Политическая культура и политическое участие в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:22, реферат

Описание работы

В наше время существует множество определений Политики. В современную эпоху политика стала похожа больше не на управление, а на манипуляции со сложной иерархией элит и псевдоэлит, что подчинено многофакторной рефлексии на разноуровневые и многопрофильные сигналы (стимулы) в реальных условиях природных изменчивых факторов и поступков, в том числе и неадекватных поступков субъектов общества.
Политика - это деятельность органов власти, объединений граждан и отдельных лиц в сфере отношений между государствами, классами, нациями, большими группами людей, направленными на реализацию, отстаивание своих интересов и связанная с устремлениями к завоеванию, обладанию и использованию политической власти.

Содержание работы

1. Введение.
2. Понятие "политическая культура"
3. Сущность, содержание, функции политической культуры
4. Типология политических культур. Признаки современной политической культуры
5. Проблемы формирования политической культуры
6. Заключение
7. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат .docx

— 53.96 Кб (Скачать файл)

 

АНОВПОА МУМ «Международный университет в Москве»

Факультет управления крупными городами

Современная российская политика

 

 

Реферат на тему:

«Политическая культура и политическое участие в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 5 курса (УС)

Угорова Ася Юрьевна

 

 

 

 

 

Москва, 2012

 

 

 

 

 

Содержание

 

  1. Введение.
  2. Понятие "политическая культура"
  3. Сущность, содержание, функции политической культуры
  4. Типология политических культур. Признаки современной политической культуры
  5. Проблемы формирования политической культуры
  6. Заключение
  7. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В наше время существует множество определений Политики. В современную эпоху политика стала похожа больше не на управление, а на манипуляции со сложной иерархией  элит и псевдоэлит, что подчинено многофакторной рефлексии на разноуровневые и многопрофильные сигналы (стимулы) в реальных условиях природных изменчивых факторов и поступков, в том числе и неадекватных поступков субъектов общества.

Политика - это деятельность органов власти, объединений граждан  и отдельных лиц в сфере  отношений между государствами, классами, нациями, большими группами людей, направленными на реализацию, отстаивание своих интересов  и связанная с устремлениями  к завоеванию, обладанию и использованию  политической власти.

Политическая культура —  часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно  влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный  анализ политических систем мира.

Термин «политическая  культура» впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера.

Она имеет свой темп и динамику формирования, которые не совпадают с изменениями экономического и социального характера, хотя и испытывают их влияние. А мы постоянно наблюдаем в России процесс подтягивания естественного хода культурных изменений к желаемым.

Вопрос исследования политической культуры сегодня очень важен. Политическая культура оказала мощное влияние  на политическую науку и практику. Являясь совокупностью характеристик  общества, политическая культура помогает определить многое из того, что происходит в политике и в сферах, близких  к ней.

В целом же политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического  поведения, взаимодействия "власть - индивид - общество".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие "политическая культура"

 

 

Понятие политической культуры основывается на главных, привитых воспитанием  представлениях человека о политической власти. Именно исходя из этих представлений, член общества взаимодействует с государством, это стиль его поведения в области политики, самые устойчивые и неизменчивые черты его характера.

Политическая культура в  государстве сохраняется далеко не всегда. Ее нормы и правила  поддерживаются и принимаются не всеми группами общества. Там же, где основной формой взаимодействия становится насилие, несоблюдение основных прав человека, политическая культура гибнет вообще, уступая место иным взаимоотношениям граждан с властями. Один только XX век дал богатую  почву фашистским, расистским, шовинистическим  движениям и терроризму. Нынешнее состояние политической культуры России также нельзя назвать удовлетворительным. Я бы назвала это, скорее, «клинической смертью», и это создает в политике культурный вакуум, порождает процессы разрушения человеческого сообщества.

Можно сделать вывод о  том, что невозможно, чтобы все  граждане, участвующие в политике, строили свои отношения на правилах и образцах политической культуры, а потому реальные возможности политической культуры тоже разнятся, что мы и  наблюдаем. Так что в целом  она не является универсальным политическим явлением, пронизывающим все фазы и этапы политического процесса. Но можно надеяться, что при этом, развиваясь по собственным законам, в России она будет способна оказывать  влияние на формы организации  политической власти, строение ее институтов, характер межгосударственных отношений.

