Политическая культура и политическое участие в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:22, реферат

Описание работы

В наше время существует множество определений Политики. В современную эпоху политика стала похожа больше не на управление, а на манипуляции со сложной иерархией элит и псевдоэлит, что подчинено многофакторной рефлексии на разноуровневые и многопрофильные сигналы (стимулы) в реальных условиях природных изменчивых факторов и поступков, в том числе и неадекватных поступков субъектов общества.
Политика - это деятельность органов власти, объединений граждан и отдельных лиц в сфере отношений между государствами, классами, нациями, большими группами людей, направленными на реализацию, отстаивание своих интересов и связанная с устремлениями к завоеванию, обладанию и использованию политической власти.

Содержание работы

1. Введение.
2. Понятие "политическая культура"
3. Сущность, содержание, функции политической культуры
4. Типология политических культур. Признаки современной политической культуры
5. Проблемы формирования политической культуры
6. Заключение
7. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат .docx

— 53.96 Кб (Скачать файл)

 

Легитимность -- признание гражданами своей обязанности подчиняться правительству, вытекающее из общей веры в добрую волю властей, из уверенности в том, что правительство пришло к власти законным путем и властью не будет злоупотреблять, а будет ею пользоваться в соответствии с установленными традициями и законом, а также интересами населения. Чем выше легитимность, тем меньше насилия и принуждения в обществе.

 

Процесс формирования в обществе перечисленных признаков политической культуры сложный и длительный. Большую  роль в нем играет политическая традиция, которая придает специфическое  конкретно-историческое и национальное содержание политическим ценностям: демократии, плюрализму и др. Такие черты политической культуры, как стремление к компромиссу, терпимость, предсказуемость политической поведения, неприятие догматизма, сложились  в разной степени в различных  странах Европы и других регионов мира.

 

Политическая культура всякого  общества объективно стремится к  консенсусу, т. е. к принятию всеми  членами общества единых ценностей, но реально это невозможно, поскольку  во всех обществах существует множество  подгрупп, имеющих различные политические ориентации, убеждения, взгляды и традиции. Поэтому гораздо чаще встречается такой феномен, как «политическая субкультура», которая воспринимает часть ценностей общей культуры, но базируется в основном на иных ценностях. Под политической субкультурой мы понимаем систему политических ориентации, убеждений и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Формируется она под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия, место жительства и др. Носителями политической субкультуры могут быть демократы, коммунисты, националисты, сторонники иных социально-политических ориентации.

 

Кроме понятий «политическая  культура общества» и «политическая  культура социальной группы (класса, нации  и др.)» существует понятие «политическая  культура личности». Политическая культура индивида основывается на политической культуре общества и группы, в которую  она входит, являясь их частью. Но в то же время личностное восприятие ценностей может не совпадать с принятым в данном обществе либо совпадать, но не в полной мере, т. е. политическая культура личности не полностью сводима к политической культуре общества в целом или социальной группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Проблемы формирования политической культуры.

 

С рождения каждый человек  обладает политическими правами, которые  по мере достижения определенных возрастных критериев расширяются. Но субъектом  политической культуры индивид становится не сразу, а лишь в результате политического  развития, которое протекает во взаимосвязи  с социальным, нравственным и профессиональным становлением его как личности. К  моменту получения права избирать у большинства граждан чаще всего  уже есть своя политическая позиция  и убеждения, сформировавшиеся на основе детского и юношеского опыта.

 

Развитие личности связано  с ее политической социализацией, под  которой подразумевается усвоение идей, взглядов и образцов поведения  в детстве и юности, обусловленных  политическим окружением, и формирование на этой основе необходимых личностных политических качеств, а также приобретение навыков политической деятельности. В процессе политической социализации людей происходит их взаимодействие с обществом, а социальным механизмом, обеспечивающим эту связь, является политическая культура общества. Главными агентами политической социализации выступают  различные общественно-политические институты: семья, школа, церковь, средства массовой коммуникации, политические партии и движения и пр.

 

Формирование политической культуры личности происходит при помощи социального механизма, который  представляет собой систему взаимодействующих  элементов и звеньев. Первым из этих звеньев является политический опыт. Личность формируется, усваивая определенную часть того опыта, который накапливается  в политической культуре общества или  группы. Прежде всего человек усваивает нормы, стереотипы и образцы политических ценностей. Формой выражения политического опыта является политическая традиция. Политическая традиция -- это особый вид социально-политической нормы. Она придает специфическое историческое, национальное, социальное содержание политическим ценностям.

