Политическая культура и политическое участие в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:22, реферат

Описание работы

В наше время существует множество определений Политики. В современную эпоху политика стала похожа больше не на управление, а на манипуляции со сложной иерархией элит и псевдоэлит, что подчинено многофакторной рефлексии на разноуровневые и многопрофильные сигналы (стимулы) в реальных условиях природных изменчивых факторов и поступков, в том числе и неадекватных поступков субъектов общества.
Политика - это деятельность органов власти, объединений граждан и отдельных лиц в сфере отношений между государствами, классами, нациями, большими группами людей, направленными на реализацию, отстаивание своих интересов и связанная с устремлениями к завоеванию, обладанию и использованию политической власти.

Содержание работы

1. Введение.
2. Понятие "политическая культура"
3. Сущность, содержание, функции политической культуры
4. Типология политических культур. Признаки современной политической культуры
5. Проблемы формирования политической культуры
6. Заключение
7. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат .docx

— 53.96 Кб (Скачать файл)

 

3. Поведенческие элементы: различные формы участия граждан  в политической деятельности. Политическое  поведение -- это проявление широкой системы общественных отношений, в которой взаимодействуют политическая система, политические движения и партии, социальные и политические ценности, процессы политической социализации, социальная позиция личности и ее индивидуальное поведение.

 

Существуют различные  точки зрения на проблему участия  рядовых граждан в политической жизни общества. Интересна в этом плане «теория индустриальной политической демократии» Э. Фромма, который связывает нерешенные проблемы западного общества с политической пассивностью. По Фромму, активность является высшим критерием демократичности общества. «Участвуя в жизни общества, люди обнаруживают, что жизнь становится более интересной и стимулирующей. Действительно, подлинную политическую демократию можно было бы определить как демократию, при которой жизнь становится интересной». Он видит пути повышения активности личности в переходе от бюрократической структуры к методам гуманного управления, при которых развиваются самоактивность человека и его творчество, помогающие преодолеть или ограничить «злокачественную агрессивность» индивидов. Иную позицию занял видный британский политолог первой половины XX в. Г. -Д. Ласки, который считал, что контекст жизни, наиболее важный для большинства, -- это частный контекст, а полагать, что люди являются активными и постоянными политическими существами -- серьезная ошибка. С этой мыслью согласны Алмонд и Верба, которые всеобщее участие в политике считают утопией. В идеальной культуре гражданственности (по их мнению) активность и вовлеченность граждан в политику должны уравновешиваться некоторой долей пассивности и неучастия. Социологические исследования, проведенные ими, показали, что большинство американцев не считают политику предметом первостепенного внимания. Но в то же время значительное число американцев поддерживают идею необходимости участия каждого гражданина в делах общества и местных сообществ. Они убеждены, что располагают знаниями и средствами для того, чтобы повлиять на ход дел в стране (75% опрошенных) и на местном уровне (77%).

Аналогичные исследования проводились  и у нас. Они показали, что наибольшая часть россиян (примерно 70-80% взрослого  населения) участия в политической жизни практически не принимают. Регулярно принимают участие  в политических мероприятиях около 5% граждан, 15-20% -- бывают на митингах, демонстрациях: работают в политических организациях -- 1-2%.

Конечно, доля участия людей  в политических действиях не может  являться критерием уровня их политической культуры. Вполне естественно, что рядовые  граждане исключены из процесса принятия решений по вопросам «большой политики» (экономики, обороны и др.), поскольку  та находится в ведении центральных  властей. Воздействовать на политику, проводимую властями предержащими, рядовые граждане современного общества могут лишь как члены организованной группы. Здесь можно выделить две формы «права на участие» во власти: а) референдум (непосредственное участие граждан в осуществлении власти); б) голосование, являющееся одновременно актом формирования органов власти и выражения со стороны граждан своих политических предпочтении.

Кроме того, существуют другие формы политического участия (как  коллективные, так и индивидуальные выражают протест против каких-либо политических действий властей (либо -- реже -- их поддержку в противовес иным политическим силам). Среди этих форм участия можно назвать следующие: а) политические забастовки, митинги, демонстрации, бойкоты, пикетирование и др.; б) подписи под петицией; в) участие в деятельности политических партий или общественных движений; г) индивидуальные формы протеста (занятие зданий или квартир, голодовки и др.).

 

Значимость политической культуры для личности, группы, общества находит отражение в ее функциях. Можно выделить следующие основные функции политической культуры.

 

Теоретико-познавательная функция  заключается в полном и конкретном познании тех или иных сторон политической жизни общества, в понимании ее как целостного явления. Это накапливание политических знаний, систематизация их, вооружение ими граждан общества.