В наше время почти каждый человек зачастую решает "сердцем, а не головой", и не всегда его намерения совпадают с его действиями. Эти противоречия, которые вносятся в ход политической жизни общества, придают политической культуре внутреннюю противоречивость. Но такая противоречивость помогает одновременному поддержанию как активных, так и пассивных форм политического участия каждого члена общества.

В России индивид в шкале  политических влияний либо отсутствует, либо рассматривается, как нечто  вспомогательное. Индивид - средство, но это далеко не цель.

В основных ветвях российской народности господство подобной этики  и политической культуры на протяжении абсолютного большинства столетий ее исторического существования  безраздельно. Оппозиция "общество - личность" даже не возникала, и не потому, что была гармония и не было противоречий, а потому, что все противоречия разрешались в пользу целого. Система всегда имела превосходный инстинкт самосохранения. Любые возникавшие в России возможности вывести страну из деспотизма вступали в противоречие с национальными стереотипами политического поведения и моральными основами социальных взаимоотношений.

Но помимо политического  поведения одного человека, можно  выделить и политическое поведение  граждан в целом. Власть всегда стремится  выработать в обществе лояльное отношение  к собственной политике, хотя бы внешне, закрепляя нормы и стереотипы общения, придает особую значимость атрибутам государственности, например флагу, гербу, гимну. Тем самым политическая культура стремится объединить общество, обеспечить стабильность отношений  властной верхушки и остального общества. Характерно, что до сих пор ведутся  споры по поводу того, как должен выглядеть "истинный российский флаг". Это достаточно характеризует политическую культуру России как несформированную, стоящую на переходной ступени и  достаточно пассивную. Это говорит  о том, что в нашей стране каждый сам по себе. У нас нет единого  целого, которое будет стоять друг за друга. Мы сами разваливает то что построили, не уважая рядом живущих людей. Мы уничтожаем нашу культуру, съедая ее изнутри, из самого центра нашей великой страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сущность, содержание, функции политической культуры.

 

Политическая культура -- один из основных элементов, составляющих духовный потенциал общества. Она выражает суть социально-политической системы, определяет «правила игры» в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без политической культуры говорить о человеке как о социально значимой личности невозможно. Она отражает многообразие политической жизни и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Исследовать политическую культуру необходимо, так как это помогает выяснить социальные интересы и предпочтения граждан и социальных групп, степень осознания людьми их общественных задач и их практическую роль в политической жизни. Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры, как отдельной личности, так и общества в целом.

Из вышесказанного понятно, почему эта проблема столь широко исследуется политологами. В ее трактовке  существует самый широкий спектр мнений, определений. Это связано  с тем, что сама политическая культура -- развивающийся феномен, чутко реагирующий на изменения реалий современного мира, его политических и социально-экономических процессов. Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности, ибо, в конечном счете политическая культура зависит не от сиюминутных амбиций политических лидеров: она формируется на основе экономических и политических интересов и потребностей классов, социальных слоев, наций, т. е. больших социальных групп.

Вопросы политической культуры исследовали выдающиеся мыслители  прошлого: Аристотель, Макиавелли, Монтескье, Маркс, Спенсер, Вебер и др. А начало этой традиции положил Платон. Интерес  в этом плане представляет его  диалог «Протагор», в котором вопрос формулируется остро, дискуссионно: можно ли освоить государственные, гражданские добродетели, овладеть искусством государственного управления? Платон устами Сократа высказывает предположение, что ничему такому научиться нельзя. Афиняне, говорит он, в каждом конкретном деле (строительстве дома, корабля и др.) призывают мастеров этого дела и спрашивают их совета. Когда же вопрос касается политики, то всякий подает совет, будь то плотник, медник, сапожник, богатый, бедный, благородный, безродный; и никто его не укоряет, что, не получив знаний, не имея учителя, такой человек решается все же выступать со своим советом. В противоположность Сократу Протагор (глава софистов) считает, что можно овладеть искусством государственной мудрости и научиться быть хорошими гражданами. Справедливость, рассудительность, благочестие -- вот те, по его мнению, гражданские добродетели, которым люди учат друг друга: родители -- детей, учителя -- учеников, поэты -- слушателей и т. д. В XIX в., когда в обществе значительно возрастает интерес к политическим наукам, изучаемая нами проблема приобретает особое значение. Г. Спенсер, исследуя сложнейшие причинные связи между социальными явлениями, неоднократно подчеркивал, что политикам, вмешивающимся в социальные процессы, надо тщательно изучать их. Он отмечал роль знания как основы политической культуры и считал, что если овладение любым ремеслом требует обучения ему, то тем более это касается искусства политики.

