной людям идеологии белорусского государства или государственной идеологии мы не построим»1 и поэтому идеологической работой «должны заниматься кадры всех уровней: от Президента до председателя сельского Совета, от министра до мастера»2. Обращено внимание на необходимость приведения в систему идеологической вертикали, более целенаправленной идеологической работы СМИ, профсоюзных организаций, Белорусского республиканского союза молодежи, Советов, информационно-пропагандистских групп.

 
2. Политическая культура Республики Беларусь

 

Сегодня Беларусь, как и  другие посткоммунистические страны, находится в стадии социальной трансформации. Общий вектор перемен не снимает проблему выбора наиболее оптимальной концепции реформирования общества. Особенности политической культуры, специфика менталитета, отличия мотивационного механизма - это те духовные компоненты, без учета которых самый передовой опыт не может быть успешно реализован. Именно через эту призму (взаимодействие с идеологией) весьма актуально еще раз более пристально и в теоретическом, и в практическом плане взглянуть на феномен политической культуры.

В настоящее время имеется  множество определений политической культуры, отражающих различные подходы  и точки зрения относительно этого  явления. Английский политолог Д. Каванах систематизировал теоретические представления о политической культуре. К первой группе он отнес психологические интерпретации политической культуры, характеризующие ее как совокупность внутренних ориентаций человека на политические объекты и ограничивающие ее сферой политического сознания и политической психологии (Г.Алмонд, С.Верба); вторую группу составили объективистские подходы, раскрывающие содержание политической культуры через нормативные требования, санкционированные образцы поведения граждан и групп (Т.Парсонс, Д.Истон); в третью группу были включены интерпретации политической культуры, включавшие в себя психологические установки и соответствующие им формы поведения; четвертую группу составили представления, трактующие политическую культуру как гипотетическую нормативную модель желаемого поведения и мышления, как качественный уровень состояния политической системы и субъектов политики. Различные подходы не противоречат, а скорее дополняют представление о политической культуре.

Политическая культура есть исторически сложившиеся, относительно устойчивые политические представления, убеждения, ориентации, а также обусловленные ими модели и нормы политического поведения, проявляющиеся в действиях субъектов политических отношений.

Политическая культура - явление полиструктурное, многоуровневое. Поэтому существуют различные подходы в структурировании политической культуры. Психологическое направление в изучении структуры политической культуры личности использует понятие политической ориентации. Оно означает ценностную и мотивационно детерминированную систему представлений личности о целях и средствах политической деятельности, определяющих направленность поведения.

Политической культуре свойственны  определенные функции в политической жизни. К важнейшим из них можно отнести следующие:

- ИДЕНТИФИКАЦИИ, раскрывающей  постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определение приемлимых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

- ОРИЕНТАЦИИ, характеризующей  стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

- АДАПТАЦИИ, выражающей  потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

- СОЦИАЛИЗАЦИИ, характеризующей  обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

- ИНТЕГРАЦИИ (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам  возможность сосуществования в  рамках определенной политической системы, сохранения целосности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;

- КОММУНИКАЦИИ, обеспечивающей  взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

В различных исторических условиях - чаще всего при нестабильных политических процессах - некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно снижаться коммутикативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего будет неизбежно обостряться полемика между различными общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. Сдругой стороны, в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях [4].

Структурные компоненты политической культуры можно рассматривать на следующих уровнях:

1)   ментально - поведенческом (ценности, нормы, способы поведения);

2)   ментально - духовном (наука, идеология, психология, язык);

3) качественное состояния функционирования институтов и форм политического взаимодействия - элементы культуры парламентаризма, государственного, муниципального управления, сотрудничество и конкуренции.

Политические ценности - это убеждения относительно целей, которые субъекты политики должны реализовать. Они охватывают те явления, которые  являются предметом определенных интересов, потребностей, ожиданий. Это власть, государство, нация, политические свободы, социальная справедливость, правопорядок суверенитет, мир. Набор политических ценностей у субъектов приблизительно одинаков, однако они имеют различное содержание и иерархичность. Различное измерение зависит от исторической эпохи, типов общества и политической системы, а так же идеологии.

Политическая культура на идеологическом уровне включает ценности, наиболее укоренившиеся в обществе идеологий: коммунистической, социал-демократической, консервативной, либеральной, национальной, фашистской. В рамках той или иной идеологии существует разная оценка фундаментальных ценностей. Так либеральная идеология обращает внимание на права личности, консервативная на единении прав нации и личности, фашистская - на приоритете прав нации и государства над правами личности. Поэтому на основании ценностей политической культуры можно составить представление об идеологических ориентациях людей и социальных групп.