 

Функция удовлетворения политических потребностей. Эта функция связана  с ростом значения политики как социального  феномена. Если в начале нашего века политике отводилась роль «ночного сторожа» свободы индивида, то сейчас ни один человек не может чувствовать  себя свободным от политики. Политика -- необходимость и потребность современного человека, поскольку она является указателем и ограничителем его многообразных действий. Это способствует формированию потребностей людей не только в политических убеждениях и оценках, но часто и в политической активности, в формах участия, кажущихся человеку наиболее предпочтительными. Для современного общества в целом характерен чрезмерно высокий интерес к политике.

 

Воспитательная функция  заключается в формировании политического  сознания граждан: политических ценностей, чувств, испытываемых к властям, правительству, политической системе в целом, оценок, суждений, мнений о политике и др. Она включает закрепление и передачу из поколения в поколение политических норм, ценностей, установок.

 

Коммуникативная функция. Совместное участие людей в политическом процессе способствует их общению, а, следовательно, взаимопониманию. Оно предполагает наличие определенной взаимозависимости  людей, которая должна основываться на контактах между ними и на осознанной общности в политических взглядах и  убеждениях. Условием реализации этой функции является такое положение, когда люди участвуют в политическом процессе и при этом чувствуют, что  они свободны поддерживать любые политические партии и сипы.

 

Интегративная функция политической культуры прямо следует из коммуникативной. Процесс формирования политической культуры общества, отдельных индивидов способствует объединению разнородных элементов общественной системы, повышению уровня ее целостности и организованности. Она содействует упорядочению отношений между индивидами, политическими партиями, государством и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Типология политических культур. Признаки современной политической культуры.

 

Процессу развития духовной культуры общества, перехода ее на более  высокие ступени и уровни всегда соответствует процесс развития политической культуры, которая является ее составной частью. Отталкиваясь от идеи французских просветителей  о том, что цивилизованное общество -- это общество, основанное на началах разума и справедливости, мы можем утверждать, что под политической цивилизованностью следует понимать осуществление политики и реализацию власти на базе тех же принципов в интересах людей, социального прогресса и гражданского общества. Политическая цивилизованность в содержательном плане является критерием политической культуры общества и конкретных индивидов.

 

Рассмотрим типологию  политических культур современной  цивилизации.

 

Модели и типы политических культур чрезвычайно разнообразны, проявляются по-разному и в  различных модификациях. Классификация  их зависит от того, какой критерий будет избран для выделения типов  культур.

 

Если мы возьмем за основу исследования социальную структуру  общества, то обнаружим, что каждый социальный слой, класс, каждая общность людей имеют специфический тип  политической культуры. Критерием выделения  типов культур будет в этом случае социально-классовый. Исходя из него, правомерно выделить политическую культуру рабочего класса, интеллигенции, бизнесменов и др.; политическую культуру молодежи, среднего поколения  и пожилых людей; даже политическую культуру мужчин и женщин.

 

Если рассматривать общество с позиций формационного подхода, то можно применять формационный критерий типологии политической культуры. Каждая формация (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и т.) представляет собой целостность, в которую  органически вплетаются наряду с  другими элементами и политические знания, убеждения, ориентации, политическая деятельность. Тип политической культуры соответствует типу общественной формации.

 

Если мы хотим сделать  акцент в своем исследовании на типологии  политических культур современных  цивилизованных обществ, то критерием  правомерно избрать тип политического  режима, проявляющегося в совокупности средств и методов осуществления  государственной власти. Политический режим всегда порождает соответствующую  ему модель политической культуры, характеризующуюся определенными  признаками. В чистом виде эти модели функционируют редко, чаще встречаются  смешанные формы. Тем не менее можно выделить две основные модели политической культуры современных обществ: тоталитарную и демократическую. Дадим их краткую характеристику.

 

Тоталитарная модель политической культуры отличается такими признаками: а) приверженность единой универсальной  цели (например, индустриализация или  расовое господство); б) непредсказуемость  и неопределенность (вчерашний герой  сегодня может стать предателем): в) широкомасштабное использование  организованного насилия; г) усилия по достижению всеобщего участия  в общественных организациях, преданных  единой цели, и по подчинению или  ликвидации тех организаций, которые  не привержены режиму.

 

Здесь исчезает деление на гражданское общество и государство, происходит поглощение и общества и  государства одной партией: партийному монизму соответствует монизм идеологический, пронизывающий всю иерархию властных отношений. Все разногласия в  обществе расцениваются как зло, которое надо искоренять.