Вебер специально исследовал вопрос политической этики как составной  части политической культуры и выделил  два типа ее: «этику идеи» и «этику ответственности». Первая подразумевает  бескомпромиссную нацеленность на реализацию определенного политического идеала невзирая на какие-либо побочные последствия. Вторая заключается в строгом учете всех последствий любого политического шага и в готовности отказаться от идеи, если ее реализация слишком тяжело сказывается на обществе. Сам Вебер был сторонником скорее «этики ответственности», чем «этики идеи».

Русский ученый начала XX а. И. А. Ильин считал политику инструментом, обеспечивающим наилучшие возможности  для культурного развития. Чтобы  воспользоваться этим инструментом, народ должен обладать государственно-политическим кругозором, глубоким пониманием задач  своей страны, высоким уровнем  сознания, в том числе и политического, выражающимся в образованности и  способности к самостоятельному мышлению, чувством собственного достоинства  и силой личного характера.

Политическая культура рассматривается  как один из компонентов политической сферы жизни общества, в которую  входят наряду с ней политические институты, избирательная система, политические партии, заинтересованные политические группы и др. Особенность  ее в том, что она концентрирует  внимание на базовых ценностях, эмоциональных  переживаниях и охватывает не столько  то, что происходит в мире политики, сколько взгляды, идеи, отношения, мнения по поводу политики.

 

Определений политической культуры чрезвычайно много -- от самых узких (по содержанию) до предельно широких. Пример широкой трактовки дает американский политолог Л. Пай. Он включает в содержание категории «политическая культура» такие понятия, как «политическая идеология», «национальный характер и дух», «национальная политическая психология» и «фундаментальные ценности народа». В структуре политической культуры можно выделить три группы элементов.

 

1. Познавательные элементы. Это -- знания о политике, которые составляют основу политической культуры. По мнению Г. Спенсера, политикам нужно прежде всего постоянное «изучение естественной причинно-следственной связи в отношениях между людьми, соединенными в обществе». Здесь имеются в виду знания, отражающие сущность политической действительности, тенденции ее изменения, основные черты. Показателем уровня политических знаний является политическая образованность, которая предполагает концептуальность, целостность, объективность знания, способность к политическому мышлению.

 

2. Эмоционально-оценочные  элементы: чувства, испытываемые  к политической системе, выраженные  в форме взглядов, политических  установок, оценок; суждения и  мнения о политике, социальная  позиция личности. Отношение к  власти, государству, политическим  институтам может быть как  позитивным, так и негативным. Во  всех цивилизованных странах  это отношение и все его  колебания постоянно изучаются  при помощи социологических исследований, опросов общественного мнения  и т. д.' Примером устойчиво  позитивного отношения к власти  является население Великобритании, страны, имеющей достаточно стабильную  политическую систему. Это отношение  основано на всеобщей вере  в добрую волю властей и  уверенности граждан в том,  что правительство будет пользоваться  властью в соответствии с установившимися  традициями и законом. Обобщенным  критерием эмоционально-оценочных  элементов политической культуры  является гражданственность. Г.  Алмонд и С. Верба назвали политическую культуру США и стран Западной Европы культурой гражданственности, так как она обеспечивает наиболее органичное сочетание свободы гражданина и стабильности политической системы.

Информация о работе Политическая культура и политическое участие в России