 

Важным звеном механизма  формирования политической культуры является образование, которое подразумевает  построение системы знаний о социальной жизни и в этой связи о закономерностях  политической жизни.

 

Наиболее эффективным  средством преемственности и  трансляции политического опыта  и знаний являются язык и политическое сознание, которые выступают в  качестве информационной системы, интегрирующей, систематизирующей и моделирующей в своих нормах, ценностях и  критериях социально-политические отношения. Изменения в политическом сознании формируют у личности определенный тип политического мышления.

 

Процесс формирования политической культуры идет практически на протяжении всей жизни человека. Учеными разработаны  критерии, с помощью которых можно  измерить уровень политической культуры конкретной личности на данном временном  отрезке. Это эмпирически проверяемые  показатели, т. е. измерение происходит при помощи методов конкретного социологического исследования.

 

По мнению некоторых современных  политологов, высокий уровень политической культуры может быть лишь у тех, кто  непосредственно участвует в  политике, и чем более активно  это участие, тем уровень политической культуры выше. Вряд ли с этим можно  согласиться, во-первых, потому, что, как  показывает практика, далеко не все  люди, добровольно и сознательно  включающиеся в политику, обладают высоким уровнем политической культуры; во-вторых, потому, что все люди не обязаны заниматься политикой, это  удел прежде всего профессионалов. Всплеск политической активности граждан проявляется чаще всею периодически во время голосований (избирательной кампании) или как форма выражения недовольства чем-либо в политике властей. Вот в эти моменты наиболее ярко проявляется уровень политической культуры граждан. Поэтому критерий сформированности политической культуры индивидов можно определить не как степень регулярного участия в политике, а как возможность и готовность принять в ней участие цивилизованными методами по мере необходимости.

 

Назовем основные эмпирически  проверяемые показатели сформированности политической культуры личности.

 

Первый -- это политическое познание, поскольку полноценное участие человека в жизни общества невозможно без стремления его к информированности о своих политических правах, политической системе, системе управления и этот показатель распадается на частные показатели: а) уровень внимания к политическим событиям (исследования показали, что в более развитых странах уровень внимания выше); б) обладание информацией и наличие собственного мнения, например, способность определить лидеров политических партий и знание сути их программ; чем выше уровень политической культуры, тем теснее связь между уровнем информированности и наличием собственного мнения: в) уровень компетентности в сфере политики.

 

Второй показатель -- это отношение к политике и политической системе. Здесь важны следующие моменты: а) оценка деятельности властей (в развитых странах чаще большинство населения убеждено, что правительство способствует улучшению жизни, в менее развитых доля разделяющих эту точку зрения значительно меньше); б) частота обсуждения политических проблем с друзьями, родственниками, знакомыми и др. и уровень свободы в обсуждении: в) формы политической коммуникации, т. е. насколько люди ощущают свою безопасность, чувствуют, что они свободны поддерживать любые политические партии и силы, г) уровень национальной гордости за политическую систему страны, за ее успехи в разных областях, за положение страны на международной арене, ее экономическую систему, духовные и религиозные ценности, вклад в науку, в искусство и др. Алмонд и Верба в своей книге писали, что наибольший процент гордящихся своей политической системой в Великобритании и в США (85%), экономической системой-- в Германии (33%), ландшафтом -- в Италии (25%) и т. д.

 

Третий показатель -- это степень участия в политической жизни общества. Под этим мы подразумеваем:

 

а) уровень политической активности личности; б) формы участия в политической жизни, которые кажутся людям наиболее предпочтительными: в) участие в государственной политике или в органах местного самоуправления (исследования показывают, что избирают чаще второе, чем первое): г) степень веры людей в том, что они способны оказывать влияние на решения, принимаемые элитой, и выбор методов такого влияния: через политическую партию, неформальную организацию, юридические органы, суд, выборы и др.

 

На основе перечисленных  выше критериев проводились исследования уровня политической культуры во многих странах Западной Европы, в США, в  последнее время все более  практикуются подобные исследования и  в России.

 

Проблема формирования политической культуры наиболее актуальна в отношении  молодого поколения (старшеклассников, студентов и др.), поскольку молодежь находится в решающей стадии становления  личности, она наиболее подвержена всем веяниям, влияниям, течениям, наиболее восприимчива ко всему, что видит  и слышит. Молодежь нашей страны вырастает сейчас в обстановке свободы выбора, чего раньше не было, в том числе и выбора политических ценностей, пристрастий и идеалов; этот выбор сделать очень не просто. Произошли ломка многих представлений, крушение легенд, старых стереотипов. В этих условиях обществом и общественными институтами должны быть предприняты некоторые шаги практического характера, направленные на решение проблем формирования политической культуры молодого поколения.

