Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:11, контрольная работа
В целом политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные формы политической жизни. Причем такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Так, например, в традиционных обществах (аграрных, построенных на простом воспроизводстве и натуральных связях) политическая культура даже в период реформации, как правило, поддерживает прежнюю архаическую структуру власти, противодействуя целям модернизации и демократизации политической системы. Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а, в-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.
1. Политическая культура...............................................................................................3
1.1. Понятие политической культуры.......................................................................3
1.2. Типы политических культур...............................................................................8
2. Мораль и политика.......................................................................................................13
Волгоградский Государственный Аграрный Университет
кафедра:"Истории, философии и политологии "
дисциплина:"Политология"
Контрольная работа
на тему: "Политическая культура. Мораль и политика"
Подготовил студент: Родина Л.В.
Волгоград 2013г.
Содержание:
1.1. Понятие
политической культуры.........
1.2. Типы
политических культур..........
2. Мораль и политика.............
Хотя многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, описывалось еще мыслителями древности (Конфуций, Платон, Аристотель), сам термин появился впервые много позже — в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя И. Гердера. Теория же, описывающая эту группу политических явлений, сформировалась только в конце 50 — начале 60-х гг. нынешнего столетия в русле западной политологической традиции. Большой вклад в ее разработку внесли американские ученые Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, У. Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д. Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М. Дюверже и Р. Ж. Шварценберг, голландец И. Инглхарт и другие.
Теория политической культуры позволила
преодолеть ограниченность институционального
анализа в политических исследованиях,
не способного объяснить, почему, например,
одинаковые по форме институты
В науке сложились два основных
подхода к трактовке
Другая группа ученых, видя в политической культуре проявление нормативных требований (С. Байт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум) и т.д., считают, что это особый, специфический субъективный ракурс политики.
Наиболее последовательно
Характеризуя самые устойчивые представления человека и наиболее типичные формы его взаимоотношений с властью, стиль его политической деятельности демонстрирует, насколько им восприняты и усвоены общепризнанные нормы и традиции государственной жизни, как в повседневной активности сочетаются творческие и стереотипизированные приемы реализации ими своих прав и свобод и т.д. Тот же разрыв (противоречие), который складывается между освоенными и неосвоенными человеком нормами политической игры, стандартами гражданского поведения, является важнейшим внутренним источником эволюции и развития политической культуры.
В то же время сосуществование
Особой сложностью отличается стиль
массового политического
Там же, где люди отчуждены от власти
и не имеют возможности
Однако в разных странах —
и даже в тех, где нет существенных
противоречий между официальной
и реальной политической культурой,
— всегда существуют различия в
степени признания и поддержки
общественными группами и индивидами
принятых в политической системе
норм и традиций. Это свидетельствует
о разной степени культурной оснащенности
политических субъектов. Более того,
там, где получают распространение
идеи, пренебрегающие ценностью человеческой
жизни, игнорирующие права граждан,
где правящий режим заставляет людей
руководствоваться чувствами
Строго говоря, политическая культура отличается также и от предполитического (потестарного) участия граждан в отношениях власти, основанного не на рациональных, а на иррациональных ориентирах, направленность которым задает круговая порука этноса, земляческая мифология, “единая кровь” своей общины. Носители подобного рода воззрений, не зная “общего интереса” и дисциплины (И. Ильин), понимая свободу как “бесчинство разнузданности” (С. Франк), служат источником классового и социального эгоизма, способствуют распространению болезненных этнофобий и вспышек насилия в обществе.
Констатируя невозможность построения
всех форм участия граждан в политике
на образцах культуры, а также разную
степень обусловленности
Воплощая ценностно-смысловую
В целом политическая культура способна
оказывать тройственное влияние
на политические процессы и институты.
Во-первых, под ее воздействием могут
воспроизводиться традиционные формы
политической жизни. Причем такая возможность
сохраняется даже в случае изменения
внешних обстоятельств и
Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а, в-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.
Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим из них можно отнести следующие:
— идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
— ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе; — адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
— социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;
— интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
— коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
В различных исторических условиях
— чаще всего при нестабильных
политических процессах — некоторые
функции политической культуры могут
затухать и даже прекращать свое действие.
В частности, может весьма значительно
снижаться коммуникативная
Политическая культура — явление полиструктурное, многоуровневое. Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют ее сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние структуры политической культуры отображают технологию формирования политического поведения субъектов, этапы становления культурного целого (т.е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных субкультурных образований и т.д.
Информация о работе Политическая культура. Мораль и политика