Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:22, реферат
В наше время существует множество определений Политики. В современную эпоху политика стала похожа больше не на управление, а на манипуляции со сложной иерархией элит и псевдоэлит, что подчинено многофакторной рефлексии на разноуровневые и многопрофильные сигналы (стимулы) в реальных условиях природных изменчивых факторов и поступков, в том числе и неадекватных поступков субъектов общества.
Политика - это деятельность органов власти, объединений граждан и отдельных лиц в сфере отношений между государствами, классами, нациями, большими группами людей, направленными на реализацию, отстаивание своих интересов и связанная с устремлениями к завоеванию, обладанию и использованию политической власти.
1. Введение.
2. Понятие "политическая культура"
3. Сущность, содержание, функции политической культуры
4. Типология политических культур. Признаки современной политической культуры
5. Проблемы формирования политической культуры
6. Заключение
7. Список использованной литературы
3. Поведенческие элементы:
различные формы участия
Существуют различные точки зрения на проблему участия рядовых граждан в политической жизни общества. Интересна в этом плане «теория индустриальной политической демократии» Э. Фромма, который связывает нерешенные проблемы западного общества с политической пассивностью. По Фромму, активность является высшим критерием демократичности общества. «Участвуя в жизни общества, люди обнаруживают, что жизнь становится более интересной и стимулирующей. Действительно, подлинную политическую демократию можно было бы определить как демократию, при которой жизнь становится интересной». Он видит пути повышения активности личности в переходе от бюрократической структуры к методам гуманного управления, при которых развиваются самоактивность человека и его творчество, помогающие преодолеть или ограничить «злокачественную агрессивность» индивидов. Иную позицию занял видный британский политолог первой половины XX в. Г. -Д. Ласки, который считал, что контекст жизни, наиболее важный для большинства, -- это частный контекст, а полагать, что люди являются активными и постоянными политическими существами -- серьезная ошибка. С этой мыслью согласны Алмонд и Верба, которые всеобщее участие в политике считают утопией. В идеальной культуре гражданственности (по их мнению) активность и вовлеченность граждан в политику должны уравновешиваться некоторой долей пассивности и неучастия. Социологические исследования, проведенные ими, показали, что большинство американцев не считают политику предметом первостепенного внимания. Но в то же время значительное число американцев поддерживают идею необходимости участия каждого гражданина в делах общества и местных сообществ. Они убеждены, что располагают знаниями и средствами для того, чтобы повлиять на ход дел в стране (75% опрошенных) и на местном уровне (77%).
Аналогичные исследования проводились и у нас. Они показали, что наибольшая часть россиян (примерно 70-80% взрослого населения) участия в политической жизни практически не принимают. Регулярно принимают участие в политических мероприятиях около 5% граждан, 15-20% -- бывают на митингах, демонстрациях: работают в политических организациях -- 1-2%.
Конечно, доля участия людей
в политических действиях не может
являться критерием уровня их политической
культуры. Вполне естественно, что рядовые
граждане исключены из процесса принятия
решений по вопросам «большой политики»
(экономики, обороны и др.), поскольку
та находится в ведении
Кроме того, существуют другие формы политического участия (как коллективные, так и индивидуальные выражают протест против каких-либо политических действий властей (либо -- реже -- их поддержку в противовес иным политическим силам). Среди этих форм участия можно назвать следующие: а) политические забастовки, митинги, демонстрации, бойкоты, пикетирование и др.; б) подписи под петицией; в) участие в деятельности политических партий или общественных движений; г) индивидуальные формы протеста (занятие зданий или квартир, голодовки и др.).
Значимость политической культуры для личности, группы, общества находит отражение в ее функциях. Можно выделить следующие основные функции политической культуры.
Теоретико-познавательная функция заключается в полном и конкретном познании тех или иных сторон политической жизни общества, в понимании ее как целостного явления. Это накапливание политических знаний, систематизация их, вооружение ими граждан общества.
Функция удовлетворения политических потребностей. Эта функция связана с ростом значения политики как социального феномена. Если в начале нашего века политике отводилась роль «ночного сторожа» свободы индивида, то сейчас ни один человек не может чувствовать себя свободным от политики. Политика -- необходимость и потребность современного человека, поскольку она является указателем и ограничителем его многообразных действий. Это способствует формированию потребностей людей не только в политических убеждениях и оценках, но часто и в политической активности, в формах участия, кажущихся человеку наиболее предпочтительными. Для современного общества в целом характерен чрезмерно высокий интерес к политике.
Воспитательная функция
заключается в формировании политического
сознания граждан: политических ценностей,
чувств, испытываемых к властям, правительству,
политической системе в целом, оценок,
суждений, мнений о политике и др.
Она включает закрепление и передачу
из поколения в поколение
Коммуникативная функция. Совместное участие людей в политическом процессе способствует их общению, а, следовательно, взаимопониманию. Оно предполагает наличие определенной взаимозависимости людей, которая должна основываться на контактах между ними и на осознанной общности в политических взглядах и убеждениях. Условием реализации этой функции является такое положение, когда люди участвуют в политическом процессе и при этом чувствуют, что они свободны поддерживать любые политические партии и сипы.