Ценности сообщества на практике реализуются через нормы, которые  имеют собственно политический, правовой и моральный характер. Они определяют общепринятые требования - правила  поведения субъектов политического  действия. Нормы являются внутренними, автономными регуляторами поведения, ценностями инструментального порядка. Поэтому их выработка и усвоение более сложный и длительный процесс (апробация на собственном опыте), чем принятие ценностей-идеалов  на вербальном уровне. Этим объясняется  противоречивость сознания и поведения  людей переходного общества - позитивное восприятие ценностей западного  общества, но в индивидуальном поведении  следование нормам старого строя.

Следующим элементом политической культуры есть политическое действие и поведение.

Идеология призвана обосновывать и оправдывать определенные социальные действия, мобилизует и вдохновляет  массы на их реализацию. Поэтому  можно утверждать, что она стимулирует  разнообразные типы политического  поведения: автономный (самостоятельный) или мобилизационный (инициированный властью); открытый (публичный) или закрытый (в рамках политических институтов); нормативный или девиантный (отклоняющийся от существующих норм); традиционный или инновационный.

На общественном уровне политическая культура в ментальной плоскости  охватывает психику, науку, язык и идеологию. Здесь идеология выступает в  качестве самостоятельного компонента, непосредственно взаимодействуя с  другими.

Важными элементами политической психики являются архетип, миф, стереотип, символ.

Политическая идеология  выражает ценности, интересы групповых  субъектов политики. Ограниченность идеологии состоит в том, что  зависит от интересов тех или  иных общественных групп, формирует  ценности и нормы, характерные тем  группам. Идеология апеллирует как  к иррациональным, так и рациональным элементам массового сознания. Поэтому  идеология часто формирует мифы, оживляет архетипы и стереотипы для  утверждения своих ценностей  или берет на вооружение научные  концепции и теории.

Современные политические идеологии  в условиях политической конкуренции  все больше прибегают к использованию  науки. Политические науки (политология, политическая социология, политическая психология, история) стремятся выяснить политическую реальность с позиции  научной истины, а не определенных интересов. Политический язык как универсальный  способ политического мышления и  ценностей характеризует каждый элемент политической культуры. Особенности  языка дают возможность выявить  тип политического режима, характер идеологических ценностей, эмоционально-волевое  настроение субъектов политики.

 

  1. Взаимодействие политической культуры и идеологии Белорусского государства

 

Общие рамки взаимодействия политической культуры и идеологии  определяются их функциональным предназначением  в обществе. Многие функции идеологии (нормативно-регулятивная, коммуникативная, интегративная, социализации, адаптации, идентификации) совпадают с функциями и политической культуры, другие функции (легитимация власти, конструирование - модель будущего, компенсаторная - вера в лучшее) характеризуют идеологию, прежде всего в качестве инструмента политической борьбы. Конкретные варианты взаимодействия зависят от социально-экономической и политической ситуации, правящего режима, тенденций исторического развития. В различных условиях одни функции могут ослабевать, другие актуализироваться, а политическая культура и идеология могут оппонировать друг другу и разновекторно воздействовать на общество или взаимодополняться в одном направлении.

В целом политическая культура и идеология способны оказывать  тройственное влияние на политические процессы и институты:

1. сохранять прежнюю структуру  властных отношений, устойчивость  политической системы;

2. порождать новые формы  социальной и общественной жизни;

3. комбинировать элементы  прежнего и перспективного политического устройства [5].

Консерватизм культуры служит защитным механизмом, как от непредсказуемых  радикальных обновлений общества, так  и стремления реакционных сил  повернуть колесо истории вспять. Политическая культура как бы выполняет роль иммунной системы общества против экстремистских идеологий (фашизм, шовинизм, фундаментализм), которые представляют угрозу общечеловеческим ценностям. Однако в кризисные периоды развития общества при недостаточной политической зрелости населения не исключено утверждения в общественном сознании идеологии насилия. Это ведет к свертыванию культурного пространства политической жизни, политическая идеология подменяет ценности, нормы культуры. Оправдывается все, что служит реализацией новых идеалов (вплоть до массовых регрессий против своего народа). Традиционализм и инертность политической культуры могут быть сознательно использованы политическими силами, не заинтересованными в переменах (например, правящей бюрократией).

Информация о работе Политическая культура и идеологические процессы в Республике Беларусь