 

Во-первых, формировать политическую культуру можно лишь на основе глубоких знаний о политике. Наука о политике является достижением мировой цивилизации  и изучается в большинстве  гуманитарных учебных заведений  мира. В нашем обществе необходимо создать больше возможностей и условий  для ее изучения, но делать это надо ненавязчиво, иначе неизбежна отрицательная  реакция. Элементы этой науки можно  органично вплести в школьную программу (в обществоведческий  цикл), в программы вузов, для желающих возможна организация углубленного изучения. Знания о политическом процессе можно нести через такие формы, как «круглые столы», диспуты, дискуссии  по актуальным вопросам политики, политклубы и др. Важно, чтобы это были не навязываемые извне формы работы, а добровольно организованные и поддержанные молодежью, интересные для нее. Ясно одно -- политическая культура может сформироваться только на базе знания о политике как о социальном явлении. Как писал Г. Спенсер, «из всех чудовищных заблуждений людей самое чудовищное заключается в том. что для того, чтобы овладеть.., например, ремеслом сапожника, необходимо долго учиться, а единственное ремесло, которое не требует никакой подготовки -- это искусство политики».

 

Во-вторых, формировать политическую культуру можно лишь на основе плюралистического  подхода. Общаясь с молодежью, желательно показывать разнообразие существующих мнений, взглядов, теорий, точек зрения на важнейшие вопросы социальной жизни. Только так можно сформировать у нее такие качества, как уважение к чужому мнению, толерантность, готовность к диалогу и компромиссу. Общественные институты, занимающиеся формированием политической культуры (средства коммуникации, система образования, семья и др.) обязаны помочь молодежи разобраться в многообразии политической информации, отделить существенное от несущественного, помочь приобрести устойчивые политические ценности, воспитать способность к выработке собственного мнения, умение самостоятельно политически мыслить.

 

В-третьих, современная молодежь стремится к объединениям, к формальным и неформальным организациям, что  вполне естественно, и создает их. Лучше, когда инициатива в этом деле исходит от нее самой. Представителям старшего поколения здесь важно проявлять лояльность и гибкость, поддерживать позитивные ростки, помогать молодым людям корректировать или изменять (если надо) вектор деятельности их движений от направленности «на себя» к направленности «на вне» (на общество, его проблемы). И само это уже будет способствовать выработке определенного отношения к обществу и станет одним из факторов формирующейся политической культуры.

 

В-четвертых, проблема политической культуры тесно связана с проблемой  нравственности. Бытует мнение, что  нравственность в политике проявляется  иначе и даже противоположна тому, как это принято в межличностных  отношениях. Вряд ли это верно: нравственные принципы одинаковы для всех сфер жизни и особенно важны в политике. Человек, включающийся в политический процесс, должен иметь адекватные представления  о добре и зле, о верности и  чести, о сострадании и помощи и др. Поэтому формирование нравственной и политической культуры молодежи должно осуществляться как единый процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Заключение.

 

 Политическая культура  существенно зависит от общей  культуры страны, многие социологи  и политологи подчеркивают принципиальные  различия политических культур  стран Запада и Востока. Согласно  другой точке зрения большее  влияние имеет степень доверия  между людьми и устойчивость  институтов. По устойчивости институтов общества делятся на теплые и холодные.

Холодные общества — это  такие общества, где существуют установленные  правила в политике. В них люди не нуждаются в налаживании личных отношений для разрешения стандартных  ситуаций. В таких обществах основное разнообразие институтов сосредоточено  на верхних уровнях их иерархии и  предназначено для разрешения сложных  ситуаций.

Теплые общества — это  такие общества, где отсутствуют  установленные правила в политике. Отсутствие действенного права вынуждает  перманентно обращаться к его  первоисточникам, в том числе  представлениям о справедливости, поэтому  справедливость, часто понимаемая как  всеобщее равенство доходов и  даже равное бесправие, занимает высокое  место в шкале ценностей. И  в то же время отсутствие регулятора справедливости (права, обычая и т. д.) очень часто ведет к большей  несправедливости и большему имущественному расслоению, чем в холодных обществах.

Информация о работе Политическая культура и политическое участие в России