Интегративная функция политической культуры прямо следует из коммуникативной. Процесс формирования политической культуры общества, отдельных индивидов способствует объединению разнородных элементов общественной системы, повышению уровня ее целостности и организованности. Она содействует упорядочению отношений между индивидами, политическими партиями, государством и пр.
4. Типология политических культур. Признаки современной политической культуры.
Процессу развития духовной культуры общества, перехода ее на более высокие ступени и уровни всегда соответствует процесс развития политической культуры, которая является ее составной частью. Отталкиваясь от идеи французских просветителей о том, что цивилизованное общество -- это общество, основанное на началах разума и справедливости, мы можем утверждать, что под политической цивилизованностью следует понимать осуществление политики и реализацию власти на базе тех же принципов в интересах людей, социального прогресса и гражданского общества. Политическая цивилизованность в содержательном плане является критерием политической культуры общества и конкретных индивидов.
Рассмотрим типологию политических культур современной цивилизации.
Модели и типы политических
культур чрезвычайно
Если мы возьмем за основу исследования социальную структуру общества, то обнаружим, что каждый социальный слой, класс, каждая общность людей имеют специфический тип политической культуры. Критерием выделения типов культур будет в этом случае социально-классовый. Исходя из него, правомерно выделить политическую культуру рабочего класса, интеллигенции, бизнесменов и др.; политическую культуру молодежи, среднего поколения и пожилых людей; даже политическую культуру мужчин и женщин.
Если рассматривать общество
с позиций формационного
Если мы хотим сделать
акцент в своем исследовании на типологии
политических культур современных
цивилизованных обществ, то критерием
правомерно избрать тип политического
режима, проявляющегося в совокупности
средств и методов
Тоталитарная модель политической
культуры отличается такими признаками:
а) приверженность единой универсальной
цели (например, индустриализация или
расовое господство); б) непредсказуемость
и неопределенность (вчерашний герой
сегодня может стать
Здесь исчезает деление на гражданское общество и государство, происходит поглощение и общества и государства одной партией: партийному монизму соответствует монизм идеологический, пронизывающий всю иерархию властных отношений. Все разногласия в обществе расцениваются как зло, которое надо искоренять.
Тоталитаризм невозможен
без массовости, растворения индивида
в массе. Жизнь и сознание человека
как бы раздваиваются: на работе, собраниях,
митингах он вполне лояльный гражданин,
а в частной жизни проявляет
полное равнодушие и недоверие к
политическому руководству
Тоталитарная модель политической культуры построена на насилии, с одной стороны, и на казенном оптимизме -- с другой. Но при этом нельзя не признать, что она обладает относительной долей устойчивости и организованности, которая проявляется, как правило, на конкретном этапе развития и в конкретном обществе благодаря вышеперечисленным свойствам. Это мы видели на примере нашей страны, где за десятилетия сложилась единонаправленная модель политической культуры, а по ее подобию шаблонно, в массовом порядке через политические и информационно-идеологические институты шло формирование политических качеств конкретных индивидов. Модель политической культуры вполне соответствовала модели политической системы.
Тоталитарные системы
настраивают против себя подавляющее
большинство населения. Рано или
поздно наступает кризис и крушение
тоталитарного строя и
Кроме того, победа демократии
в обществе невозможна без политических
лидеров и политиков-
Основным компонентом демократической модели политической культуры является плюралистическая демократия, предполагающая наличие множества политических партий, движений, течений, которые ведут между собой легальную политическую борьбу, конкурируют, сталкиваются, идут на компромиссы, вступают в разного рода союзы, коалиции, заключают соглашения и т. д. Один из центральных моментов данной модели -- идея гражданского общества как система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и инициатив. Демократическое общество основано на принципах свободы всех граждан и зависимости всех от единого общего законодательства.
Важнейшие положения плюралистической теории демократии были сформулированы М. Вебером. Сторонники его теории рассматривают конкуренцию опирающихся на поддержку групп интересов политических лидеров открытых элит, разделяющих общие взгляды относительно правил демократической политики, как средство достижения равенства влияния основных социальных групп и одновременно препятствие усилению независимости государства от гражданского общества.
Демократическая модель политической культуры не является, конечно, идеальной, но из реально существующих она самая оптимальная, поскольку именно она предполагает цивилизованные взаимоотношения между людьми в сфере политики. Политическая толерантность. Она означает терпимость к иным политическим взглядам, к чужому поведению, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Этот принцип неприемлем в тоталитарных обществах, поскольку они основаны на твердой вере в обладание высшей истиной, единственным рецептом достижения счастья. В демократическом обществе толерантность обуславливает возможность легальной борьбы за власть, существование легальной оппозиции по отношению к правящей партии, а также согласие между всеми политическими силами общества относительно соблюдения «правил игры» в политической сфере. Особенно важно соблюдение этого принципа в периоды крупных политических кампаний (например, выборов), а также во времена серьезных политических кризисов.
2. Искусство диалога и
компромисса. Плюралистическая
Информация о работе Политическая культура и политическое участие в России