 

Тоталитаризм невозможен без массовости, растворения индивида в массе. Жизнь и сознание человека как бы раздваиваются: на работе, собраниях, митингах он вполне лояльный гражданин, а в частной жизни проявляет  полное равнодушие и недоверие к  политическому руководству страны и к политической жизни вообще.

 

Тоталитарная модель политической культуры построена на насилии, с  одной стороны, и на казенном оптимизме -- с другой. Но при этом нельзя не признать, что она обладает относительной долей устойчивости и организованности, которая проявляется, как правило, на конкретном этапе развития и в конкретном обществе благодаря вышеперечисленным свойствам. Это мы видели на примере нашей страны, где за десятилетия сложилась единонаправленная модель политической культуры, а по ее подобию шаблонно, в массовом порядке через политические и информационно-идеологические институты шло формирование политических качеств конкретных индивидов. Модель политической культуры вполне соответствовала модели политической системы.

 

Тоталитарные системы  настраивают против себя подавляющее  большинство населения. Рано или  поздно наступает кризис и крушение тоталитарного строя и наблюдается  тенденция движения к демократии. Но этот процесс длительный и сложный, он требует осторожности и осмотрительности. Такие следы тоталитаризма, как политическое доносительство, притворство и ложь, утрата чувства собственного достоинства, льстивое раболепство нельзя уничтожить сразу. Нельзя просто объявить демократию, ибо она будет сразу понята как анархия. Надо научить людей жить в демократическом обществе. Нужно время, чтобы народ научился разуметь свободу, нуждаться в ней, ценить ее, уметь пользоваться ею и бороться за нее. Народ должен накопить политические знания, политический опыт, которого у него практически не было, и навыки политической деятельности.

 

Кроме того, победа демократии в обществе невозможна без политических лидеров и политиков-профессионалов, имеющих достаточно высокий уровень  политической культуры. Задача выдвижения новых политиков, обладающих такими качествами, как гражданская честь  и ответственность, ум и воля, организаторские  способности, дальнозоркость и образованность, имеет большое значение в процессе перехода к демократической модели политической культуры общества.

 

Основным компонентом  демократической модели политической культуры является плюралистическая демократия, предполагающая наличие множества  политических партий, движений, течений, которые ведут между собой  легальную политическую борьбу, конкурируют, сталкиваются, идут на компромиссы, вступают в разного рода союзы, коалиции, заключают  соглашения и т. д. Один из центральных  моментов данной модели -- идея гражданского общества как система самостоятельных  и независимых от государства  общественных институтов и инициатив. Демократическое общество основано на принципах свободы всех граждан и зависимости всех от единого общего законодательства.

 

Важнейшие положения плюралистической теории демократии были сформулированы М. Вебером. Сторонники его теории рассматривают  конкуренцию опирающихся на поддержку  групп интересов политических лидеров  открытых элит, разделяющих общие  взгляды относительно правил демократической политики, как средство достижения равенства влияния основных социальных групп и одновременно препятствие усилению независимости государства от гражданского общества.

 

Демократическая модель политической культуры не является, конечно, идеальной, но из реально существующих она самая оптимальная, поскольку именно она предполагает цивилизованные взаимоотношения между людьми в сфере политики. Политическая толерантность. Она означает терпимость к иным политическим взглядам, к чужому поведению, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Этот принцип неприемлем в тоталитарных обществах, поскольку они основаны на твердой вере в обладание высшей истиной, единственным рецептом достижения счастья. В демократическом обществе толерантность обуславливает возможность легальной борьбы за власть, существование легальной оппозиции по отношению к правящей партии, а также согласие между всеми политическими силами общества относительно соблюдения «правил игры» в политической сфере. Особенно важно соблюдение этого принципа в периоды крупных политических кампаний (например, выборов), а также во времена серьезных политических кризисов.

 

2. Искусство диалога и  компромисса. Плюралистическая демократия  современного общества предполагает  своеобразный эклектизм: сочетание  и взаимодействие самых разнообразных  социальных и политических сил,  интересов, потребностей, а это  в свою очередь влечет за  собой необходимость диалога  между ними, нахождения общих  позиций, точек соприкосновения.  Результатом диалога является  компромисс. Искусство идти на  компромисс -- одно из важнейших  качеств, характеризующих высокий  уровень политической культуры, а компромисс-- незаменимый инструмент баланса интересов. Суть его -- в способности четко представлять приоритет целей, жертвовать менее значительным, чтобы в итоге добиться более значительного, не побояться сегодняшних минусов, если завтра благодаря этому можно получить серьезные плюсы.

Информация о работе Политическая культура и политическое участие в России